Курс состоит из двух пособий: учебник для 4 класса и методические рекомендации для учителя. Материал исторической лингвистики адаптирован для восприятия учащимися начальной школы. Методические рекомендации представляют собой разработки 34 занятий по четырем разделам: «Язык и история человечества», «В поисках истоков русского языка», «Формирование литературного русского языка», «На пути к современному русскому языку». Пособие представляет интерес для учителей начальных классов и других работников образования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги У истоков русского языка. Методические рекомендации для учителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
§ 1. Наш мир — мир слов (1 час)
Цель: создать условия для формирования представления о значении слова в человеческом обществе.
1. Постановка темы урока
— «Наш мир — мир слов». Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (о значении слов для человека)
2. Многозначность слова «мир»
— В толковых словарях слово мир имеет разные значения. Выберите те, которые подходят к нашей теме.
Мир — спокойствие, тишина.
Мир — планета Земля.
Мир — соглашение о прекращении войны.
Мир — космическое пространство, Вселенная.
Мир — согласие, отсутствие вражды.
Мир — отдельная область жизни человека.
3. Постановка проблемного вопроса
— Может ли человек обойтись без слов? А как же живут немые люди, не способные произносить слова?
4. Просмотр мультфильма «Лукоморье. Добрые слова» (2.10-3.25)
— Как Баба — яга перевоспитала Соловья — разбойника? (добрыми словами)
— С какой интонацией? Положительная или отрицательная энергия в этих словах?
5.Слова-синонимы
— Выберите синонимы (слова близкие по значению)
Речь, автомобиль, школа, язык, небо, человек, робот, слова, компьютер, телевизор.
— Какая связь между этими словами? (Речь состоит из слов. Говорим мы с помощью языка. Язык — многозначное слово)
6. Самостоятельное чтение
Справка. Притча — рассказ нравоучительного, философского характера.
Эзоп о языке
Однажды знатный грек Ксанф ждал гостей. Он приказал своему рабу Эзопу сварить самое прекрасное, что есть на свете. Эзоп пошёл он в мясную лавку и купил язык.
«С помощью языка мы произносим слова нежности, верности, любви, провозглашаем мир, произносим слово «свобода».
Спустя некоторое время кто-то из гостей сказал хозяину: «Пусть твой раб пойдет на базар и купит самое ужасное, что есть на свете». Эзоп опять принес язык.
"Эзоп, ты опять принес язык!»
«А разве это не самое ужасное? С помощью языка мы произносим слова ненависти, объявляем войну, говорим слово «раб»! Язык нам несёт раздоры, обманы, побоища, зависть… разве может быть что-то ещё хуже, чем язык?»
— Какие два значения слова «язык» обыгрываются в притче? (орган и речь)
— Какие еще значения имеет это слово?
Язык — способность говорить, речь.
Язык — во рту, как орган различающий вкус и орган речи.
Язык — кушанье.
Язык — знаки устные (звуки) и письменные (буквы, цифры), передающие информацию.
Язык — предмет, имеющий удлиненную форму (язык пламени, ботинок, колокола).
Язык — особенность людей какой-нибудь национальности (родной язык, иностранный язык).
Язык — пленный, от которого ждут информации.
— Какую роль выполняет слово в человеческом мире?
Слово — это самое прекрасное, что есть на свете. В то же время, слово может принести несчастье. Слово — оружие добра и зла. Слово — основа нашей жизни, без слов ничего нельзя сделать.
7. Рассказ учителя
Притча о трех ситах
Однажды к древнегреческому философу Сократу прибежал взволнованный человек и попытался что-то ему рассказать:
— Сократ, я хочу тебе рассказать,…
— Подожди, подожди! — прервал его мудрец. — Ответь мне сначала на вопрос: просеял ли ты то, что хочешь рассказать мне, через три сита?
— Какие ещё три сита? — удивился мужчина.
— Первое — это сито правды. Правда ли то, что ты хочешь мне рассказать?
— Не знаю… — с сомнением в голосе сказал посетитель. — Я слышал это от других.
— Второе сито — это сито доброты. Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, — это нечто доброе?
— Нет, не думаю, — честно признался собеседник. — Но…
Мудрец снова остановил его:
— Третье сито — сито необходимости. Так ли уж необходимо, чтобы ты сказал мне то, с чем ты пришёл?
— Нет в этом необходимости, но…
— Значит, в твоем рассказе нет ни правды, ни доброты, ни необходимости. Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя.
Справка. Сократ (Sokrates) (470/469 до н. э. — 399 до н. э., Афины), прославленный древнегреческий философ.
— О чем эта притча?
Уже в древние времена люди понимали силу и значение слов в жизни человека. Сократ попросил «просеять» рассказ через три «сита»: правды, добра и пользы. Лучше промолчать. Чем говорить лишнее, не зря в народе говорят: «Молчание — золото».
8. Как к слову относились в древности
1) Примерно 6 тыс. лет назад древние шумеры написали на глиняных табличках наставления о том, как вести себя в разговоре. Например, нельзя говорить в раздраженном состоянии, чтобы потом не пожалеть о сказанных словах.
Справка. Шумеры — народ, заселявший Южное Междуречье (междуречье Евфрата и Тигра на юге современного Ирака) на заре исторического периода. Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма, возможно — колеса, обожжённого кирпича, системы орошения и пива
2) В Древней Индии нормами поведения (сборник «Законы Ману») запрещалось словами унижать и устрашать. Главным оскорблением считалось уйти, не дослушав человека до конца.
3) Египетский фараон 4 тыс. поучал своего сына: «Будь искусным (умелым) в речах, сын! Слово сильнее, чем оружие!»
4) У русского народа много пословиц о словах. Например: «Ветер горы разрушает, слово народы поднимает».
9. Работа с пословицами
— У каждого из вас есть пословица о слове. Прочитайте и определите, какой в ней смысл:
слово приносит радость, слово обижает, слово накладывает ответственность на человека
— Встаньте, у кого пословица к 1 группе (9), 2 группе (9), 3 группе (16). В какой группе оказалось больше пословиц (об ответственности человека за свои слова)
Слово не стрела, а сердце сквозит.
Слово не воробей, выпустишь — не поймаешь.
Сказанное словцо — серебро, несказанное — золото.
Спасибо на хлебе, на соли да на добром слове.
И дорого б дал за словечко, да не выкупишь.
Бритва скребёт, а слово режет.
Ласковое слово, что весенний день.
Доброе словечко в жемчуге.
Верёвка хороша длинная, а речь короткая.
Говори меньше, думай больше.
Говорить не думая, что стрелять не целясь.
Говорить — не работать, торопиться не надо.
Говорящий много часто ошибается.
Ласковым словом многого добьёшься.
Лишнее говорить — только делу вредить.
Недоброе слово больней огня жжёт.
От одного слова, да навеки ссора.
Пчела жалит жалом, а человек — словом.
Что про то говорить, чего нельзя воротить.
Выстрелив, пулю не схватишь, а слово сказав, не поймаешь.
Больше знай, да меньше болтай.
Больше слушай, меньше говори.
Добрые слова дороже богатства.
Доброе слово не пропадает даром.
Доброе слово человеку — что дождь в засуху.
До слова — крепись, дал слово — держись.
На чужой роток не накинешь платок.
Не всякому слову верь.
Острое словечко колит сердечко.
Одно слово кость ломит, другое — сращивает.
Поменьше говори — побольше услышишь.
Про доброе дело говори смело.
Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрёшь, отрубишь — не приставишь.
Умный человек слово на ветер не пустит.
— Слова имеют огромную силу, которую можно использовать во благо или вред человеку. Произнося слова, люди часто не задумываются, что за сказанное они должны отвечать.
— Что значит, человек несет ответственность? (его могут наказать люди или совесть). Грубые словесные оскорбления, усиленные обидами и душевными переживаниями, могут вызвать серьезные заболевания. Злые слова несут отрицательную энергетику, нанося ущерб человеческой психике. И наоборот добрые, сердечные слова и пожелания помнятся годами, они приносят гармонию и спокойствие в человеческую душу.
10. Стихотворение
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
В. Шефнер. Слова (отрывок, 1956 г.)
— О чем подумали, слушая стихотворение?
— Какие слова нужно голосом выделить при чтении? («слово» и действие).
— Как дважды говорится об одном и том же? (убить, в разящий свинец перелить).
11. География русского языка
— Ученые считают, что на Земле 3-6 тыс. различных языков. Они затрудняются указать точное количество. Некоторые языки умирают, а них перестают говорить. До сих пор открываются новые языки.
— Мы говорим на русском языке. На русском языке говорят не только в нашей стране.
«Мудрым знанием жизни отзовётся слово британца;
лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза;
затейливо придумает своё умное слово немец;
но нет слова, которое было бы так размашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово» Н.В. Гоголь
12. Обобщение
— Сегодня мы говорили о том, что человек живет в мире слов. Это было первое занятие нового курса «У истоков русского слова».
— Через неделю мы поговорим о том, как появилась человеческая речь.
Задание на дом (выполняется по желанию): подготовьте сообщение на тему «Как человек научился говорить».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги У истоков русского языка. Методические рекомендации для учителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других