Фотоискусство. Словарь энциклопедический, иллюстрированный

В. И. Гуков

Словарь «ФОТОИСКУССТВО» (около 800 статей) ставит своей задачей развитие фотографической культуры в эпоху всеобщей фотографизации. Пытливый читатель найдет ответы на главные вопросы фотоискусства. Что есть фотоискусство в целом и какова его роль в современном мире? Что такое художественный замысел? Что такое фотокомпозиция и её эстетические значения? Что представляют собой целевые эстетические характеристики, превращающие фотоработу в шедевр? Словарь рассчитан на широкие круги читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фотоискусство. Словарь энциклопедический, иллюстрированный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Ж
И

З

Закон воздействия «рамы» фотокадра на фотокомпозицию

— В теории композиции живописи выявлен Закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости. Свойства этого закона присущи и композиции фотопроизведения. Термин «рама» в данном законе везде берется в ковычках, так как понимается не в буквальном смысле, а как внешнее композиционное явление, как ограничивающая внешняя часть любой картины, независимо от того, надета «рама» или нет. Среди свойств З. в. р. выделяется свойство, связанное с психологией зрительного восприятия антиципация — привычка зрителя к ощущению глубины картины, вызванной наличием «рамы». 1) Предмет, расположенный рядом с «рамой», воспринимается близким к плоскости «рамы» или даже частично слитым с нею. 2) Предмет, расположенный удаленно от «рамы», и особенно в центральной части снимка, воспринимается лежащим в глубине пространства. 3) Плоскость фотоснимка благодаря наличию «рамы» приобретает перспективу своеобразной «пещеры». 4) Нижняя и верхняя части «рамы» воспринимаются как «тяжелый низ» и «легкий верх». 5) Левая и правая части «рамы», в соответствии с психологической традицией европейского чтения слева направо, воспринимаются как «вход и выход», как «Будущее» и «Прошлое». Последнее свойство активно используется в рекламной фотографии. В фотографии основным пространственным свойством «рамы» является формат, который представляет собой её внешнюю назначенную форму (стандартные пропорции кадра). В фотографии приняты стандартные прямоугольные форматы, задаваемые пропорцией кадра камеры (1:1, 3:2, 4:3, 16:9 и др.). Объективно «рама» снимка определяется общей пропорцией объекта съемки. В зависимости от горизонтального или вертикального содержания объекта съемки выбирают горизонтальный или вертикальный формат «рамы». [9]

Закон выразительности фотокомпозиции

— целевой закон необходимости в произведении фотоискусства выражать существенные свойства изображаемых явлений, характеров и событий. Реализация З. в. ф. осуществляется посредством этетических значений форм фотокомпозиции и средств фотокомпозиции, представляющих собой её целевые содержательные эстетические характеристики фотоизображения, которые определяются термином выразительность.

Закон жизненности

— признанный в живописи частный выразительный закон композиции, передающий «смысл движения во времени и тем самым чувство жизненности отображаемого» (Е.В.Шорохов. Композиция). З.ж. имеет прямое отношение ко всем жанрам реалистического фотоискусства, включающим изображение какого-либо движения, и особенно — с участием живых существ. Ощущение жизненности остро передается посредством изображения фазы движения в кульминации события, которая содержит признаки Прошлого и намеки на последующее развитие этого события в Будущем. [10]

Закон конкретного сходства фотоизображения с оригиналом

— (лат. concretus — твёрдый, густой) — свойственный документальной фотографии (её оптике и фототехнологии) закон точного фотоотражения конкретного явления предметного мира в его конкретное фотоизображение. В реалистической художественной фотографии любой снимок характеризуется точным сходством всех своих изобразительных элементов (контурные и линейные очертания формы предмета, тон, цвет, текстура, светотеневой рисунок) с соответствующими конкретными изобразительными признаками снимаемого объекта. Изобразительная конкретность фотографии вызывает у зрителя глубокое доверие к ней и делает многие фотографические картины особо интересными.

Закон контрастов

— универсальный методический закон необходимости противопоставления изобразительных средств, средств композиции, частей и сторон фотокомпозиции, а также противопоставления сюжетных сторон (людей, активных предметов, явлений природы) в целях выражения побу-дительных сил конфлика и развития сюжета. Контрастные отношения в фотокомпозиции выступают в роли художественных знаков, несущих значения эстетических характеристик фотокомпозиции: выразительности сущности фотоизображения и красоты его композиции. З.к. в фотокомпозиции представляет собой частный вид диалектического закона борьбы и единства противоположности, относящегося к фотоискусству. Впервые термин «закон контрастов в изобразительном искусстве» определил Е.А.Кибрик в 1966 г. [11]

Закон красоты фотокомпозиции

— высший общий формальный эстетический закон произведения фотоискусства, объединяющий комплекс частных законов красоты: закон целостности композиции, закон гармоничности, закон декоративности. З.к.ф. неразрывно связан с законом выразительности. С позиции логики и эстетики закон выразительности и закон красоты представляют пару «содержательный закон — формальный закон». Закон красоты (как логическая форма) определяется законом выразительности (как логическим содержанием) и соответствует ему в совершенном фотопроизведении. Степень соответствия закона красоты в художественном фотопроизведении закону вырази-тельности определяется логико-эстетической характеристикой рациональность красоты (на основании определенных конкретно-исторических и культурных принципов, критериев оценки и норм). В истории фотографии и в любительской практике находится множество примеров придания фотоизображению нерациональной красивости за счет избыточной ретуши, преувеличенной насыщенности цвета, избыточной декоративности.

Закон новизны

— исторический закон прогресса в художественной фото-графии, рассматриваемый как объективная необходимость новаторства фотопроизведения в сравнении с традициями прошлого и существующего фотоискусства. Будучи средством отображения прогресса жизни, фотоискусство так или иначе отражает новый предметный мир, новые облики людей, новые характеры и обстоятельства. Стремление фотохудожника реализовать себя с позиции современного ему эстетического идеала (см. Идеал эстетический) воплощается в поиск новой темы, нового содержания и новых форм композиции. В изобразительном искусстве термин «закон новизны» определен Е.В.Шороховым. [12]

Закон подчиненности композиции художественному замыслу

— ключевой эстетический закон творчества во всех видах искусства, относящийся также к фотоискусству с учетом его специфики. Закон требует, чтобы построение композиции фотопроизведения во всех деталях подчинялось худо-жественному замыслу, чтобы авторская композиция образным языком фотоискусства показала зрителю в его эстетическом восприятии существенные особенности снимаемого явления. В целом закон требует, чтобы фотопроизведение создавало впечатление единого целого. Данный закон не ограничивает индивидуальную свободу автора, наоборот, активизирует творческий процесс, предполагает поиск и эвристическое открытие идеи художественной. Впервые понятие З. п. к.х.з. в изобразительном искусстве было определено Е.А.Кибриком в 1966 г. Е.В.Шорохов указывает: «Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу обязывает художника создавать цельное по восприятию, выразительное, идейно содержательное и высокохудожественное произведение». В теоретической фотолитературе З. п. к.з. отмечали Л.П.Дыко, А.И.Лапин, Ю.Н.Транквиллицкий, Н.К.Жолудев, В.И.Гуков [13] [14] [15] [16] [17] [18].

Закон рационального соответствия композиции фотоизображения его содержанию

— исходящий из общего закона искусства единство содержания и формы частный закон фотоискусства, который утверждает необходимость соответствия художественной формы (композиции) фотоизображения своему изобразительному и сюжетно-смысловому содержанию. В художественно-реалистической фотографии этот закон проявляется в частных видах в трех уровнях. 1) Закон соответствия композиции фотоизображения типическому внешнему виду объекта съемки. Композиция фотоизображения с мало узнаваемыми, нетипическими чертами внешности оригинала оценивается не-рациональной и отвергается. 2) Закон соответствия выразительности сущности изображенного объекта съемки характеру своего реального оригинала. Закон требует выражение типического характера (а не случайного или искусственного) объекта съемки, существенного внутреннего состояния объекта, смысла события. 3) Закон рационального соответствия красоты композиции фотоизображения выражаемому содержанию и выразительности сущности объекта съемки. Формальная красота (красивость), вне связи с внутренним содержанием (характером, чувствами, состоянием) оценивается нера-циональной. Логическая модель 3-х уровней строения характеристики «рациональность» описана В. Гуковым в пособии «Фотоэстетика. Принципы, теория и методика фотоискусства». [19]

Трехуровневое строение Закона рациональности композиции

Закон типизации в фотоискусстве

— необходимость в художественно-документальной фотографии изображения типизированных конкретных объ-ектов предметного мира, характеров, ситуаций и обстоятельств. «В искусстве привлекает такое отражение мира, которое ориентировано не просто на правдоподобие, а на выражение глубинной сущности мира.» (А.Л.Золкин). З.т. имеет объективную основу в общественном сознании людей, выражая определенную степень обобщения явлений, фактов и человеческих характеров. З.т. связан с опытом, культурой и памятью фотографа и зрителя, со способностью человека опираться на памятный зрительный архив, выделять и обобщать (типизировать) характерные черты и свойства явлений действительности. Специфика З. т. в фотографии коренится в своеобразии художественного образа, представляющего собой диалектическое единство общего (типического, характерного) и конкретно-индивидуального, свойственного любой реальной натуре и её конкретному документальному фотоизображению. Таким образом, произведение художественно-документальной фотографии является типически-конкретным. Этим оно в корне отличается от произведений изобразительного искусства, воплощающих художественные типические образы исключительно из вообра-жения, без необходимости достоверного сходства и конкретности. В фотоискусстве закон типизации одним из первых отметил Дегтярёв А. Р. [20] [21]

Закон уравновешенности

— Объективной основой З.у. является известный в теории зрительного восприятии «закон равновесия масс», отражающий естественное для человека чувство равновесия. В художественной фотографии уравновешиваются как изобразительные части, так и смыслы фотоизображения. Если в одной стороне кадра сконцентрировано много смысла, эстетическое восприятие требует найти нечто равное по смыслу и расположить в про-тивоположной части кадра, чтобы уравновесить сюжет. См. Равновесие композиционное.

Закон целостности фотокомпозиции

— системно-организующий эстетический закон фотокомпозиции. Согласно З. ц. невозможно изъять из компо-зиции художественного фотоизбражения или добавить к нему, или переместить какие-либо элементы без ущерба для художественного замысла, а также нельзя свести целостность композиции к простой, механической сумме её частей и элементов. З.ц.ф. обусловлен закономерной особенностью психологии зрительного восприятия. Важная характеристика восприятия зрительного состоит в том, что всякий объект, а также пространственная многопредметная ситуация (натюрморт, интерьер) воспринимаются как устойчивое системное целое. Даже если некоторые части объекта в данный момент нельзя наблюдать (например, его тыльную часть), актуально не воспринимаемые признаки всё же оказываются включенными в целостный образ этого объекта. З.ц. тесно связан с общим законом красоты фотопроизведения (входя в его состав).

Закон экономии изобразительных средств композиции (лаконизма)

— частный закон фотокомпозиции в художественно-документальной фотографии, определяющий экономию художественного труда фотографа и изобразительных средств с целью концентрированного выражения художественного замысла. З.л. отражен в общем классическом определении композиции, к которой «ничего нельзя добавить без ущерба до идейного замысла». «Лаконизм фотоизображения — главная задача любого композиционного построения». — отмечает П. Фисун. [22].

Законы композиции в фотоискусстве

— комплекс законов фотокомпозиции, действующих в твор-ческой фотографии. Понятие «закон фотокомпозиции» представляется как общественное признание объективных закономерных принципов композиции, её назначения и целей, средств и методов. В учебных пособиях нередко используется термин «закономерность». В своей основе З. к. ф. родственны общим законам композиции в изобразительном искусстве. Впервые они были сформулированы Е. А. Кибриком. Подробное описание законов композиции в изобразительном искусстве проведено Е.В.Шороховым. З.к.ф. подразделяются на общие (основные) и частные. Основные З. к. ф. относятся к любому произведению фотоискусства. Онтологические законы фотоком-позиции определяют её объективные стабильные формы, типы и средства: линейные, тональные, цветовые, световые, оптические. Методологические законы определяют принципы применения средств фотокомпозиции и решения её смысловых и эстетических задач. В их состав входят: 1) закон подчиненно-сти композиции художественному замыслу; 2) закон контрастов; 3) закон воздействия «рамы» (границ кадрового окна) на фотокомпозицию. Основные целевые законы фотокомпозиции определяют её назначение и эстетические характеристики. В состав целевых законов входят: 1) закон выразительности фотокомпозиции; 2) закон целостности; 3) закон красоты фотокомпозиции (гармоничности); 4) закон новизны (ориинальности). Перечисленные основные законы дополняются частными законами, которые избирательно относятся к отдельным видам и жанрам фотоискусства. Среди частных законов фотокомпозиции выделяются: закон жизненности, закон энергетики, закон лаконизма. В учебной фотолитературе законы фотокомпозиции отметили в ряде учебных пособий Ю.Н.Транквиллицкий, А.Р.Дегтярев, Н. Жолудев, П. Фисун. Система законов фотокомпозиции в их взаимосвязи рассмотрена в учебном пособии «Фотоэстетика. Принципы, теория и методика фотоискусства». (В.И.Гуков). Следует отметить, что теория фотокомпозиции и её законы находятся в начальной стадии разработки и ожидают глубокого научного исследования. [16] [18] [23] [24]

Законы фотоискусства

— комплекс онтологических, гносеологических и аксиологических законов эстетики фотоискусства, которые определяют актуальные в практике художественной фотографии закономерные виды и жанры фотоискусства, эстетические законы фотокомпозиции, ценностные эстетические характеристики фотокомпозиции, составляющие основу качества художественного фотопроизведения.

Замысел художественный

— см. художественный замысел.

Заполнение кадра

— предельно плотная компоновка изображений объектов съемки в границах фотокадра с тем, чтобы зритель имел возможность рассмотреть объекты, детали, текстуру и фактуру. Прием З. к. применяется в фоторепортаже, бьюти-фотографии и макросъемке, в съемке портретов, съемке животных дикой природы, а также при съемке архитектуры, выделяя фрагмент или декор здания.

Затенитель света

— приспособление с затеняющими шторками, крепящееся непосредственно на осветительный прибор или на собственный штатив, который ставится на пол, прикрепляется к стене. З.с. используются для пространственного ограничения пучка лучей, исходящих от осветительного прибора.

Зеленый цвет

— один из самых распространенных цветов в растительной природе и пейзаже, отражаемых в фотографии. Среди всех цветов зрительное восприятие человека различает больше всего оттенков именно зелёного, включая глубокий зелёный, ярко-зелёный и темно-зелёный, тепло-зелёный и холодно-зелёный со множеством оттенков и сочетаний. Теплый (с примесью красного) зеленый цвет символизирует жизнь и создаёт ощущение спокойствия, умиротворения. Светло-зеленый цвет кажется более оживленным, темно-зеленый — более сдержанным. Существующий в природе зеленый цвет вызывает у человека ощущение жизненности, благополучия, спокойствия, часто связывается с плодородием. Темные и нейтральные оттенки зеленого — цвет лесной чащи и еловой хвои вызывают ассоциации прочности, надежности и долговечности. Светлый зеленый с желтыми оттенками ассоциируется с юной пробуждающейся природой. Дополнительным цветом к зеленому является пурпурный (маджента) — смесь красного и синего.

Зернистость изображения

— неоднородность почернения равномерно экспонированного и проявленного участка фотослоя, выявляемая обычно при увеличении фотографического изображения. З.и. присуща всякому фотоизображению, полученному на галогеносеребряном фотоматериале. Различают два вида зернистости: микрозернистость и макрозернистость. Зернистое строение изображения уменьшает его четкость. Линии, разорванные на отдельные зерна, становятся неровными, контуры — нерезкими. Повышенная зернистость, как правило, ухудшает качество фотопроизвединия. Вместе с тем в определенных творческих фотоработах З.и. используют для создания художественных эффектов, например, для увеличения декоративности, выразительности материальности предмета, выразительности воздушности пространства, сглаживания второстепенных деталей.

Значения и знаки в фотоискусстве

— научное представление фотоизображения в семиотике (науки о знаках) в виде знаков и семантике (науки о значениях знаков) — в виде его значений. Значение и знак связаны между собой опосредовано — через исторически формирующееся общественное сознание, через сознание автора фотографии и через сознание её зрителя. В художественной фотографии знаки и значения выполняют важную практическую информационную роль. Фотограф с их помощью кодирует воображенные значения образов в композиционные знаки (формы композиции и средства композиции). А зритель расшифровывает знаки и осознает образно-смысловые значения композиции фотопроизведения. Знаки в фотоискусстве подразделяют на изобразительные знаки и условные знаки. 1.1) Изобразительные знаки в фотографии различаются на целостные и отдельные. Целостный изобразительный знак относится к фотоизображению в целом. Это варианты общих геометрических фигур (овал, прямоугольник, треугольник и др.) и цветовых тонов, которые воспринимается всеми людьми одинаково. В художественной фотографии целостный знак осмысленно образуется посредством одной из частных форм композиции (линейной, тональной, цветовой, светотеневой) и их сочетанием. Основной из них — базовый линейный фоторисунок, который аналогичен графическому рисунку и выполняет роль базовой содержательной линейной формы композиции всякого художественно-документального фотоизображения. Он может нести в своем значении определенную тему, иметь содержание и форму, которые связаны между собой и способны выражать замышленный фотографом смысл. Бессмысленный целостный знак характерен для абстрактной фотографии. 1.2) Отдельный изобразительный знак образуется отдельным средством компо-зиции (местным соотношением линий, местным соотношением тонов и цветов, соотношением участков светотени). Примерами отдельных линейных знаков служат изображения жеста в портретной фотографии с его эмоциональным и смысловыми значениями, изображение поднятых линий в уголках губ, выражающих значение «улыбки» и соответствующей эмоции. 2) Условный знак в фотографии — это изобразительный знак, в котором связь между композиционным выражением и смысловым содержанием внутренне не мотивирована. Он присущ жанрам и стилям концептуальной и сюрреалистической фотографии, в которых изобразительному знаку приписано значение условного символа, толкуемого разными людьми по разному. Семиотическая теория знаков, применимых в фотографии, обязана работам Ч. Пирс, А-Ж. Греймас и др.

Значения фотокомпозиции

— термин науки семантики (др.-греч. σημαντικός «обозначающий»). В фотоискусстве термин «значение фотокомпозиции» понимается как семантическая характеристика фотоизображения, которая отражает её общественно-культурную ценность и качественно содержание. З.ф. относится к триаде компонентов фотографии: тема, содержание и форма, связанных и сочетающихся между собой посредством композиции изображения. З.ф. имеет многоуровневое строение. Каждый последующий уровень З.ф. наслаивается на предыдущий. 1) Изобразительное значение фотоизображения — это декоративное значение совокупности всех его изобразительных элементов (линий, цветных пятен и их расположения в границах изображения), определяемое эстетической характеристикой декоративность. Важная общественная ценность изобразительного З.ф. признается в абстрактной фотографии, а также в ряде направлений дизайна (оформление интерьеров, упаковки, ткани и др.). 2) Документальное значение фотоизображения — это значение и ценность документальности фотографии как конкретной достоверной документальной фотокопии своего реального оригинала. Документальность фотографии — ценнейшая базовая характеристика её качества. Любая осмысленная фотография обладает удостоверяющим конкретным документальным значением: кто это, что это, какие, сколько, как расположены, какая среда. 3) Типическое значение фотоизображения объекта — осознанная фотографом типическая характеристика объекта съемки, выраженная в фотоизображении соответствующими формами композиции и композиционными средствами. Например, при съемке ростового портрета ребенка опытный фотограф придаст его фотоизображению типические пропорции, для чего самому фотографу придется выбрать заниженную точку съемки, правильно применить линейную форму композиции. Т.з.ф.о. присуще жанрам портрет, пейзаж, архитектурная фотография, деловая фотография, видовая фотография, коммерческая фотография, предметная фотография с их типическими узнаваемыми объектами. 4) Эстетическое значение фотоизображения — это эстетические характеристики композиции фотопроизведения: выразительность сущности изображенного объекта съемки и красота фотоизображения в це-лом. Эстетические значения фотокомпозиции имеют особо высокую ценность в пейзажном и портретном жанрах, среди которых выделяется студийный портрет. 5) Аллегорическое значение фотоизображения — это значение образной иносказательности, которая в форме конкретного образа раскры-вает существенные черты какого-либо абстрактного, отвлеченного понятия. Примеры аллегорически значащих фотографий: «Два пути жизни» — аллегория пути добродетели и пути порока (О. Рейландер), « — 55°» — аллегория климата и жизни народов Севера (Г. Копосов). Определился ряд предметов, включаемых в содержание фотографии в роли символа-аллегории с важным значением (компас — «правильность направления», часы — «ход времени», глобус — «всё человечество», деньги — «богатство» и др). 6) Авторско-стилевое значение фотоизображения — значение авторского стиля (манеры) в творческой фотографии. Особенности авторской манеры создания произведения фотоискусства представляют несомненную значимость и ценность как новаторский фактор исторического развития фотоискусства.

7) Символическое значение фотографии — её значение как символа, который всегда соотнесен с крупным общественным движением и областью ее применения. На основе определенных общественных взглядов и традиций те или иные выражения лица, жесты, позы, костюма на фотографии могут представлять собой источник символики определенного рода. Пример: фотография «героический партизан» Че Гевара (фото Альберто Корда) стала символом революции и свободы. 8) Зрительское значение фотографии (как нового сообщения для зрителя) подразумевает семантическую неопределённость и допускает множество возможных интерпретаций её значения самим зрителем. Культурный зритель в процессе эстетического восприятия фотографии способен сам наделять её собственными ассоциациями и соавторскими значениями.

Значения цвета

— различные значения, придаваемые тону цвета в процессе его зрительного восприятия. Среди тонов цвета выделяются по своей качественной цветотональной определенности и высокой значимости 8 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, пурпурный. Все они в перечисленной последовательности входят в состав цветов радуги. З.ц. служит важным эстетическим средством выразительности ряда существенных признаков объекта съемки: физических, биологических, психологических, чувственных, морально-нравственных, эстетических. «Основная задача цвета — служить выразительности» (Анри Матисс).

Золотое сечение, закон Золотого сечения

— математический феномен проявления гармонии в природе; закон пропорциональной связи целого и составляющих его частей, в котором целое относится к большей части, как большая — к меньшей: (a+b) /a = a/b. Выведенная пропорция частей целого составляет иррациональное число 1,618033988… Для практического применения тысячные доли сокращаются до числа 1,618. Впервые практическое применение З.с. осуществлено в 27 в. до н.э. в Древнем Египте в конструкции ступенчатой пирамиды фараона Джосера (пирамида Саккара), построенной зодчим Имхотебом. При раскопках была обнаружена измерительная деревянная панель из кедрового дерева с изображением верховным жрецом Хесира и с раз-метками с пропорцией З. с. Это время можно считать началом вхождения канона Золотого сечения в архитектуру, в дальнейшем — в живопись и скульптуру. В дошедшей до нас античной литературе описание деления отрезка в крайнем и среднем отношении впервые встречается в «Началах» Евклида (ок. 300 лет до н. э.), где оно применяется для построения правильного пятиугольника. Классические пропорции З.с. наблюдаются в архитектонике Парфенона (зодчий Иктин), в пропорциональном строе храма Покрова на Нерли и многих других известных произведениях архитектуры. В XII в. закон З.с. был подтвержден математически итальянским ученым средневековья по именем Фибоначчи в закономерной последовательности чисел 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597, 2584 и др. После его открытия эти числа стали называться «числа Фибоначчи». Каждое число в этой последовательности получается из суммы двух предыдущих чисел. В числах Фибоначчи существует феноменальная закономерная особенность. При делении любого числа из последовательности на число, стоящее перед ним в ряду, результатом всегда будет величина, колеблющаяся около иррационального значения 1.618033988… (т.е. «числа Золотого сечения»). При этом отношение двух смежных чисел Фибоначчи через раз — то пpевосходит, то не достигает числа З. с. После 13-ого числа в последовательности этот результат деления становится постоянным до бесконечности ряда чисел Фибоначчи. В эпоху Возрождения феноменом пропорции заинтересовался Леонардо да Винчи. По его совету французский ученый Лукa Пачоли в 1509 г. опубликовал книгу «О божественной пропорции» («La Divina Proportione»), иллюстрации к которой сделал сам великий художник. Считается что именно он дал этой пропорции название Sectio auera «Золотое сечение». Установлено, что З.с. вписывается в широкую систему конкретных форм пропорциональности, охватывающую формообразование в Мире природы. Пропорция З. с. неотделима от строения растений, тел животных и человека. В фототехнике используется близкий к З.с. популярный формат кадра 3:2 (2-е и 3-е числа в последовательности чисел Фибоначчи). В видоискателях ряда камер используется правило третей с прочерченными линиями. Наряду с признанием в фотоискусстве объективной важной роли З.с. применение его подчиняется художественному замыслу фотографа. [25]

Числа Фибоначчи в спирали «Золотое Сечение»

Фото Анри Картье-Брессон.

Золотой час

— период дня вскоре после восхода солнца или перед закатом, в течение которого дневной свет выглядит более красным и рассеянным в сравнении со светом Солнца, находящемся в небе выше. Термин «час» используется образно, реально эффект З.ч. зависит от географической широты местности и времени года. Характер естественного освещения в З.ч. определяется низкой высотой Солнца с углом около 10°. Ближе к экватору такая же высота достигается менее чем за час, а в арктических местах в определённые сезоны года Солнце не поднимается выше угла 10° и З.ч. может длиться весь день. Низкий угол наклона Солнца над горизонтом создает более длинные тени. Поскольку в З.ч. свет хорошо рассеивается, общая контрастность фотоизображения снижается, тени выглядят менее тёмными, а светлые участки менее подвержены переэкспонированию. В пейзажной фотографии тёплые цвета низкого солнца часто считаются желательными для улучшения цвета сцены. См. также синий час.

Зонная система Адамса

— метод определения оптимальной экспозиции и тональной композиции фотоизображения, сформулированный Анселом Адамсом в 1939—40 гг. Диапазон тонов разделяется на 10 зон. Крайние зоны (абсолютно черный тон и абсолютно белый тон) фактически в нормальном фотоизображении исключаются. Зона 6 по своему тону считается «ключевой», близкой тону чистого неба и тону кожи европейского человека. Стандартом при экспозиции считается 18% белого, принято называть «18% серого»). Для практики экспозиции разработана Серая Шкала Кодак со стандартным тоном «18% серого». Все автоматические фотокамеры в своей экспонометрии настроены на тон «18% серого».

Зонная система Адамса на примере фотографии.

Зрительное восприятие в фотографии

— см. Восприятие зрительное.

Зуммирование объектива

— (англ. Zoomlens — объектив с переменным фокусным расстоянием: вариообъектив, трансфокатор) — ручное или автоматическое изменение заднего фокусного расстояния объектива, которое позволяет фотографу, оставаясь на стацио-нарной точке съемки, приблизить в изображении или отдалить снимаемый объект, выбрать его масштаб, подобрать необходимое угловое поле съемки, а также ограничить изображение в необходимых границах кадра.

Зум-эффект

— фотоизображение, в котором сюжетно-смысловой центр выглядит относительно отчетливым, а всё окружение радиально разбегающимся. З-э. выполняется на неподвижной камере с использованием длинной выдержки с помощью зум-объектива посредством изменения его точки фокуса вручную или автоматически.

Пример зум-эффекта. Фото Интернет.

И
Ж

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фотоискусство. Словарь энциклопедический, иллюстрированный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я