Психология для чайников

Валерий Михайлов

«Психология для чайников» – это вызов популярной психологии как таковой. Книга написана простым, откровенным, с применением мата, языком. Автор не пытается сюсюкать с читателем, а говорит с ним прямо, откровенно, не боясь оскорбить или «спугнуть». Книгу отличает прямота и честность в описании ряда щекотливых тем, а также свобода от пут морали, нравственности и прочих предрассудков. Книга содержит нецензурную брань.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология для чайников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

«Я» и «мои» проблемы

Уровни благополучия

— Я не могу себе это позволить.

— Я могу себе это позволить.

— Я могу себе это не позволять.

Конфликт программного обеспечения

Базовой причиной большинства наших несчастий является конфликт между первичным и вторичным программным обеспечением. Первичное П. О. формировалось эволюцией в течение миллиардов лет. Это та психофизиологическая база, которая управляет работой нашего организма и содержит все наши биологические (животные) поведенческие инструкции. Второе или вторичное П.О. — это чисто человеческие системы ценностей и правила поведения, которые зачастую не только не учитывают принципы действия базового П.О., но и противоречат наиболее принципиальным его моментам.

Наиболее распространенным методом преодоления этого конфликта является отрицание базового П.О., в результате чего жизнь применяющего данный метод человека напоминает езду на автомобиле с одновременно нажатыми педалями газа и тормоза. Второй метод заключается в попытке возврата к базовому П.О., то есть к игнорированию требований вторичного П.О., что приводит к той или иной степени одичания практикующего этот метод человека и неспособности адекватно существовать в человеческом обществе.

Думаю, очевидно, что практика обоих методов делает людей не только несчастными, но нелепо-забавными. Самое забавное здесь то, что наиболее рациональное решение, заключающееся в коррекции вторичного П.О. с учетом понимания принципов работы базового П.О., гневно отвергается наиболее П.О.-конфликтующей частью населения, то есть той нелепой и смешной его частью, которой такая коррекция необходима в первую очередь.

Скотный двор

По основным социально-психологическим стратегиям поведения людей можно разделить на 4 группы:

1. Овцы или последователи. Это те, кто и шагу не может ступить без руководящей и направляющей роли лидера, будь то начальник, религиозный или духовный деятель, супруг или супруга, президент… Это те, кто толпится в храмах, кто попадает в секты, кто вступает в качестве рядовых членов в партию и так далее. Это те, кому нужен тот, кто принимал бы за них решения и брал на себя ответственность за их исполнение.

2. Козлы. Козлы, как известно, это те, за кем идут овцы. Это их лидеры. Это те, кто готов думать за овец, направляя их на решение своих задач. При этом даже если тот или иной козел — козел конченный, он все равно остается козлом, так как сами овцы неспособны быть козлами, а могут лишь жалобно блеять, продолжая идти за козлом.

3. Гибриды. Это промежуточные козлы. То есть для тех или иных отар они играют роль козлов, оставаясь покорными овцами для козлов покрупнее. Главная мечта гибрида — вырасти наиболее крупным козлом, для чего они постоянно питаются стимуляторами роста, которые выделяют задницы боле крупных козлов в момент лизания.

4. Коты. То есть те, кто гуляет сам по себе. Этих ненавидит вся козло-овеческая братия, поэтому коты зачастую вынуждены рядиться в овечьи шкуры. А жаль.

К вопросу о социальной неполноценности

Сегодня, как и сотни лет назад продолжаются споры о том, кого стоит считать «Человеком», а кого — побочным продуктом эволюции или ошибкой бога. Так, если верить Библии, придя в землю обетованную, евреи уничтожили всех, кто ее населял, с тем же чувством, с каким мы травим тараканов. Европейские переселенцы-колонизаторы несколько позже уничтожили целые народы Африки и Америки, признав их недочеловеками. Сегодня можно довольно часто услышать «научно аргументированные» мнения о недоразвитости «цветных» по отношению к «белым» и наоборот; о недоразвитости мужчин по отношению к женщинам и наоборот; и так далее.

Господа классификаторы старательно умалчивают о том, что любая классификация — вещь условная, субъективная и предназначена для упрощения решения конкретных задач. При этом зачастую классификация характеризует не столько классифицируемые объекты, сколько самих классификаторов. В качестве примера могу привести разделение людей на арийцев и недолюдей, принятое в Третьем Рейхе.

Другой крайностью является попытка уровнять всех и вся, признав всех одинаково полноценными, одаренными и дееспособными. Мало того, что такие уравнители не могут отличить Да Винчи, Эйнштейна, Будду от Гитлера, Сталина, Чингисхана или от идиота, неспособного даже ухаживать за собой, они агрессивно навязывают всем остальным свою слепоту.

Хотим мы того, или нет, но социально-неполноценные люди есть, и их намного больше, чем мы думаем. Так чем же они отличаются от своих социально-полноценных собратьев?

1. Социально-неполноценные люди уверены в том, что общество обязано им дать образование, работу, жилье, средства к существованию и так вплоть до цели жизни.

Социально-полноценные люди действуют, исходя из того, что им никто ничего не должен. Поэтому они сами стараются получить образование, найти приемлемую работу, обеспечить себя жильем, и так далее. Максимум, чего они хотят, чтобы им не мешали.

При этом было бы ошибкой считать неполноценными людей, которые в силу объективных причин, таких как старость или инвалидность, вынуждены существовать на социальные подачки, но при этом мировоззренчески относятся к социально-полноценным.

2. Политикой как таковой социально-полноценные люди практически не интересуются. Государственное устройство предпочитают такое, при котором власть как можно меньше вмешивается в их дела. Они ненавидят революции и государственные перевороты и с отвращением относятся к вождям и вождизму, как таковому. Хорошо адаптируются к существующим социальным условиям. Активны там, где способны изменить свою жизнь к лучшему, и смиряются там, где это невозможно.

Социально-неполноценные любят жесткую власть и «порядок». Они склонны обожествлять вождей, и с радостью передают им право принимать решения. Они с ностальгией вспоминают времена Ленина, Сталина, Гитлера… Зачастую они революционны и политически активны. Их легко можно спровоцировать на бунт, погром и прочие стихийные выступления.

Вожди, кстати, тоже являются выходцами из социально-неполноценных людей, и за рамками отношений вождь-толпа, как правило, являются посредственностями.

3. При взаимоотношениях с другими людьми социально-полноценные, прежде всего, обращают внимание на деловые и личные качества партнера по взаимоотношению, а потом уже на его расу, нацию, пол, вероисповедание, и так далее. Предпочитают равноправные партнерские отношения.

Социально неполноценные, наоборот, прежде всего, оценивают человека по принадлежности к социальной группе: национальности, вероисповеданию, цвету кожи. Возводя свою неполноценность в ранг исключительной добродетели, смотрят на «чужаков» сверху вниз, откровенно считая их недочеловеками. Для этого выискивают всяческие «доказательства» своего превосходства над другими, будь то арийские корни или белый (черный/желтый/красный) цвет кожи.

4. Социально-неполноценные люди склонны абсолютизировать принимаемые ими морально-нравственные нормы, считая их незыблемыми и единственно верными и обязательными к исполнению. Это относится и к так называемым аморальным или асоциальным людям, чья мораль попросту отличается от общепринятой, но тоже возведена в ранг абсолютного закона.

Социально-полноценные люди относятся к моральным нормам критически, легко преступая те, которые являются неадекватными в конкретной ситуации. Они понимают относительность любых норм.

5. В связанных с познанием вопросах социально-неполноценные довольствуются чужими выводами, тогда как социально-полноценные думают своей головой.

6. Такой же подход характерен и в вопросах религии. Социально-неполноценные довольствуются готовыми ответами традиционных для них конфессий (включая атеистическую) или же становятся жертвами сект.

Социально-полноценные люди либо не религиозны, либо их не удовлетворяют готовые ответы. Они стремятся докопаться до истины. Именно из таких людей вышли выдающиеся мистики.

7. Социально-неполноценные люди склонны сбиваться в стада. Для них очень важно ощущать свою общность с нацией, социальным кругом, церковью и любой другой социальной группой. Одиночество для них смерти подобно.

Социально-полноценные люди практически лишены стадного чувства. Они общительны, но их общение носит осмысленный характер. Большинство из них легко переносит одиночество.

8. Неучтенный вариант.

Руководство к действию для непризнанных уродов

Здравствуй, урод!

У тебя чудовищно большой нос или огромные, оттопыренные уши. Ты разожрался (разожралась), как дюжина свиней, или наоборот, отощал (отощала), как глиста узника Освенцима. У тебя кривые ноги или член размером с мизинец на ноге Золушки, или сиськи, как прыщи или, как уши спаниеля… или______ (впиши самостоятельно).

Для простоты изложения материала в дальнейшем я буду обращаться к гипотетической вислоухой и оттого жутко несчастной девочке подросткового возраста, которой не везет с парнями. Но все, что я скажу ей, я говорю и тебе, читающий меня урод.

В общем, с парнями тебе не везет. Возможно, тебя как-то дразнят. Возможно, игнорируют, не замечают. Родители убеждают тебя, что никакая ты не вислоухая, и уж тем более не уродина. Не красавица, но вполне даже ничего. И от этих слов тебе становится еще хуже. Потому что ты знаешь, что ты самая настоящая уродина!

И это так! — скажу я тебе, — ты действительно вислоухая уродина. Но прежде, чем я скажу, почему я так решил, никогда тебя не видя, а самое главное, что тебе делать, чтобы перестать быть такой, ответь на следующие вопросы:

Как много для тебя значит твой мизинец на левой ноге? Как часто ты о нем думаешь? Как часто разглядываешь его? Как часто хочешь сделать пластическую операцию, чтобы придать ему другую форму?

А теперь представь, что под ноготь этого мизинца вогнали иглу. Сможешь ли ты думать о чем-то другом? Также обстоят дела и с твоей вислоухостью. Ты думаешь о своих ушах, как о пальце с иглой под ногтем.

Нарисуй себя несколько особым образом. Пусть размер твоих рук, ног, черт лица будет соответствовать той степени, с которой ты о них думаешь. Если ты — честная девочка, у тебя получится что-то вроде огромных висячих ушей, с маленьким дополнением в виде тебя где-то на краю рисунка. Такой ты видишь себя в собственном сознании. Такой образ себя ты проецируешь окружающим. В результате твоя вислоухость приобретает еще более ярко выраженную уродливость. И проблема твоя не в том, что у тебя такие уши, а в том, что кроме них у тебя ничего больше нет. Я говорю сейчас о том образе себя, который у тебя в голове, ибо уродлива ты, прежде всего, в своем собственном сознании.

Здесь можно было бы и в петлю полезть, если бы не одно «но». Это можно изменить!!! Не без усилий, но тем слаще радость победы.

Наиболее очевидный выход из твоей ситуации — отправиться к пластическому хирургу, который за энную сумму денег ликвидирует твою вислоухость. Но стоит ли с этого начинать? Убери с рисунка свои огромные уши, и на нем не останется вообще ничего. Ты исчезнешь, перестанешь существовать.

Что делать?

Прежде всего, тебе надо решить, что такое красота. Только не думай, что ты уже это знаешь. Нихрена ты не знаешь, можешь в этом не сомневаться. Но ты можешь кое-что об этом узнать, а именно то, что все это время тебя обманывали фейшен-мафиози, устроившие грандиознейшую кампанию по промывке мозгов. До сего дня тебя убеждали, что красота — это степень соответствия неким определенным параметрам. Таким способом они превращают тебя в некий стандартизированный механизм потребления фигни, которую они выкидывают на рынок. Так в свое время делал еще Прокруст. Нет ничего более привлекательного для производителя, чем некий усредненный потребитель, готовый жрать, что ему предложат. И разве мнение горстки именитых педерастов заслуживает того, чтобы возводить его в истину в последней инстанции?

Знай, если ты последуешь за этими проповедниками стандартов, от тебя останется только чистый лист бумаги, и тобой, именно тобой легко можно будет пренебречь.

Но есть и другая красота. Твоя собственная красота, которую у тебя никто не сможет отнять.

Ты красива ровно настолько, насколько ты соответствуешь самой себе, насколько ты раскрыла себя, реализовала то, что заложено в тебя природой, насколько ты себя вырастила. Ты знаешь, какими были уши у Иисуса Христа? А какой была талия Жанны д'Арк? Да и насколько вообще это важно? Паганини, кстати, был далеко не красавцем в общепринятом понимании красоты, однако, баб у него было, хоть отбавляй.

Создавай себя, и ты увеличишь то, что до сей поры на рисунке было приложением к твоим ушам. И если ты все сделаешь правильно, они сами займут полагающееся им место.

Дерзай. Займись умом и телом, потому что одно без другого ничто. Физические упражнения позволят тебе обрести ловкость и грацию, а развитый ум придаст тебе шарм и внутреннюю красоту. Все правильно, дорогуша, уродство — это особый вид недоразвитости, а именно недоразвитость до самой себя. Наличие определенных физиологических дефектов — это уже инвалидность, и доросший до самого себя инвалид — далеко не урод.

А вот когда ты действительно станешь собой, можно будет и подкорректировать твои уши, если, конечно, ты еще будешь о них думать, в чем я сомневаюсь.

Поверь, нет более увлекательного занятия, чем сотворение себя. Создавая себя, ты становишься равной богу. Дерзай, тем более что у тебя есть все для того, чтобы стать максимально собой, единственной и неповторимой собой!

Правила грамотного худения

Сколько себя помню, я всегда был толстяком и сладкоежкой. Не скажу, что талия навыпуск мне не мешала, но до 2014 года я предпочитал мириться с ее существованием, изредка затевая безрезультатные кампании по похудению. В 2014 году у меня состоялся крупный разговор со здоровьем, которое заявило: «Или я, или жир».

За год с небольшим я похудел на 20 кг, а в последующие несколько лет еще на 10. Я понимаю, это не тот подвиг, за какой дают медаль или включают в книгу рекордов, но я не растолстел заново и не превратил свою жизнь в ад, страдая от тягот и лишений, с которыми ошибочно связывают процесс избавления от жировых отложений.

Понимая, что похудение — это марафон длиной в жизнь, я нашел образ жизни, позволяющий защитится от лишних килограммов, продолжая наслаждаться жизнью. Изложенные ниже правила стали основой для него.

1. Регулярные попытки похудеть — наилучший способ поправиться.

Это правило работает безотказно в силу двух основных причин. Первая из них связана с неправильным пониманием физиологии человека. В основе большинства провальных рекомендаций лежит убеждение в том, что раз мы жиреем потому, что много едим вообще или способствующих ожирению продуктов и мало двигаемся, надо меньше есть вообще или таких продуктов и больше двигаться.

Конечно, если бы мы были устроены, как паровой котел, производительность которого зависит от количества топлива в топке, эти рекомендации работали бы. Но мы устроены несколько сложнее, и эта сложность обычно приводит к обратным результатам.

В гипоталамусе человека содержится информация о том, каким должно быть его тело, включающая в себя допустимые границы колебания веса. И когда тело теряет вес сверх допустимого уровня, включается режим энергосбережения, во время которого сначала замедляется обмен веществ, сокращается объем мышечных тканей в рамках программы «отключения лишних потребителей», усиливается чувство голода и уже только потом начинает сжигаться играющий роль неприкосновенной заначки жир. И все бы ничего, но этот режим на всякий случай может сохраняться еще около года после возвращения к обычному образу жизни. И если вы, решив похудеть, сели на строгую диету и временно переехали в спортивный зал, то после окончания самоистязания вы гарантированно наберете лишний вес благодаря сохранившемуся у вас повышенному аппетиту при пониженных потребностях организма в еде. Поэтому любые ограниченные во времени кампании приводят к последующему ожирению.

Вторая причина связана с отношением к лишнему весу как к проблеме. Разумеется, в свисающем с боков сале нет ничего хорошего, но ожирение — это не сама проблема, а побочный результат генетической предрасположенности к ожирению, нарушений обмена веществ и неправильного образа жизни.

Над наследственностью мы не властны. Связанные с нарушением обмена веществ заболевания необходимо лечить у грамотного специалиста, так как плохой эндокринолог сможет нанести намного более серьезный урон здоровью, чем все вредные привычки, вместе взятые. При этом лечение должно опираться, прежде всего, на изменение образа жизни в сторону нормализации питания и регулярного выполнения необходимых физических упражнений, а медикаменты должны играть вспомогательную роль. Так что в любом случае главной областью приложения усилий является образ жизни, который, раз у вас уже есть побочка в виде лишнего веса, необходимо менять на более соответствующий вашей истинной природе. И уже побочным результатом перехода к более экологичному образу жизни станет избавление от лишних килограмм.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология для чайников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я