У истоков русского языка. Методические рекомендации для учителя

Валентина Михайловна Коновалова, 2018

Курс состоит из двух пособий: учебник для 4 класса и методические рекомендации для учителя. Материал исторической лингвистики адаптирован для восприятия учащимися начальной школы. Методические рекомендации представляют собой разработки 34 занятий по четырем разделам: «Язык и история человечества», «В поисках истоков русского языка», «Формирование литературного русского языка», «На пути к современному русскому языку». Пособие представляет интерес для учителей начальных классов и других работников образования.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги У истоков русского языка. Методические рекомендации для учителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

§ 2. Речь — свойство человека (1 час)

Цель: познакомить с гипотезой возникновения речи, создать условия для формирования представления о многообразии языков.

1. Проверка домашнего задания (выполнялось по желанию)

Проверка задания: сообщения на тему «Как человек научился говорить»

2. Самостоятельное чтение статьи

Как появилась речь

Очень-очень давно, миллионы лет назад, люди не умели говорить, а могли, как и животные, издавать только самые простые звуки. Они кричали, если видели опасность. Рычали, если им было больно. Визжали, если радовались. Но уже тогда люди отличались от животных. Они передвигались на двух ногах и, в отличие от большинства животных, пользовались палкой и камнем — самыми первыми и простыми орудиями труда. Со временем древние люди научились откалывать от камней острые осколки и использовать их для отрезания кожи и мяса, а из длинной заострённой палки — делать копьё, использовать огонь. Необходимо было запоминать, как изготовить орудие труда и охоты, чтобы потом передать это умение другим. Это ещё одно отличие человека от животного. Первобытным людям было необходимо договориться друг с другом об охоте, предупредить об опасности, рассказать, где растут съедобные плоды и коренья, и они научились общаться жестами. Каждый жест имел своё значение — так появился сначала язык жестов. На этом языке мы общаемся друг с другом и сейчас: пожимаем руки (здороваемся), машем рукой (прощаемся), хлопаем в ладоши (выражаем радость, восторг, восхищение) и т. д.Прошло ещё много времени, прежде чем люди научились пользоваться звуками своего голоса для передачи информации. Умением общаться звуками своего голоса владеют только люди. И придумать такой язык могли тоже только люди. Ученые считают, что речь у древних предков современного человека начала формироваться 100 тыс. лет назад.

Можно предположить, что первыми словами на земле были возгласы, которые выражали удивление, осуждение, одобрение или предупреждение. Возможно, это были такие слова, как ой, ай, ого, эй, ух. Или это могли быть звукоподражательные слова, ведь в любом языке мира существуют слова, подобные таким, как кукареку, чик-чирик, му-му, мяу-мяу. А может быть, первыми были слова-команды: Стой! Смотри! Сюда! Скорей! Иди! Молчи! В любом случае эти слова стали средством общения, а значит — возник язык.

Слова постепенно складывались в предложения — так появилась устная речь. Люди научились мыслить словами и говорить словами! Устная речь — это способность людей говорить и произносить слова при помощи губ, языка — рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста — губы.

По В.А. Крутецкой

— Что нового о речи вы узнали из статьи Валентины Альбертовны Крутецкой?

3. Как формировался первобытный человек

Археологические раскопки показывают, что формирующиеся люди вели общественный образ жизни. Коллективная охота и защита от зверей, совместно производимые трудовые операции сближали людей. Все усложнявшиеся трудовые процессы для изготовления орудий труда и предметов быта, звуковые сигналы, жесты и мимика содействовали развитию головного мозга и органов чувств. И наоборот, развитие головного мозга стимулировало совершенствование коллективного труда и речи. Все полнее и лучше осуществлялась преемственность поколении в трудовом опыте. Только в общении могли развиться высшие формы мышления, свойственные человеку. Поэтому совместная деятельность и развитие мозга взаимосвязаны.

— Как в тексте объясняется термин «общественный образ жизни»? (второе предложение)

— Объясните связь выражений в схеме (третье и четвертое предложения)

4. Просмотр и обсуждение мультфильмов

1) «Всемирная история. Древний человек» (отрывок о племенах, 20.37-21.00 мин)

— Как вы поняли, что такое племя? Чем отличались люди одного племени от другого? (чувство родства, название племени, говорили на одном языке).

Справка. Существуют два основных определения, что такое племя. По одному из них племя определяется общими чертами, свойственными всем членам племени и объективно отличаемыми: язык, религия, происхождение, обычаи и традиции. По другому определению считается, что сама по себе «вера» в общую связь уже является достаточным критерием. Центром кристаллизации нередко являлся один-единственный предводитель или его потомки, считавшийся позже родоначальником всего племени. Охотно использовалась и вера в происхождение от какого-либо божества. Существовали легенды, как собственное племя, ведомое божеством, попало на свою землю.

2) Просмотр мультфильма «История Ветхого завета. Вавилонская башня»

До просмотра:

— В начале мультфильма группу людей назовут не племенем, а народом. Как вы думаете, чем отличается народ (народность) от племени? В одну народность объединялись люди, живущие на одной территории и говорящие на одном языке, но не обязательно близкие родственники.

Справка. Народность — общность людей, возникающая из отдельных племен при распаде родоплеменных отношений и основанная на натуральном хозяйстве, т.е. до появления экономических отношений. Характеризуется единством языка, территории, обычаев и культуры Термин «народность» в наше время часто используется в качестве синонима слова народ. Народ — совокупность людей, проживающих на определенной территории и говорящих на одном языке. Каждый народ имеет свой язык, свою культуру и традиции.

После просмотра:

— Это библейская легенда. Она пытается объяснить, почему люди на Земле говорят на разных языках. А как вы можете ответить на этот вопрос?

Справка. Легенда — это поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. В переводе с латинского языка legenda переводится так: «то, что должно быть прочитано». Фантастический вымысел, связанный с миром людей и сверхъестественных существ, сближает легенду со сказкой. Вымышленное переплетается с реальным.

5. Народы и языки

Ученые считают, что примерно 12 тыс. лет назад, когда большие группы людей оказались отрезанными друг от друга из-за повышения уровня Мирового океана, началось формирование разных языков и народов. В поисках удобного и безопасного для жизни места, группы людей переходили с места на места. Иногда они жили по соседству с другими группами. И все время люди общались друг с другом через речь внутри своей группы и с соседями. Единство языка — это главный признак, отличающий один народ от другого.

— На прошлом занятии мы говорили о том, что слово «язык» имеет несколько значений. Вспомните, какие? Такое разнообразие значения слова «язык» существует только в русском языке.

Язык — способность говорить, речь.

Язык — во рту, как орган различающий вкус и орган речи.

Язык — кушанье.

Язык — знаки устные (звуки) и письменные (буквы, цифры), передающие информацию.

Язык — предмет, имеющий удлиненную форму (язык пламени, ботинок, колокола).

Язык — особенность людей какой-нибудь национальности (родной язык, иностранный язык).

Язык — пленный, от которого ждут информации.

— А знаете ли вы, что слово «язык» в древности употреблялось также в значении «народ». 300 лет назад А.С. Пушкин написал такие стихи:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгуз, и друг степей калмык.

6. Обобщение

— Сегодня мы поговорили о том, как люди в процессе совместной жизни, развивались и овладевали речью. С появлением совершенных орудий труда, стали появляться излишки еды и предметов быта. Это привело к появлению торговых отношений. А чтобы тебя не обманули, надо уметь считать. Как вы думаете, какая тема у нас будет на следующем занятии? (Как люди учились считать).

Задание на дом (выполняется по желанию): как люди учились считать.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги У истоков русского языка. Методические рекомендации для учителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я