Фотоискусство. Словарь энциклопедический, иллюстрированный

В. И. Гуков

Словарь «ФОТОИСКУССТВО» (около 800 статей) ставит своей задачей развитие фотографической культуры в эпоху всеобщей фотографизации. Пытливый читатель найдет ответы на главные вопросы фотоискусства. Что есть фотоискусство в целом и какова его роль в современном мире? Что такое художественный замысел? Что такое фотокомпозиция и её эстетические значения? Что представляют собой целевые эстетические характеристики, превращающие фотоработу в шедевр? Словарь рассчитан на широкие круги читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фотоискусство. Словарь энциклопедический, иллюстрированный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

А

Аберрация объектива

— (лат. aberratio — заблуждение, уклонение, удаление, отвлечение) — отклонение от нормы; ошибка или погрешность изображения в оптической системе объектива, вызываемая отклонением луча от того направления, по которому он должен был бы идти в идеальной оптической системе. Различают А. сферическую (проявляющуюся в нерезкости изображения и дисторсии) и А. хроматическую (проявляющуюся в разложении белого света на несколько цветных лучей с различными длинами волн и дающую радужные очертания предметов).

Абстрактное фотоискусство, абстрактный стиль

— (лат. abstractio — удаление, отвлечение) — формалистическое направление фотоискусства, как ответвление формализма в искусстве, которое не отражает действительность, а выражает инстинктивные, подсознательные переживания самого художника в абстрактной форме. Абстрактное искусство — одно из формалистических направлений в изобразительном искусстве возникло в конце XIX — начале XX вв. У его истоков стоят русские художники В.В.Кандинский и К.С.Малевич, голландский художник П. Мондриан, французский художник Р. Делоне. Абстракционисты отказались от изображения предметов и явлений объективного мира (отсюда другое название абстракционизма — беспредметное искусство). В фотографии основателем абстрактной фотографии считается Алвин Коберн. В 1916 г. он построил «вортоскоп» — насадку на объектив (типа калейдоскоп), составленную из трёх зеркал, при помощи которой снимал орнаментальные композиции кристалла, осколков стекла, кусков дерева и даже портрета. Его «вортографии» напоминали живопись кубизма. Абстракционизм уродует эстетические вкусы людей, уводит их от понимания красоты природы и жизни. Содержанием А. ф. являются комбинации линий, цветовых пятен, светов и теней, полученных фотографическими способами. А.с. оказался востребованным в графическом дизайне товаров: художественном оформлении упаковок, декоративных покрытий и т. п.

Одна из первых абстрактных фотографий. 1912. фото Алвин Коберн.

Абсурдный стиль в фотоискусстве

— (лат. absurdus, «нестройный, нелепый»; от лат. ad absurdum, «исходящий от глухого») — нечто алогичное, нелепое, противоречащее здравому смыслу. А.с. — одно из проявлений абсурдизма, известного как «философия абсурда». В основе идеологии абсурдизма — тезис философии экзистенциализма о бессмысленности человеческого существования. А.с. выражает разочарование европейской интеллигенции итогами второй мировой войны, пронизано чувством безысходности и отчаяния, выражаемого в изобразительном искусстве. В фотографии А.с. в силу своего эпатажа пользуется выставочной популярностью, выглядит «демократическим» и воспринимается как визуальное развлечение.

Авангард в фотоискусстве

— (фр. avant-garde — передовой) — обобщенное обозначение многообразных новаторских движений и направлений в худо-жественной фотографии, отпочковавшихся и заимствованных от общего авангарда художественной культуры первой половины XX в. Характерной чертой А.ф. является его осознанный пафосный характер разрушения традиционных стилей, новаторство и экспериментирование. В фотоискусстве к авангарду относятся стили: пикториализм, абстракционизм, конструктивизм, супрематизм, реди-мейдс, сюрреализм.

Автография

— способ получения изображения с помощью фотохимической техники, без использования фотоаппарата. Для получения снимка выбранный предмет помещают на фотобумагу или пленку и оставляют на некоторое время в темном помещении. По истечении этого времени образуется скрытое фото-графическое изображение. Оно может формироваться под действием излучения радиоактивных изотопов, под действием химических веществ, присутствующих в объекте, например, сок растений, соприкоснувшись с фотобумагой, приводит к началу фотохимического процесса. Экспонированный таким образом мате-риал проявляют и фиксируют обычным способом.

Автор фотографии

— человек (физическое лицо), творческим трудом которого создано фотопроизведение. Определение автора с точки зрения закона дано в ст. 1257 Гражданского кодекса РФ. Важный критерий авторства — творчество. У фотопроизведения может быть несколько авторов (в случае оформления прав на общий результат или его использование), как фотограф, так и со-участники творчества (визажисты, стилисты, ретушёры, пилоты квадрокоптеров и другие), каждый из которых внес свой творческий вклад. Все имеют равные авторские права на фотографию, если у них есть соответствующие оформления своих прав и копии исходников.

Авторская манера

— выражение излюбленных автором отдельных характерных черт стиля, композиционных средств и способов, в основном, в поверхностных свойствах. Например, Билл Брандт применял сверхширокоугольный объектив, Юсуф Карш использовал (за редким исключение) черный фон и множество источников света. Для Александра Родченко характерно диагональное построение линейной композиции.

Авторская фотография

фотопроизведение, характеризующееся авторским стилем, свойственным определенному фотографу.

Авторский стиль

— система выражения в фотопроизведении характерного для фотохудожника личного видения и осмысления мира. А.с. фотохудожника выражается в характерных для мастера творческих особенностях его художественного языка, которые зависят от специфики индивидуального мировоззрения, от свойств и таланта мастера, от его жизненного и творческого опыта, а также от характера исторической реальности и применяемых средств фотографии. В истории фотоискусства ярким авторским стилем выделялись М. Наппельбаум, Г. Колосов, А. Родченко, Дм. Бальтерманц, А. Гаранин, И. Тункель, О. Рейландер, Р. Аведон, А. Адамс, Б. Бранд, А. Картье-Брессон, Ю. Карш, Х. Ньютон, Д. ЛаШапель и др. А. с. фотографа представляется заключающим уровнем по отношению ко всем другим стилевым типам (актуальный, исторический).

Авторское отношение

— субъективное отношение фотографа к объекту съемки, связанное с его мировоззрением, рациональным и эмоциональным отношением к миру. Художественное восприятие объекта съемки вызывает глубокий психологический аффект и возбуждает воображение фотографа. Результатом является возникновение художественного образа и осознанная творческая деятельность. «Чтобы „запечатлеть“ мир, надо чувствовать себя втянутым в то, что ты вырезаешь через видоискатель. Этот подход требует сосредоточенности, дисциплины духа, чутья и чувства геометрии». (Анри Картье-Брессон). Внешне это выражается активным поиском и выбором художественных точки съемки и ракурса, выбором направления съемки и кадрированием, определением во времени решающего момента съемки. Все они находят отражение в линейно-пространственной фотокомпозиции и её частных художе-ственных формах: тональной, цветовой, световой, оптической, фототехнической. Для простого зрителя фотопроизведения А.о. к объекту съемки не замечается, а опытный зритель непременно его заметит и оценит. Гений уличной фотографии Анри Картье-Брессон, выбирая наиболее выразительную форму (композицию) снимаемого сюжета и интересный фон, буквально «танцевал» вокруг объекта съемки. Большинство его снимков носит отпе-чаток личного авторского отношения к сюжету. А.о. к объекту съемки опосредованно выражается в эстетической характеристике качества фотокомпозиции — выразительность авторского отношения к объекту съемки.

Без названия. Фото Анри Картье-Брессон. 1969.

Аксессуары

— (лат. аccessorius — второстепенные, вспомогательные детали) — предметы бутафории или реквизита, предметы туалета, дополняющие костюм. В жанре портрет А. являются дополняющие костюм: очки, портфель, сумочка, книга в руке, фотокамера, ноутбук, мобильный телефон, сигарета, бокал с напитком в руке, зонт, трость, игрушка в руках ребенка,

Активность в фотоизображении

— (лат. activus — деятельный) — проявление результатов внешней или внутренней энергетики. Образное понятие, характеризующее в художественной фотографии происходящее действие и его интенсивность в процессе изменения объекта. Поскольку в одиночном снимке невозможно изображать деятель-ность запечатленных объектов во времени, А.ф. передается в форме возникающего в воображении зрителя образного представления реальной деятельности. Выразительность А. ф. достигается посредством композиционно найденных характерных «динамичных» образных состояний (бегущий человек, всплеск волны, дым костра), а также эффектом видимого движения (шлейфы, смазы движущегося объекта в сравнении с резкими изображениями других). Скрытая, неявная А.ф. в изображении человека предстает как выражение средствами композиции борьбы внутренних сил человека (образы раздумья, сомнения). Эстетическое восприятие и узнавание типической А.ф. требует определенного визуального жизненного опыта.

Актуальное фотоискусство

— (позднелат. actualis — фактически существующий, настоящий, современный, важный, значительный для настоящего момента) — современное направление фотоискусства с использованием новых креативных приемов в представлении оригинальных форм и образов. А.ф. присущи свобода от традиционных тем и процессов, воплощение в таких формах как инсталляция, перфоманс, компьютерная графика.

Актуальный стиль

— частное стилевое направление актуального искусства, отражающее одинаковое отношение авторов-единомышленников к крупным общественным событиям и модным явлениям. Примеры актуальных стилей: сюрреализм, гламур, гранж, Pop-Art, Pin-Up.

Акцент в фотокомпозиции

— усиление значимости и привлекательности фрагмента (элемента, узла, части) композиции фотоизображения относительно остальных с целью повышения его смыслового значения и/или красоты. А.ф. достигается указующим направлением линий, контрастом, тоном, цветом, светом акцентирующим, которые привлекают внимание зрителя к главному объекту изображения.

Аллегория в фотографии

— (гр. allegoria — иносказание) художественный прием, заключающийся в образной иносказательности, которая в форме конкретного образа раскрывает существенные черты какого-либо абстрактного, отвлеченного понятия. Аллегория подобна переносному скрытому значению, которое ожидает своего открытия зрителем. По природе своей аллегория двусоставная. С одной стороны — это понятие или явление (благо, удовлетворенность, счастье, любовь, горе, Новый Год, и т. д.), с другой — конкретный предмет, картина жизни, иллюстрирующая абстрактную мысль, делающая ее наглядной. В силу конкретности фотоизображения А.ф. — один из самых эф-фективных инструментов рекламного фотоискусства. Типичный общий пример — аллегорическая фотография бытовой ситуации, демонстрирующая «удовлетворенность и счастье пользователя» при использовании рекламируемого товара. Определился ряд предметов, включаемых в содержание фотографии в роли символа-аллегории важного значения (компас — «правильность направления», часы — «бег времени», глобус — «всё человечество», деньги — «богатство» и др.). Примеры аллегорических фотографий: «Два пути жизни» (О. Рейландер), «Восход луны, Эрнандес, Нью-Мексико» — аллегория мирной жизни фермеров Запада Америки» (А. Адамс), « — 55°» — аллегория жизни народов Севера (Г. Копосов), «Горе» (Дм. Бальтерманц).

Фото Геннадий Копосов. — 55º.

Альбомная фотография

— фотография, предназначаемая для размещения и хранения в фотоальбоме: свадебном, семейном, детском, корпоративном.

Альтернативная фотография

— виды фотографии, отличающиеся по технике и методике исполнения от традиционной и современной общепринятой фотографии (классическая серебряная фотография и цифровая фотография): дагеротипия, мокроколлодионный процесс, инфракрасная съемка, гуммимасляная печать, коричневая печать, углеродная печать (корбоновая), палладиотипия/платиновая печать, хемиграмма, свет жидкий и др.

Аналоговая фотография

— фотография, считающаяся классической и основанная на использовании светочувствительных фотоматериалов с химическим способом фиксации изображения. Название «аналоговая» появилась после 2000 г., как антоним понятию цифровая фотография, и обозначает любые разновидности фотографии, основанные на аналоговых способах фиксации изоб-ражений. В XIX — XX вв. аналоговая фотография являлась единственной техно-логией получения неподвижных фотоизображений как в бытовой, так и в профессиональных сферах. Используется также термин плёночная фотография, поскольку большинство аналоговых фотоаппаратов использовали фотоплёнку. Однако данный термин некорректен, аналоговая технология допускает применение стеклянных и даже металлических пластинок вместо плёночной подложки.

Ампир

— (фр. empire — империя) — художественный стиль (преимущественно в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве) эпохи Наполеона I, выражавший эстетические вкусы крупной французской буржуазии. Для А. характерно стремление к помпезности, монументальности и величественности, стро-гости и порядку художественных форм. Этот стиль опирался на классицизм конца XVIII в., а также на архитектурные стили эпохи римских императоров. Главное внимание уделялось архитектурным композициям, которые прославляли воинскую мощь, монаршую власть (триумфальные арки, мемориальные колоны, обширные колоннады, массивные портики). Архитектура Ампира — один из самых привлекательных объектов профессиональной и любительской фотографии. Художественная съемка объекта А. в каждом случае требует знания его истории и назначения, особенностей характерных фрагментов и деталей (например, смыслонесущего орнамента), умелого выбора выразительного света (естественного и искусственного), нахождения целостной и гармоничной фотокомпозиции в ограничивающих условиях современного города.

Андерграунд

— (англ. underground — подполье, подпольный) — совокупность творческих направлений в современном искусстве (музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве, фотографии и др.), противопоставленных массовой культуре, мейнстриму и официальному искусству. Для А. характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование общепринятых ценностей, норм, социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики. А. в фотографии включает в себя неформальные, независимые или запрещённые цензурой виды и произведения фотоискусства. Типичная тематика американского и европейского андеграунда — «сексуальная революция», интересы маргинальных групп. Граница между андеграундом и мейнстримом всегда размыта, так как многие виды и произведения искусства и фотоискусства, начинавшиеся как андеграунд, со временем стали популярными и массовыми (стиль «Pop-Art», «фотосюрреализм», «гранж» и др.).

Анималистическая фотография

— или фотоанималистика (лат. «animal» — животное) — жанр фотоискусства, произведения которого изображают неповторимые моменты из жизни домашних животных и диких животных в естественных условиях их обитаниях с выражением настроения, характера, действия. А.ф. принципиально отличается от фотоохоты, которая ставит своей задачей выследить и «добыть» фототрофей как доказательство достижения цели. Снимок А. ф. оценивается, в первую очередь, по художественным качествам и эмоциональному воздействию на зрителя. Художественную ценность представляют композиционно сформированные оригинальные изображения жанровых сцен мира животных. Профессиональные фотоанималисты специ-ально приручают животных и снимают необычные сцены, которые демонстрируются на престижных выставках и поражают миллионы зрителей.

Антиискусство в фотографии

— направление фотографии, порожденное идеологией саморазрушающегося искусства и отрицающее как отдельные аспекты фотоискусства, так и фотоискусство в целом. А.ф. выступает за минимизацию содержания фотоизображения и сокращение фундаментальных структурных элементов фотоискусства. Примерами данного феномена могут служить бессодержательная монохромная фотография, фактически пустые рамы с минимумом линий и тонов. А.ф. зачастую использует инновационные материалы и техники. Одним из эпатажных направлений А.ф. является демонстрация уничтожаемых эстетически совершенных фотопроизведений как измятых, залитых, разорванных. Примерами использования инновационных техник и материалов в антиискусстве выступают реди-мейд, фаунд арт, апроприация, хэппенинг, перформанс, боди-арт.

Антиципация

— (лат. anticipatio — предвосхищение, калька) — многозначный термин. А. в философии и психологии — предвосхищение, предугадывание, представление о предмете или событии, возникающее до его реального достижения, ожидание наступления события. А. выступает средством обратной связи при построении действия. Примером в фотографии служат эффекты закона воздействия «рамы» на фотоизображение: ровная плоскость фотоизображения благодаря наличию «рамы» становится своеобразной «пещерой» и др.

Антураж

— (фр. entourage — окружение) — многозначный термин, определяю-щий в широком смысле ряд обстоятельств, в которых располагается портретируемый человек (или группа лиц), обстановка, среда, предметное окружение. В фотографии термин употребим в жанрах Портрет, Лав-стори, Свадебная фотогрфия, Имиджевая фотография, Жанровая фотография, Модная фото-графия, Селфи и др.

Анфас

— (фр. enface — «с лица», перед лицом, спереди, в лицо) — положение лица фотографируемого человека, фигуры или объекта, при котором «лицевая» часть обращена прямо к фотоаппарату. Частые употребления: «сфотографировать анфас», то есть лицом к объективу; «расположить анфас» — лицом к зрителю. Документальный фотопортрет для удостоверения личности делается только анфас.

Апертура объектива

— (лат. apertura — отверстие)

— величина, характеризующая действующее отверстие объектива. А. определяется размерами линз или диафрагм. Они ограничивают световой поток, входящий в объектив. Величина А. о. влияет на количество световой энергии, проходящей через объектив и экспозицию, на световую форму композиции, разрешающую способность объектива, глубину резко изображаемого пространства. На практике А. принято сопоставлять с фокусным расстоянием объектива в виде отверстия относительного, характеризуемого диафрагменным числом.

Апофеоз в фотографии

— (др.-греч. ἀποθεόσις от ἀπο — <приставка со значением удаления или превращения> + θεός «бог») — возвеличение, прославление какого-либо лица, события или явления. «Апофеозом» нередко называют конкретное фотопроизведение, запечатлевающее кульминацию какого-либо события. Апофеоз в фотографии — это всегда торжественность высокозначимой те-мы с острой выразительностью фотокомпозиции, контрастностью, яркостью. Это слово нередко путают с кульминацией, которая характеризует пик любого события, в том числе лишенного апофеоза. Примеры апофеоза в фото-графии: снимки с поднятием флагов: «Флаг над рейхстагом» — как апофеоза победы и окончания войны, фотограф Евгений Халдей, «Водружение флага над Иводзимой», фотограф Джо Розенталь. Типичным апофеозом является фотография праздничного фейерверка.

Водружение флага над Иводзимой. 1945. Фото Джо Розенталь.

Апперцепция в фотографии

— (лат. ad «к» — и лат. perceptio — восприятие) — психологический процесс синтеза зрительного восприятия и мышления в процессах фотографии (при поиске сюжета, в процессе визирования и съемки, в процессе восприятия фотоснимка), в результате которого элементы осознания фотоизображения и его смысл становятся ясными и отчетливыми. Данное свойство выражается в том, что фотограф воспринимает предметы и явления внешнего мира, с одной стороны, и их возможные фотоизображения, с другой стороны, обусловленно — в тесной взаимосвязи друг с другом. Посредством фотографического видения и художественного восприятия фотограф осознает то, «что» и «как» он воспринимает внешний мир (например, определяет культурную ценность явления, выделяет типичные виды объектов, находит смысловые связи, выбирает кульминацию события). С помощью А.ф. зрительное впечатление посредством сравнения и сопоставления вводится в круг уже выработанных понятий, впечатлений, наблюдений, удержанных в памяти, и получает между ними своё место. А.ф. зависит от мировоззрения фотографа, запаса его определенных знаний и опыта а также от конкретного психического состояния его личности. А.ф., как ощущение, уже воспринятое нашим сознанием, отличается от перцепции — как простого, ещё не дошедшее до сознания впечатления при обычном созерцании явлений.

Апроприация в фотографии

— (лат. appropriātio, происходящее от аd «к» + proprius «собственность» с последующим упрощением) — усвоение, присвоение в фотографии; в русском языке также встречается определение апроприацизм — термин в истории искусства, характеризующий важное постмодернистское направление, использующее в произведении искусства уже существующие другие произведения искусства. А.ф. своё начало заимствовало от живописи и получила широкое распространение в современном фотоискусстве в форме фотоколлажа, отражая сущность явлений современного общества, в котором доминируют медиа, массовое потребление и бесконечный поток визуальной и рекламной информации. Современные технологии и метод А.ф. позволяют фотографу стать автором тех фотографий, которые он сам никогда не смог бы сделать. Важным достижением А.ф. считается её научная возможность служить инструментом для сравнительного исследования, в том числе ис-следования прошлого.

Пример апроприации фотографий в коллаже Эля Лисицкого. Давайте побольше танков. 1941.

Артефакт в фотографии

— (неологизм, от лат. ars — искусство + лат. factus — сделанный, т.е. «сделанный по законам искусства») — А.ф. различается на виды. 1) Любой искусственно созданный и проявляющийся в фотографии объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое, символическое содержание. 2) Необычное, странное явление, запечатленное на снимке. 3) Непреднамеренное искажение, заметно снижающее качество или изменяющее изначальный вид фотографии, весьма широкий круг микродефектов изображения. А.ф. значительно усиливается при грубой компьютерной обработке. Часть информации при сжатии файла JPEG теряется, возникают искажения в виде «мозаичности». Артефакты могут добавляться и неточностью обработки изображения камерой, ухудшением свойств матрицы, электронным шумом и т. д.

Арт-ню в фотографии

— (англ. art — искусство, фр. nu — нагой, обнажён-ный) — — жанр Ню-фотографии, изображающий обнажённое человеческое тело с акцентом на форме, композиции, эмоциональных проявлениях и других эстетических характеристиках. Почти с момента изобретения фотографии обнажённая натура стала её важным объектом и играла существенную роль в развитии жанра Арт-ню. Эротический интерес в художественной фотографии яв-ляется вторичным, что отличает её от гламурной фотографии, показывающей объект фотографии в наиболее привлекательном виде, и от порнографической фотографии, главная цель которой сексуально возбудить зрителя. Фотопроизведения А. н. не создаются с намерением использования в журналистских, научных или других строго нравственных медиа. Ранние фотографии А.н. были монохромными. Художники XIX в. в других жанрах изобразительного искусства часто использовали фотографии А.н. в качестве подмены живых моделей.

Архетип в фотографии

— (др.-греч. ἀρχέτυπον — прообраз, образец, ори-гинал). Архетипы (первообразы, накопленные всеми поколениями) как некие продукты коллективного бессознательного отображаются в виде соответствующих символов. Особенно наглядно это прослеживается в фольклоре и изобразительном искусстве. Ряд А. как символы в разных культурах имеют близкое значение (добро и зло, мужское и женское, жизнь и смерть, старость и юность, героизм, мудрость и т.д.). А.ф. нашел широкое признание в постановочной фотографии. В рекламной фотографии активно используется группа архетипов предметов, имеющих устойчивые значения (компас — «правильный путь», лупа — «прозорливость», весы — «разумность, истина, точность» и др.).

Архитектоника фотопроизведения

— (от др.-греч. ἀρχι (archi) — глав-ный и др.-греч. τεκτον (tekton) — строить, возводить) — «главное устроение» (или основное строение). Впервые слово «тектоника» в качестве научного термина в архитектуре использовал в середине XIX в. немецкий археолог Карл Готтлиб Бёттихер. Качествами тектоничности могут обладать природные объекты: скалы, деревья. В отличие от простой тектоничности, архитектоника имеет не только формальный, но и семантический смысл. В художественной фотографии она понимается как выразительность целостности, соподчиненности и закономерности связи частей фотокомпозиции и целого. Через цельность внешнего образа А. составляет образ объекта и выражает главную композиционную идею. В понятие А. входит как внешняя структура фотопроизведения, так и построение его сюжета. В полной мере А. проявляется в комплексных фотопро-изведениях: фотоочерке, фотоальбоме, тематически объединенном комплекте фотооткрыток, слайд-фильме, а также в расположении фотографий на выставках.

Архитектурная фотография

— классический жанр видовой фотографии архитектурных сооружений (зданий и их комплексов, мостов и т. п.). Как пра-вило, А.ф. ставит своей целью получение документального снимка, достоверного и точном изображения формы здания, отделки, скульптур и элементов декора. А.ф. часто производится для художественных целей. В этом случае схожесть и точность фотоизображения может быть принесены в жертву художе-ственной выразительности фрагмента архитектуры, эффектного освещения, красоты композиции самого снимка. Художественно-реалистическая фотография выполняется с выделением смыслового центра и оформлением фотопроизведения по законам красоты. Художественно выбираются точка съемки и ракурс, дающие гармоничные сочетания архитектурных объектов и фрагментов, определяется решающий момент естественного и искусственного эффектного света. Люди а А.ф. подбираются как стаффаж. Произведения А. ф. широко востребованы в дизайне интерьеров всевозможных офисов.

Фото Брюс Бэрнбаум.

Асимметрия

— (др.-греч. ἀσυμμετρία букв. «несоразмерность» от μετρέω «из-меряю») — отсутствие или нарушение симметрии. Частичное нарушение симметрии определяется термином дисимметрия. В мировом изобразительном искусстве и в фотоискусстве предпочитается асимметричная композиция. В фотоискусстве термин А. употребляется как в отношении визуальных объектов в пространстве предметов, так и в отношении фотоизображения — в пространстве кадра или фотопроизведения. А. фотоизображения возникает как фо-тографическое отражение и воплощение сложных сочетаний конкретных жизненных процессов и условий окружающей среды, как результат неповторимого сочетания конкретных факторов. А. всегда индивидуальна. Она открывает более широкие возможности координации фотокомпозиции, чем симметрия. Её гибкость позволяет органично включить объект или группу объектов в самые сложные условия окружающей среды — природной или искусственной, городской. В художественной фотографии А. выступает в качестве одного из основных средств фотокомпозиции. В соответствии с различием форм фотокомпо-зиции выделяются виды А. относительно центральной вертикальной оси: линейно-пространственная, тональная, цветовая, светотеневая, колористическая. Понять эстетические закономерности А. фотокомпозиции возможно, лишь увидев фотоизображение в целом. В аспекте содержательной эстетики А. придает фотоизображению ряд существенных содержательных эстетических характеристик: 1) выразительность энергетики фотокомпозиции, иллюзии активности сюжета фотоизображения. 2) выразительность доминирующей роли (Главенства) одной из сторон или фигур фотокомпозиции (относительно композиционного центра); 3) выразительность соподчиненности всех других частей, фигур в отношении Главного; 4) выразительность односторонней устремленности, направленности действия сюжета в сторону Главного. Формально-эстетической целью построения асимметричной фотокомпозиции является достижение целостности фотокомпозиции. Традиционно считается, что А. в про-изведении изобразительного искусства (в том числе, фотоискусстве) «должна» компенсироваться уравнивающим равновесием — уравновешением. Такое зрительский подход опрадан в случае несвязанного расположения одиночного фотопроизведения на стене выставки, офиса, жилища. В серии связанных между собой снимков (в комплексном фотоочерке, на выставке, в домашнем фотоальбоме) принцип их «уравновешения» не является обязательным.

Ассоциация в фотоискусстве

— (лат. associo — связываю) — способ достижения художественной выразительности, основанный на выявлении связи чувственных образов, возникающих в процессе непосредственного отражения действительности, с одной стороны, с представлениями, хранящимися в памяти и закрепленными в культурно-историческом опыте человеческой жизнедеятельности фотографа и зрителя, с другой стороны. Впервые предпосылки ассоциативных процессов в духовной деятельности были осмыслены Аристотелем, выдвинувшим идею о возможном формировании образов на основе ассоциаций и выделивший её основные виды: по смежности, сходству и контрасту, временной последовательности. Использование А. в творческой фотографии связано с художественным восприятием объекта съемки, созданием художественного образа и эстетическим восприятием художественного фотопроизведения. Развитая ассоциативность фотохудожника способствует раскрытию причинно-следственных связей событийного снимка, а также эффективному применению в художественном контексте аллегории, метафоры, символа, иллюзии. А. ф., направленная на преодоление привычных шаблонов и стереотипов восприятия, отличается новизной и многозначностью. Полноценное эстетическое восприятие А.ф. предполагает знание специфики языка фотоискусства.

Астрофотография

— (др.-греч. ἄστρον — светило и γράφω — пишу) — астро-номическое фотографирование небесных тел при проведении астрономических наблюдений при помощи астрографа (телескопа для фотографирования небесных тел), а также для художественных целей. Популярными художественными видами А. являются фотографии вращающегося небосвода вокруг Полярной звезды, съемка солнца и луны в крупном масштабе в сочетании с другими объектами.

Атрибуция в фотографии

— (лат. attributio, от лат. attributum — приданое, присовокуплённое, наделённое, предназначенное) — определение места и времени (датировка) создания фотопроизведения, сведений «кто», «что», «смысл события». В цифровой фотографии в состав А.ф. входят заложенные про-граммой метаданные.

Аффект в фотоискусстве

— психологическое потрясение фотографа объектом или творческим замыслом, или его реализацией, которое пронизыва-ет все стороны личности, возбуждая восторженное состояние эйфории. Многие великие фотографы признавались в ощущении аффекта. «Фотография — моя страсть. Поиски истины — помешательство» (Альфред Стиглиц). «Поимка изображения становится большой физической и интеллектуальной радостью». (Анри Картье-Брессон). «Наркоз от ощущения того, что фотограф имеет власть над людьми и вещами, через видоискатель камеры, затуманивает мозг» (Юсуф Карш). Психологический аффект может быть настолько сильный, что фотограф даже теряет контроль над собственной безопасностью. Теоретик фотографии Сьюзен Сонтаг отметила: «Обладание камерой порождает нечто вроде вожделения. И как все виды вожделения, заслуживающие такого имени, оно неутолимо… Когда стоит выбор между жизнью и фотографией, с большей вероятностью выберут фотографию». [1]

Ахроматические цвета

— цвета несветящихся объектов, которые не имеют цветности. Они отличаются только по светлоте: от самого светлого — белого до самого темного — черного, которые отсутствуют в видимом спектре. По мере увеличения светлоты они образуется ряд, составляющий серую шкалу. Шкала с постоянным значением разности оптической плотности двух соседних полей используется для контроля качества фотографических материалов и процессов.

Аэрофотосъемка

— комплекс различных процессов фотографирования земной поверхности с летящего самолета или вертолета. Как фотоискусство А. осуществляется художественным выбором оригинальных гармонично организованных естественных ландшафтных композиций с учетом эффектного состояния погоды и освещения снимаемой местности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фотоискусство. Словарь энциклопедический, иллюстрированный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я