Древние фрагменты Кори

Борис Филин

«Древние Фрагменты Кори» – сборник фрагментов книг древних писателей, собранных и изданных книжным коллекционером и антикваром Айзеком Престоном Кори (1802–1842). Первое издание вышло в 1826 году. Этот перевод сделан по изданию 1876 года, отредактированному историком Э. Ричмондом Ходжесом (1826—1881).Авторы фрагментов: Берос ((350/340 до н. э. – 280/270 до н. э.), жрец бога Бела в Вавилоне; Манефон (IV – III вв. до н. э.), древнеегипетский жрец и др. На русский язык книга переведена впервые

Оглавление

САНХОНИАТОН

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ PRÆPARATIO EVANGELICA 5 ЕВСЕВИЯ.

КНИГА I, ГЛ.6.

«Вот что передал потомкам некий Санхониатон, очень древний автор, который, по их свидетельству, процветал еще до Троянской войны и который, похваленный как за трудолюбие, так и за верность, написал историю финикийцев. Все сочинения этого автора переведенные с финикийского изданы на греческом языке.

Он предполагает, что началом всего был темный и сконденсированный ветреный воздух или дуновение темного воздуха, и хаос, мутный и черный, как Эреб (Эре́б — в греческой мифологии олицетворение вечного мрака — пер.), и что они были безграничными и в течение долгого ряда веков лишены формы (или ограничений). Но когда этот ветер был очарован своими собственными первоосновами (хаосом) и произошел интимный союз, эта связь была названа Потосом (ПОТОС (греч. страстное желание) — в греческой мифологии божество, олицетворявшее любовное вожделение, спутник Афродиты — Большой Энциклопедический Словарь), и это было началом творения всего сущего. И он (Хаос) не знал своего собственного производства (того, что произвел); но из его объятий 6 с ветром возник Мот (Мот, Муту (в переводе с угаритского — «смерть») — бог смерти и подземного царства в религии и мифологии Угарита — пер.), которое некоторые называли Ilus (грязь); но другие называли гниением водянистой смеси. И из этого произошло все семя творения и порождение вселенной. И были некоторые животные, не обладающие чувственностью, от которых произошли разумные животные; и они назывались Зофасемим или Цофэ хашшамаим (Tsophe hashshamayim), наблюдатели небес, и они были сформированы аналогично форме яйца. И Мот сиял вместе с Солнцем, и Луной, и меньшими, и большими звездами. Такова, — добавляет Евсевий, — их космогония, непосредственно приводящая к атеизму. Но посмотрим далее, как он утверждает происхождение животного творения. Тогда он говорит: и когда воздух начал испускать свет, его огненное влияние на море и землю породило ветры и облака, и очень большие разливы и излияния небесных вод. И после этого все эти вещи были разделены и отделены от их надлежащего места жаром солнца, а затем все снова встретились в воздухе и бросились вместе, откуда образовались громы и молнии; и при ударе этих Громов вышеупомянутые разумные животные были разбужены и напуганы этим звуком; и тогда самец и самка двинулись по земле и в море. Это (говорит Евсевий) их поколение животных. После этого наш автор (Санхониафон) продолжает говорить: «все это записано в космогонии Тааута (Тота) 7 и в его мемуарах, а также из предположений и свидетельств, которые его ум видел и находил, и которыми он просветил нас». Затем (говорит Евсевий) объявляя имена ветров, Нота, Борея (Борей (Βορέας, Boréas; также ορρᾶς, Borrhâs) — греческий бог холодного северного ветра и разносчик зимы. Нот (др.-греч. Νότος) — в древнегреческой мифологии олицетворение южного (горячего) ветра, известного также как нотос и нотья. Сын титана звёздного неба Астрея и титаниды зари Эос, брат Зефира, Эвра и Борея — Материал из Википедии) и других, он заключает: Но эти первые люди освящали творения земли, и считали их богами, и поклонялись тем вещам, которыми они сами жили, и всему, что было до них; им они совершали возлияния и жертвоприношения. Затем он продолжает: это были объекты поклонения, соответствующие слабости и недостатку смелости их умов (или узости их душ).

Затем он говорит: от ветра Колпия8 и от его жены Баау, что означает ночь, родились два смертных человека, Эон и Протогон, и Эон нашел пищу с деревьев. Рожденные от них назывались Генос и Генея9 (ГЕНЕЯ И ГЕНОС — Мифолог. финикийские божества, сестра и брат, родившиеся от земли и времени; они ходатайствовали за людей во время засухи — Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А. Н., 1910) и населяли Финикию, и когда пришла великая засуха на землю, они простерли свои руки к небу, к Солнцу, ибо это (говорит он) они считали единственным Богом, владыкой небес, называя его ВЕЛЬСАМИН, имя которого у финикийцев означает Владыку небес, но у греков равнозначно Зевсу, или Юпитеру.

После всего этого он обвиняет греков в заблуждении, говоря: Ибо мы (финикийцы) не напрасно часто различали эти имена, но относительно более позднего значения имен, полученных ими от более поздних вещей, греки, не зная, истолковали иначе, будучи введены в заблуждение двусмысленностью их значения. Затем он продолжает: Генос10, сын Эона и Протогона, снова породил смертных детей, которых звали Фос, Пур и Флокс (то есть Свет, Огонь и Пламя). Они открыли метод разжигания огня путем трения друг о друга кусков дерева и научили людей пользоваться им (т. е. Огнем). Они произвели на свет сыновей огромного роста, чьи имена были даны горам, которые они занимали. Так были названы гора Кассия, и Ливанус, и Антилибан, и Братуу11. От этих мужей, говорит он, были рождены (посредством сношения) с их матерями Мемрумом и Гипсураний; Женщины же сии без стыда вступали в сношение с любым мужчиной, которого им удавалось встретить12. Тогда, говорит он, Гипсураний жил в Тире, и он изобрел хижины, построенные из тростника, и (обнаружил тайну) папируса. И он стал враждовать со своим братом Усусом, который первым изобрел покрывало для тела из шкур диких зверей, которых он мог поймать13. И когда пришли сильные бури ветров и дождей, ветви деревьев в Тире, тершиеся друг о друга, воспламенились и зажгли там дрова. И Усус, взяв дерево и обрубив его ветви, был первым человеком, который осмелился забраться на нем в море. И он посвятил две стелы, или столбы, огню и ветру14, и он поклонился им, и излил им кровь тех диких зверей, которых он взял в охоте. И когда все эти люди умерли, те, которые остались, посвятили им деревянные шесты и поклонялись стелам, или колоннам, и праздновали в честь них каждый год. И во времена, значительно более поздние, родились из рода Гипсурания Агрей и Галией (то есть охотник и рыбак), изобретатели искусства охоты и рыболовства, от которых названы охотники и рыбаки15. От них родились два брата, изобретатели железа и его многочисленного применения. Один из них, по имени Хрисор (которого он называет Вулкан), упражнялся в словах, заклинаниях и гаданиях; и он изобрел крючок, наживку, леску и кораклы, или легкие рыбацкие лодки; и он был первым из людей, которые плавали. Поэтому люди поклонялись ему после его смерти как Богу и называли его Диамихием16, то есть великим изобретателем; а некоторые говорят, что его братья изобрели кирпичную кладку стен. После этого из его расы родились два молодых человека, один из которых был назван Тэчнитэс (Technites), то есть Artist (мастер своего дела); другой — Гейнос Автохтон (Geinos Autochthon) 17, то есть рожденный на земле, или порожденный самой землей. Эти люди научились смешивать стерню с кирпичной землей и сушить кирпичи, сделанные таким образом на солнце; они также были изобретателями черепицы. От них были рождены другие, из которых один назывался Агрус (Agrus) (поле), другой Агроуэрос (Agroueros), или Агротес (Agrotes) (земледелец), у которого была деревянная статуя, которая была очень почитаема, и святилище (или переносной храм), которое в Финикии было запряжено волами. И в книгах он определенно назван величайшим из богов. К этим домам добавились дворы, портики и склепы. Земледельцы и те, кто охотится с собаками, берут свое начало от них; они называются также Алетами и Титанами. От них произошли Амин и Маг, которые научили людей строить деревни и пасти стада. От этих мужей родились Мисор и Сидик (Sydyk), то есть свободолюбивые и справедливые: и они узнали, как использовать соль. От Мисора18 произошел Тааут, который изобрел написание первых букв: египтяне называли его Тором, александрийцы Тойтом (Thoyth), а греки Гермесом. От Сидика (Sydyk) 19 произошли Диоскуры, или Кабиры, или Корибанты, или Самофракийские божества. Эти (говорит он), первыми изобрели корабль. От них произошли другие, открывшие целебные травы, лекарства от ядов и чары. Современником их был некто Элиун20, называемый Гипсистом; и его жена по имени Берут21, и жили они около Библуса, еврейский Гебал. От них родился Эпигей, или Автохтон, которого впоследствии назвали Ураном (т. е. Небеса); так что от него та стихия, которая над нами, по причине своей превосходной красоты, названа небом. И у него была сестра от тех же родителей, и ее звали Ге (то есть земля), и по причине ее красоты земля называлась тем же именем. Отец их, Гипсист, или Элиун, будучи убит в схватке с дикими зверями, был обожествлен, и его дети приносили ему возлияния и жертвы. Но Уран, унаследовав царство своего отца, заключил брак со своей сестрой Ге (Землей) и имел от нее четырех сыновей: Илуса, называемого Кроном, Бетила и Дагона, что означает Ситон (зерно), и Атласа. Но из-за других жен Уран имел много проблем; на что Ге, будучи раздосадована и ревнива, упрекнула Урана, так что они расстались друг с другом. Но Уран, хотя и разлученный с нею, все же силой приходил и имел с ней сношение, когда ему было угодно, а затем возвращался домой. Но когда он также пытался убить детей, которых имел от нее, Ге часто защищалась или мстила, собирая свои вспомогательные силы. Но когда Крон пришел в поместье человека, по совету и при помощи Гермеса Трисмегиста23, который был его секретарем, он выступил против своего отца Урана, отомстив за свою мать. И у Крона были дети, Персефона (т. е. Прозерпина), и Афина (Минерва); первая умерла девственницей; но по совету Афины и Гермеса (то есть Меркурия) Крон сделал из железа скимитар (восточная сабля — пер.) и копье. Тогда Гермес (или Тот), обратившись к союзникам Крона с магическими словами, вызвал в них острое желание сразиться с Ураном (то есть с Небесами) во имя Ге. И вот Крон, победив Урана в битве, изгнал его из своего царства и наследовал его царскую власть. В битве была взята возлюбленная наложница Урана, которая была беременна; Крон выдал ее замуж за Дагона24, и она была освобождена, и назвала ребенка Демаруном. После этих событий Крон строит стену вокруг своего жилища и основывает Библус25, первый город в Финикии. После этого Крон, подозревая своего брата Атласа, по совету Гермеса (или Тота) бросил его в глубокую пещеру в земле и похоронил. В это время потомки Диоскуров, построив несколько легких и более совершенных кораблей, вышли в море и, выйдя против горы Кассия, освятили там храм. Но помощники Илуса (который есть Крон) назывались Элохим26, и были как бы союзники Крона; они были названы так в честь Крона (IL или EL). И Крон, имея сына по имени Садид, убил его своим собственным мечом, потому что он держал его в подозрении, и своей собственной рукой лишил его жизни. И точно так же он отрубил голову своей собственной дочери. Но со временем Уран, находясь в изгнании, послал свою дочь Астарту с двумя другими сестрами, Реей и Дионой, чтобы обманом убить Крона; но Крон взял девушек и женился на них. Уран, поняв это, послал Эймармена и Гора с другими помощниками воевать против него; но Крон также завоевал их расположение и держал их при себе. Более того, Бог Уран изобрел Баэтулию, создав камни, которые двигались, как имеющие жизнь27. И у Крона родилось от Астарты семь дочерей, называемых Титанидами, или Артемидами; и снова у него родилось от Реи семь сыновей, младший из которых был посвящен от рождения; также от Дионы у него были дочери, и от Астарты снова два сына: Потос, или желание, и Эрос, или Купидон. А Дагона после того, как он узнал о хлебном зерне и плуге, назвали Юпитером Аротриусом (т. е. Пахарем). Сидику, названному Праведным, одна из Титанидов (или дочерей Титана Астарта), родила Асклепия (Эскулапа, бога медицины). У Крона также родились три сына в Персее (район Сирии к востоку от река Иордан), в частности, Крон, одноименный со своим отцом Юпитером-Белом и Аполлоном.

Современниками их были Понт и Тифон, а также Нерей, отец Понта. От Понта произошел Сидон, который благодаря совершенству своего пения впервые изобрел гимны, оды или хвалы; и Посейдон (т. е. Нептун). У Демаруна родился Меликарт, которого также называют Гераклом. После этого Уран снова воюет с Понтом, но, расставшись с ним, присоединяется к Демаруну. Демарун нападает на Понта, но Понт обращает его в бегство, и Демарун клянется принести жертву за его спасение. На тридцать втором году своей власти и царствования Илус, который есть Крон, устроив засаду для своего отца Урана в известном месте посреди земли и взяв его в свои руки, отрезает его интимные части вблизи источников и рек. Там был освящен Уран28, и дух его был отделен, и кровь его интимных частей упала в источники и воды рек; и это место видно и по сей день. Затем наш автор, упомянув о некоторых других вещах, продолжает так: но Астарта, названная величайшей, и Демарун, названный Зевсом (Юпитером), и Адод (Adodus), названный «царем богов», правили миром с согласия Крона. И Астарта возложила на голову свою, в знак владычества — бычью голову29; и когда она путешествовала по обитаемому миру, то нашла падающую в воздухе звезду, которую она подняла и освятила на священном острове Тир30, и финикийцы говорят, что Астарта — это Афродита (или Венера). И Крон, также обходя обитаемый мир, дал своей дочери Афине [или Минерве] царство Аттики; и когда случилась чума и смерть, Крон принес своего единственного сына в жертву своему отцу Урану, и обрезал себя, и заставил своих союзников сделать то же самое31 и вскоре после этого он посвятил после своей смерти другого сына, по имени Мут32, которого он имел от Реи33. Финикийцы называют его Смертью и Плутоном. После сего Крон дает город Библус (еврейский Гебал) богине Баалтис34, которая также называется Дионой35; и Берит36 он дал Посейдону (или Нептуну), и кабирам37, земледельцам и рыбакам, и они освятили остатки Понта38 (Понт (от др.-греч. Πόντος — «море») — персонаж древнегреческой мифологии, бог внутреннего моря, древнее предолимпийское божество, сын Геи (олицетворявшей землю) и Эфира (олицетворявшего воздух). Гесиод в «Теогонии» указывает, что Гея породила Понта без отца — Материал из Википедии) в Берите. Но перед этим Бог Тааут, представив Урана, создал прообразы лиц богов Крона и Дагона, а также священные символы других стихий. Он также придумал для Крона знак царской власти, четыре глаза в передней и задней частях, два из которых закрывались, как во сне; и на плечах четыре крыла, два в полете и два покоящихся. И символом было то, что Крон, пока он спал, наблюдал; и отдыхал, пока он бодрствовал. И точно так же с его крыльями: пока он отдыхал, он летел, но отдыхал, когда он летел. Но у других богов было по два крыла на плечах, чтобы показать, что они летают под управлением Крона; у него также было два крыла на голове, одно для большей части разума, а другое для чувств. И Крон, войдя в страну Южную, отдал весь Египет Богу Таауту, чтобы это было царство его. «Вот эти вещи», — говорит Санхониафон, — «Кабиры, семь сыновей Сидика и их восьмой брат Асклепий, (или Эсмун, то есть восьмой), прежде всего записали в писаниях, как повелел им Бог Тааут (Тот). Все эти вещи сын Табиона39, первый Иерофант всех среди финикийцев, аллегоризированные и смешанные с явлениями и страстями природы и мира, сделал доставленными священникам и пророкам, надсмотрщикам мистерий: и они, видя, что ярость этих аллегорий усиливается, передали их своим преемникам, и иностранцам: одним из них был Исирис40, изобретатель букв, брат Хны41, который называется первым финикийцем».

К последнему фрагменту, имеющему очень примечательный характер, мы добавляем рассуждения Джейкоба Брайанта: «После того, как мы показали, что это единственная жертва среди древних, которую называют мистической; и что Кронос, персонаж, предлагающий ее, был главным божеством финикийцев; и только единственный сын должен был быть жертвой. В соответствии с этим, Эл, верховное божество, чьими партнерами были Элохим, со временем должно было иметь сына αγαπητον возлюбленного: μονογενή, его единородного: который должен был быть зачат от ανωβρετ, как некоторые передают, благодати; но, согласно моей интерпретации, источника света.

Сын должен быть принесен в жертву своему отцу λυτρον, в качестве удовлетворения и искупления, τιμωροις δαιμοσί, чтобы искупить грехи других и предотвратить справедливую месть Бога (и чтобы предотвратить всеобщее разложение)». Брайант считает, что это должно быть «прообразом чего-то грядущего», предвосхищающим, как он полагает, приношение Христа на Голгофе.

ИЗ ПОРФИРИЯ

Тааут, которого египтяне называют Тотом, когда он процветал среди финикийцев с большой славой за свою мудрость, устроил в изящном порядке и в научной манере те вещи, которые относятся к религии и поклонению богам, впервые очищенные от невежества низших классов и глав людей. Когда Бог Сурмубелус и Туро, который впоследствии, изменив имя, был назван Хрусартес, после долгого промежутка времени стали преемниками, они проиллюстрировали его тайную теологию, которая до сих пор была связана с оттенками аллегории. Чуть позже, Санхониафон продолжает таким образом:

О МИСТИЧЕСКОМ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИИ ФИНИКИЙЦЕВ

«У древних существ был обычай, во времена великих бедствий, чтобы не допустить гибели всех, правители города или народа приносили в жертву мстительным божествам самых любимых из своих детей в качестве платы за искупление: те, кто были посвящены для этой цели, были принесены в жертву мистическим образом. Ибо Кронос (Крон) или (Сатурн), которого финикийцы называют Израилем, и который после его смерти был обожествлен и установлен на планете, носящей его имя, когда он был царем, получил от деревенской нимфы по имени Анобрет42, единственного сына, которого зовут Иуд, ибо так финикийцы все еще называют единственного сына: и когда великая опасность войны охватила землю, он украсил жертвенник, наделил этого сына эмблемами царской власти и принес в жертву».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я