Повесть о преподобном Серафиме Саровском

Валентина Карпицкая, 2023

Эта повесть – о великом угоднике Божием, о любимом батюшке всея Руси, о Саровском чудотворце. Составленная из небольших новелл-притч о разных периодах жизни преподобного Серафима, она создает яркий целостный образ. Повесть проникнута светом любви, доброты, уважения, сострадания к человеку как творению Божию. В то же время в ней на конкретных примерах ненавязчиво показано, где пролегает грань между добром и злом, святостью и греховностью. Эти примеры учат, опираясь на заповеди Божии, вдумчиво вглядываться в окружающий нас сложный и противоречивый мир и понимать истинную цену тем или иным человеческим словам и деяниям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Повесть о преподобном Серафиме Саровском предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Божий избранник

Шла последняя, самая строгая неделя Великого поста. Преподобный Серафим не вкушал даже хлеба, лишь иногда разрешал себе воду. Заточась в келье и всецело уйдя в молитву, он полагал несчётное число поклонов.

Переживая снова и снова земные страдания и смерть Спасителя, приходил он на богослужения с покрасневшими от слёз глазами. В Великий Четверг вместе с отцом Пахомием преподобный Серафим служил «великое стояние». Читая страницы Евангелия, вспоминали с братией последнюю Вечерю Христа с двенадцатью учениками.

Как живыми представлялись отцу Серафиму картины пасхальной трапезы Спасителя.

Вот Он снимает с Себя верхнюю одежду и, словно раб, в одном хитоне берёт полотенце, Сам опоясывается им и опускается на колени, чтобы с любовью умыть ноги Своим ученикам. Изумление апостолов так велико, что они оцепенели. Лишь Пётр, первым придя в себя, восклицает: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?[2]

Тогда Иисус отвечает ему: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после [3].

Окончив же омовение ног, Иисус обратился к ученикам: Вы называете Меня Учителем и ГосподомИтак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу [4].

Один из двенадцати был Иуда Искариот. Христос обратил на предателя последний взгляд, последний призыв немой мольбы и Своими руками умыл ему ноги…

Вот истинное смирение! Христос — Сын Божий, Господь господствующих, склонил колено пред Иудой, призвав делать добро не только тем, кто нас любит, но и тем, кто нас ненавидит.

Затем наступила самая торжественная минута. Иисус Христос взял хлеб и, преломив, дал ученикам Своим, говоря:

Сие есть Тело Мое, за вас ломимое [5]. Также взял Он и чашу с вином: Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов [6].

И, преподавая хлеб и чашу, Господь установил навсегда Священную Вечерю для всего христианского общества: Сие творитев Мое воспоминание [7].

С той поры установился обычай: в Великий Четверг настоятели монастырей омывают ноги двенадцати монахам, подобно тому как Христос — двенадцати Своим апостолам.

Зачерпнув ковшом воду из лохани, отец Пахомий подходил поочерёдно к каждому из двенадцати и, со смирением припадая на колено, лил её на стопы сидящего, затем утирал полотенцем. Омыл и отёр настоятель ноги и Серафиму.

После окончания обряда отец Серафим поднялся на амвон. Стоя в царских вратах, с особым благоговением возгласил он слова молитвы:

— Господи, спаси благочестивыя и услыши ны.

И только навёл на предстоящих орарем — лентой, носимой на левом плече, — и произнёс: — …И во веки веков… — как лицо его изменилось, сделавшись бледным как полотно. Преподобный замер, не в силах произнести ни единого слова. В ослепительном сиянии в окружении небесного воинства — Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов — по воздуху в лучезарных царских одеждах шествовал Иисус Христос!

Легко плывя по-над всеми, Он благословлял молящихся в храме. Остановившись возле Серафима, Христос осенил его крестным знамением…

Лицо Божия избранника просветлело, будто осиянное солнцем. А душа его наполнилась такой неизъяснимой Божественной благодатью, что всё земное перестало существовать… Многие это заметили, но никто не понимал, что происходит. Два иеродиакона бережно взяли отца Серафима под руки и ввели в алтарь. Там он оставался стоять неподвижно: лицо его то белело, то покрывалось красными пятнами. Прошло три часа, прежде чем он пришёл в себя. И, оставшись наедине с настоятелем и казначеем Иосифом, поведал о видении, как увидел он Иисуса Христа, ликом и ризами сияющего, окружённого Ангелами, Архангелами, Херувимами и Серафимами. Господь шёл по воздуху, благословляя служащих и молящихся, а затем вступил в образ Свой, что близ царских врат.

— Я же, земля и пепел, удостоился особого от Него благословения. Сердце моё тогда возрадовалось чисто, просвещенно, в сладости любви ко Господу, — с детским простодушием признался преподобный. Старцы с большим вниманием выслушали откровение, нисколько не усомнившись в истинности Божественного созерцания. И отец Пахомий, как более опытный в духовной жизни, обнял любимейшего из учеников своих и мягко предостерёг: — Да не возомни, чадо, что сие видение было по достоинствам твоим. Не подумай о себе, что уже свят, иначе все труды твои пред Богом рассыплются в прах. Благо будет, если ты предашься самоуничижению и смиренномудрию. Долго ещё созерцал преподобный Серафим в душе дивное посещение, сотворяя крестное знамение:

— Земля и пепел есмь, Господи, земля и пепел…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Повесть о преподобном Серафиме Саровском предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Ин. 6, 13.

3

Ин. 13, 7.

4

Ин. 13, 13–14.

5

1 Кор. 11, 24.

6

Мф. 26, 28.

7

1 Кор. 11, 25.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я