Фотоискусство. Словарь энциклопедический, иллюстрированный

В. И. Гуков

Словарь «ФОТОИСКУССТВО» (около 800 статей) ставит своей задачей развитие фотографической культуры в эпоху всеобщей фотографизации. Пытливый читатель найдет ответы на главные вопросы фотоискусства. Что есть фотоискусство в целом и какова его роль в современном мире? Что такое художественный замысел? Что такое фотокомпозиция и её эстетические значения? Что представляют собой целевые эстетические характеристики, превращающие фотоработу в шедевр? Словарь рассчитан на широкие круги читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фотоискусство. Словарь энциклопедический, иллюстрированный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

К

Кадр

— (фр. сadre — рамка) — в переносном смысле «граница», «окружение»; в фотографии имеет два значения по форме и содержанию. Формальное техническое значение К. имеет в виду экспонируемый участок матрицы или фотопленки в технически установленном формате кадра — без связи с содержанием. По содержанию понятие К. означает наблюдаемую в пространстве изображения (в границах окна кадра, видоискателя или дисплея камеры) выбранную для съемки часть пространства предметов.

Кадрирование

— установление фотоизображения объекта съемки в границах кадра в выбранном формате при неизменной точки съемки. К. служит методическим средством художественной фотокомпозиции кадра, позволяет оставить за его пределами (в пространстве закадровом) всё несущественное и случайное. К. помогает создать в соответствии с художественным замыслом необходимый изобразительный акцент на сюжетно важной части кадра. К. осуществляется как при съемке, так и обработке изображения и печатании снимка. В динамичных сюжетах К. ведется с учетом происходящего в кадре движения. Технически К. осуществляется: 1) выбором границ кадра; 2) выбором угла зрения объектива (зуммированием) с расширением или сужением границ кадра; 3) выбором направления оптической оси объектива в сторону снимаемого сюжета; 4) наклонами камеры и её поворотами вокруг оптической оси объектива.

Варианты кадрирования. Москва-река. Воскресный день. Фото Валентин Гуков

Кадровое окно

— прямоугольное отверстие, определяющее размеры кадра, его формат в фотографических устройствах. Размеры К. о. нормированы в ряде форматов фотоакамер. К.о. выполняет роль связующего звена между реальной действительностью с её 3D пространством предметов, с одной стороны, и картинной плоскостью кадра с её 2D пространством фотоизображения, с другой стороны. Роль К. о. выполняют различные устройства: поле матового стекла в старинных фотоаппаратах, окно оптического видоискателя, поле электроного экрана цифровой фотокамеры. Условным аналогом можно считать рукотворное прямоугольное «кадровое окно», легко формируемое из пальцев двух рук и часто используемое опытными фотографами.

Камера-люцида

— (от лат. camera lūcida «светлая комната») — простейший вид устройства, который позволяет получать оптическое изображение объектов. К-л. представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в передней стене и призмой, служащей вспомогательным средством при переносе изображения вверх на экран (матовое стекло или тонкая белая бумага). К-л. использовали в качестве альтернативы камеры-обскуры (лат. camera obscūra — «тёмная комната»), дающей очень тёмное и перевёрнутое изображение предметов на противоположной стороне. На основе камеры-обскуры сделаны фотокамеры, называющиеся стеноп. Открытие К-о. имеет длинную историю. Впервые в V веке до н.э. в трактате китайского философа Ми Ти описывается эффект возникновения изображения на стене тёмной комнаты. Упоминание о камере-обскуре встречается у Аристотеля, который задавался вопросом, каким образом может возникать круглое изображение Солнца когда оно светит через квадратное отверстие. Известно, что художники прошлого прибегали к помощи оптических устройств. Одним из первым камеру-обскуру использовал для зарисовок с натуры Леонардо да Винчи. Известны великие художники, которые для создания своих произведений — пейзажей и портретов — применяли различные оптические приспособления: Ян Ван Эйк (1390—1441), Клод Лоррен (1600—1682), Ян Вермеер (1632—1675), Каналетто (1697—1786), Жан Энгр (1780—1867) и др.

Само устройство и эффект от него описал ещё в 1611 г. Иоганн Кеплер в работе «Диоптрика». Камера-люцида была запатентована в 1807 году. Фотоизображения, полученные при помощи К-л., отличаются идеальной линейной перспективой, предельно большой глубиной резкости и своеобразным мягким рисунком.

Камера-обскура.

Камера-люцида.

Картинная плоскость в кадровом окне

— название заимствовано из живописи, поскольку светописное изображение визуально сходно с живописной картиной. К.п. — это «представление о фотоснимке как о художественной картине, о прямоугольнике видоискателя или матового окна — как о картинной плоскости, в пределах которой фотограф будет „рисовать“, компоновать свою картину-снимок» (Л.П.Дыко). Такое художественное восприятие К.п. ведет к следующему выводу: «прежде чем нажать на спусковую кнопку затвора фотоаппарата („щелкнуть затвором“), необходимо проделать серьезную работу по организации материала на картинной плоскости, по созданию четкой конструкции снимка. Рождение выразительного кадра происходит не в краткое мгновение экспонирования светочувствительного материала — оно начинается задолго до того, как будет произведен спуск затвора фотоаппарата». В творческом сознании фотографа должен возникнуть определенный художественный замысел, задумана тема, найден сюжет. Всё это предопределит расположение выразительного фотоизображения в картинной плоскости в момент съемки, а в результате — получение более совершенного фотопроизведения. [28]

Картинность фотопроизведения

— похожесть фотопроизведения на живописную картину, возникающая посредством увеличения формата до выставочного размера и оформления в подобранную раму. Типичные размеры выставочных фотокартин начинаются примерно от 0,6 м. по длинной стороне. Учитывая реалистичность любой фотографии, фотокартина в крупной раме, сопоставимая с размером самого зрителя, производит эффекты «открытого окна» и «присутствия», вовлекает зрителя в глубину пространства изображения. Особенно явственно эффектом «открытого окна» обладают крупно-форматные пейзажные фотокартины. Пример: самая дорогая фотография в мире (6,5 млн. долларов) «Призрак» Питера Лика имеет при высоком техническом качестве размеры 190 × 360 см.

«Призрак» фото Питер Лик. 2014 г.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фотоискусство. Словарь энциклопедический, иллюстрированный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я