1. Книги
  2. Учебная литература
  3. В. М. Саунина

О рисунке. Основы изобразительной грамоты для начинающих

В. М. Саунина
Обложка книги

«О рисунке» — первая книга из серии книг «Учимся рисовать». В ней изложен обобщенный теоретический материал по основным понятиям рисунка, его видам, выразительным средствам и материалам с пошаговым выполнением практических заданий. Книга предназначена для тех, кто хочет научиться рисовать самостоятельно или систематизировать свои знания, будет полезна преподавателям изобразительного искусства в рамках их профессиональной деятельности.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «О рисунке. Основы изобразительной грамоты для начинающих» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ТЕМА №2. изобразительное искусство в ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Изобразительное искусство неразрывно связано с обучением творчеству, передачей мастерства, накопленных знаний и навыков.

Обучение изобразительному искусству в истории человечества осуществлялось параллельно с развитием искусства и общества в целом.

Краткий обзор истории художественного образования

Художественное образование осуществляет преемственность поколений художников, накопление и передачу их творческого опыта, способствует развитию изобразительного искусства. Без художественного образования изобразительное искусство существовать, тем более развиваться, не может.

Первобытное общество

Уже в первобытном обществе люди поняли важность обучения изобразительному искусству. На ранних этапах оно было эпизодическим по принципу «делай как я». С развитием ремесла обучение рисованию приобретает системный характер и служит для подготовки работника к выполнению рисунков на ремесленных изделиях. Мастер обучает ученика элементам и последовательности рисунка. При этом складываются определённые правила и законы выполнения изображений.

Древний Египет

В цивилизациях Древнего мира возникает необходимость планового обучения рисованию в специальных школах из-за больших объёмов храмового и дворцового строительства.

В Древнем Египте на базе опыта предыдущих эпох была сформирована система правил изображения предметного, растительного, животного мира и человека на основе существовавшей мировоззренческой концепции государства, где жизнь на земле рассматривалась как временное явление для подготовки к существованию после смерти.

Египетское искусство канонизировано, подчинено строгим правилам, которые должны были выдерживаться с математической точностью. Художник в этом смысле не имел никакой свободы творчества. Это, конечно, отразилось на системе художественного образования.

В Египте были сформированы школы рисования, главной из которых считалась мемфисская придворная школа архитекторов и скульпторов, для изучения правил изображения стоящего или сидящего человека, птиц, животных, растений, предметов интерьера и архитектуры. Обучение рисованию строилось на заучивании схем изображения предметов. За неточность исполнения рисунка ученика наказывали.

Методом обучения в египетской школе рисования было копирование образцов по таблицам. Они являлись своего рода учебниками. Ученики изучали последовательность и каноны изображения.

Рисовали они в основном на папирусах и глиняных дощечках углём или металлическими палочками (штифтами).

Основным выразительным средством египетского рисунка являлась линия. Владение ею должно было быть безукоризненным. Поэтому выработке технических навыков уделялось очень большое внимание. Рука художника должна была быть уверенной и свободной.

Тематика рисунков подчинялась государственной идеологии. Внимание учеников концентрировалось на личности фараона, его деяниях во взаимосвязи с миром богов.

Особенностью египетских рисунков является отсутствие различий между возрастными или физиологическими характеристиками изображаемых фигур. Их величина определялась общественным статусом. Тем более не имела значения пропорциональная разница неодушевлённых предметов и фигуры человека.

Древняя Греция

В основу греческой системы художественного образования во многом легли принципы египетской школы, но религиозная идеология Египта сменилась на новые эстетические установки: стремление к гармоничному развитию общества и человека, как воина, гражданина, творца. Во главу угла ставится не загробная, но реальная бесконечно прекрасная земная жизнь, венцом которой является человек.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «О рисунке. Основы изобразительной грамоты для начинающих» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я