Психология электронного трейдинга. Сила для торговли

Брендон Сито

Основная идея этой книги состоит в том, чтобы рассказать читателю об электронной торговле и психологически подготовить к ней. Читатель узнает о возможных ошибках или неудачах, связанных с электронным трейдингом, которые, быть может, казались ему неважными и поэтому ускользнули от его внимания. Также книга поможет читателю больше узнать о том, каким образом происходит торговля электронным способом, какие могут возникнуть трудности, какое возможно развитие событий и как все это может отразиться на психологии личности. Все это поможет трейдеру в разработке торговой стратегии для достижения поставленных целей. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся вопросами инвестиций, трейдинга на рынках акций и валют (FOREX), а также функционированием современных финансовых рынков в целом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология электронного трейдинга. Сила для торговли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

Психология на рынке

Дело в том, дамы и господа, что жадность, коли другого слова не подобрать — это хорошо. Жадность — это правильно.

Жадность — вот что работает.

Гордон Гекко (Gordon Gecko), Wall Street: Twentieth Century Fox (1987)

Оценивая стиль работы большинства самых успешных трейдеров финансовых рынков за последнее время, можно утверждать, что очевидно совершенно обратное эпиграфу: жадность не работает. Фактически жадность и страх приводят к убыткам и лишь затрудняют постановку реальных целей для потенциальной прибыли. В реальности чувство страха означает недостаток уверенности в проведенном по сделке анализе, а жадность означает неэффективный денежный менеджмент. Это правдивый урок, который дается профессионалам психологией трейдинга. Частные инвесторы или институциональные трейдеры могут перечислить случаи, когда рынок давал уроки дисциплины именно потому, что ее-то как раз и игнорировали, уделяя все внимание одной небрежно заключенной сделке, которая в итоге приводила к большим убыткам и портила все впечатление от ранее достигнутых успехов.

Роль психологии на электронных финансовых рынках гораздо больше. Она рассматривает вопросы взаимодействия людей на рынке, а также влияние цены, объема и всей остальной информации, которую вы получаете через единый интерфейс, и которая может оказать пагубное воздействие на окончательное решение о заключении сделки. Чтобы понять это, давайте сначала выясним, что представляет собой психология.

Психология: вопрос «Почему?»

Генри Глейтман (Henry Gleitman) (1986) объясняет понятие психологии как «поле опроса», которое иногда определяют как науку о разуме, иногда как науку о поведении. Это наука о том, почему кто-либо делает то, что делает. Почему волки воют на луну, а сыновья не всегда ладят с отцами; почему птицы поют, а мотыльки летят на огонь; почему мы умеем кататься на велосипеде спустя 20 лет после того, как сидели на нем последний раз; почему люди общаются, занимаются любовью и воюют. Это все — поведенческие реакции, а психология — это наука, которая их изучает.

Психология занимается изучением массы феноменов, которые в значительной степени связаны с тем, что мы делаем. У этой науки есть разделы, к которым относятся биология и социальные науки — антропология и социология; изучение сознательного и бессознательного; поведение индивидуумов и их масс. На финансовых рынках большая часть книг по психологии касается психологии масс. Десятилетиями мы искали системы, которые позволят нам прогнозировать, как страх, сомнение, жадность и сожаление будут влиять на распознаваемость моделей на рынке. Самой яркой иллюстрацией к этому должно быть построение графиков, основа всего технического анализа. Объединяя нарисованные ценовыми движениями и рыночной статистикой линии и кривые, чтобы определить силу и слабость рынка, мы надеемся, что что-то нам поможет принять решение.

Краткая история построения графиков возвращает нас к их первому появлению на рынке риса в Японии. Лишь в 80-х гг. 19 века графики появились на Западе в виде, который называется «книжный метод». Автор, основатель и главный редактор Wall Street Journal и создатель знаменитого новостного сервиса Dow Jones, Чарльз Генри Доу (Charles Henry Dow) был первой заметной фигурой, внесшей огромный вклад в дело постижения механизмов изменения цен на рынке акций. Имея место на Нью-Йоркской фондовой бирже, он знал рынок не понаслышке, а изнутри. После его смерти в 1902 его наблюдения были собраны воедино и получили название «теория Доу». Хотя, его изначальным намерением было использовать анализ фондового рынка для прогнозирования экономики, его теории вызвали больше интереса среди дилеров по акциям, чем среди экономистов. Модели Доу предсказали кризисы 1929 и 1987 годов.

Правила, которые вывел Доу, послужили основанием для дальнейших разработок таких авторов, как С.А. Нельсон в книге «Азбука спекуляции на фондовом рынке» (The ABC of Stock Speculation, S.A. Nelson) (1903) — это он впервые представил концепцию теории Доу; Уильям Питер Гамильтон в книге «Барометр фондового рынка» (The Stock Market Barometer, William Peter Hamilton) (1998), впервые опубликованной в 1922, который прогнозировал рыночные движения с поразительной точностью, используя только графики и шесть правил Доу, а также Роберт Ри в «Истории средних» (The Story of the Averages, Robert Rhea) (1934). После этого появилось просто море книг и статей, посвященных анализу финансового рынка. Одни выдумывали логичные гипотезы и подтверждали их на практике. Другие обосновывали свои ретроспективные наблюдения с помощью мистики и суеверий. Классической теорией был «индикатор края», который давал сигнал на покупку или продажу в зависимости от длины женских платьев — покупать надо было, когда платья были длинными, и продавать, когда короткими. Но не успели эти теории появиться на свет, как они были встречены множеством научных отчетов, доказывавших их неверность. Так продолжалось до тех пор, пока в 1948 году не появилось исследование, написанное после многих лет изучения бесчисленного количества графиков движения цен акций. Р.Д. Эдвардс и Дж Маджи опубликовали книгу «Технический анализ трендов акций» (Technical Analysis of Stock Trends, R. D. Edwards, J. Magee), в которой привели описание и классификацию различных методов распознавания моделей, которые повторялись на графиках и способствовали прогнозированию движения цен. Чартисты до сих пор считают этот труд очень ценным.

Когда в 1970-х появились компьютеры, изучение движения курсов акций сделало настоящий скачок в своем развитии. Самым заметным был вывод формулы индекса относительной силы (relative strength index, RSI), который описал Дж. У.Уайлдер в своей книге «Новые концепции технических торговых систем» (New Concepts in Technical Trading Systems, J.W. Wilder) (1978). RSI эффективно отражал колебания рыночного настроения между сверх-оптимизмом и исключительным пессимизмом. Это был гораздо более глубокий взгляд на поведение рынка по сравнению с первоначальными исследованиями и наблюдениями Доу, но, как и во многих технических исследованиях, которые используются в настоящее время на рынке, в нем было ценное допущение — выявить модели, рыночные тенденции, причины и предсказуемость с помощью изучения поведения группы участников рынка.

Психология на финансовых рынках включает в себя не только психологию масс, но и психологию индивидуумов. Точнее, эта наука изучает влияние присутствия других людей — реальное, выдуманное или предполагаемое — на наши мысли, чувства и поведенческие реакции. Все это называется «социальное научение». Этот термин охватывает всех — частных инвесторов и институциональных трейдеров, управляющих отдельными торговыми счетами и управляющих корпоративных хедж-фондов, крупных инвесторов и случайных, торгующих акциями или фьючерсами раз в неделю, всех. Эта наука изучает личность и психологические процессы, которые касаются принятия решений, убеждения других, формирования отношений и так далее. Основная проблема, изучаемая ею — как и почему участники рынка делают то, что они делают.

К примеру:

• Почему трейдеры сомневаются, стоит ли заключать сделку, даже если видят четкий сигнал на открытие;

• Почему инвесторы закрывают прибыльную позицию слишком рано;

• Почему инвесторы не могут вовремя зафиксировать убытки и закрыть убыточную позицию;

• Почему успешные институциональные трейдеры могут заработать миллионы долларов для своей фирмы, а, играя за собственный счет, проигрывают;

• Почему частные трейдеры могут просто «почувствовать, что надо торговать», и в результате входят в рынок, подчиняясь импульсу;

• Почему трейдеры-любители считаются гениями после нескольких удачных сделок;

• Почему трейдеры-любители могут потерять все только что заработанное, и значительно больше в два раза быстрее, чем заработали.

Роль психологии в трейдинге очень важна. Как говорит главный гуру трейдинга и профессиональный трейдер доктор Александр Элдер (Alexander Elder) (1993): «Ваши чувства немедленно оказывают влияние на ваш депозит. Ваша торговая система может быть гениальной, но если вы испуганы, самоуверенны или расстроены, то ваш счет неминуемо пострадает от этого. Ваш успех или провал как трейдера зависит от того, насколько вы можете контролировать свои эмоции». Очевидно, что успешный трейдинг это не только совершенствование навыков технического и фундаментального анализа для улучшения и оптимизации торговой системы. Кроме этого он требует высокой степени сознательного понимания, управления и контроля вашей личной психологии (см. рис. 2.1).

Рис. 2.1 Успешный трейдинг

Социальная психология помогает системно изучать поведенческие реакции. Она изучает взаимное влияние как отношений и поведения, так и индивидуумов и группы.

Международная Ассоциация Практической Психологии выделяет 14 подразделений социальной психологии, каждое из которых занимается отдельным ее разделом, включая промышленную и организационную психологию, спортивную психологию и межкультурную психологию.

Нас интересует экономическая психология, которая имеет несколько направлений, из которых три перечисленных ниже напрямую связаны с трейдингом:

• Психология денег;

• Психология сбережения, инвестирования и игры;

• Психология биржи.

Внутри этих парадигм исследователи могут систематически наблюдать эффект человеческого взаимодействия на финансовых рынках, который позволяет нам лучше понять факторы, которые сначала связывают, а потом отвлекают принимающего решения человека от таких вещей, как цена, объем и передающая среда.

Однако, в последнее время на рынках появился новый фактор, изменивший обычную динамику торгов. Он заставил некоторых трейдеров еще раз задуматься о том, что же на самом деле является их призванием, а остальных — принять новые веяния. Таким образом, ряды «технически грамотных» влились в отряд «старичков», а корпорациям пришлось пересмотреть свои позиции в свете грядущей конкуренции, ценовых войн и ужесточения стандартов дополнительного обслуживания клиентов. Электронный трейдинг изменил привычный подход масс и индивидуумов к своему участию, взаимодействию, и поведению на финансовых рынках.

Технологии для торговли

В 1965 году Гордон Мур (Gordon Moore), основатель компании-лидера в сфере производства микросхем Intel, предсказал, что мощность компьютеров будет возрастать в два раза каждые 1.5 года. «Закон Мура» тогда прозвучал как что-то невероятное, но его пророчество и сейчас, четыре десятилетия спустя, не теряет своей точности. Технологическая революция, движимая модернизацией микросхем, продолжает поддерживать конкурентную борьбу на рынке. Благодаря тому, что мощность компьютеров постоянно возрастает, электронные торговые системы последние годы получили значительное развитие, став эффективными, функциональными и доступными.

Торговля методом прямого контакта стала основным способом ведения рыночных операций в 17 веке. Тогда торговые конгломераты встретились в Лондоне и Амстердаме, чтобы обсудить условия торговли. Со временем отдельные сделки стали заключаться регулярно и превратились в биржевую структуру, которая упорядочила процесс торговли между акционерными компаниями. В двадцатом столетии после объединения и усовершенствования этих структур, биржи стали официальным местом совершения сделок с акциями, облигациями и сырьем. С появлением производных продуктов, таких, как фьючерсы, опционы и других, эти новые финансовые инструменты приобрели популярность по всему миру.

Торговля методом прямого контакта копирует рынок в его традиционном понимании, создавая все условия для ценообразования и предоставляя сторонам возможность обмениваться и торговать большими объемами, быстро и точно определяя справедливую цену товаров. Однако, значительные достижения в области компьютерных технологий и их быстрый приход в сферу электронной торговли сделали рынок в его традиционном представлении неконкурентоспособным по сравнению с компьютеризованными методами заключения сделок. Одним из ключевых факторов в этом процессе была цена. Торговые площадки укомплектованы штатом, поэтому, прежде чем заявка клиента заносилась в систему и обрабатывалась, тому требовалось сделать несколько звонков. Так как кроме этого обстоятельства брокеры хотели стать дисконтными, а также учитывая, что каждый новый продукт требовал больших затрат по привлечению интереса клиентов к нему, положение свободной биржевой торговли стало шатким, и вскоре после того, как стали доступны более удобные технологии, она себя изжила.

Стоит отметить, что успех электронного трейдинга не был таким уж внезапным. Первые системы, которые появились, были медленными, неэффективными и обладали ограниченными возможностями по сравнению с голосовым рынком, что и отражалось на объемах торгов. Например, на фьючерсных площадках Чикагской товарно-сырьевой биржи в объем торгов методом прямого контакта составлял более 550000 контрактов в день, а в системе GLOBEX, которая была электронным контрагентом биржи, лишь 6000. В основном такая разница объяснялась уровнем развития технологий того времени, которые были не в состоянии скопировать человеческое поведение на площадке, важность интерфейса также не была учтена. Более того, в основном эти системы были доступны только ограниченному числу лиц, брокерских домов и основных финансовых корпораций, обладающих особыми правами. К тому же, для того, чтобы стоимость систем окупалась, требовался соответствующий объем операций. Системы не всегда были удобны для конечных пользователей, поэтому требовалось их дополнительно обучать и лицензировать членов биржи для работы с ними, а также зачастую конкретная система годилась только для определенной биржи.

Рис. 2.2. Торговая система GLOBEX, электронный автоматический контрагент Чикагкой Товарный Биржи в 1994 г.

И было это не так уж давно. Пять лет назад, когда я работал консультантом на институциональном трейдинговом отделе по фьючерсам в инвестиционном банке в Австралии, я был счастливым обладателем трех лицензий для работы с тремя разными торговыми системами, установленных на трех похожих IBM-совместимых ПК. Все три экрана светились одним цветом, буквы были одного шрифта, а информация расположена одинаково. Единственным отличием были коды инструментов, но даже и они были похожи друг на друга, потому что состояли из четырех символов. Клавиатура каждого терминала была ярко-красной, чтобы выделить соответствующую биржу. Эргономика в этом случае была не на высоте. Мы постоянно путали клавиатуры, клали их на мониторы, если не пользовались, и каждый раз пытались в этой организованной путанице правильно исполнить заявки клиентов.

Однако, за последние три года в области высоких технологий произошел значительный прорыв. Системы электронного трейдинга перестали быть просто системами выставления заявок, они превратились в интегрированные решения, включающие сложное управление риском и заявками, спаривание заявок и инструменты для стратегической торговли. Торговыми платформами, которые раньше были доступны только через определенные терминалы с определенными системными требованиями, теперь можно пользоваться через веб-браузеры, а в интернете можно скачать приложения, с которыми можно работать на домашних компьютерах. Популяризация интернета привела к тому, что появилось средство для дешевой передачи огромных массивов данных между участниками рынка, которое дает возможность вкладывать средства, находясь в любой точке планеты, лишь щелкнув мышью. Технологии значительно продвинулись, достигнув новых уровней доступа к информации. Это и привело к тому, что темпы развития торговли на финансовых рынках значительно возросли. Особенно это коснулось трех областей, которые мы рассмотрим ниже.

Доступность

Постепенно любой инвестор становится все ближе к финансовым рынкам. Если раньше клиенту нужно было позвонить консультанту на телефоне и сообщить ему о том, что он решил что-то сделать, а консультант в свою очередь должен передать эту информацию оператору или трейдеру на площадке, чтобы те исполнили заявку по рынку, то сейчас любой профессиональный консультант, дилер или инвестор может сделать все сам, имея только лишь компьютер. По существу, многие банковские институты и брокерские дома предлагают онлайн-доступ к торговле многими финансовыми инструментами с помощью веббраузеров и таких технологий, как JAVA и HTML, которые делают возможными электронный трейдинг для тех, у кого есть только компьютер, подключенный к интернету.

Электронный трединг дал большие преимущества инвестору — теперь тот волен выбирать такой стиль жизни, который раньше был для него слишком дорог или вовсе недоступен. Частные трейдеры, которым нравится работать в одиночку, могут из дома или офиса следить за рынком акций, денежных инструментов или деривативов, а их уровень торгового доступа к этой информации может быть сравним со степенью доступа профессионального консультанта или дилера. Эти инвесторы имеют возможность входить в рынок и выходить из него тогда, когда они того захотят, набрав несколько букв на клавиатуре или щелкнув мышью, и очень часто они готовы платить дополнительную комиссию своим брокерам за возможность торговать онлайн.

Прозрачность

Электронный трейдинг сделал информацию о рыночных ценах и раскрытии данных намного прозрачнее для участников рынка, чем это было при торговле с помощью прямого контакта. Рыночная информация в электронном виде распространяется мгновенно, потоки цен, новостей и статистических данных попадают к инвесторам точно и вовремя. Раскрытие информации об участниках рынка и его объеме обеспечивает то, что все игроки могут получить информацию о своих партнерах, которые выставляют цену bid или ask на разных уровнях — а ведь раньше эта информация была доступна лишь трейдерам на площадке.

Также электронный трейдинг обеспечил эффективность и справедливость спаривания заявок — теперь каждый участник может заключать сделку по той цене, которую он сам видит на экране. Раньше, когда он не мог этого видеть, преимущества на рынке не были равными. Это нарушало правила биржи, но являлось привилегией трейдеров площадки и «местных», которые подвизались рядом с ними. Трейдеры могли покупать и продавать, не проверяя очередность попадания заявки на биржу, т. е. они могли пропустить часть очереди заявок и выполнить их позже, когда цена уже уйдет. Электронный трейдинг способствует тому, что все заявки равны. Возможность программировать алгоритмы и методы исполнения ордеров, такие, как FIFO (first in, first out — первым вошел, первым вышел), позволяют электронным системам спаривания заявок применять жесткие системные правила и математику без выделения каких-либо заявок отдельно. Таким образом, все участники рынка становятся равны, а сама игра становится более справедливой, чем была ранее.

Электронный трейдинг дает клиринговым домам преимущество в риск-менеджменте сделок отдельных трейдеров и их групп, так как теперь у них есть возможность контролировать и ограничивать риск торговли до официального начала сессии в соответствии с установленными ограничениями для депозита, позиции и числу заявок. В условиях голосового рынка клиринговые дома обычно собирали эту информацию только после того, как все сделки были проведены, таким образом, они могли анализировать, нарушили ли трейдеры их лимиты, только постфактум. Электронные системы могут оценивать позиции в реальном времени, некоторые настроены таким образом, чтобы отслеживать последнюю цену сделки, обеспечивая исключительную прозрачность в управлении и оценке риска.

Ликвидность

Одной из основных задач при создании электронных рынков было влияние на ликвидность рынка. Человеческий фактор торгов на площадке обеспечивал такую эффективность на рынке, которая никак не могла быть полностью воспроизведена компьютером. Торговля на площадке происходит вокруг визуализации участников рынка, изменения звуковых подсказкок и активного физического участия — все это способствует тому, что трейдеры на площадке принимают и меняют свои решения. Таковы основные принципы, которые рыночные «специалисты» и «местные» трейдеры по деривативам используют для обеспечения нужной степени ликвидности, чтобы ускорить операции между крупными компаниями. В электронной среде все это не имеет значения.

Также, динамика информационный эры предоставила новые возможности для новых независимых поставщиков ликвидности на рынок. С появлением нового сектора промышленности — компаний, занимающихся разработкой программ для онлайн-торговли через развитые сети — трейдеры могут воспользоваться различными приложениями, работающими через протокол STP и предоставляющими доступ на все глобальные финансовые рынки и рыночные механизмы. На арене появился новый вид инвесторов, вооруженных огромными источниками независимого капитала, которые раньше оставались в тени. С помощью экрана компьютера и прикосновения мыши множество потоков небольших объемов капитала могут за секунду попасть на рынок — будь то рынок австралийских акций, немецких деривативов или чикагских опционов. Источники этих капиталов могут быть самые разные — дилинговый центр в Нью-Йорке, чердак в Сиднее или интернет-кафе с видом на пляж на Бали.

Новый торговый центр

Тот факт, что финансовые рынки стали полностью электронными, в определенной степени является феноменом. Хотя степень миграции не совсем та, которая ожидалась некоторое время назад, финансовые и сырьевые биржи по всему миру установили аппаратные средства для проведения торгов и приложения для парирования заявок, одновременно развивая соответствующую инфраструктуру для обработки все возрастающих потоков ордеров. Участники рынка, от брокеров дилингового центра до частных инвесторов, переходят от традиционных методов торговли по телефону к торговле с помощью электронных платформ. Многие из них боятся тех преимуществ, которые им сулит новое средство связи и, таким образом, способствуют тому, что системы становятся быстрее, а размер комиссионных за их использование снижается, в то время как все больше бирж становятся доступными через электронную платформу. Этот сдвиг не только изменил тот путь развития, по которому шел рынок, но и динамику этого развития, а также способ доступа к финансовым инструментам.

Компьютерные технологии способствовали тому, что перед участниками рынка открылась новая перспектива электронной торговли. Традиционно так сложилось, что контроль и управление эмоциями — важная составляющая успеха или неудачи любого участника рынка. Даже лучшая электронная система бесполезна в руках инвестора, который не может определить, кто принимает решение — он или его эмоции. Торговля на финансовых рынках ставит лицом к лицу инвесторов и лучшие умы мира в условиях рынка, которые изначально перевешивают не в их сторону. Без постоянной концентрации на задаче и психологической подготовки к выигрышу, вы можете быть сметены с лица рынка, независимо от того, кто вы — трейдер, брокер или участник электронных торгов.

Это происходит потому, что электронный трейдинг накладывает свой отпечаток на психологию трейдинга. Таким образом, участникам рынка не только нужно исследовать влияние своих эмоций на трейдинг, но и психологически подготовиться и сосредоточиться на работе с новыми технологиями. Кажущийся простым в использовании, красочный, управляемый мышкой интерфейс ввел инвесторов, трейдеров и брокеров в заблуждение: они ожидали, что это будет то же самое, что и plug and play — после подключения все тут же должно само заработать. Новые системы способствовали появлению огромного количества информации на экране, включая реал-тайм изменения котировок, графики, исполнение ордеров, активные и исполненные заявки, позиции, показатели прибыли или убытка и отчеты о сделках. Для кого-то это, несомненно, выльется в недостаток подготовки — ведь раньше, чтобы получить эту информацию, надо было долго трудиться, а сейчас достаточно только несколько раз шевельнуть пальцем. Установить и подключить некоторые из этих систем можно в течение часа, поэтому пользователи, вооруженные руководством по эксплуатации, зачастую оказываются недостаточно подготовленными как технически, так и психологически к тому, чтобы работать с системой. Однако, скорость и доступность информации привела к тому, что пользователи пересмотрели фундаментальные правила торговли — в частности, такие, как сохранение концентрации, наличие письменного торгового плана и всесторонний анализ рынка. Все это теперь ими пропускается, а наблюдение рынка в реальном времени искушает трейдеров нажать кнопку мыши и «попасть туда». Вот несколько примеров.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология электронного трейдинга. Сила для торговли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я