Роман с бизнесом

Вадим Твердохлеб, 2021

«Сегодня многие хотят открыть свой бизнес. А тем, кто ставит перед собой амбициозные цели, нужно много знать и уметь. В сегодняшней России предпринимательство, несмотря на небольшую историю, прошло несколько этапов развития. Автор в небольших ярких эпизодах жизни показывает дух эпохи: постперестроечное время, лихие девяностые, стабильные двухтысячные. Думаю, что начинающему предпринимателю будет крайне интересно прочесть книгу, чтобы ясно и четко представлять стратегию развития своего бизнеса». Ирина Ильинична Иванова – учредитель, Председатель Правления НП Сообщество бизнес-тренеров, директор Центра интерактивного бизнес-обучения, член Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию ТПП РФ.

Оглавление

Вступление

Дорогой друг!

Книга, которую ты держишь в руках, рассказывает о моем романе с бизнесом, который длится уже 35 лет. Наши отношения завязались еще в детстве. Потом был их расцвет, измена, которая продлилась почти 10 лет, и возвращение.

Сейчас я владелец своей web-студии, которая помогает чужому бизнесу процветать и развиваться.

Возможно, ты задумываешься о том, как бы тебе открыть свое дело, но никак не можешь решиться. Тогда тебе будет полезно прочесть мою историю, чтобы увидеть, как менялся бизнес с начала девяностых до сегодняшнего дня, и поучиться на моих ошибках, коих было предостаточно.

Или у тебя бизнес, но ты прогорел и думаешь, как бы тебе выбраться из чертовой ямы. Мне это знакомо, я тоже был на самом дне. В книге я откровенно рассказываю, как дошел до такого, и что помогло мне выбраться.

Может быть, ты тоже строил бизнес в девяностые — двухтысячные, тогда мы с тобой просто поностальгируем по тем временам, когда бизнесмен приравнивался к барыге и спекулянту.

Но, прежде чем начну свое повествование, давай поразмышляю немного о предпринимательстве.

Считаю, что не все могут быть бизнесменами. Например, моя супруга не готова к предпринимательству. И знаю кучу людей, которым это не нужно. Они могут работать ремесленниками, самозанятыми, фрилансерами, способны производить какой-то продукт. Но при этом не являются бизнесменами в прямом смысле этого слова.

Бизнес — свое дело. Когда ты понимаешь, что у него есть стратегия и линия развития, что постоянно нужны инвестиции. Что обязательно с прибыли необходимо часть дохода пускать на развитие. Важно понимать, что он должен расти с положительной динамикой.

А ремесленнику иногда достаточно просто хорошо знать свое дело. Какие-то новинки и умения в нише он может освоить, не выходя за рамки своей профессии. Это касается многих онлайн-профессий: таргетологов, сммщиков, директологов, дизайнеров и прочих, которые не будут открывать свои агентства, не будут заниматься наймом персонала, не будут создавать команды. Им так удобнее: работать на кого-то. Они и в офлайн трудились на кого-то. В онлайн, скорее всего, найдут хорошего работодателя в лице агентства или постоянного заказчика, которые будут поставлять им заказы.

Однажды я услышал такую фразу: «Хорошие предприниматели получаются из людей, которые в школе торговали жвачками «Турбо» и джинсами-варёнками». Короче, если в человеке есть предпринимательская жилка, то она должна дать знать о себе еще в детстве. Полностью согласен с этим.

Почему говорят, что из троечников получаются хорошие предприниматели? Потому что они в детстве привыкли искать выходы. Какой выход ищут: как бы стереть двойку, или переправить тройку на пятерку, или как схитрить так, чтобы не получить по жопе. Они заставляют голову напрягать извилины. Так и у предпринимателя: мозг должен работать всегда.

Поэтому предпринимателями может быть далеко не каждый, в то время как крепкими ремесленниками — все.

Бизнесмены — это люди с определенным складом характера. Кроме наличия у них предпринимательской жилки, у них должна быть готовность рисковать. При этом делать это не по принципу «эгегей, давай ввяжемся, а там посмотрим», а обдуманно. Про себя могу сказать, что такая бесшабашность была у меня в молодости. К чему она привела, ты узнаешь дальше, прочтя книгу.

Умение отстаивать свою позицию и налаживать связи — это еще два бесценных качества, которыми должен обладать бизнесмен.

И еще немаловажный факт: предпринимательство — это беспрерывная генерация идей. Неизвестно, идея выстрелит или нет. У меня были проекты, которые времени забрали внушительно, но сам я их до конца довести так и не смог. Хотя два из них все-таки были реализованы другими людьми.

Где-то на первом—втором курсе вуза, мы с моим закадычным дружком Денисом Соболевым решили открыть в городе Снежинске FM-радиостанцию. Потом я загорелся своим бизнесом с аквариумами, а Дэн довел-таки дело до конца. И даже пару месяцев поработал коммерческим директором на этом радио, пока его не сместил инвестор.

Еще была идея с цветной бесплатной рекламной газетой. Я даже почти подписал договор с Сысертской типографией. Но по семейным обстоятельствам остановил это дело. Мои друзья, которые параллельно об этом же задумывались, запустили проект.

В 1998 году я почти запустил проект «Центр Аквариум» в подвале школы №119 своего города. Смог подготовить всю техническую и проектную документацию, и 13-ю голосами «за» и 11-ю «против» Снежинское собрание депутатов постановило выдать мне из бюджета на это дело аж 70 000 рублей. Доллар тогда был по 6. А мне — 22 года. Но грянул черный или вторник, или пятница, и доллар ушел к отметке в 30 рублей. Естественно, мой проект пустили по трубе.

Уже в начале 2000-х я пытался наладить еще два производства. Первое — изготовление тротуарной и облицовочной плитки из смеси песка и измельченных пластиковых бутылок-полторашек. Второе — переработку старых автомобильных покрышек в мазут. Но они так и остались на бумаге…

У Олега Тинькова были сети магазинов бытовой техники «Техношок», заводов «Дарья», производивших замороженные полуфабрикаты, пивоваренной компании и сети ресторанов «Тинькофф». Менее известные проекты — музыкальный магазин «Music Шок» и рекорд-лейбл «Шок Records», выпустивший первые альбомы групп «Кирпичи», «Ленинград», работавший с «Нож для Frau Müller». И только “Тинькофф банк” выстрелил на весь мир.

Я принадлежу к поколению ребят, которые пережили лихие девяностые уже будучи молодыми людьми, кто прошел через бум торговли, когда страна превратилась в большой рынок, и которых накрывало не одним кризисом. Но мы выстояли.

Неудача — это просто возможность начать снова, но уже более мудро, — так говорил Генри Форд.

Ни у одного предпринимателя путь в бизнесе не был гладким. Большинство падали и поднимались, открывали одни бизнесы и закрывали другие.

И я не стал исключением.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я