О рисунке. Основы изобразительной грамоты для начинающих

В. М. Саунина

«О рисунке» – первая книга из серии книг «Учимся рисовать». В ней изложен обобщенный теоретический материал по основным понятиям рисунка, его видам, выразительным средствам и материалам с пошаговым выполнением практических заданий. Книга предназначена для тех, кто хочет научиться рисовать самостоятельно или систематизировать свои знания, будет полезна преподавателям изобразительного искусства в рамках их профессиональной деятельности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О рисунке. Основы изобразительной грамоты для начинающих предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Тема №2. История возникновения и развития рисунка

Развиваясь во времени и пространстве, рисунок представляет собой наиболее распространенный, если не считать письма, вид деятельности, позволяющий фиксировать мысли, идеи, объекты окружающего мира, актуальные моменты жизни человека и общества.

Рисунок возник в период первобытного строя как отражение формирующегося культа Зверя, простейший путь передачи информации, способ самоутверждения человека в агрессивной среде.

Особенностью наскального рисунка этого периода является незримое присутствие человека, то, как стороннего наблюдателя, то, как участника событий, последствия деятельности которого, мы можем наблюдать в рисунках.

По последним данным рисунок возник более 40 тыс. лет до н. э. Вначале это были оттиски и абрисы рук, линии, черточки. Затем появились рисунки животных, на которых охотился человек.

Удивительной точности передачи образов, эмоциональности и художественной цельности достигают рисунки бизонов, лошадей, кабанов в период позднего Палеолита (культура Мадлен). Мы можем наблюдать их, например, в пещерах Испании и Франции.

С развитием социально — общественных отношений в эпоху Неолита (6—2 тыс. лет до н.э.) образ Зверя теряет значимость и на первый план выходят общественно значимые действия: охота, рыбная ловля, собирательство, скотоводство. Рисунки становятся более схематичными и информационными.

Крайне интересным явлением в свете изучения возникновения и развития рисунка являются широко распространенные во всем мире петроглифы — выбитые или выцарапанные на камне изображения.

Изучение петроглифов дает возможность судить о хозяйстве, социальных отношениях, религии и культах древних племен и народностей.

Среди петроглифов встречаются орнаментальные, анималистические, скотоводческие, охотничьи, культовые и бытовые изображения. Они датируются от эпохи Палеолита до Средневековья.

С возникновением государств резко меняется характер рисунка. Древнего художника привлекают не социально — бытовые явления, а события государственной значимости. Действующие персонажи отступают на второй план, поэтому они условны и статичны.

Примером может служить «Стела коршунов» — повествование о завоеваниях и победах древнего государства Шумер.

Рисунок Древнего Египта был подчинен утверждению вечных и незыблемых ценностей: мощи государства, непостижимости обожествляемой власти, системы религиозных верований и ритуалов. Поэтому египетский художник, отражая многие стороны человеческой жизни, строго придерживается разработанных канонов и символов.

Греки изучили наследие Египта, методы построения и технику рисования. Но их мировосприятие было другим: особый интерес представляла не загробная, а реальная жизнь. Греческие Боги были подобны людям и нередко принимали активное участие в их жизни.

Художник Древней Греции любуется созданиями Природы, венцом которых является Человек. Поэтому, он внимательно изучает человека, как объект изображения.

Период Средневековья связан с развитием христианства. В искусстве появляются священные изображения (иконы) как форма проявления Божественной истины, посредник между миром божественным и земным. В это время складываются иконописные каноны, происходит отход от натуралистической чувственности периода античности, изображения становятся более условными, лица сменяются ликами, вобравшими в себя телесное и духовное, чувственное и сверхчувственное.

Эпоха Возрождения знаменуется возрастанием роли художника в обществе и, как следствие, качественным изменением рисунка. В эпоху Возрождения рисунок приобретает привычное для нас понимание, разрабатываются законы и приемы реалистического изображения

В последующие столетия рисунок развивается и достигает невероятного расцвета в XIX веке. К этому времени получает широкое распространение графитовый карандаш. Карандашом выполняются бытовые и пейзажные зарисовки, портреты, наброски людей и животных.

Элементы нового подхода к рисунку, отход от реализма, символичность появляются в конце XIX века.

Современный рисунок отличается не только многообразием направлений и стилей, но и самим подходом к нему. Он постоянно развивается в соответствии с современными запросами общества.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О рисунке. Основы изобразительной грамоты для начинающих предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я