Философия дискретного мира

В. А. Саркисов

Философия должна давать наиболее общее и единообразное объяснение каким бы ни было явлениям окружающего мира – физическим, биологическим, экономическим, еще каким-то. В этом случае философия ничем не отличалась бы от общей теории «всего на свете», а приложения философии к физическим, биологическим, экономическим, другим явлениям были бы общими теориями этих явлений. Возможным сомнениям в существовании такой философии противопоставляется философия дискретного мира. Основа философии – свойства движение, покой, отражение, которые проявляют мир дискретным и заполняют информацией и только информацией. Информацию мы называем светом, цветом, атомом, вещью, клеткой, растением, животным, человеком, перемещением, другими словами. Философия вводит новые понятия и обобщает существующие – время, память, пространство, массу, силу, энергию, поле, информацию, внешние условия, уравновешивание, условия уравновешивания, перемещение, представление, сознание, гомеостаз, регенерацию, другие. Становится бессмысленным существование основного вопроса философии и возможным более общая интерпретация существующих представлений о мире. Приложениями философии являются разделы с изложением основ общих теорий астрологии, физики, медицины, экономики. Новые представления о мире – философия дискретного мира, которая наверняка вызовет немало возражений или неприятие читателей с другим мышлением – материалистическим, еще каким-то. Книга уникальна уже тем, что не имеет аналогов, и показывает путь возможного решения нерешенных вопросов современной науки.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия дискретного мира предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Введение в философию

Мир — это проявления свойств движения, покоя, отражения, а говоря проще, информации, которую мы называем светом, цветом, атомом, вещью, клеткой, растением, животным, человеком, перемещением, другими словами.

Жизнь рано или поздно заставляет каждого человека находить ответы на одни и те же вопросы: «что это?», «почему?», другие. Ответы эти могут быть у разных людей одинаковые или разные. Так, отвечая на вопрос «что это?», каждый человек, прежде всего, выражает «это» определенным словом или словами: «это — окружающий мир», «это — стол», «это — автомобиль», «это — человек», еще что-то. Тем самым дается одинаковый ответ на поставленный вопрос, который, будучи верным для каждого человека, будет верным для всех. Одинаковый ответ не исключает его разную детализацию, то есть множество неодинаковых-разных ответов.

Примеры: «это — окружающий мир — Земля, Солнце, поля, луга, дома», «это — окружающий мир — Земля, Солнце, горы, луга, люди», «это — окружающий мир — стол, стулья, стены комнаты, потолок, пол»; «это — стол — круглая поверхность на 4-х ножках», «это — стол-круглая поверхность на 4-х ножках полированная», «это — стол-круглая поверхность на 4-х ножках полированная с пятном в центре»; «это — автомобиль-двуместный, легковой», «это — автомобиль — четырехместный, грузовой», «это — автомобиль — легковой, трехместный» и т. п.; «это — человек — высокого роста, толстый, образованный», «это — человек — низкого роста, худой, необразованный, с черной кожей» и т. п.

В приведенных примерах множество разных-неодинаковых ответов предполагает существование одного одинакового-неизменного (окружающий мир, стол, автомобиль, человек) и, наоборот, или говорят: «разное неразрывно связано с одинаковым». При такой-неразрывной связи одинаковый-неизменный ответ становится «общим», а разные-неодинаковые ответы — детализациями или конкретизациями общего — «конкретными». Конкретный ответ может быть связан с множеством других более конкретных ответов и относительно них быть общим: «столкруглая поверхность на 4-х ножках» может быть разного цвета, с ящиками, еще каким-то. Общий ответ можно считать конкретным только относительно более общего. Для большей определенности конкретный ответ, требующий дальнейшей конкретизации, называют «частным», а обобщение общего — «более общим». Граница между общим и конкретным ответами относительна и можно говорить о той или иной степени их обобщения и конкретизации. Чем большее число разных-неодинаковых конкретных ответов выражается-называется-обозначается одним-одинаковым-неизменным словом (словами), тем больше их обобщение и конкретизация: множество разных-неодинаковых конкретных столов раскладных — высоких, низких, широких, цветных, еще каких-то обобщается одним-одинаковым-неизменным обозначением-названием «стол раскладной»; еще большее число каких бы ни было разных-неодинаковых конкретных столов раскладных, не раскладных, еще каких-то, изготовленных из дерева, обобщается одним-одинаковым-неизменным обозначением-названием с еще большей степенью обобщения и конкретизации — «стол деревянный»; все множество каких бы то ни было разных-неодинаковых конкретных столов деревянный, металлических, цветных, еще каких-то обобщается одним-одинаковым-неизменным обозначением-названием с наиболее общей степенью обобщения и конкретизации — «стол».

Двоякость или двойственность ответа на один и тот же вопрос позволяет «видеть» в одинаковом-общем ответе разные-неодинаковые конкретные ответы. Таким образом выделяется общее как предмет изучения разных-частных наук и наиболее общее-наиболее общей науки. Все, что так или иначе связано с предметом изучения, раскрывает содержание данной науки, которую также можно рассматривать двояко. С одной стороны, это — общее-теория, с другой, конкретное-проявление теории. Философия — общее выражение всех частных наук. Поэтому философия — основа или база каждой частной науки и, наоборот, каждая частная наука — определенная конкретизация и приложение философии. Если появляется хотя бы один пример отсутствия связи между общей и частной науками, то возникает необходимость дальнейшего обобщения частных наук и, следовательно, совершенствования философии. Философия дает выход другим частным наукам, переходя на более общий уровень.

Раскрыть содержание науки философии можно одним предложением: «Философия — наиболее общее знание о мире». Более содержательно это можно сделать двумя, тремя, бóльшим количеством предложений. Каждое из этих предложений, отвечая на одни вопросы, может вызвать другие. Например, отвечая на вопрос «Что такое мир?», можно вызвать вопросы: «Как связаны мир и человек?», «Что такое человек?», другие. Каждый вопрос может иметь множество разных ответов, которые можно разделить на «правильные» и «неправильные» или «истинные» и «ложные». Правильные-истинные ответы на все возникающие вопросы и есть философия. Очевидно, философия должна начинаться, образно говоря, с вопроса «Что есть что?», то есть с правильного объяснения-понимания слов или, говорят, их определений, посредством которых даются ответы на вопросы. Без слов нет объяснений, нет философии, а все слова неразрывно связаны с человеком. Возникает вопрос: «Что есть человек?».

Человек существует, значит, существуют его представления о себе и всем, что его окружает, — «окружающем мире», или «представления о мире», или просто «представления». Нет представлений — есть что угодно, но нет человека. Представления о мире могут быть связаны со зрением — зрительные представления о мире в целом, частях мира — Солнце, доме, себе, своей руке, ноге, другом человеке, еще чем-то. Представления могут существовать помимо зрения. У незрячего человека представления о мире могут быть связаны: со звуками — слуховые представления о Солнце или доме, себе, своей руке, ноге, другом человеке, еще чем-то; с болью — болевые представления; с осязанием — осязательные представления; с запахом — обонятельные представления; со вкусом — вкусовые представления; еще какие-то. Зрение, слух, боль, обоняние, вкус присуще многим видам живого, по отношению к которым применяется другое, более общее выражение-название — «ощущения мира» или просто «ощущения». Соответственно, говорят о зрительных, слуховых, болевых, осязательных, обонятельных, вкусовых, других ощущениях живого, сопровождаемых картинками, звуками, запахом, обонянием, еще чем-то. Ощущения одного и того же мира обусловлены особенностями живого и, как правило, разные у разного живого. Ощущения человека отличаются от ощущений других видов живого тем, что сопровождаются словами-звуками, буквами, картинками, мимикой, жестами, еще как-то. Словами выражается то, что человек считает необходимым выделить из бесчисленного числа окружающих его «частей мира»-объектов, связей между объектами, еще много чего[1]. Словесное сопровождение ощущений осуществляется и без «видимых» проявлений слов — «невидимой»-беззвучной «речью про себя» или «внутренней речью» — «скрытой вербализацией, сопровождающей процесс мышления» (Психологический словарь). Слова делают ощущения осознаваемыми или представлениями. Человек, в отличие от других видов живого, обозначение, название, «носитель» словесных-осознаваемых ощущений — представлений.

Слова не тождественны и не существуют без представлений, неразрывно связаны с представлениями, но эта связь может быть разной. Если одно и то же слово всегда связано с одним и тем же представлением и, наоборот, то связь называется «взаимнооднозначной», в противном случае — «неоднозначной». Неоднозначная связь, по-другому, нарушение однозначной связи и чем больше это нарушение, тем меньше однозначность связи, сложнее и медленнее будет происходить общение людей. Со временем у человека вырабатывается «язык» общения или разговорный язык, когда разные конкретные представления разных людей, выражаемые-называемые-обозначаемые одним-одинаковым-неизменным словом (словами), понимаются этими людьми одним-одинаковым представлением и, наоборот, одним-одинаковым-неизменным словом выражаются-называются-обозначаются разные конкретные представления. Это одно-одинаковое-неизменное представление есть общее в разных-конкретных представлениях, называемое-выражаемое одним-одинаковым-неизменным словом (словами). Слово — название и оборотная сторона разных конкретных проявлений одного-одинакового-неизменного-общего представления.

Примеры. Слово «стол» — название одного-одинакового-неизменного-общего представления-образа-картинки стола, проявляемого разными-неодинаковыми конкретными представлениями-образами-«картинками» столов-обеденных, письменных, рабочих, банкетных, еще каких-то. Слово «человек» — название одного-одинакового-неизменного-общего представления-образа-«картинки» человека, проявляемого разными-неодинаковыми конкретными представлениями-образами-«картинками» людей-белых, черных, желтых, высоких, низких, широких, толстых, худых, еще каких-то. Слово «животное» — название одного-одинакового-неизменного-общего представления-образа-картинки животного, проявляемого разными-неодинаковыми конкретными представлениями-образами-«картинками» животных-собак, кошек, лошадей, волков, других. Слово «атом» — название одного-одинакового-неизменного-общего представления-образа-картинки атома, проявляемого разными-неодинаковыми конкретными представлениями-образами-«картинками» атома-кислорода, водорода, азоты, других. Слово «мир» — название одного-одинакового-неизменного-общего представления-образа-картинки мира, проявляемого разными-неодинаковыми конкретными представлениями-образами-«картинками» мира с разными-неодинаковыми конкретными частями мира — объектами. Слово «объект» — название одного-одинакового-неизменного-общего представления-образа-картинки «части мира»-объекта, проявляемого разными-неодинаковыми конкретными представлениями-образами-«картинками» объекта-человека, животного, птицы, рыбы, растения, клетки, атома, электрона, еще какого-то. Слово «окружающий мир» — название одного-одинакового-неизменного-общего представления-образа-картинки всего того, что окружает человека, проявляемого разными-неодинаковыми конкретными представлениями-образами-«картинками» окружающего мира.

«Объектом» называют все то, что исследуется, — части мира (вещество, предмет, частица еще что-то), движение, перемещение, реакции, информация, инерция, и т. п.[2] Для определенности ограничим содержание «объекта» частями мира — телами живыми и неживыми (твердыми, жидкими, газообразными, атомами, электронами, клетками, растениями, животными, еще какими-то).

Обозначая одинаковое-неизменное-общее в разных конкретных представлениях, слово одновременно — название и оборотная сторона разной конкретизации представления. Чем большее число разных конкретных представлений обозначается одним-одинаковым-неизменным словом, тем больше содержание представления, и наоборот. Наиболее общее содержание представления, обозначаемое данным словом или словами, — сущность представления. Слово, выражающее-обозначающее разную степень обобщения представлений, — понятие, а наибольшую степень обобщения — категория.

Примеры. «Изменения» в философии являются понятием, так как не имеют самостоятельного значения и «привязаны» к тому, что изменяется, — телу, составу воздуха, давлению, температуре, еще чему-то. Степень обобщения «изменений», например, положений тела будет увеличиваться при последовательном рассмотрении изменений положений тел: твердых; твердых и жидких; твердых, жидких и газообразных; и т. д. Аналогично будет увеличиваться степень обобщения «изменений» температуры тела при последовательном рассмотрении изменений температуры тел: твердых; твердых и жидких; твердых, жидких и газообразных; и т. д. Изменения безразличные к тому, что изменяется, или изменения чего бы то ни было, или «изменения вообще» — наиболее общая степень обобщения изменений или категория, называемая «движением». «Перемещения» в физике являются понятием, так как не имеют самостоятельного значения и «привязаны» к тому, что перемещается, — твердому телу, жидкости, газу, еще чему-то. Степень обобщения перемещений тел будет увеличиваться при последовательном рассмотрении перемещений тел: твердых, твердых и жидких; твердых, жидких и газообразных; и т. д. Перемещение безразличное к тому, что перемещается, или перемещение чего бы то ни было», или «перемещение вообще» — наиболее общая степень обобщения перемещений или категория.

Слова постигаются человеком, как правило, в самом раннем возрасте, когда запоминается смысловое значение слов на определенных примерах. Это — смысловой способ определения-постижения, запоминания слов, которым пользуются все люди. Смысловой способ определения слов — основа формирования разговорного языка приводится в соответствующих словарях. Для упрощения и более быстрого общения людей смысловой способ определения слов должен быть единым для всех людей, то есть запоминание слов должно сопровождаться для всех людей одинаковыми представлениями-«картинками». Смысловой способ, определяя смысловую связь слов, — основа для более однозначного логического способа определения слов, но в отличие от смыслового способа не все слова имеют «логическое определение» или просто «определение». Например, не имеют определение слова «изменение», «неизменность», «объективное», «необъективное», «одинаковое», «разное», «общее», «конкретное», «связь», «особенность», «способ», «состояние» «образ», «целое», «часть», другие. Слова, имеющие логическое определение, более однозначно связаны с представлениями и, следовательно, уменьшают время и упрощают общение людей. Чем больше людей пользуется одними и теми же определениями слов, тем быстрее и проще их общение между собой и, наоборот, разное понимание людьми одних и тех же слов — источник их разногласий, споров, дискуссий. Во времени формируются правила определения слов, упрощающие общение людей.

Правило. Однозначное понимание одного и того же слова разными людьми.

Правило. Возможная производность слов от «корня»: «материализм» — от слова «материя», «идеализм» — «идеальное», «экономика» — «экономия», «способность» — «способ» и т. п.

Правило. Логическое определение или просто определение понятия предполагает его однозначный вывод из одного или нескольких связанных положений, верность которых не вызывает сомнений ни у кого или у большинства людей.

Правило. Возникновение понятия должно быть обусловлено необходимостью его использования, невозможностью объяснять без него те или иные явления.

Понятия и категории каждой науки объединяются словами «понятийный аппарат» и составляют основу научного языка, посредством которого формируется и выражается наука. Понятия образно называют «инструментами науки» и их разработка — задача каждой науки, в том числе философии, которая, определяя свои понятия, должна показывать их взаимосвязь, выражая тем самым наиболее общее представление о мире, давая общее описание или единую картину мира.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия дискретного мира предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Слово — единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок (Толковый словарь Ожегова).

2

Объект — то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта. (Новая философская энциклопедия).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я