Тексты сюжетов программы «Афиша» о культуре в г. Барнауле. Программа выходила в эфир с 1993 по 2016 г. Второй том, год 2006-й. Имена и события в культурном пространстве г. Барнаула.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О культуре в Барнауле. Том №2. 2006 г. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
04.11.06
«Афиша» программа авторская и это значит, что все о чем идет речь в программе мой выбор, я выбираю темы сюжетов, я высказываю свое мнение о том или ином событии.
И с этим мнением можно не соглашаться. За всей моей категоричностью, или неоднозначностью в высказываниях простая цель — привлечь внимание публики к искусству,
СХ.
Очередная краевая выставка в зале Союза художников, торжественный смотр творческих успехов, подведение итогов за год.
Краевая выставка, это должно выглядеть гордо. Участвуют 150 профессиональных художников, за редким исключением, все члены союза, что подчеркивает высокий художественный уровень. Художник — это звучит весомо.
На краевой выставке должна быть какая та грандиозность, масштабность, это ведь немаленькая персональная вставочка, это самый большой выставочный зал в крае. И тут я по сценарию должен сказать: «и что мы имеем?» А ничего, что бы могло заинтересовать публику. Мы имеем небольшой междусобойчик.
Работ много; портреты, натюрморты, пейзажи, не обошлось без «Белухи». Горы, поля — все традиционно скучно. Имена те же. И полное впечатление прошлого, такое устойчивое дежавю.
Я не призываю художников кинуться всем в модерн и авангард, жанр и стиль, творческая манера личный выбор. Я хотел бы, что бы зритель, придя на выставку, окунулся в искусство, а не бродил вдоль работ как в магазине уцененных товаров.
Единственное, что оживляет экспозицию — веселые батики Юлии Кикоть, несколько работ Евгения Скурихина и Александра Потапова.
Работы Г. Ф. Барунова на финальной стене и две противоположно размещенные картины В. П. Марченко в большом зале не в состоянии создать торжественность и грандиозность необходимую для краевой выставки.
Постарайтесь представить, как должна выглядеть краевая выставка; красный кумач, дорогие автомобили с проблесковыми маячками, деловые люди. И серьезные произведения; картины в золоченых рамах. Краевая выставка это выставка достижений, а не рынок у ЦУМа.
Справедливости ради, надо сказать, что некоторые художники так и подходят к главной выставки года. Они готовят большие, серьезные произведения. Но потом происходит то, что трудно объяснить, выставком отбирает то, что ему кажется важным и получили как обычно, а хотели то как лучше.
Некоторые искусствоведы говорит: «Что вы хотели, все ровно, художники те же».
Не согласен я, не должно быть ровно, это искусство, должно возмущать и я возмущаюсь.
Я все время наезжаю на Союз художников. Я им два раза доказал, что они не умеют работать. Первый раз, когда был директором выставочного зала на пр. Ленина дом 111. Это тот зал, которого они решились. А второй раз, когда открыл галерею «Республика ИЗО». Мне всегда было обидно за художников, которых в этом союзе не уважали.
Югаткин
Это уже другая выставка.
В Государственном художественном музее персональная выставка Евгения Югаткина. Открылась она в тот же день, что и выставка в Союзе художников. Еще, кстати, в этот же день показали выставку в павильоне «Открытое небо». Эта несогласованность говорит о многом. В городе 5 площадок, можно как то скоординировать вернисажи.
Евгений Югаткин из семьи художника, его отец был известным мастером. И он может гордиться сыном, художник из него получился.
Югаткин умелый живописец, в его этюдах полный покой. Он не гонится за бурной эмоцией, он сосредоточен на тишине. Такой он в живописи, а в графике Югаткин другой.
Серия горных пейзажей насыщена светом, сияет и сверкает, Горы завораживает, но его горы не настоящие, он что то придумал и они стали иллюстрацией к фантазии. Фантазия о горах.
Лирическая фантазия, это интересная тема для рассуждения о творчестве Югаткина. Классическим примером может служить его рисунок. Здесь художник раскрылся, он мастерски владеет техникой. В рисунке он о чем то юношески мечтает, отдается пространству, забывая о жестких правилах, ищет свободы, сопротивляется канонам. И становиться беззащитным мягким. А когда видишь его натюрморты, не хочется думать, что он лирик.
Его натюрморты простые, опять мечтательные, но он ищет контраста, яркости, выманивает зрителя на откровенное высказывание.
Все это сложная творческая натура художник Югаткин. Это его первая серьезная выставка в художественном музее. И значит большое достижение.
Филармония
Когда вдруг в местной рекламе слышишь о звездах «мировой сцены», закрадываются сомнения. Не так просто звездам такой величины добраться до нашего города. Мы не в стороне от торных дорог, но у нас, как правило, денег на звезд не хватает. Но все чаще, каким то загадочным образом, звезды к нам падают, почти на ладошку. Особенно часто на симфоническую сцену.
В воскресение в концертном зале АГУ выступал симфонический оркестр государственной филармонии Алтая и гости.
Дирижер Марк Варшавский выпускник московской консерватории был широко известен в СССР, как концертирующий виолончелист. И уже давно знаком публики, как дирижер. Он работал с различными оркестрами в России и в бывших союзных республиках, теперь живет в Швейцарии, где организовал свой камерный оркестр. Дирижер он эмоциональный, восторженный и барнаульской публикой был принят тепло.
Пианиста Олега Полянского публика тоже искупала в овациях, он исполнил концерт для фортепиано с оркестром Моцарта. Полянский закончил Гнесенку и аспирантуру в московской консерватории. Выступает во многих странах мира, лауреат всевозможных международных конкурсов и фестивалей. Живет в германии.
Но публика ждала Саяку Сёдзи, скрипачку, вундеркинда. О ней много написано в программке и то, что она лауреат многочисленных конкурсов, и к 11 годам Сояка уже выступала, и главное, что она самая юная победитель конкурса «Паганини». Это серьезно. Она играла со многими звездами, ее знают и любят. Она не училась в России, но скрипачи отмечают, что без русской школы не обошлось. Ее скрипка «Страдивари» звучит идеально, но все музыканты согласны, чтобы добиться такого звука, надо обладать мастерством.
Если звезды приезжают, значит это кому ни будь нужно и значит те кто организовал гастроли достойны благодарности.
ТМК
Детский мюзикл «Король лев» в театре музыкальной комедии рискованный проект. Одноименный мультфильм знает наизусть уже не одно поколение российских детей. Для того что бы решиться на постановку столь любимого мультфильма на театральной сцене, нужно обладать определенным безрассудством или выверенным прагматизмом.
Константину Яковлеву, молодому актеру с амбициями режиссера оказалось не надо занимать творческих амбиций, так и должно быть в начале творческой карьеры. А расчета и уверенности в успехе, придал этому проекту опыт и прагматизм художественного руководителя Владимира Николаевича Филимонова.
Получилось яркое сценическое представление, костюмированное, музыкальное и главное не затянутое, очень даже динамичное. Ведь самое страшное в постановки детского спектакля, это когда зрителю становится скучно, он отвлекся, и начинает шуршать оберткой конфеты. Как детский зал принимает спектакль надо слышать, это был искренний восторг, бурные овации, неудержимые эмоции.
Детский театр — сложная тема. На фоне малого количества театров в Барнауле, а их всего четыре, из которых два — театр кукол и Молодежный, почти профильные, детские. И некоторым, кажется, что детских спектаклей много. Я бы не согласился.
Традиционные сказки под новый год ставит даже драмтеатр, но это не выход. Обращение музкомедии к детским спектаклям, очень положительный пример. Как говорит модный Гришковец: «Если в детстве и пугали культпоходом в театр, то это тяжело преодолеть».
Я посмотрел этот «Король лев» и он меня порадовал, есть повод сходить в театр с детьми.
Константин Александрович Яковлев давно стал главным режиссером театра музыкальной комедии. Он каждый год ставит сказки и они у него хорошо получаются, что редко можно сказать о взрослых спектаклях. Удивительно как он гармоничен в сказках и сколько нелепых ошибок допускает в спектаклях для взрослых. Костя меня не любит. А я к нему отношусь с большой симпатией. Он старается.
Муз. Торг
«Конкурс гитаристов», такого в городе на моем веку еще точно не было. Это интересно, любопытно, но оказалось не массово и не по причине организаторов, гитаристы оказались пассивными.
Организовали этот конкурс в магазине, это хорошо известная точка для музыкантов. «Муз. Торг» — место где продают качественные музыкальные инструменты, профессиональное звуковое и световое оборудование.
Насколько я представляю, гитаристов в городе немало. Не буду считать тех, кто знает три аккорда. И даже КСП оставлю в их лирическом заблуждении, потому что они считают, что можно просто обнимать изгиб гитары. Остановлюсь на тех, кто играет блюз и рок — н — ролл на электрогитаре, потому что для исполнителей на акустической гитаре был свой тур. Тех и других было примерно поровну.
Мне казалось, что конкурс должен быть массовый. Организаторы все сделали для распространения информации, а музыканты оказались не готовы. Не понятно почему, наверное, от неожиданности, потому что в скромности их заподозрить трудно.
Основная масса гитаристов в городе, это участники различных коллективов, как правило, различных рок групп, а их у нас не менее 70 по самым скромным подсчетам. Есть еще разные джазмены, но они застряли там, где сказал БГ.
Есть одна надежда, что второй конкурс пройдет активнее, хотя и сейчас масса положительного. Профессиональный конкурс определяет уровень мастерства, вектор развития, помогает составить общую картину и мотивирует музыкантов. И все это произошло благодаря «Муз. Торгу». Финал конкурса был в субботу, но расскажу я о нем не скоро.
И это не была реклама, в этом магазине работали известные музыканты, и я просто помогал. Мне было интересно. Не все в нашем мире за деньги.
Хэллоуин
Вдруг конец октября в нашей стране стал праздничным, может кто не заметил, но мы уже несколько лет традиционно отмечаем «День всех святых», забыв про историю.
Нравиться людям этот карнавал и тыквы со свечкой внутри.
В городе Барнауле хэллоуин, как привычнее называют эту праздничную ночь, отметили в нескольких местах. Кому-то был интересен бал в стили готика, кто то зажигал на танцполах. Почтенная публика разбрелась по ресторациям, барам и пабам. Я остановился в пабе «Вельвет», потому что рядом живу и как то проникся этим маскарадным вечером.
Все же что то происходит в эту ночь, может от того, что это единственный в стране карнавал. Согласитесь, все попытки устраивать официальное шествия, например, в день города, это не то.
Хэллоуин, это независимость и свобода для фантазии. А фантазия на всякую нечисть у нас работает замечательно. Не стоит углубляться в теософский диспут и спорить наше это или не наше. Есть легкая возможность участвовать в тайном ритуале. Главное чтобы безобидно, без вандализма и жертв. Порядочно господа.
Что мне показалось отличительным от прошлого года, уходит массовость, не собирается публика в одном месте, как помню было однажды в театре оперетты. Сегодня все уважающие себя заведения с удовольствием предлагают театрализованную программу и в уютном пабе, где многие знакомы, так мило.
Как в мультики Тима Бёртона.
Точка
В тот же вечер пятницы, когда страна праздновала хэллоуин, у нас открыли «Точку». Это заведение еще покажет себя и точно станет культовым. «Точка» это клуб — ресторан или бар, как хотите, в кинотеатре «Родина».
В «Родине» исторически, всегда был буфет, потом кафе и даже ресторан. Теперь, после долгих лет, восстановив, сначала кинозалы здесь открыли и «Точку».
Занимается этим проектом, режиссер по профессии и ресторатор по зову сердца Аркадий Кац. У него получиться, сомневаться не приходиться, потому что уже есть успешные примеры, это «Рок — н — рол кафе», кто скажет, что это некультовое место. А клуб «Чаплин» разве не успех, это уже музей и артефакт.
Открытие «Точки», конечно, превратилось в тусовку и те кто знает город с этой стороны, меня поймут. Знакомых было много, пресса щелкала своими камерами и в местном глянце об этом напишут и кого надо покажут.
Про барные особенности я не буду распространяться, а вот про диджейскую стойку надо сказать. Постарались, и пока это лучший диджейский пульт. Виниловые джунгли.
Гостей было много, разочарованных внутри «Точки» не наблюдалось.
А. Кац.
И это было бесплатно, по дружбе. С Каца, конечно, надо было брать дополнительные деньги, но я и так был у них на ежемесячном окладе. «Точка» прожила долго. В определенном кругу, стала обязательным для посещения местом, но супер-пупер клубом не стала. Мне, кажете, ее часто переформатировали.
Я там вел однажды вечер встречи с израильским ювелирам. И совершенно честно выиграл очень дорогое украшение. Сам не верю. Но совершенно честно. На общих условиях участвовал в розыгрыше, мой номер вытащила из барабана директор художественного музей Инна Константиновна Галкин. Через несколько дней я улетел к жене в Пекин и сделал ей красивый подарок. Удача.
Самая светская, но закрытая для прессы вечеринка, состоялась в субботу в клубе «Чаплин». Это было торжество по случаю бракосочетания. Екатерина Загурдаева — милая, красивая девушка, стала госпожой Косихиной. И как говорили в сказках, я там был и снимал, но не покажу. Это их личное счастье.
Некоторые могут меня спросить, а причем тут искусство? Просто Виктор Петрович не только известный предприниматель, но и меценат.
Я давно знаком с Косихиным, Он хороший человек и много раз помогал мне в организации выставок. А женился он на однокласснице моей жены, мы стали чаще встречаться. Однажды они позвали меня сделать фильм для их предприятия, и меня сильно подвели коллеги. Фильм не получился. После чего мы стали реже встречаться. Мне до сих пор перед ними неудобно.
В клубе «Чаплин» концерт легендарной группы «Крематорий». В КРК Мир А. Я. Розембаум.
Сначала про «Крематорий». Я с первого приезда этой группы в Барнаул дружу с Арменом Григоряном. Мы часто встречаемся в Москве или в Санкт — Петербурге, если пересекаемся. В 1987 году после концерта в ДК Химиков я пригласил их к себе домой. Был праздничный день 7 ноября, и мы устроили квартирник. Было много водки, и очень много пива.
Случилось следующее. Наш друг Олег Кирпа привел на тусовку женщину продавца пива. Мы собрали денег и всю тару, которую можно было приспособить под пиво. Андрон уехал с этой женщиной за пивом и все привез. Это был очень веселый праздник. Так как водка была разная, мы делали купаж, сливали ее всю в чайник, а пиво перелили в большую кастрюлю и черпали из нее.
Утром «Крематорий» был отправлен в аэропорт. Так мы встретили эту легендарную рок группу в Барнауле. Мы давно так не пьем, тогда мы были молодыми и бесстрашными.
Теперь про Александра Яковлевича. Мы встречались несколько раз и он тогда помнил меня в лицо. Однажды я отличился. Мы ждали его на железнодорожном вокзале, поезд задерживался. Было холодно и мы зашли в буфет. Я выпил пару рюмок, чтобы согреется, а когда подошел поезд и я зашел в купе к музыканту, от меня сильно пахло алкоголем.
Александр Яковлевич спросил, почему я пришел к артисту пьяный. Я ответил, что волновался. Это была наша первая встреча, примерно 1995 г. После этого, я такого не позволял. Но он меня запомнил. И всегда нормально со мной разговаривал.
В ресторанном комплексе «Нирвана» группа «Пикник». В этом заведении предлагают обширную программу весь ноябрь.
Этот ресторан простаивал на окраине города в забытье, пока за него не взялся Михаил Рапопорт. Стразу все завертелось, и начались концерты, пошла публика, но это была не та публика, которая нужна владельцем. Миша там долго не проработал. Не сошлись они идеями.
И в городе «Ласковый май».
Это, наверное, был «Ласковый май» второй волны. Или какой то повтор. А первый «Ласковый май» я немного помню. Это было настоящее безумие.
Кто то мне говорил, что несколько лет, в самом своем начале, «Ласковый май» имел какое то отношение к барнаульской филармонии. Думаю, это была махинация. Однажды в Казахстане группа «Идея фикс» из Новосибирска и «Ласковый май» выступали в одном концерте. «Идей фикс» с утонченным Колей Гнедковым были у них на разогреве. Гнедков потом рассказывал про этот ужас. Когда Коля бывал в Барнауле, то жил у меня дома.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О культуре в Барнауле. Том №2. 2006 г. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других