Книга основана на материалах, собранных на форуме Авиабазы «Крон», а также нескольких других форумах и в книгах, и является попыткой просуммировать эти материалы и найти результаты воздушных боёв в Корее и условия, в которых эти бои велись между советским 64-м Истребительным авиационным корпусом и авиацией ООН в 1950—1953 годах.Мне кажется, что это может представлять определённый интерес, как единственный в истории пример крупного и продолжительного противостояния ВВС СССР и боевой авиации США.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Об итогах противостояния в небе Кореи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Предисловие
Эта статья вряд ли была бы возможна без помощи Максима Гореленко (ник Док_М) и Виталия Авдеева. Один из них является хирургом и заведующим отделением онкологического стационара, а другой однокашник по летному училищу.
Док_М был многолетним участником форума Крон — http://forums.airbase.ru/2009/03/t66218–vojna-v-koree-chast-3.html, откуда и происходит статья. И длина его текстов не уступает моим. Кроме того, он по моей просьбе всегда проверял логику моих схем, составлял свои.
Виталий же оказал помощь в создании и размещении этой книги на издательском сервисе Ридеро, с тем, что бы она увидела свет и дошла до читателя.
Книга рассчитана на любителей авиации, ее истории и просто для любознательных людей.
Статья основана на материалах, собранных на форуме Авиабазы «Крон», а также нескольких других форумов и книг, и является, по сути, попыткой просуммировать эти материалы и найти результаты воздушных боёв в Корее и условия, в которых эти бои велись между советским 64-ым Истребительным авиационным корпусом и авиацией ООН в 1950—1953 годах.
Мне кажется, что это может представлять определённый интерес, как единственный в истории пример крупного и продолжительного лобового противостояния ВВС СССР и боевой авиации США (ВВС, ВМС и КМП) — основной частью авиации ООН.
Это были первые (и единственные) бои самолётов с пушечно-пулемётным вооружением на высоте 13 км. И первые массовые бои — их масштаб по концентрации сравним с масштабом боёв в ВВ-2.
Только на примере воздушных боёв Корейской войны возможно прямое и непосредственное сравнение различных школ обучения лётчиков, систем командования, и наиболее передовой для того времени техники СССР и США.
Хотя, на самом деле, на стороне ВВС СССР в воздушных боях на разных этапах и с разной интенсивностью участвовали ВВС КНР и КНДР, объединённые в ОВА. В то же время 5-ю и 20-ю Воздушные Армии ВВС США, выполнявших основную боевую работу, а также авиацию ВМС и КМП США, поддерживали самолёты союзников по коалиции ООН — самолёты с авианосцев Великобритании, 77-я эскадрилья ВВС Австралии и эскадрилья ВВС ЮАР.
Однако в статье, из-за недостатка хотя бы более или менее правдоподобной статистики по Объединённой Воздушной Армии (ОВА), результаты её действий (под которыми здесь понимается соотношение безвозвратных потерь Корпуса и авиации ООН), не рассматривались. Этой цифры в сводной таблице потерь нет.
Поскольку это статья, а не книга, то, к сожалению, в неё невозможно включить (да и трудно найти) частности, касающиеся быта и взаимоотношений наших лётчиков, участвующих в той войне. Хотя некоторые факты были найдены участниками форума, авторами из интервью с участниками боёв, и даже из документов. Среди них и такие, как иногда (впрочем, нечасто), злоупотребление спиртным, посещение разных злачных мест, патрули, гауптвахты и т.д… Иногда даже драки между лётчиками разных эскадрилий (зафиксирована одна — ссылка на документ).
Оказывается, что между нашими лётчиками и местными дамами возникали даже любовные истории. Об одной такой вскользь рассказывает советский ас (больше пяти подтверждённых побед) капитан Забелин из 190-й ИАД ПВО. Такая любовная история случилось с Михаилом Никифоровым, старшим лейтенантом, лётчиком 821 истребительно-авиационного полка и молодой женщиной из русской эмигрантской семьи. Это вы можете прочитать сами в интервью, данном Забелиным Игорю Сейдову по этому адресу: http://www.airforce.ru/history/cold_war/zabelin/chapter5.htm, где написано следующее:
«Это совершенно особый случай. Молодой лейтенант. Блондин, симпатичный парень. Познакомился, кажется, в Харбине, где мы были проездом, с русской женщиной. И завязалась сумасшедшая любовь. Он захотел жениться, а на войне жениться — это же проблема… И он стал мало думать о полетах… Ну и вот, организовали судилище — товарищеский суд. Особенно политработники изощрялись: — Ты что, Родину продаешь?».
Михаил Никифоров, кстати, прибыл в Корею не со своим 726 иап, а на смену раньше — об этом упоминает в своём интервью, данному КиТ, Николай Иванов. По его словам, Никифоров был боевой парень и мечтал принять участие в «маленькой победоносной войне», неплохо воевал в небе Кореи. 4 июля 1952-го года был сбит в бою с Сэйбрами и катапультировался, и тем не менее вновь вернулся в строй и продолжал летать, выполняя боевые задания. Но был, как теперь выяснилось, и любовный эпизод… Казалось бы — ну был и был, что ж здесь такого? Драматическая и романтическая история, можно сказать нечто вроде «Прощай, оружие!» в авиационном варианте. Однако вместо «Хэмингуея» здесь получился… В общем, получился вариант с заформализованными партсобраниями и покаянием. Как будто люди и не люди вовсе. Жаль.
А так это была вполне нормальная жизнь вполне нормальных людей, отягощённых тяжёлой и опасной работой.
У американцев (по свидетельствам непосредственных участников той войны) в быту было примерно то же самое, если не хуже. Документов нет, но есть книга «The Hunters», автором которой является Джеймс Сэлтер, (настоящее имя — Джеймс Горовиц, см. фото), непосредственный участник боёв, командир звена (Flight Leader) 335-ой эскадрильи 4-го Авиационного Крыла. Если считать, что он пишет правду (хоть это, несомненно, и не документ), то, например, была драка и, что самое удивительное, прямо на стоянке, непосредственно после заруливания из боевого вылета — двое выясняли, кто кого бросил в бою. Драка была прервана самим командиром Авиакрыла, спросившего их: «Вам что, наверху не хватило?»
Согласно книге же, были и возлияния. У некоторых (включая главного героя) сжигающее его чувство увидеть свою фамилию на «доске побед». У иных полное безразличие к достигнутым результатам. У некоторых нежелание выполнять боевые вылеты. Иногда нежелание подставлять под удар ведомое звено, даже если это связано с уклонением от боя, хотя и в неявной форме — то есть, если МиГи бой не навязывали, то и такие командиры американских звеньев на нём, как говорится, не настаивали.
Но у Сэлтера это выдано в единой художественной книге — вся рутина, описание боевых вылетов и быт.
А про наших… не представляю, кто мог бы взять на себя такой труд и показать людей не только как боевую единицу, а именно как людей, живущих между полётами обыденной жизнью, хоть и не много на неё оставалось. Но «обыденной» именно для тех условий и времён — то есть, быт советского лётчика в командировке на Корейском ТВД.
В воспоминаниях наших лётчиков — тех, что опубликованы Крыловым и Тепсуркаевым, а также Сейдовым об этом говорится не очень много и значительно позже самих произошедших событий. Для подобных описаний нужны непосредственные свидетели, а их осталось совсем немного. Очень сожалею, что в своё время, зная лично и очень неплохо одного из них (командира звена 415 иап 133 истребительной авиационной дивизии Владимира Фёдоровича Гутченко) —
https://avvakul.ru/forum/viewtopic.php?f=28&t=378&sid=9b34d7a3c2a629c46d17ec781469d43e&start=28890 (на снимке 2-ой слева в третьем ряду), я все свои вопросы задавал лишь о боях, пренебрегая, по молодости лет, остальным. В результате в голове остались только атаки, выходы из-под атак противника, как он после роспуска потерял ведомого и припев незамысловатой песенки:
«Сэйбры слева! Сэйбры справа!
Заорала вся орава,
Крути влево, крути вправо!»
Это, пожалуй, всё, что я запомнил. О наших лётчиках в Корее не существует, к сожалению, ни художественной литературы, ни фильмов — только мемуары и редкие телеинтервью, взятые уже значительно позже окончания боевых действий — в девяностых и двухтысячных годах. Причём некоторые из данных иногда противоречат и друг другу, и точно известным фактам, установленным по архивам Л. Крыловым, Ю. Тепсуркаевым, В. Набокой и И. Сейдовым. Вы всё это можете прочитать сами в их многочисленных трудах, а некоторые (немногие) эпизоды будут изложены прямо здесь, в статье.
В отличие от нас, в США выпущено немалое количество художественных фильмов и книг, снятых и написанных сразу и непосредственно после той войны. Они, как правило, лишены объективности. Причём, нет никакой уверенности, что наши фильмы были бы лучше в этом смысле.
Ещё есть очень неплохая и уже упомянутая выше художественная книга — «The Hunters», написанная Джеймсом Горовицем под псевдонимом Джеймс Сэлтер. Как я уже говорил, он был командиром звена в 335-ой эскадрилье 4-го Авиакрыла, авиабаза Кимпо. Вот фото звена http://forums.airbase.ru/2012/08/t66218_84–vojna-v-koree-chast-3.html в описываемый в книге период: начало весны — лето 1952 года. Совершенно очевидно, что он писал как раз про свою командировку.
Русского перевода этой книги нет. Но написана она очень неплохо и получила несколько литературных премий. Единственным художественным вымыслом, причём в чистом виде, является выдумка о разрисованном чёрными полосами МиГе, лётчик которого, якобы, получил прозвище «Кейси Джонс». Это, конечно, чистый вымысел, так как советские самолёты традиционно не имели никаких индивидуальных отличий (между прочим, как и самолёты ВМС США — в отличие от ВВС, во флоте это запрещалось). Эта же кличка (Кэйси Джонс) встречается и в статье итальянского исследователя Зампини, откуда Зампини её, по-видимому, и взял и который, к тому же, «приклеил» это имя к Сергею Крамаренко. Фото Крамаренко в кабине.
Почему именно к нему — неизвестно. Так как, повторяю, никаких индивидуальных отличий самолёт Крамаренко не имел, кроме, разумеется, бортового номера, разглядеть который можно только с очень короткой дистанции, да и то только с определённого ракурса. Это ещё притом, что сидеть в нём мог и не он, а совсем другой лётчик — полёты на «чужих» самолётах довольно часто практиковалось обеими сторонами. В любом случае, встретить друг друга в воздухе герой книги, командир звена капитан Джеймс Коннелл и Сергей Крамаренко, конечно, не могли. Дело в том, что по книге главный её герой, капитан Коннелл всё-таки сбил «Кейси» летом 1952. МиГ-15бис Крамаренко действительно был потерян (возможно, сбит), и при этом сам Крамаренко катапультировался, в районе Анджу, в бою с Сэйбрами. Но это было 17 января 1952-го, а совсем не летом. Летом он, отвоевавшись, уже давно убыл в Союз в составе своего 176 гвиап. Так что это, повторюсь, чистый вымысел, придавший, по мнению автора, толику привлекательности. Само же имя «Кейси Джонс», взято из американского песенного фольклора. Так звали персонажа одной песни, известной в СССР в исполнении Пола Робсона в середине пятидесятых годов — люди моего поколения вполне могут её помнить. Так же, как и его же известную песню «16 тонн» — https://www.youtube.com/watch?v=INjZN6giPik. А причём здесь «Кейси»? Притом, что так звали машиниста локомотива, отказавшегося принять участие в забастовке железнодорожников. Причём, по-моему, ещё до войны — тридцатые годы — Великая депрессия, а может и ещё раньше. А «машинист» потому, что, по мнению автора, боевые порядки МиГов напоминали американцам поезда, так сильно они были растянуты по дистанции в глубину. Тоже странно, так как в воспоминаниях капитана Забелина из 190-ой дивизии, воевавшего именно в этот период времени, он наоборот утверждал, что да, строй советского полка был растянут, но не в глубину, а по фронту, что мешало поиску противника и предбоевому маневрированию после его обнаружения. И он не раз пытался донести это своё мнение до командования дивизии — http://www.airforce.ru/history/cold_war/zabelin/chapter5.htm.
А это (то есть то, что говорит Забелин) опять же противоречит официальному докладу «Central Fighter Establishment», автор которого — скуодрон-лидер ВВС Великобритании Уильям Харбисон фото, летал именно в 335-ой эскадрилье и именно в это же время, и в тот же период, что и Коннелл, прототипом которого, по-видимому, являлся сам Горовиц. Харбисон также отмечал в официальном докладе, что при первом контакте с противником атаку замыкающей пары надо проводить очень осмотрительно, так как эта пара могла быть совсем не замыкающей, так сильно были растянуты боевые порядки МиГов по глубине. Ещё в книге Горовица (Сэлтера) мне показалось несколько странным, что он ни разу не упомянул о «соседях», истребителях F-86 51-го Авиакрыла, две эскадрильи которого из трёх, уже начали выполнять боевые вылеты с авиабазы Сувон с самого начала декабря 1951 года. Хотел бы добавить, что американская эскадрилья (FIS — Fighter Interceptor Squadron) военного времени (Корея) состояла из 25 штатных самолётов и по их количеству была близка к советскому истребительному авиационному полку (иап). Скан документа уже сбрасывался на форум.
Так что пусть вас не удивляют, казалось бы, схожие названия — у американцев иная терминология и совсем другая структура.
Но помимо встречи с «Кэйси», придуманной, возможно, по «требованиям закона жанра» и совершенно необъяснимого факта не упоминания о коллегах из 51-го Авиакрыла, летавших на однотипных самолётах с авиабазы, находящейся всего в 25 километрах на юго-восток от той, откуда действовали герои книги Сэлтера, больше никаких серьёзных «огрехов» в книге, вроде, нет.
Описанное Сэлтером огромное количественное преимущество МиГов над Сэйбрами в каждом бою (иногда просто в боевом вылете — то есть, противник визуально обнаружен, но бой не состоялся) относится к категории так называемых «естественных фантазий», всегда присутствующих в описаниях участников боёв и оценивающих количество противника с явным завышением. Короче, просто вполне объективный психологический фактор, обнаруживаемый, кстати, не только у американцев — это характерно для пилотов всех наций и встречается не только в художественной, но и в мемуарной литературе и буквально во всех войнах. И, скорее всего, не только в авиации. Но уж, коль речь идёт именно об авиации, то наиболее ярким примером доказательства таких аллюзий является статья Александра Булаха, главного редактора журнала «История авиации» под названием «Бессмысленное занятие», которая была опубликована в газете «Независимом военном обозрение» 26 октября 2001. Булах, опубликовал своё исследование (я имею в виду упомянутую статью) базируясь на фактических материалах — на рапортах советских и немецких пилотов и официальных документах обеих сторон.
Советую всем почитать — весьма поучительная статья.
Вот её электронный адрес: http://nvo.ng.ru/history/2001-10-26/5_occupation.html
Так что Джеймс Сэлтер нисколько не преувеличивал, когда описывал армады МиГов. Вернее, преувеличивал не больше других. В том числе и наших лётчиков, принимавших участия в боях над Кореей, и написавших мемуары или дававших интервью. Впрочем, может Сэлтер «фиксировал» МиГи Объединённой Воздушной Армия (ОВА), которые пилотировали лётчики КНР и КНДР. Кроме того, следует учитывать, что Сэлтер описывает боевые действия, происходившие в самой середине воздушной войны.
Фактический же количественный состав МиГов Корпуса, Сэйбров и их пилотов, как и многое другое, весьма отличался в разные периоды противостояния и будет разобран по ходу статьи.
Естественно, будут использоваться и цитаты из интервью, взятые и у наших лётчиков Л. Крыловым и Ю. Тепсуркаевым, И. Сейдовым. А также материалы В. Набоки.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Об итогах противостояния в небе Кореи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других