Повесть о преподобном Серафиме Саровском

Валентина Карпицкая, 2023

Эта повесть – о великом угоднике Божием, о любимом батюшке всея Руси, о Саровском чудотворце. Составленная из небольших новелл-притч о разных периодах жизни преподобного Серафима, она создает яркий целостный образ. Повесть проникнута светом любви, доброты, уважения, сострадания к человеку как творению Божию. В то же время в ней на конкретных примерах ненавязчиво показано, где пролегает грань между добром и злом, святостью и греховностью. Эти примеры учат, опираясь на заповеди Божии, вдумчиво вглядываться в окружающий нас сложный и противоречивый мир и понимать истинную цену тем или иным человеческим словам и деяниям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Повесть о преподобном Серафиме Саровском предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Саровский послушник

Чуть свет проснулась в этот день Агафья. Тихая улыбка витала на её лице.

Только недавно вернулся из богомольного путешествия сынок. Не успела она насмотреться, как возмужал он и похорошел, и вот нынче, на Казанскую, ещё одна великая радость: освящается храм. Почти два десятка лет ушло на его строительство!

На долгожданное торжество собрались все благочестивые жители Курска. Изумлённым глазам предстал белокаменный собор невиданной красоты и величия.

Со слезами молился Прохор в новом храме Спасу и Пречистой. А после торжества, вернувшись домой, поклонился он Агафье Фотиевне и, глядя в её доброе, с морщинками вокруг серых глаз лицо, сказал с неизъяснимо нежным сочувствием:

— Матушка родимая! Всей душою хочу посвятить себя служению Богу. Прости меня, ухожу я в монастырь! Сжалось сердце любящей матери. Но со смирением приняла она благую весть. И, благословив сына, с кротостью промолвила:

— Помогай тебе Господи, Прошенька! А я до последнего дыхания моего буду благодарить Бога, что промыслил о тебе. Ничего не взял с собой Прохор, только большой медный крест, материнское благословение да несколько ржаных лепёшек.

Отойдя несколько от родимого дома, остановился, чтобы в последний раз взглянуть на него. Прощай, матушка! Прощай, родной Курск!

Дорога в Саров пролегала через тёмные дремучие леса, полные дикого зверья и разбойников. Не часто на ней можно было встретить прохожего: она была безлюдна и опасна. Осенив себя крестным знамением и всецело положась на волю Божию, по этой дороге и двинулся Прохор. Шёл неустанно, с молитвой на устах. Редко-редко с грохотом нагоняла его тряская телега. И суровый мужик-возница, попридержав разгорячённую лошадёнку, милостиво предлагал подбросить до ближайшего селения, лежащего на пути.

Для ночного отдыха юноша стучался в чужие избы. Сердобольные бабы молча отводили страннику место на лавке или на полу возле печки. Случалось, и сажали за стол.

А утром Прохор чуть свет снова отправлялся в путь.

Так, с Божией помощью минуя опасности, где пеше, где конно, претерпевая холод и голод, добрался наконец он до желанной обители, стоящей посреди потаённой глуши, над речками Саровкой и Сатис. Небо уже было усеяно звёздами. В ранних зимних сумерках гудел-благовестил колокол. Был канун великого Богородичного праздника, и Прохор подоспел к самому началу всенощного бдения. Сняв шапку и сотворив три поклона, он с трепетом переступил порог соборного храма.

Вёл службу отец Пахомий, курянин по происхождению, седовласый настоятель Саровского монастыря. Как чадолюбивый родитель, с радушием принял он Прохора и назначил послушником к обительскому казначею Иосифу. Тот с первой минуты полюбил кроткого и молчаливого юношу. Отведя ему место в келье, определил на братское послушание в хлебню. С раннего утра и до темноты не покладая рук трудился Прохор. Вручную молол пшеницу в каменных жерновах, просеивал муку через сито, замешивал тесто, сажал хлебы в печь. Служение в хлебне считалось не только самым тяжёлым, но и самым значимым. Ведь хлеб — это Божий дар. Вот и работал Прохор с такой ревностью и усердием, словно служил Самому Господу.

Иосиф же, отвечая за всё хозяйство, частенько заглядывал в пекарню и, глядя, как Прохор сильными руками месит тесто, кивал головою одобрительно:

— Так, так. Сей труд — ради смирения. Смиренных Господь спасает. И молись… Молись… И Прохор молился. Перед каждым замесом читал акафисты и окроплял опару в квашне святой водой, после чего она начинала дышать как живая. Ахали братия, хрустя горячей хлебной корочкой: — Вот тебе и новоначальный! Вкуснее хлеба не едали! Вскоре Прохора перевели на послушание в просфорню. И здесь его посещал духовный отец Иосиф. Смотрел, как послушник справляется, и, пряча довольную улыбку, приговаривал:

— Доброе, доброе просвирное тестушко, тонкое да крутое! Ну, пеки, пеки во славу Божию. И Прохор смиренно, с молитвой трудился, благодаря Господа за благоволение, потому что все относились к нему доброжелательно — и послушники, и казначей Иосиф, и настоятель Пахомий.

Но только привык Прохор к просворной, как его уже перевели в столярню. Безропотно принял он новое послушание, ибо монастырь — как пчелиная семья, где каждый занят своим делом. Здесь Сама Матушка Божия определяет каждому послушание: одному — выпекать хлеб, другому — огородничать и землю пахать, а третьему — ухаживать за немощными. В столярне было поручено Прохору резать кипарисные кресты, а помимо этого, изготавливать двери, окна и половые доски.

Понравился послушнику запах кипариса. И вжиканье рубанка, снимающего стружку, и немноголюдье — всё было любо в мастерской. И само столярное ремесло пришлось по душе, оно легко давалось; даже отец Иосиф заметил:

— А ты, Прохор, столяр хорошей руки! С тех пор братия стали называть Прохора не иначе, как «столяр Прохор». И верно, резал он усердно, умело и сам весь пропитался пахучим кипарисом. А в свободную минутку с удовольствием поделывал и что иное: мастерил скамейки, сосновые столы, дубовые бочки.

Послушание в столярне Прохор исполнял с радостью и довольно долго, да всё же пришлось привыкать к новому послушанию — быть монастырским будильщиком: будить братию, напоминая о том, что время подниматься на раннюю службу.

Наконец, определили его на пономарское послушание. Стал Прохор приходить в храм раньше всех, задолго до святой литургии. Возжигал свечи и лампады, звонил в колокола. Во время обедни прислуживал в храме: готовил кадило, при помазании держал сосуд с благословенным елеем. Всегда кроткий и молчаливый. Всё исполнял с молитвой и благодатными слезами. Никто и никогда не видел его сидящим. Даже просто прислониться от усталости к стене не позволял он себе, считая это большим грехом.

Спал Прохор всего четыре часа; а в остальное время, стоя пред образами в келье, читал Евангелие, Псалтирь, Апостол, Жития святых и душеспасительные сочинения отцов и учителей церкви: Василия Великого, Иоанна Златоустого и преподобного Иоанна Лествичника.

В краткие же минуты досуга он непрестанно творил Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» Эту молитву Прохор так полюбил, что она прилепилась к самому дыханию его.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Повесть о преподобном Серафиме Саровском предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я