Сотни сотрудников транспортной милиции с 1994 по 2003 годы несли службу по охране стратегически важных объектов на железных дорогах Чечни. О событиях тех драматических лет, о службе отряда милиции особого назначения «Ястреб» на бронепоезде «Козьма Минин» рассказывает эта книга, составленная из воспоминаний участников событий и документов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ястреб» в Чечне. Война на железных дорогах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. Перед грозой и Грозным
Командировки сотрудников Волго-Вятского УВДТ на Северный Кавказ начались задолго до первой чеченской кампании, начавшейся в декабре 1994 года.
Владимир Доброгорский, бывший начальник Волго-Вятского УВДТ, генерал-майор милиции:
— До событий в Чечне от нашего управления были командировки в Ингушетию, посылали туда несколько раз группы по 20 человек. Поэтому мы имели опыт организации таких поездок, знали, специфику действий милиции в межнациональных конфликтах. И все же в командировку в Чечню надо было по-другому готовить людей. У части моих подчиненных первое время имелись настроения бравады, в какой-то степени романтизма. Я в ходе встреч перед отправкой добивался, чтобы они почувствовали: на Северном Кавказе их ждет очень тяжелая работа. Тогда я сразу поставил себе задачу: сделать все, чтобы люди в командировках остались живы. Стремился к тому, чтобы все правильно поняли главное: они едут на Северный Кавказ не убивать, а навести порядок, принести туда мир. Я хотел, чтобы наши милиционеры всегда хорошо относились к населению Чечни.
Сначала отряды транспортной милиции Волго-Вятского УВДТ базировались в Дагестане, в Махачкале. Затем география их действий стала расширяться: станции Ищерская, Наурская, Червленая, Червленая-Узловая, Гудермес… Эти, ранее мало кому известные географические названия, где базировался сводный отряд транспортной милиции региона, навсегда вошли в память тысяч людей.
…В августе 2001 года мы сидели с заместителем начальника Волго-Вятского управления внутренних дел на транспорте полковником милиции Александром Юферовым на штабеле шпал на станции Моздок, и он вспоминал, как все начиналось:
— Обстановка на железных дорогах Чечни в 1994-м году была очень сложной. Без охраны поездов ездить было уже невозможно: грузы на перегонах и станциях то и дело пытались грабить, причем большими, часто вооруженными группами. Нашим подразделениям была поставлена задача: сопровождать эшелоны с грузами от Махачкалы до Моздока, обеспечивать безопасность их доставки.
Валерий Мишинов, заместитель командира ОМОНа Волго-Вятского УВДТ, капитан милиции:
— Первая командировка на Северный Кавказ… Мы были маленькой группой всего из четырех человек, я — в звании сержанта, командиром — лейтенант Креховец. Прикомандировали нас к Северо-Кавказскому УВДТ в ЛОВД станции Махачкала. Задачу была поставлена так: с местным нарядом сопровождать пассажирские поезда по маршруту Моздок — Минводы. Когда проезжали через Чечню, своими глазами видели начинавшийся здесь беспредел. У каждого второго чеченца были удостоверения какой-нибудь силовой структуры, чуть ли не все мужчины ходили с оружием. Грабежи на железных дорогах шли страшные. Идет, например, товарный поезд, и люди, как в гражданскую войну толпами нападают на него — с кошелками, на подводах, как махновцы. Даже цемент из вагонов воровали.
Эффект от нашей работы ощущался. Были задержания. Помню такой момент: выехали мы из Минвод, а в соседнем купе чеченцы, человека четыре, пассажиры, ехали до Гудермеса. Сделали им замечание за распитие спиртного: они сильно шумели. Вроде успокоились, а когда мы въехали в Чечню, они вдруг стали «выступать». Начались угрозы, что сбегаем, позовем людей с оружием и всех вас убъем. С нами был наряд дагестанских милиционеров, человека два-три, и нас четверо. У дагестанцев был сотрудник, серьезный парень, хладнокровный. Когда мы сошли в Гудермесе, эти чеченцы выбежали на станцию, стали вопить, что русские меилиционеры на них наезжают, угрожают. Через двадцать секунд на платформе образовалась толпа, и все с оружием. Ситуация выходила из-под контроля. Чеченцы, одетые кто как, стали хватать дагестанских милиционеров за оружие. Малейшая искра — и неизвестно, чем бы все закончилось. Мы приготовились к схватке, рассредоточились. Смотрю — Вадим Захаров уже предохранитель на автомате снял. Нервы были на пределе. Сколько лет прошло, но все помню… Выручил в этой ситуации милиционер-дагестанец. Он выбежал из отделения милиции, по-своему переговорил с чеченцами в резкой форме и разрядил обстановку. Конфликт угас и мы нормально уехали.
Вспоминаю другой случай… Это было где-то за Кади-Юртом, на границе Дагестана и Чечни. Пошли мы с командиром Креховцом и милиционером-дагестанцем на станцию проверять документы и выявлять подозрительных личностей. Наш дагестанец ушел на станцию, вдруг прибегает проводник и кричит, что бьют сотрудника милиции. Мы с командиром выскочили, смотрим — толпа, не поймешь кто, человек пятнадцать, и между путями кого-то бьют. Присмотрелся — бьют человека в милицейской форме. Я снял с плеча автомат, и прикладом стал отбивать милиционера от толпы. Пробился к этому милиционеру, смотрю — на нем уже кто-то сидит сверху и душит. Прикладом прошелся ему по затылку — откатился. Вытащил милиционера из этой кучи. Он был дагестанец, милиционер. Мой командир, Андрей Григорьевич Креховец, вместе со мной, параллельным курсом, прорубался через толпу рядом. Несколько человек задержали, отвели в отдел. Но вели они себя нагло, угрожали потом расправиться. В этой командировке можно было легко получить нож в спину или пулю. Были там и нормальные чеченские ребята, они сами недоумевали, глядя на происходящее, никто еще не знал, к чему приведет развитие обстановки в Чечне.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ястреб» в Чечне. Война на железных дорогах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других