Герметизм как основа понимания бытия

Юрий Владимирович Максименко

На территории Египта усилиями Посвящённых была создана Атлантская империя в 200 тыс. до н.э., которая просуществовала до XI тыс. до н. э. Руководили этой империей «Божественные династии», о чём и донёс до нас жрец Манефон в своих трактатах. О том же поведала нам и Е. П. Блаватская в своей «Тайной Доктрине», написанной с помощью Махатм Шамбалы. И частью этой истины является существование Тот-Гермеса, о котором мы и будем говорить в данном исследовании.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Герметизм как основа понимания бытия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Юрий Владимирович Максименко, 2020

ISBN 978-5-0051-6252-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Лишь со сравнительно недавнего времени мы стали видеть историю развития человеческой мысли в более или менее правильной перспективе. Ещё недавно, например, колыбелью философской мысли считалась древняя Греция. Между тем, исследования таких учёных, как Макс Мюллер, Гарбе, Тибо и, в особенности, Дейссен, показали, что ещё задолго до зарождения философской мысли в древней Элладе индийцы обладали уже подробно разработанными философскими системами, которые по стройности и глубине могут поспорить не только с Платоном и Аристотелем, но и с произведениями многих позднейших европейских философов. Многие наиболее ценные идеи этих последних можно найти уже в довольно развитой и совершенной форме в древних индийских философских системах: Санкхье, Веданте и Йоге. По вопросу о древности этих систем философии между различными учёными авторитетами существуют, впрочем, большие разногласия; но даже Макс Мюллер, относящийся крайне осторожно ко всему, что подтверждает древность главнейших произведений индийской письменности, признаёт, что в основных чертах все главные системы индийской философии существовали ещё в период Упанишад, т.е. по крайней мере за 700 лет до Р.Х.

Древность идей египетского герметизма точно так же не подлежит сомнению. Правда, древнейшие письменные памятники герметизма — так называемые «Книги Гермеса Трисмегиста», из которых наиболее известны «Пимандр», «Асклепий», «Дева Мира» и «Разговоры Гермеса с Татом» — все эти памятники относятся большинством учёных к последним векам дохристианской эры, а некоторыми более скептически настроенными исследователями даже к II и III в. по Р. Х. Но все серьёзные исследователи считают несомненным, что эти произведения являются переделкой или пересказом других, гораздо более древних документов или традиций, передававшихся изустно посвящёнными в египетские и греческие мистерии. Египетское происхождение герметической литературы бесспорно. Особенно убедительно доказывается оно в сочинении Рейценштейна о «Пимандре» и в капитальном труде Мида «Thrice-Greatest Hermes. Studies in Hellenistic Theosophy and Gnosis». Исследования этих авторов окончательно опровергли теорию, предложенную некоторыми старинными немецкими писателями, считавшими, что книги, приписываемые Гермесу Трисмегисту, суть не что иное, как отчасти плагиат, отчасти переделка Евангелий и других древнейших памятников христианской письменности.

Все главные идеи позднейшего, эллинизированного герметизма были известны задолго до возникновения эллинской культуры. Об этом свидетельствуют, например, труды исследователя древней египетской «Книги мёртвых» В. М. Адамса, которые высоко ценил такой знаток египтологии, как Масперо. Считается, что наиболее ценные идеи, которые дала нам греческая философия, якобы слагались в умах греческих мыслителей под непосредственным влиянием египетской культуры. Было бы неверно искать объяснение миросозерцания древних египтян в Элладе, когда нам известно, что величайшие греческие мыслители совершали путешествия в Египет, чтобы приобщиться к той мудрости, которою славились египетские жрецы-философы. Вспомним, хотя бы то, что говорится в начале «Тимэя» Платона. Там рассказывается о посещении Египта Солоном и упоминается о том, что египетские жрецы сказали ему, что считают греческую цивилизацию как бы младенческой по сравнению со своей, египетской, так как у греков не было записей, восходящих до древнейших времён, тогда как у египетских жрецов имелась летопись событий, происходивших за 9000 лет до того времени, т.е. до 600 г. до Р. Х. Это с одной стороны.

А с другой, в исследовании «Предфилософия и учение Махатм» нами показано, что истоком всех мировоззренческих идей, всех начальных философских концепций явился некий северный народ, назовём его условно гиперборейцами, родиной которого был некогда существовавший, но затонувший северный материк (см. исследование «Откуда ты, белый человек?»). По крови же этот народ был арийским, т.е. представителем зародившейся на севере Арийской (белой) расы (эта раса существует на планете уже 1 млн лет). Именно представители этого народа, расселяясь с северных территорий по Ойкумене, несли аборигенным племенам зачатки мировоззренческих идей, на базе которых и формировались у тех первичные представления об окружающем человека мире. При этом чётко просматривается практически единообразие базовых философских взглядов у лучших представителей различных народов (философов, чьи концепции дошли до нас), живущих на разных концах планеты и вроде как не имеющих прямого отношения друг к другу, в т.ч. греков, индийцев, халдеев. В результате в исследовании установлена корреляция основных понятий и идей Эзотерического учения, донесённого миру Махатмами, с ранними представлениями древних народов о мироздании.

С учётом исторических реалий прошлого, основанных на Эзотерическом учении, можно отметить, что при формировании мировоззрения в Древнем Египте, а также первых философских идей греков, халдеев и индийцев большую роль играли Посвящённые Адепты, которые приняли самое активное участие как в становлении сначала древней Египетской цивилизации, так и при зарождении впоследствии новой Арийской цивилизации на севере Евразии. Отсюда можно проследить корни как самого герметизма, так и базирующегося на этой философии Эзотерического учения. Это мы и покажем в исследовании.

Несмотря на то, что многие учёные относятся весьма скептически к традиционным данным о преемственности религиозных и философских идей и вообще культурных завоеваний человечества, следует признать, что эти древние традиционные взгляды часто оказываются гораздо более правдоподобными, чем многие модные научные теории. Мы видим, что по мере того, как археологами, палеонтологами и другими учёными накапливается новый ценный материал, в нём находится всё больше данных, подтверждающих традиционные учения, сохранившиеся в тайных обществах. Людей, смотревших на дело иначе, считали или неучами, или шарлатанами. Вспомним хотя бы вопрос о той же Атлантиде. Ряд соображений даёт нам право утверждать, что в сохранившихся книгах Гермеса Трисмегиста мы имеем по меньшей мере весьма ценный отголосок подлинной эзотерической мудрости, которая, наряду с мистическими и философскими учениями индийцев, была первоисточником (известным официальной науке), откуда так или иначе черпали свои наиболее ценные идеи все позднейшие основатели идеалистических философских школ и религиозных учений.

Египетским божеством, соответствующим греческому Гермесу, был Тот, или Тегути. Большинство египтологов считают его олицетворением мудрости и науки египетской жреческой касты и полагают, что под его именем египетские жрецы писали свои трактаты по религиозным вопросам, философии, магии и другим отраслям знания. В старинном сочинении монаха Георгия Синцелла есть интересные цитаты из книги знаменитого египетского жреца Манефона, современника Птолемея Филадельфа. Синцелл говорит, что те древние памятники, из которых черпал свои сведения Манефон, были покрыты надписями, сделанными на священном языке первым Тотом-Гермесом, называемым также Агатодаймоном. После потопа (речь идёт о гибели Атлантиды в 9564 г. до н.э.) эти надписи были переведены на господствовавшее тогда наречие вторым Гермесом, Трисмегистом, сыном первого. Но они были записаны ещё иероглифическими письменами и в таком виде были сохранены Татом, сыном Гермеса Трисмегиста, в святилищах египетских храмов.

Считается, что здесь мы имеем указание на три эпохи в развитии египетских религиозных мистерий: 1) в первую эпоху, олицетворяемую первым Тотом, или Агатодаймоном, архаическая традиционная мудрость, унаследованная египтянами непосредственно от атлантов, сохранялась на каменных памятниках в виде иероглифических надписей, сделанных на древнейшем священном языке; 2) во вторую эпоху, олицетворяемую Гермесом Трисмегистом, священные предания сохранялись как в надписях на памятниках, так и в манускриптах, написанных уже на древнем египетском языке, но ещё гиератическими1 письменами; 3) в третью же эпоху, которую олицетворяет Тат, сын Гермеса Трисмегиста, жрецы записывали древние предания на позднейшем египетском наречии демотическими письменами и переводили их также на греческий язык.

Однако есть основание предполагать, что Тот только впоследствии сделался олицетворением Божественного Разума, или Логоса, а также вдохновляемого Им египетского жречества, но что на самом деле он был вполне реальной человеческой личностью, выходцем из Атлантиды, принесшим древним египтянам мудрость атлантов (см. главу 2). Так, по крайнем мере, гласит оккультное предание, где сообщается о цивилизации погибшей Атлантиды и о влиянии её на египетскую культуру (см. исследование «Древний Египет — наследник Атлантиды»). Это сохраняется некоторыми оккультными братствами и отчасти обнародованы в сочинении Е. П. Блаватской «Тайная Доктрина». Оккультисты утверждают, что «во фрагментах книг Гермеса Трисмегиста и в алхимических сочинениях позднейших герметистов мы имеем отголосок архаической мудрости атлантов, создавших в глубокой древности совершенно своеобразную и чрезвычайно высокую культуру».

Е. Блаватская писала об основе сокровенного учения: «Несомненно, что кажущаяся сверхъестественность этих учений, хотя и аллегоричных, настолько диаметрально противоположна мёртвой букве библейских утверждений2, так же как и позднейшим гипотезам Науки, что она вызовет ярое опровержение. Тем не менее, оккультисты знают, что традиции Эзотерической Философии должны быть истинными просто потому, что они являются наиболее логичными и примиряют каждое затруднение. Кроме того, мы имеем египетскую Книгу Тота и Книгу Мертвых, и индийские Пураны с их Семью Ману, так же как и халдео-ассирийские записи, таблицы которых упоминают семь первоначальных человек, или Адамов, истинный смысл которых может быть установлен при помощи Каббалы». Видим, как важны некие знания, которыми обладал Тот (Гермес), для понимания нашего бытия и устройства Вселенной.

Вот о сути философского герметического учения, как сказано выше, основе Эзотерического учения Востока, мы и поговорим в данном издании. Слово ГЕРМЕТИЗМ придумано греками в эпоху эллинизма или чуть раньше: Геродот (484—425 гг. до н.э.) рассказывал о египетских жрецах, обладающих тайным знанием и возводящих это знание к некоему Гермесу Трисмегисту, от имени которого и образовано слово «герметизм». Прежде знание хотя бы основ герметизма считалось признаком образованности, эрудиции. Теперь же это знание стало порочным, поганым («языческим» от лат. paganus). Право на связь с мiром невидимым было монополизировано церковью, все прочие эзотерики превратились в соперников, конкурентов, расправа с которыми не заставила себя ждать — в Средние века началась эпоха сожжения ведьм. Герметизм вкупе со всем прочим античным наследием был объявлен дьявольщиной и забыт.

Под ГЕРМЕТИЗМОМ люди той эпохи понимали учение, возникшее как признание наличия скрытой, непознаваемой сущности вещей, открытой лишь посвящённым. Слово же ЭЗОТЕРИЗМ стали примерять к себе христианские иерархи: себя они считали эзотериками, и не без оснований — какое учение может быть эзотеричнее вероучения? — а всех остальных, включая царей, — экзотериками. Возродился герметизм, впрочем, очень скоро, и тоже вместе со всем античным наследием, но уже под другим названием: ОККУЛЬТИЗМ. Слово ОККУЛЬТИЗМ происходит от лат. occultus, «скрытый», и обозначает всё то же учение о существовании скрытой взаимосвязи между событиями и явлениями, не объяснимой полностью ни с точки зрения канонического богословия, ни с точки зрения рациональной науки.

Сегодня ЭЗОТЕРИЗМ — это обобщающее название современного учения или, точнее, представления о мiре (окружающем нас мироздании) и человеке как единстве макрокосма и микрокосма, не ограничивающегося рассмотрением одних только их материальных характеристик, метод познания «внутренней сущности» всех вещей, мерой которых, как известно, является человек (подробнее см. исследование «Сокровенное учение Махатм»). Цель — помочь человеку познать в первую очередь самого себя, если уж мера всех вещей — он сам, ибо без этого он не сможет познать всё остальное. А познание самого себя, как известно, не только древнейшая, но и труднейшая из задач, когда-либо ставившаяся человеком. Недаром на храме Аполлона в Дельфах было написано: Gnōthi se auton — «Познай самого себя». В философском плане герметическое учение представляет определенный взгляд на мiр, предполагающий, что непознанное и даже признанное непознаваемым требует столь же уважительного отношения и строго научного подхода, как уже познанное или признанное познаваемым, в практическом же плане — совокупность дисциплин, изучающих законы, общие для того и другого.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Герметизм как основа понимания бытия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Англ. hieratic (греч. hieratikós) — священный, жреческий.

2

Так как сейчас утверждается, что таблицы халдеев, дающие аллегорическое описание Творения, Падения и Потопа и даже легенду о Вавилонской Башне, были написаны «до времен Моисея» (Смит, «Chaldean Account of Genesis»), то как может Пятикнижие (Pentateuch) быть названо «Откровением»? Это просто другое изложение того же самого предания.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я