Фотоискусство. Словарь энциклопедический, иллюстрированный

В. И. Гуков

Словарь «ФОТОИСКУССТВО» (около 800 статей) ставит своей задачей развитие фотографической культуры в эпоху всеобщей фотографизации. Пытливый читатель найдет ответы на главные вопросы фотоискусства. Что есть фотоискусство в целом и какова его роль в современном мире? Что такое художественный замысел? Что такое фотокомпозиция и её эстетические значения? Что представляют собой целевые эстетические характеристики, превращающие фотоработу в шедевр? Словарь рассчитан на широкие круги читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фотоискусство. Словарь энциклопедический, иллюстрированный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

А
В

Б

Баланс белого цвета

— метод коррекции цветовых тонов фотоизображения объекта до тех цветов, которые человек видит в естественных условиях (объективный подход), или до тех цветов, которые представляются наиболее привлекательными (субъективный подход). Б.б.ц. — один из параметров метода передачи цветного фотоизображения, который определяет соответствие цветовой гаммы изображения объекта цветовой гамме объекта съёмки. Характеристика Б. б. ц. входит в состав комплексной характеристики качество фотоизображения, которое является документальной реалистической основой общего качества фотопроизведения.

Банальность в фотоискусстве

— (от фр. banal — шаблонность, заурядность, обыденность, давно известное, массовое). По информационному харак-теру Б.ф. подразделяется на символическую (передача смысла через шаблонные символы) и избитую сюжетную, в привычных сюжетных ходах «как» и «каким» изображается сам предмет. Примерами Б. ф. служат тысячи одинаковых снимков-близнецов знаменитых пейзажей, повторяющиеся селфи на фоне Эйфелевой башни, снимки «солнце на ладони» и т. п. Б.ф. — относительное культурное явление: то, что банально для одних зрителей, может вызывать восторг у других. Б.ф. жанра — историческая данность, которая преодолевается поиском или постановкой новых и необычных сюжетов.

Барокко в фотоискусстве

— (итал. barocco — странный, вычурный) — популярный в архитектурной фотографии художественный стиль, господство-вавший в искусстве Западной Европы с конца XVI в. и до середины XVIII в. Б.ф. проявилось в преувеличенном пафосе и напыщенной парадности, приподнятости и эмоциональности всех форм произведений искусства. Наибольшее выражение стиль Б. нашел в сплаве архитектурных сооружений со скульпту-рой в составе городских и парковых ансамблей. Художественная съемка целостных крупных барочных ансамблей отличается своей спецификой. Фотографирование Б. выполняется с тщательно выбираемой точки съемки, применяются крупноформатной камеры и разнообразная оптика, выбирается направление света и характер освещения.

Безобразное в фотоискусстве

— категория фотоэстетики, выражающая невольное или умышленное нарушение законов фотоискусства, ведущее к дефигурации, разрушению художественного образа. Безобразное связано с другими эстетическими категориями — прекрасное, возвышенное, комическое, трагическое и осуществляет свои эстетические функции только в связи с этими категориями.

Белый цвет

— самый сложный цвет, вмещающий в своем спектре волны всех цветов, но и самый простой, изначальный природный солнечный свет, а также самый зеркальный, отражающий при наложении на себя все другие цвета. Общепризнанное значение белого цвета — чистота, благо, совершенством и завершенность. По известному тесту психологии восприятия цвета М. Люшера, «белый цвет — это чистая доска, разрешение проблем и новое начало». Б.ц. в фотографии играет роль универсального языка, понятного всем народам, объединяя все самые сильные и положительные значения и символы в разнообразных жанрах и сюжетах. Особое предпочтение Б.ц. получил в студийной съем-ке при контрастном выделении модели (или предмета) с сохранением своего колорита на белом фоне. В фотографии Б.ц. обусловлен спектром освещения и нуждается в установлении правильного баланса белого при цветопередаче. Если Б. ц. в кадре много — в силу вступают его негативные характеристики: изоляция, отрешенность, чопорность, скука.

Бельведе́р

— (итал. belvedere, фр. bellevue, от лат. bellus visum — прекрасный вид) — лёгкая постройка на возвышенном месте, поставленная для обзора местности; обзорная вышка, беседка позволяющая обозревать окрестности. Слово впервые вошло в употребление в Италии, в эпоху Возрождения. В 1485—1487 гг. для папы римского Иннокентия VIII в Ватикане была построена вилла под названием «Бельведер». Из окон виллы открывался «чудесный вид» на Вечный город, отсюда и её название. Бельведерами, чаще на французский лад: бельвю, в XVIII веке стали называть различные парковые сооружения независимо от их размера и местоположения: павильоны-ротонды, беседки, «собственные садики». Исторические знаменитые бельведеры являются излюбленными объектами съемки для всех фотографов. В XXI в. в связи с массовым туризмом и популярностью травел-фотографии успешно развивается экологическое направление фотографии. Её назначение — двуединое: 1) удовлетворение возросшей потребности путешествующих фотолюбителей в эстетическом восприятия совершенных визуальных видов пейзажей; 2) заботливая охрана экологии местной природы. С этой целью возводятся специальные экологически безопасные бельведеры и направляющие тропы к ним. Многие бельведеры входят в состав государственных и национальных заповедников.

Пример: смотровая площадка в «Долине гейзеров» на Камчатке. см. фотоискусство и экология.

Беспредметное искусство

— (лат. abstractio — удаление, отвлечение, абстракционизм) — упадочное направление в современном искусстве. У его истоков лежит творчество В. Кандинского и П. Мондриана, которые в начале XX в. определили два основных направления и метода абстракционизма: абстрактного экспрессионизма и геометрического абстракционизма. Философским основанием первого является субъективный идеализм, утверждающий, что искусство есть выражение внутренних состояний творческого «Я», которое в конечном счете связано с абсолютным духовным началом. Кандинский считал, что искусство в принципе асоциально, оно должно «отворачиваться от опустошающего душу содержания современной жизни и обращаться к сюжетам и окру-жению, дающим свободный исход нематериальным устремлениям и исканиям жаждущей души» в беспредметном мире. Второе направление ориентировалось на объективно-идеалистические концепции геометрического абстракционизма, которое требовало от художника полного растворения своего «Я» в акте абстрактного творчества. Их общий абстракционизм приводил к разрушению художественного образа, к отрыву его от социальных проблем современности. В фотоискусстве жанр Б.и. получил начало благодаря сюрреалисту Ман Рэю и лидеру Баухауса венгерскому фотохудожнику Ласло Мохой-Надю. Практику Б. п. вывел на новый уровень Альфред Стиглиц. Его набор облачных фотографий «Music — A Sequence of Ten Cloud Photographs» стала первой преднамеренной фотосерией абстрактных фотографий. Начиная с 1922 г., на протяжении двенадцати лет Стиглиц сделал сотни фотографий облаков, которые в конечном итоге назвал «Эквиваленты». Произведения Б. и. представляют собой сумбурное нагромождение линий и пятен. Однако некоторые формальные поиски абстракционизма (сочетание цветов, конструктивное построение плоскости изображения и др.) имели определенное значение для сферы дизайна. В современной фотографии Б.и. — общепризнанный художественный жанр. Оригиналами фотопроизведений Б.и. могут быть любые объекты — от бытовых до космических. Известный американский фотограф Tомас Руфф берет материал из научных источников, например, для своей фотосерии «Cassini», которая возникла на основе снимков NASA.

Эквиваленты. Фото Альфред Стиглиц. Одна из 220 фотографий, сделанных в 1925—34 гг.

Бизнес-портрет

— жанр делового портрета, являющегося обязательным атрибутом успешного владельца бизнеса, неотъемлемой частью имиджа компании для презентационных целей. Нередко Б-п. выступает в роли фотовизитки фирмы. Б-п. всегда характеризуется определенным фирменным стилем, свой-ственным специфике данной фирмы и передаваемым различными аксессуарами. Корпоративная символика (флаги, значки, постеры, печатная продукция) может стать дополнительным элементом рекламы компании. Основным психологическим трендом современного Б-п. являются целеустремленность, энтузиазм, уверенность в себе, мудрость и опыт — во взгляде, прямота и твердость — в характере, харизма — в позе, сопровождаемые естественностью, открытостью и доброжелательностью. В мужском Б-п. популярным атрибутом костюма выступает легкая небритость, добавляющая мужественность. В женском Б-п. ставиться задача достижения баланса между демонстрацией внешних данных и деловых качеств. Корпоративные стандарты во всем мире требуют в женском Б-п. предельной сдержанности в макияже и укладке.

Бленда

— (нем. Blende, от blenden — заслонять), приспособление в виде цилиндра, усеченного конуса или четырехгранной усеченной пирамиды из пластмассы или металла, с черной матовой внутренней поверхностью, надеваемое при съемке на объектив фотоаппарата. Форма Б. препятствует попаданию в объектив боковых световых лучей, не участвующих в образовании изображения, и этим исключает возможность появления бликов на изображении.

Блик

— сильный свет, отраженный от поверхности с высокой отражающей способностью, например, зеркальной, водной, стеклянной. Б. на предмете возникает от яркого источника света (солнца, светоосветителя). Также Б. называют яркие пятна на фотографии, возникшие вследствие отражения света в линзах объектива (см. боке). Особо важную роль блик играет в глазах человека, придавая ему реалистическую жизненность. При перемещении точки съемки блик меняет свое местоположение на форме предмета. Блик можно ослабить с помощью фильтра поляризационного.

Боди-арт

— (англ. bodyart — «искусство тела») — одна из форм авангардного искусства XX в., в котором его главным объектом является тело человека. Главная задача боди-арта — превратить человеческое тело в произведение и запечатлеть в вечном фотоизображении. Сама фотография с её художествен-ными возможностями повлияла и продолжает влиять на развитие боди-арта.

Боке́

— (яп. бокэ — размытость, нечёткость) — термин, описывающий изображения светящихся или бликующих элементов натуры (фонарей, лучей солнца через листву, бликов и др.), оказавшихся не в фокусе и выступающих в виде ярких прихотливых пятен. Эффект Б. эстетически воспринимается как вид декора, придающего декоративность фотопроизведению и влияющего на красоту фотокомпозиции.

Пример явления боке в фотографии паутины. Интернет.

Будуарный стиль

— (фр. lingerie — женское белье) — один из наиболее чув-ственных жанров фотографии, раскрывающий женственность и привлекательность модели, которая позирует в нижнем бельев условиях будуара. В фотографии Б.с. появился в XIX в. и получил особую популярность в Европе.

Будущее в фотоизображении

— многозначное понятие: сюжетное, фан-тастическое, композиционное. 1) В сюжетной художественно-реалистической фотографии Б.ф. выражается как представление будущего последствия, которое неминуемо произойдет с участниками фотоизображения в процессе их деятельности. Например, представление последствия приближения самолета к Башням-близнецам в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. 2) Сравнительно представляемое Б.ф., открывается в результате сопоставления двух состояний объекта в Настоящем и Будущем. Метод композитной фотографии позволяет в одном фотоизображении расположить два образа «настоящий» и «будущий». Прием активно используется в рекламной фотографии косметики, демонстрируя её «омолаживающий» эффект в будущем. Например, половина лица «обычная», а вторая половина — омоложенная. 3) Фантастическое Б. ф. изображается в виде постановки вымышленных сюжетов в стиле фото-фэнтези. 4) Ассоциативное представление Б.ф. как явление психологии зрительного восприятия связывает стороны изображения с временными состояниями «Прошлое-Настоящее-Будущее». Европейский визуальный менталитет воспитан на ассоциации правой стороны фотокадра с «Будущим» (вследствие европейского навыка чтения письменности и рассматривания изображений слева направо). В рекламной фотографии, как правило, ожидаемое будущее событие происходит в правой стороне.

11 сентября 2001 г. Нью-Йорк. США. 9 ч. 02 мин. 59-я сек.

Бытовая фотография

— жанр фотографического искусства, посвящённый повседневной личной и общественной жизни. Цель данного жанра — изобразить бытовую реальность такой, какая она есть, с полнотой события, яркостью, уникальностью момента. Б.ф. отличается естественностью и жизненностью, передачей высшего эмоционального состояния людей (восторг и слёзы, очарование и раздражение и т.п.) в кульминационный решающий момент бытового события.

Бьюти фотография

— (фр. beauty — красота, прелесть) — сравнительно новое направление в фотографии, характеризуемое изображением сложного, фантазийного макияжа. Разновидность студийной съемки, предназначенная для запечатления и демонстрации какого-либо сложного мейк-ап (макияжа), прически, боди-арт, для фоторекламы косметического продукта. Главная отличи-тельная черта Б.ф. — крупность плана. В бьюти-фотографии лицо модели является главным предметом съемки, поэтому такая съемка требует визажа, макияжа, искусства парикмахеров, которые создают завершенный образ. В отличие от портретной фотографии, которая передает характер и духовные со-стояния модели, перед Б-ф. стоит задача показать косметику, красоту туши, помады и румян на фоне лица, поразить зрителя созданной с помощью косметики внешней красотой модели. Наибольшее применение данный жанр находит в области рекламы косметики.

В
А

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фотоискусство. Словарь энциклопедический, иллюстрированный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я