Авторами издания освещается история одного из старейших заводов и заводских поселков Свердловской области – Уткинского завода, Утки Демидовой, Старой Утки, Староуткинска – со времени основания в 1729 г. и до нынешнего 21 века. Всем, интересующимся историей городов, заводов и поселков Урала
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Староуткинск: прошлое и настоящее предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. ВЕК ПЕТРА
Началом горнозаводского Урала считается январь 1697 г., когда верхотурский воевода Д. М. Протасьев сообщил в столицу о
На барке. Работники
находке железной руды в реках Тагил и Нейва. При Петре Первом и после него началось активное освоение природных ресурсов Урала, построение здесь нашей отечественной индустрии. В 1720 залежи железной руды открыли в районе Утки. В феврале 1726 по распоряжению Берг‐коллегии2 на земле, выкупленной у ясачных крестьян, в Утке начинает строиться предприятие. Один из первых заводов России. Река для работы действующих тогда заводских механизмов была необходима. После смерти Петра I и Никиты Демидова, но по их заветам. В 1729 году Уткинский желе‐ зоделательный завод Акинфия Демидова был построен и 1 сентября пущен в строй. В сентябре здесь состоялся выпуск первой продукции. На заводе работали шесть молотов. Чугун, преобразуемый в железо, поставлялся с Верхнетагильского и Нижнетагильского заводов.
Выпускалась и сельскохозяйственная утварь. В 1735 в своей книге «Описание Уральских и Сибирских заводов» главный начальник этих заводов генерал В. де Геннин составил «Проспект Уткинского горного завода».
Акинфий Демидов получил крупный государственный заказ на изготовление пушек и часть данного заказа была размещена им на Уткинском заводе. Недостаток рабочей силы восполнялся здесь путем переселения в эти дальние тогда края с Нижнетагильского, Невьянского и Верхнетагильского заводов. Привезли рабочую силу и с юго‐западной окраины страны — Волынской губернии.
Акинфий Демидов
Так появилась и ныне известная в округе деревня Волыны. Уже с 1736 г. с открытием Тетеринского и Шайтанского рудников на заводе построили доменную печь (затем — вторую),
Изготовление пушек
Металлургия 18 в.
предприятие стало не только железоделательным (молотовым), но и чугунолитейным (доменным), то есть обзавелось полным металлургический циклом. В эти годы до 90 тыс. пудов чугуна, более 30 тыс. пудов полосового железа выплавлялось ежегодно. С 1758—68 на заводе заработало восемь кричных горнов. Кричное, полосовое, четверогранное железо шло на растущие
За работой
нужды страны. Чугун шел на пушки, на заводе была на правах цеха построена и своя пушечная фабрика. Пушки, конечно же, отправлялись для армии и защиты крепостей. Для отправки произведенной продукции использовали заводскую пристань. Почти половина уральских заводов отправляла свою продукцию
В доме, гравюра
барками (то есть большими грузовыми беспалубными плоско‐ донными судами) по Чусовой. К 1760 году завод производил до 111 тыс. пудов чугуна в год. К Уткинскому заводу относились и обширная, простиравшаяся на шестьдесят верст вокруг него лесная дача и обширный в семь с половиной верст длиной пруд, ис‐ пользовавшийся для обеспечения «подливных» заводских фабрик.
Данное местность называлось Уткой, потом — Уткой‐Демидова. Но чаще — Уткинским заводом в смысле и предприятия, и поселения. А жители здесь были как крепостные и приписные (в 1758 — 766 чел.), так и вольнонаемные работники. Как, впрочем, и в других демидовских заводских поселках. При постройке заводской плотины в поселке образовался пруд длиной 4 и шириной до 1 км. Были сделаны сливы из лиственницы,
Спуск барок
просуществовавшие не один век. В начале 1770‐х ежегодная вы‐ плавка чугуна достигала уже 200 тыс. пудов. Завод был вододей‐ ствующим, он зависел от водного режима р. Утки, бурного весной и спокойного, в общем ‐то, недостаточного в остальные времена года. Зимой на санях везли к пристани железо и чугун. Весной всё это грузили на огромные деревянные барки и везут по месту назначения в караванах десятками, а то и сотнями судов. Представляла собой барка речную баржу, сплошь состоящую из трюма, с четырьмя огромными веслами, каждым из
Доменные печи. 20‐е годы XVIII в.
которых гребли десять человек. человек. На постройку одной барки уходило до 260 деревьев, а перевозила одна барка до 500 пудов. Начинался сплав исключительно весной — в пик поло‐ водья. Восполнить недостающую глубину весьма мелкой Чусовой приходилось парадоксальным путем долива в нее воды из пру‐ дов, где поднимались шлюзы и глубина нарастала в несколько аршин. В этом потоке барки часто налетали на прибрежные ска‐ лы — бойцы, и друг на друга. Гибли, тонули и калечились лю‐ ди. Тяжкая работа. Так Чусовая была частью промышленно‐торгового пути между Сибирью, Уралом и цен‐ тральной Россией, Европой. Всего с пристаней Чусовой в год отправляли
от 600 до 1000 барок.
И местные нужды удовлетворялись. Староверы тоннами вы‐ жигали для Уткинского и других окрестных заводов древесный уголь. Этот уголь был тоже своего рода податью за упрямое исповедание запрещенной веры.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Староуткинск: прошлое и настоящее предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других