В книге «Госпожа и мать» представлены аргументы традиционалиста о развитии Движения сознания Кришны. Автор предлагает последовать наказу Шрилы Прабхупады и установить варнашрама-дхарму, а не сдаваться под напором идеологий и норм светской культуры. В частности, в книге идет речь о гендерных ролях, родительских обязанностях, безумии феминисток, а также о наставлениях Шрилы Прабхупады, которые вызывают наибольшие споры, например, о ранних браках, разводах и многоженстве.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Госпожа и Мать предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть вторая
Женщина: госпожа или мать?
Раздел 1
Почему Шрила Прабхупада выступал против феминизма
Феминизм — это убежденность в том, что на протяжении веков женщины были жертвами эксплуататорского патриархального общества. Типичную феминистскую позицию можно описать так: «Все мужчины виновны, как вместе, так и по отдельности. Мужчины всегда эксплуатировали женщин, но сейчас настало время кардинально изменить курс и доказать, что женщины равны мужчинам (или выше их). Женщины не должны быть связаны устаревшими социальными, религиозными или юридическими ограничениями, их идентичность не должна зависеть от какого-либо мужчины. Они должны пользоваться своими правами, самостоятельно определять свою судьбу и иметь те социальные роли, возможности и привилегии, которые с незапамятных времен мужчины несправедливо присвоили себе. Женщины вольны делать все, что хотят, как хотят, когда хотят и где хотят. Они могут вступать в половые отношения с таким количеством партнеров, с каким захочется, и вольны прерывать абортом любую беременность».
Хотя с женщинами действительно дурно обращались, феминизм явно противоречит принципам шастр. Шрила Прабхупада последовательно опровергал представления о том, что женщины могут быть равны мужчинам:
Пракрити означает «энергия», а также — «женщина». Женщина естественным образом находится под контролем мужчины. Такова наша ведическая система, и это естественно. Сколько бы женщины ни заявляли о равных правах, они находятся под контролем мужчин. Это естественно (Лекция, 17.12.1975).
Не заботясь о политкорректности, Шрила Прабхупада открыто выступал против идей феминизма, о чем свидетельствует, например, следующий диалог в Нью-Йорке:
Репортер: Мужчины считаются выше женщин?
Шрила Прабхупада: Разумеется. Женщина естественным образом нуждается в защите со стороны мужчины. В детстве она находится под защитой отца, в молодости под защитой мужа, а в старости ее защищают взрослые сыновья. Это естественно.
Женщина-репортер: Это идет вразрез с представлениями многих современных американцев. Вы это понимаете?
Шрила Прабхупада: В Америке — может быть, но это естественное положение. Женщины нуждаются в защите.
(5 марта 1975 г.).
Шрила Прабхупада часто говорил о роли женщин, потому что (по словам Арджуны в «Бхагавад-гите») сохранение нравственности женщин имеет большое значение для поддержания цивилизации.87 Концепцию «гордой и независимой женщины» Шрила Прабхупада считал одной из главных причин плачевного состояния современного общества.88 На вопрос журналистки: «Вы хотите сказать, что женщины уступают мужчинам?», — Шрила Прабхупада ответил: «Да», а затем объяснил, почему женщины должны подчиняться мужчинам. В конце концов, скептически настроенная журналистка спросила: «Если бы женщины подчинялись мужчинам, это решило бы все наши проблемы?»
«Да», — снова ответил Шрила Прабхупада.89
Шрила Прабхупада провозглашал ведический принцип, согласно которому женщина должна иметь только одного мужа и быть верной ему. Когда одна американка усомнилась в этом, сказав, что к индийским женщинам относятся как к рабыням, Шрила Прабхупада ответил, что лучше быть рабыней одного, чем рабыней сотен мужчин.90 В другой раз он объяснил:
Каждая женщина должна стараться стать служанкой своего мужа, а каждый мужчина должен изо всех сил стараться стать слугой Кришны. Это индийская цивилизация. Не так что: «Мы муж и жена, и у нас равные права». В Европе и Америке есть движение за равноправие. Это не ведическая цивилизация. Ведическая цивилизация — это когда муж — искренний слуга Кришны, а жена — искренняя служанка мужа (Лекция, 02.03.1976).
Доктор Стиллсон Джуда, компетентный и беспристрастный религиовед, который иногда вступал в диалог со Шрилой Прабхупадой и был о нем высокого мнения, тщательно изучил ИСККОН и в 1974 году представил свои выводы в книге «Движение Харе Кришна и контркультура»,91 (которую одобрил Шрила Прабхупада92). Приведенное в этой книге описание отношения Шрилы Прабхупады к женщинам не вяжется с позицией феминисток от ИСККОН (которые утверждают, что Шрила Прабхупада относился к своим ученицам так же, как и к ученикам, предоставляя им различные возможности для разных видов служения, в том числе и на руководящих постах):
Положение женщин [в ИСККОН] может не понравиться американцам, стремящимся к свободе женщин. Свами Бхактиведанта утверждает, что любую женщину, кроме своей жены, следует считать своей матерью, и все же он считает женщин склонными к деградации, не слишком разумными и не заслуживающими доверия. Им не следует давать столько же свободы, сколько мужчинам, но следует относиться к ним как к детям; на протяжении всей жизни они должны находиться под защитой: в юности — под защитой отца, затем — под защитой мужа, а в старости — сыновей… Такие взгляды во многом созвучны с традиционными представлениями, описанными в древнеиндийских сводах законов. Женщины не могут становиться президентами храмов и занимать руководящие должности. Они могут готовить пищу, помогать в проведении богослужений и уборке храма, а также готовить цветочные подношения для Кришны (Джуда, 1974:86).
Демоны пропагандируют идеал гордой и независимой женщины
«Бхагавад-гита, как она есть» — это самая распространяемая книга Шрилы Прабхупады и самая важная, когда речь идет о том, чтобы познакомить людей с базовыми принципами сознания Кришны. В ней Шрила Прабхупада пишет:
[Перевод стиха 16.7] Люди демонической природы не знают, что можно делать, а чего нельзя. Им не свойственны ни чистота, ни благонравие, ни правдивость.
[Комментарий] В каждом цивилизованном человеческом обществе изначально существует свод религиозных правил и предписаний. В обществе ариев, последователей Вед, представителей самой развитой цивилизации, правила так строги, что демонами считаются все, кто пренебрегает заповедями религии. Поэтому в данном стихе говорится, что демоны не знают предписаний шастр и не имеют ни малейшего желания следовать им. Большинству из них неизвестны заповеди писаний, но даже те, кто знает о них, не склонны их выполнять. У них нет ни веры, ни желания действовать в соответствии с предписаниями Вед. Как внутренняя, так и внешняя чистота тоже не свойственна демонам. Тело нужно всегда поддерживать в чистоте: каждый день совершать омовение, чистить зубы, бриться, менять одежду и т. д. Что же касается внутренней чистоты, то для ее поддержания необходимо всегда помнить святые имена Бога и повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Все эти правила не нравятся демонам, и они никогда не следуют им.
Что касается поведения человека, то его тоже регламентирует множество правил и предписаний. Они изложены в таких книгах, как «Ману-самхита», которая представляет собой свод законов для человечества. Индусы следуют этим правилам даже сегодня. На основе «Ману-самхиты» составлены законы о наследстве и многие другие. В той же «Ману-самхите» ясно сказано, что женщинам никогда не следует давать свободы. Это не значит, что их нужно превращать в рабынь; нет, к ним следует относиться как к детям. Детям не дают воли, но это вовсе не означает, что из них делают рабов. Нынешние демоны пренебрегают этими указаниями и заявляют, что женщинам должны быть даны равные с мужчинами права. Однако это нисколько не улучшило состояния дел в современном обществе. Фактически женщина на каждом этапе жизни должна находиться под защитой. В детстве о ней должен заботиться отец, в молодости — муж, а в старости — взрослые сыновья. «Ману-самхита» предписывает именно такой уклад общества. Однако современная система образования навязывает людям противоестественные представления об идеале женщины, гордой и независимой, поэтому брак в современном обществе практически отошел в область мечтаний. Моральное состояние женщин тоже оставляет желать лучшего, хотя замужние женщины и находятся в несколько лучшем положении, чем сторонницы женской эмансипации. Таким образом, демоны не признают никаких указаний, на основании которых можно построить здоровое общество. Отвергая опыт великих мудрецов и не следуя установленным ими правилам, демоны довели человеческое общество до того жалкого состояния, в котором оно находится сейчас.
Примечательно, что в этом стихе Кришна не говорит о женщинах напрямую. Тем не менее, в своем комментарии Шрила Прабхупада утверждает, что женщины должны быть защищены на всех этапах жизни. Этот важный момент можно понимать в связи с другими описаниями в этой же главе, которая анализирует демоническую природу: нежелание действовать в соответствии с предписаниями шастр неизбежно приводит к неблагоприятным обстоятельствам, падению и страданиям.
Уважение к женщине в индийской культуре
Феминистки, скорее всего, посчитают безумием предписания «Ману-смрити», запрещающие женщинам оставаться независимыми. Кто-то может предположить, что жизнь многих женщин в Индии была или остается просто ужасной, но это не так.93 Бесспорно, жизнь женщин в Индии, как и в других традиционных культурах, была подчинена правилам и ограничениям (необходимое условие для их защиты). Женщины должны были быть сдержанными и покорными. Тем не менее, в индийской культуре достойных женщин всегда почитали, видя в них проявление божественной женской природы:
В соответствии с системой варнашрамы, шудры (рабочий класс) и женщины, как правило, не допускаются к непосредственному участию в религиозных обрядах. Они могут принимать косвенное участие. Они также не получают священного шнура. Тем не менее, можно видеть, как мальчик-брахман в почтении касается стоп своей матери. Мать не может прикасаться к Божеству Нараяны, но ее сын, который поклоняется Нараяне, касается ее стоп (Б. Р. Шридхара. Золотая лестница, 4).
Этот парадокс не понять тем, кто имеет типичное западное одномерное мышление. Такие люди считают, что уважение, которое выказывают женщинам, является сугубо внешним — это лишь уловка, чтобы удерживать их в подчинении. Тем не менее, изначально ведическое общество признавало, что подлинная цивилизация может существовать только там, где целомудренные и покорные, верные долгу женщины находятся под защитой, где их уважают и о них заботятся. Женщину уважают прежде всего за ее незаменимую роль матери. В индийской культуре наиболее часто цитируют следующую пословицу про женщин: матри-дево бхава — «Стань тем, для кого мать является богом».94 Почти к каждой женщине следует относиться как к своей матери. Шрила Прабхупада часто цитировал Чанакью Пандита: мāтр̣ват пара-дāрешу — «Чужую жену следует считать своей матерью».95 Еще одно известное изречение гласит:
йатра нāрйасту пӯджйанте раманте татра деватāх̣
йатраитāсту на пӯджйанте сарвāстатрāпхалāх̣ крийāх̣
Земля, где почитают женщин, радует богов, а там, где их не уважают, все начинания бесплодны (Ману — смрити, 3.56).
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Госпожа и Мать предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других