Фотоискусство. Словарь энциклопедический, иллюстрированный

В. И. Гуков

Словарь «ФОТОИСКУССТВО» (около 800 статей) ставит своей задачей развитие фотографической культуры в эпоху всеобщей фотографизации. Пытливый читатель найдет ответы на главные вопросы фотоискусства. Что есть фотоискусство в целом и какова его роль в современном мире? Что такое художественный замысел? Что такое фотокомпозиция и её эстетические значения? Что представляют собой целевые эстетические характеристики, превращающие фотоработу в шедевр? Словарь рассчитан на широкие круги читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фотоискусство. Словарь энциклопедический, иллюстрированный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

В
Д

Г

Гармония фотокомпозиции

— (греч. harmonia — согласованность, соразмерность, отдельных сторон предметов и явлений, согласие, противополож-ность) — сложная эстетическая категория, основное проявление красоты, существенный признак Прекрасного. Эстетический феномен гармонии был осознан еще античными мыслителями (Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель). Основоположники философии и эстетики понимали гармонию, как сменяющие друг друга порядок и беспорядок, единство и борьбу противоположностей. Её объективными источниками в фотоискусстве служат закономерные гармонические процессы самой действительности, относящиеся к устройству Вселенной, природы и её разнообразным элементам, цветовым соотношениям радуги, пространственным соотношениям по закону золотое сечение формы тела человека — «венца природы». Гармония тесно связана с рядом важных объективных признаков красоты: ритмом, симметрией, пропорцией. Леон Баттиста Альберти (современник Леонардо да Винчи) писал: «Красота — есть строгая соразмерная гармония». В фотоискусстве понятие Г.к. означает согласованность линейных и цветотональных соотношений фотокомпозиции между собой и с целым. В художественном фотопроизведении обобщенная качественная характеристика проявлений всех видов гармонии определяется термином гармоничность — как частная эстетическая характеристика красоты (наряду с целостностью и декоративностью).

Гендер в фотографии

— обусловленное психологическим гендерным различием мужского и женского полов предпочтение различных жанров и тем фотографии, а также различных технологий и методов съемки. Мужчины предпочитают фотожурналистику и фоторепортаж, рекламную фотографию, военную и спортивную фотографию, фотоохоту, труднодоступную пейзажную съемку, экстрим-фото, свадебную фотографию и фотоэротику. Женское предпочтение уделяется автопортрету (селфи), съемке семьи и детей, туристической и бытовой фотографии, съемке домашних животных и цветов. Данное разделение — не абсолютное, встречаются исключения.

Гипербола в фотоискусстве

— (гp. Gyperbolē — чрезмерность, избыток, преувеличение, излишек) — стилистическая фигура явного и намеренного пре-увеличения размеров объекта или его части, красоты, превосходства в виде образного изображения. В изобразительном искусстве Г. используется с целью создания яркого и впечатляющего художественного образа. В фотоискусстве существует ряд приемов гиперболизации объекта съемки: 1) Преувеличенный масштаб героя съемки в сравнении с другими объектами на задних планах за счет намеренного выдвижения его на передний план; 2) Съемка объекта с нижнего ракурса с целью возвышения героя; 3) Ближняя съемка объекта ши-рокоугольным объективом, значительно преувеличивающие важную переднюю часть и деталь (например, укрупнение формы носа человека).

Гиперреализм

— (др.-греч. ὑπέρ — над, сверх; лат. realis — в ещественный) — направление в искусстве, ассоциировавшееся первоначально с творчеством европейских фотореалистов 1970-х годов, а затем осмысленное более широко как течения в разных видах современного искусства — живописи, скульптуре и кинематографии конца XX — начала XXI века. Слово «гиперреализм» было придумано Изи́ Брашо́ (Isy Brachot) в 1973 году как французский синоним слова «фотореализм». Современный гиперреализм основывается на эстетических принципах фотореализма, но, в отличие от последнего, не стремится буквально копировать повседневную реальность. Объекты и сцены в гиперреалистичной живописи детализированы, текстуры, поверхности, световые эффекты и тени в работах гиперреалистов становятся более четкими и различимыми, чем на эталонной фотографии или даже у самого предмета. Гиперреалисты создают ложную реальность, убедительную иллюзию, основанную на имитации реальности. Гиперреалистичные картины и скульптуры создаются благодаря цифровой фотографии чрезвычайно высокого разрешения и отображаемой на компьютерах, что порождает новое ощущение реальности.

Гистограмма изображения

— график (суммарный или разделённый по цветовым каналам) статистического распределения элементов цифрового изображения с различной яркостью, в котором по горизонтальной оси представлена яркость, а по вертикали — относительное число пикселей с конкретным значением яркости. На экране рядового цифрового фотоаппарата показывается лишь гистограмма светлоты (исключения составляют высококлассные зеркальные камеры). Гистограмма для всех цветовых каналов доступна на компьютере. Она позволяет ориентироваться в направлении художественной коррекции изображения как при съёмке (изменение экспозиции, цветового баланса, освещения), так и при последующей обработке.

Пример — гистограмма горного пейзажа с ледником

Гламур

(англ. glamour — шарм и очарование) — стиль в фотоискусстве, означающий шарм и очарование, характерный признаками показа шика, привлекательности и сексуальности молодой женщины. Успех Г. вызван неиссякаемым интересом к фотографиям роскошной жизни.

Пример фото кинозвезды Катрин Денев в стиле «Гламур». Фото Дэвид Бейли.

Глубина пространства в фотографии

Одна из проблем фотографии — это двумерная среда пространства плоского фотоизображения, в которой ставится задача запечатлеть трехмерный мир при помощи условной визуализации. Реалистичность Г. п. в снимке достигается рядом композиционных средств, известных в классической живописи, начиная с эпохи Возрождения. Основным художественным средством служит перспектива в ряде её частных форм: линейная, воздушная, тональная, цветовая, глубинно-резкостная, светотеневая. Все они в эстетическом восприятии фотоизображения зрителем представляются формами композиции, несущими содержательные эстетические характеристики выразительности глубины пространства. Усилению впечатления «3D-фотоизображения» способствуют фотографические способы, достигаемые за счет выбора точки съемки и использования художественного света. Выбор правильного угла съемки (по отношению к фронтальному плоскому виду объекта, например, зданию) создает впечатление объемности объекта, его протяженности в пространстве. Метод наложения планов оверлепинг создает иллюзию слоев пространства. Свет контровой отделяет объект от фона, создавая иллюзию пространства из двух планов. Эффект Г. п. дает обрамление при фотографировании главных объектов через арки, ворота, дверные и оконные проёмы. Это создает как глубину пространства, так и добавляет эффект присутствия.

Глубина резко изображаемого пространства, ГРИП

— расстояние, измеренное вдоль оптической оси съемочного объектива между двумя плоскостями в пространстве предметов, в пределах которого предметы изображаются на поверхности светочувствительного устройства (пленка, матрица) с доста-точной степенью резкости. В художественной фотографии ГРИП выступает в роли оптической глубинно-резкостной формы композиции снимка. Четкое, резкое выделение выбранного плана по отношению к другим нерезким планам художественно акцентирует его повышенную значимость. Степень резкости планов формирует перспективу глубинно-резкостную. Технически ГРИП осуществляется установкой соответствующего относительного отверстия объектива, сфокусированного на выбранный план в пространстве предметов.

Пример фото тигра с сжатой ГРИП с расфокусированными передним и задним планами. https://99px.ru/sstorage/53/2016/05/tmb_165205_9289.jpg

Гобо

— (аббревиатура от «Gоes Before Optics», то есть «идет перед оптикой») — проекционный трафарет, пластина из непрозрачного материала, в которой насквозь вырезана какая-либо картинка. Пластину гобо освещают фонарем или проектором и изображение, нанесенное на нее, проецируется на поверхность объекта съемки и фона. Получаемые с его помощью тени и узоры создают ощущение естественности. Создавая иллюзию пространства и естественных световых пятен, Г. стал одним из творческих инструментов студийной съемки. Г. широко используется в рекламе для проецирования логотипов и других изображений. Существуют специальные гобо-проекторы и насадки, позволяющие широко использовать этот способ в художественной фотографии.

Разные гобо на общем прорезном планшете. https://i.pinimg.com/originals/1b/3f/bf/1b3fbfe038be9f2bcd39d00cebb0b951.jpg

Голландский угол

— термин для обозначения специфического приёма фо-тографии или кино, когда камера в остром ракурсе смотрит на героя снизу вверх и при этом горизонт завален немного набок. Г.у. широко применялся в 40-50-е XX в. в голливудских фильмах ужасов в стиле нуар. Ракурсный приём Г.у. используется и в настоящее время как средство выразительности беспо-койства, душевного волнения, напряжённого состояния человека.

Голливудский свет

— см. свет Голливудский.

Головодержатель

— копфгальтер (нем. Kopfhalter, Kopf — голова, Halter — держатель, держатель головы) — подставка для удержания головы и спины, обеспечивающая неподвижность портретируемого человека во время съемки. Устройство появилось в середине XIX в. в связи с изобретением фотографии и массовой потребностью в фотопортрете. Существовали разные виды Г.: облегчённые мобильные варианты для головы, стационарные с массивной станиной для поддержания не только головы, но и спины. Держатель, оснащенный парами регулируемых «тисков», помогал позирующему сохранять неподвижность в течении многих секунд съемки (в первое время истории фотографии — свыше минуты). В то время было принято также фотографировать «на память» умершего человека, придавая ему при помощи держателя прижизненную позу. Г. оставался непременным атрибутом фотоателье вплоть до начала XX в.

Фотостудия с головодержателем.

Горизонт, линия горизонта

— греч. horizon — в перспективе условная линия, соответствующая видимому Г. на ровной открытой местности и служащая основой для перспективного построения композиции фотоизображения. По положению в кадре, благодаря художественным наклонным действиям фотографа, различают виды горизонта: средний, высокий, низкий, а также наклонный вправо, наклонный влево. В каждом случае возникает общая линейно-пространственная фотокомпозиция, выражающая определенный идейный замысел. Например, высокий горизонт выбирается в случае доминирующего предметного содержания земной поверхности в сравнении с малонасыщенным небосводом. Выбор низкого горизонта оправдан в случае богатого изобразительно-выразительного содержания небесных масс. Высоту Г. следует отличать от высоты точки съемки.

Горизонтальность в фотографии

— условная геометрическая характеристика фотоизображения, аналогичная по своему понятию естественной горизонтальности объектов природы (море, озеро, равнина), сопоставляемая с горизонтальными границами кадра. Г. часто присутствует в пейзажной фотографии. Г. в фотографии отличается возможностью наклона фотокамеры с его кадровым окном вокруг оптической оси объектива и изменения горизонтального расположения самого фотоизображения в фотокадре. Горизонтальность объекта съемки (например, моря, равнины, спящего человека) представляет композиционное средство, несущее эстетическую характеристику выразительность покоя, статичности объекта съемки. В пейзажном фотоискусстве (там, где нет горизонтальных водоемов) иногда намеренно нарушают горизонтальность ландшафта с целью придания ему активности посредством создания наклонных восходящих или нисходящих линий.

Городская съемка

— жанр фотографии городского пейзажа, наполненного суетой жизни с большим количеством двигающихся людей и машин. В состав городского жанра входят как общие панорамные виды, так и городские ансамбли, площади и улицы, мосты и набережные, памятники архитектуры и обычные дома, витрины и городская реклама.

Готический стиль

(итал. gotico — готический) — художественный стиль в истории западноевропейского искусства XII — XIII вв. Наибольшего развития готика достигла в церковной архитектуре с отчетливым выражением характерных особенностей готического стиля: грандиозность, ясно выраженная вертикальная устремленность всех архитектурных форм здания. В фотоискусстве знание характерных признаков Г.с. при съемке готической архитектуры (в городской и интерьерной съемке) способствует достижению «готической» выразительности фотографии посредством выбора соответствующих точки съемки и ракурса съемки, формата камеры и угла поля зрения объектива, а также выбора соответствующего освещения.

Гранж

(англ. grunge) — стилевое направление, отрицающее принятые нормы внешнего вида; маргинальный шик, который бросает вызов всему серому и будничном, с мрачным загрязненным колоритом. Введение Г. в фотографию связано с рок-музыкой в Америке в конце XX в., характерной депрессивным настроением.

Стиль Гранж, фото интернет

Границы кадра

— границы прямоугольного фотокадра, ограничивающие области гарантированного отображения сюжетно важной информации из пространства предметов; границы прямоугольника, очерченного рамой кадра, который в картинной плоскости включает пространство изображения. Г.к. видимы на краях матового стекла, краях видоискателя камеры или дисплея снимающего устройства. С нахождения границ кадра при выборе фрагмента пространства предметов и при его кадрировании по существу и начинается композиционное построение фотоизображения. В художественной фотографии в границы кадра заключается только существенное содержание снимаемого явления и исключаются все несущественные фрагменты и детали, которые не работают на сюжет. Пропорциональное соотношение границ кадра определяет его формат.

Границы фотоизображения

— границы художественного фотоизображения на отпечатке, световом или электронном изображении, выбранные в пределах границ кадра посредством удаления излишних полей изображения в соответствии с идейным замыслом. Г.ф. разделяют между собой внутреннее пространство изображения и пространство закадровое. Г.ф. сами по себе представляют собой простейший вид «рамы», обрамляющей любое ограниченное фотоизображение. В теории живописи и фотоискусства определен закон воздействия «рамы» на фотопроизведение, придающий фотоизображению определенные содержательные и формальные эстетические характеристики. В фотографии Г.ф. участвуют в построении форм фотокомпозиции (линейно-пространственной, открытой или закрытой),

Графический редактор

— программа или комплекс программ, которые используются с целью создания или редактирования фотоизображения. Г.р. позволяет создавать, просматривать, обрабатывать и редактировать оцифрованные фотографические изображения на компьютере. Программа Г. р. содержит фактически все творческие операции художественной фотопечати: ретушь, осветление, затемнение, контрастирование, изменение насыщенности цвета, размытие, виньетирование, масштабирование, кадрирование и др. Принципиальное важное достоинство Г.р. — технология многослойных изображений, позволяющая совмещать фрагменты фотоизображений отдельными слоями и создавать монтажные фотоизображения с совершенно новым смыслом, в том числе: фантастическим и концептуальным. Г.р. стал финишным средством современного фотоискусства, полностью заменил технологию художественной печати и применяется во всех случаях финишной постобработки (доработки) фотографических изображений для печати и экранного просмотра. Для Г. р. необходимы компьютер, программа графического редактирования и оцифрованная фотография. Г.р. разделяется на типы: растровый (наиболее популярный), векторный, гибридный.

Грациозность

— (лат. gratia — приятность) — эстетический термин, обозна-чающий особый, внутренний вид красоты, проявляющийся с помощью поз и движения. Термин Г. обозначает специфическую эстетическую характеристику качества, относящуюся к фотоизображениям человека и животных в гармоничных движениях или в гармоничных позах.

Гротеск фотографический

— (итал. grottesco — причудливые формы в гротах, сталактитовых пещерах) — особый способ фотоизображения, отличающийся острым образным сатирическим фоторисунком, гиперболой, при которых реальные объекты действительности принимают крайне причудливые, фантастические (иногда — ужасные) формы. Г.ф. — один из способов отражения в фотоискусстве жизненной правды, выражаемой фотохудожником в оценке эстетической. В качестве средств создания Г.ф. применяется острый ракурс, сверхширокоугольный объектив, светотеневой рисунок.

Гротескный портрет Сальвадора Дали, сделанный объективом «Рыбий глаз». Фото Филипп Халсман. 1963.

Группа f/64

— (англ. Group f/64) — объединение группы фотографов Америки (1932—1935 гг.), название которой стало своеобразным техническим манифестом, призывающим к достоверному изображению действительности посредством съёмки предметов в их натуралистических формах и документальное отображение мира в крупноформатных фотоаппаратах с минимальным отно-сительным отверстием f/64. Подобный приём давал наибольшую глубину резкости фотоизображения и представлял максимально объективную непосредственную фотографию в её конкретности и достоверности. Принципы группы f/64 отвергали какую-либо «художественную доработку» реальности и придавали прямой фотографии статус совершенной документальности. Стремление к максимально четкому кадру имело этический смысл: четкая фо-тография представлялась более «честной» — в отличие от обычного рядового недостаточно резкого снимка. «Группа f/64» была организована В. Ван Дайком и А. Адамсом с включением в её состав И. Каннингем, Э. Вестон, Д. Пол Эдвардс, С. Носковик и Г. Свифт. Идеи и методы, сформулированные группой, получили широкое всемирное распространение и оказали значительное влияние на последующее развитие фотографии. Наиболее полная коллекция фото-снимков группы хранится в Центре Креативной Фотографии Аризонского Университета (Тусон) и в Музее современного искусства в Сан-Франциско.

Гуммиарабиковая печать

— (также встречаются названия гумойл, гуммипечать (Gumoil Printing), и бихроматная печать) — позитивный фотографический процесс, основанный на способности хромированных коллоидов задубливаться под действием ультрафиолетового излучения. Г.п. — особо выразительный фотографический метод, объединяющий в себе уникальность технологии и авторское творчество с документальностью фотографии. Полученные изображения более долговечны, чем желатиносеребряные отпечатки, благодаря отсутствию каких-либо химически активных солей в готовом изображении. Благодаря хлопковой бумаге и масляным краскам, фотография приобретает уникаль-ные архивные свойства, сравнимые с живописью на холсте. Технология впервые использована в 1858 году для фотопечати чёрно-белых и цветных фотографий.

Д
В

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фотоискусство. Словарь энциклопедический, иллюстрированный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я