Это первая критическая биография знаменитой болгарской ясновидящей Ванги (Вангелии) Гуштеровой (урожденной Димитровой). Автор стремится установить подлинные факты ее биографии и разобраться в природе ее популярности в Болгарии и в России. В книге подробно разбираются наиболее громкие предсказания Ванги, в том числе касающиеся России.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ванга. Величайшая пророчица ХХ века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Детство
Ванга (Вангелия Пандева Гуштерова, урожденная Димитрова) появилась на свет в македонском городке Струмица на территории Османской империи (ныне Струмица входит в состав Республики Македонии) 31 января 1911 года в семье крестьян Панде и Параскевы Сурчевых. Они были македонцами, но тогда болгары и македонцы фактически составляли один народ, говоривший на одном и том же языке, но разделенный государственными границами. Правда, А. В. Нестерова утверждает, будто, по свидетельству родных, настоящий день рождения Ванги — 3 октября 1911 года. Впрочем, с тем же успехом она могла родиться и в любой другой день, годом раньше или годом позже. Ведь никаких документов о рождении Ванги не сохранилось (или не найдено). Впрочем, в Османской империи, в состав которой тогда входила Македония, рождения как христиан, так и мусульман регистрировались не слишком аккуратно, а главное, соответствующие документы хранились не слишком тщательно. К тому же вскоре после рождения Ванги по территории Македонии прокатились три войны, а Струмица трижды меняла свою государственную принадлежность, став сначала болгарской, затем сербской, затем опять болгарской и, в конце концов, — югославской, что никак не способствовало сохранности документов.
Девочка родилась семимесячной и очень слабой, да еще и с врожденными дефектами: сросшимися двумя пальцами на руке и ноге и приросшими к голове мочками ушей. Новорожденную завернули в волчий полушубок и положили в тепло, поближе к печке. К. Стоянова утверждала: «Никто не знал, выживет ли девочка, потому положили дитя поближе к печке, завернув в воловий желудок и укутав нестиранной шерстью, в надежде, что она дотянет до девятого месяца. В одну из мартовских ночей девочка громко заплакала, и вещие “бабки” сказали матери, что, в сущности, ребенок родился именно в этот момент». В Струмице детей крестили только тогда, когда появлялись реальные шансы, что они выживут. В случае с Вангой ждали почти два месяца, поскольку она была слишком слаба. Новорожденную хотели назвать по старинному болгаро-македонскому обычаю: родным девочки полагалось выйти на улицу и спросить имя, какое следует дать новорожденному, у первой встреченной женщины (в случае, если родилась девочка). Но на этот раз обычай немного подкорректировали. Бабушка новорожденной, мать Параскевы, вышла из дома и от первой встречной женщины услышала имя Андромаха. Бабушке не понравилось это имя, и потому новорожденную назвали по имени второй встреченной девушки — Вангелией (или Евангелией, что в переводе с греческого (Ευαγγελία) означает «благая весть»). Возможно, вторая встреченная родителями Ванги девушка, впрочем, как и первая, была гречанкой, поскольку и Андромаха, и Евангелия — имена греческие.
Город Струмица в Македонии. Современный вид
В Струмице, как и во всей тогдашней Македонии, греков жило больше, чем славян-македонцев, а турок было столько же, сколько и славян. Согласно данным переписи населения в 1895 году, в Скопском санджаке, Битольском и Салоникском вилайетах проживало 2,5 миллиона человек, из которых 22 % составляли славяне, 22 % — турки, 40 % — греки, 5,5 % — албанцы, 3,5 % — аромуны и 3 % — евреи. Еще в 1888 году сербский дипломат Стоян Новакович заявил, что славянское население Македонии образовывает отдельный македонский народ и не является ни болгарами, ни сербами. Эта идея должна была воспрепятствовать объединению славянской части Македонии с Болгарией и обосновать ее присоединение к Сербии как к собирателю южнославянских земель. В 1902 году в Санкт-Петербурге студенты из Македонии заложили Македонское научно-литературное товарищество, пропагандирующее, в частности, идею самобытности македонской нации. В 1903 году Крсте Мисирков в своей работе «О македонских проблемах» обосновал существование особого македонского языка и признал наличие у македонцев собственных политических интересов. Идеи македонизма были поддержаны в Сербии, однако в самой Македонии не нашли сколько-нибудь широкого круга сторонников: большинство македонских славян, и прежде всего культурная и политическая элита, к этому времени относило себя к болгарам.
К. Стоянова дает такую биографию отца Ванги до его первой женитьбы: «Отец Ванги — Панде Сурчев был еще очень молод, когда записался добровольцем и отправился сражаться против османского ига. Он был схвачен, предстал перед турецким судом, и тот вынес ему приговор о пожизненном заключении в тюрьме “Йеди-куле”. Там он подвергался страшным мучениям и совсем было утратил надежду на спасение, как вдруг в 1908 году его неожиданно выпустили на свободу. “Младотурки”, пришедшие к власти и провозгласившие Турцию конституционной монархией, решением правительства выпустили заключенных из тюрем. Вернувшись на родину, Панде Сурчев понял, что отряды добровольцев — четы еще существуют, и снова включился в борьбу. Вскоре, однако, четы были расформированы, и все возвратились в родные места.
Панде вернулся в Ново-Село, но дома никого не застал. Родители его умерли, а брат где-то затерялся. Целыми днями он бесцельно слонялся, не зная, чем заняться. И вдруг случайно узнал, что община в городе Струмица дает переселенцам брошенные турецкие дома и землю, и решил перебраться в те края.
Дали ему старый дом на окраине города. Почти все дома были обветшалыми, глинобитными, и район больше походил на заброшенное село, чем на городскую окраину. Улочки были узкие, грязные, и вечером на них не было видно ни зги. Обнесенные плетнями дворики были маленькие, внутри расхаживала скотина, которую на ночь запирали на нижних этажах домов или все хозяева ночевали вместе с ней. Все переселенцы были жителями окрестных сел — земледельцы, мелкие ремесленники, торговцы — и перебрались в город, гонимые нуждой. Колоритный облик окраины, прозванной в народе “Светико”, так как домишки в ней располагались вокруг церкви Свв. Пятнадцати Великомучеников, дополнялся несколькими шумными семействами цыган и семьей ходжи, не пожелавшего переселиться в Турцию. Все называли его Гюл-баба, потому что у него был сад с самыми красивыми розами во всей округе.
Новый поселенец зажил со своими соседями в мире и согласии. Получив немного земли, он стал ее обрабатывать. Сначала жил один, а потом ему приглянулась хрупкая, как девчушка, сноровистая и веселая Параскева, и он взял ее в жены».
В этом рассказе многое вызывает большие сомнения. Панде, судя по всем, родился примерно в 1886 году. Вряд ли он пошел в партизаны ранее достижения 18-летнего возраста, т. е. ранее 1904 года, или даже еще позже. Но с 1904 по 1908 год, когда Панде, если верить Красимире, уже выпустили из турецкой тюрьмы, в Македонии не было антитурецких восстаний. Восстание было раньше.
3 ноября 1893 года радикальная македонская молодежь заложила в Салониках новую, тайную организацию, позднее получившую название «Внутренняя македонско-одринская революционная организация» (ВМОРО). С самого своего возникновения лидеры ВМОРО ставили своей конечной целью присоединение Македонии и Фракии к Болгарии. Параллельно с ВМОРО в Болгарии в 1895 году возникла еще одна македонская организация — Верховный македонско-одринский комитет (ВМОК, верховисты). В отличие от ВМОРО, ВМОК опирался прежде всего на поддержку болгарского правительства и македонско-фракийской диаспоры в Болгарии. Его целью также являлось вхождение этих земель в состав Болгарии. В своей стратегии верховисты делали главный упор не на всеобщее вооруженное восстание, а на операции небольших отрядов, действующих с болгарской территории, а также на пропаганду среди европейских государств. Отношения ВМОРО и ВМОК были достаточно напряженными. Во главе ВМОРО стояли левые демократы и революционеры, тогда как ВМОК ориентировался на правительство Болгарии. В 1901–1902 годах набеги чет верховистов и столкновения отрядов ВМОРО с частями османской армии и мусульманской самообороны (башибузуками) переросли в непрекращающуюся партизанскую войну. В начале ноября 1902 года конгресс ВМОРО принял решение о подготовке всеобщего восстания. В январе 1903 года на подпольном съезде ВМОРО в Салониках было принято решение начать восстание в Македонии. Принятый план восстания предусматривал, что цель борьбы не в том, чтобы нам победить Турцию, а в том, чтобы Турция не смогла победить нас. Чем продолжительнее будет борьба, тем вероятнее, что в нее вмешаются европейские державы. Лучше если восстание, пусть даже очень слабое, длится как можно дольше, чем более сильное восстание будет сразу подавлено турками. Тогда Турция сможет заявить Европе, что порядок восстановлен и нет нужды вмешиваться…
Весной 1903 года участились террористические акции радикального крыла ВМОРО, которые вызвали ответные репрессии османских властей. 4 мая в столкновении с турецкими жандармами был убит лидер ВМОРО Георгий Делчев. В ситуацию вмешались европейские державы, под давлением которых Стамбул согласился начать осуществление реформ в Македонии, а Болгария распустила ВМОК. Тем не менее столкновения продолжались. В соответствии с решением ВМОРО в Ильин день 2 августа 1903 года в Македонии вспыхнуло вооруженное восстание, вошедшее в историю как Илинденское восстание. Его центром стал Битольский вилайет. Восстание быстро распространилось на долину Вардара и области Лерины, Костура, Охрида и Эдессы. Повстанцы захватили ряд городов, в том числе Крушево, где была провозглашена Крушевская республика. К восстанию присоединились и четы верховистов, а также население Адрианопольской Фракии.
В поддержку повстанцев выступила Болгария, однако под давлением западных держав и России, стремившихся сохранить статус-кво на Балканах, она ограничилась лишь дипломатическими мерами. ВМОРО также не удалось добиться присоединения к восстанию македонских торбешей (славян-македонцев, исповедующих ислам), албанцев, турок, греков и сербов. Это предопределило крах движения. Против восставших была направлена османская армия и отряды самообороны, насчитывающие вместе около 250 тысяч человек, которые приступили к подавлению восстания. По неполным сведениям, в Македонии была сожжена 201 деревня, убито более 4,5 тысячи человек христианского населения. Не менее 30 тысяч македонцев бежали в Болгарию.
После подавления Илинденского восстания под давлением держав Османская империя осуществила в Македонии ряд реформ. Отряды башибузуков были распущены, христиане получили доступ во все государственные органы, был учрежден пост генерального инспектора Македонии, заместителей которого назначали Россия и Австро-Венгрия. В 1904 году было подписано болгарско-турецкое соглашение, по которому участники восстания были амнистированы, а Болгария, в свою очередь, запретила деятельность ВМОРО и ВМОК на своей территории.
Таким образом, в год, когда отец Ванги должен был достигнуть 18-летия, столкновения как раз прекратились. Нельзя исключить, что Панде участвовал в восстании совсем юным 15—16-летним подростком, попал в тюрьму и вышел оттуда по амнистии 1904 года.
Но равно вероятно и то, что Панде включился в четническое движение только после 1904 года и был освобожден из тюрьмы уже по новой амнистии, которую правительство младотурок объявило в 1908 году.
Христо Матов, вождь одного из македонских революционных течений, позднее вспоминал: «В 1903 году у нас… произошло массовое восстание. После разгрома восставших селян развилось четничество, деятельность которого заполняет четырехлетие 1904–1908 гг. Под влиянием восстания и четничества Турция вынуждена была приступить к финансовой реформе в Македонии… Международная дипломатия начала серьезно считаться с нами. Но тут разразилась турецкая революция. Четничество прекратилось. Почему? Многие из македонских деятелей верили, что турецкая конституция даст возможность легальной и мирной борьбы за широкие реформы в Македонии. Я и мои ближайшие друзья этому не верили. Но другие верили… Большинство чет сошло с гор. Я сказал тогда же двум своим воеводам, Петру Ацеву и Петру Чаулеву: “Возвращайтесь в горы, удержите остальных и сохраните в ваших руках ружья”. Они поднялись, но было уже поздно, пришлось и им вернуться… За время с 1908 года до весны 1910 года чет в Македонии не существовало совершенно. Воеводы и четники вошли в клубы, или просто отстранились, выжидая.
После перерыва в 15 месяцев мы снова стали на старый путь: стали укреплять сельские организации и восстановлять четы.
Формы организации у нас уже были выработаны в эпоху до турецкой революции. По этому типу мы и строили. В селах и городах восстановились комитетские бюро, по возможности выборные, по крайней мере, от лучших, надежнейших элементов населения. Выборы производятся по соглашению с четами. В некоторых местах воссозданы были сверх того судебные бюро, арбитражные комиссии — для разбора всяких недоразумений и тяжб между самими македонцами. До 1908 года такие комиссии существовали у нас во всех местах. А затем — во всяком селе милиция: воевода, подвоевода, 10–25 душ парней. Прежде у нас все милиции были вооружены. Но младотурки, как вы знаете, производили разоружение населения: у одних отнимали ружья, другие сами отдавали. С оружием у нас поэтому были затруднения. Но все же сохранились округа, почти сплошь вооруженные. Теперь о четах. Во всяком участке казы (уезда) 1–2—3 четы. Норма для четы: 5—10 человек. Но за последние годы многие члены нашей “легальной” организации скомпрометировали себя перед властями, — одни бежали в Болгарию, другие ушли в четы. Пришлось состав чет расширить. Четники, конечно, все вооружены…
В 1910 году был взорван поезд между Кумановым и Скопьем; путь разворотило, вагоны стали ребром. Были тогда же произведены еще 3–4 атентата, более мелких. В 1911 г. был разрушен зимою поезд около Доеране; в Кичевом взорван был хекумат (правительственный дом), в Солуни — банк; в Велесе — вокзал и пр.
Летом 1912 года снова начинается ряд атентатов. Между Велесом и Скопьем разрушено 17 вагонов; чтобы восстановить движение, турки вынуждены были провести параллельную линию. В Солуни разрушены: сперва австрийская почта, затем — трамвайное депо. В Крушевом — хекумат. И так далее.
Нас обвиняли, что своими атентатами мы вызвали резню в Щипе и Кочанах, от которой, ведь, и настоящая война получила свой последний толчок. На самом деле в Щипе произошло вот что: четник нес заведенную на известный час бомбу в хекумат, а дом оказался заперт. Остановить механизм четник не умел. Вот он и занес бомбу в турецкую лавку: “взвесьте, говорит, посылку, а я пока за осликом схожу”. Убило 3–4 человека, лавку разнесло. Отсюда и резня».
Вскоре после рождения Ванги началась Первая Балканская война. Ей предшествовало образование 13 марта 1912 года Балканского союза между Сербией и Болгарией. 29 мая к этому военному союзу присоединилась Греция, а летом Черногория заключила союзный договор с Болгарией. Балканский союз поддерживался Россией.
Главной своей целью члены Балканского союза ставили войну с Турцией. Болгария планировала объединить все земли, входившие во Второе Болгарское царство, существовавшее с 1185 по 1396 год и завоеванное турками-османами. На Македонию, кроме болгар, претендовали сербы и греки, на всю Албанию претендовала Сербия, а на ее северную часть — Албания. Сербия и Черногория оспаривали друг у друга Новопазарский санджак, а Болгария и Греция — Фракию. Все эти взаимные территориальные противоречия, равно как и чересполосное размещение на европейской части Османской империи греков, македонцев, албанцев и турок, а в Новопазарском санджаке — сербов и черногорцев, — делало Балканский союз весьма непрочным. Его членов объединяла лишь вражда с Турцией.
13 октября 1912 года Болгария предъявила ультиматум турецкому правительству, требуя в течение шести месяцев предоставить автономию Македонии и нетурецким народам Балкан, а также создать школы для греков, болгар, сербов и демобилизовать значительную часть армии в европейской части Османской империи. Турки ультиматум отвергли, и болгарская армия начала наступление. 19 октября 100 тыс. болгарских солдат вступили на территорию Македонии. Еще раньше, 6 октября, на Турцию напала Черногория. В боевые действия включились также Сербия и Греция. Уже к началу ноября турецкие войска были разбиты, главным образом усилиями болгарской армии, и отступили к Чаталджинским позициям на подступах к Константинополю. Струмица также была занята болгарскими войсками. 19 ноября болгарские войска перешли к позиционной войне, и в их рядах начались холера и тиф. 2 декабря было заключено перемирие. Но на открывшейся в конце декабря в Лондоне мирной конференции выявились непримиримые противоречия между странами-победительницами. Греция и Сербия явно хотели решить свои разногласия в Македонии за счет Болгарии. После того как перемирие было сорвано и в начале февраля боевые действия возобновились, болгары 26 марта овладели Адрианополем. Но это был их последний крупный успех в войне.
Хотя 30 мая 1913 года был подписан Лондонский мирный договор, согласно которому Турция уступала государствам-победителям почти все свои европейские территории, члены Балканского союза должны были сами, без иностранного посредничества, поделить завоеванные земли. Но это оказалось невозможно, так как греки желали объединения всего побережья и островов Эгейского моря в единую Великую Грецию, болгарское правительство хотело создать Великую Болгарию с включением всей Македонии и Фракии, сербы — выхода к Адриатическому морю и присоединения всей или значительной части Албании, а также Новопазарского санджака, черногорцы — присоединения севера Албании. Ни одно из государств-учредителей Балканского союза не было удовлетворено в полной мере результатом войны. Сербия не получила доступа к Адриатике из-за образования нового государства Албания, Черногория не сумела занять Шкодер, а Греция — Фракию. Болгария была недовольна претензиями сербов на Македонию, и уже через несколько месяцев после подписания мира с Турцией началась Вторая Балканская война.
Сербия и Греция объединились в союз против Болгарии для реализации своих претензий на Македонию уже на следующий день после подписания Лондонского мира и договорились разделить Македонию между собой, без участия болгар.
Кстати говоря, именно под впечатлением успехов славянских народов в Первой Балканской войне русский композитор Василий Агапкин написал свой знаменитый марш «Прощание славянки», посвященный «всем славянским женщинам». Но славянское единство, казалось бы обретенное в огне Первой Балканской, просуществовало считаные месяцы.
Христо Матов с соратниками. 1913 г.
Мы не знаем, участвовал ли отец Ванги в Первой Балканской войне. Нельзя исключить, что он в составе одной из македонских чет участвовал в партизанской борьбе, а потом соединился с болгарской армией.
Уже упоминавшийся Христо Матов в начале Первой Балканской войны говорил интервьюировавшему его Льву Троцкому: «Сейчас у нас война, дело пошло в открытую, прихорашивать действительное положение нет у меня оснований. И я вам говорю: население в массе своей приветствовало возрождение четничества. Чет, как я уже говорил вам, не существовало 15 месяцев, в медовую пору турецкой конституции. И приступили мы к их воссозданию с опаской: а как отнесется народ? — И что же оказалось? Крестьяне стали укорять нас: “Зачем скрываетесь? Разве мы предатели?” Пришлось четникам открыться населению. Тому была, впрочем, и еще одна причина. В каждом селе есть 2–3 чорбаджия, которых революционные селяне опасаются: как бы не донесли. Этих чорбаджиев приходится насильственно вводить в организации, связывать с нею круговой ответственностью. Делается это просто: приходит чета в дом к чорбаджию и — хочет он или не хочет — ночует у него… Так за один месяц открылись четники почти всему населению…
Когда чета приходит на время в село, ее встречает местная милиция и, под руководством одного-двух четников, караулит. В случае турецкой погони милиция обязана сражаться заодно с четой… Мы думали, что крестьяне за время перерыва отвыкли, пожалуй, от обращения с оружием. Оказалось, нет: бывали за последнее время случаи, что милиция из 5–6 человек успешно сражалась с целым турецким отрядом, разумеется, из-за прикрытия.
Говорят, крестьянам солоно приходилось от чет в материальном отношении: турки выжигали села за укрывательство оружия, а четы, мол, налагали на селян большие денежные штрафы за выдачу оружия туркам. Конечно, многое бывало. Однако, неверно, будто четы оказались македонцам в тягость. Наоборот: как раз экономические интересы заставляли крестьян искать четников. До турецкой революции крестьяне у нас, благодаря организации, стали полными хозяевами в чифликах, т. е. в имениях турецких помещиков, беков. Беки повально бежали в город, опасаясь за свою жизнь. Какой урожай крестьяне беку покажут, тем он и должен был удовлетворяться. А после конституции и упразднения чет, беки, в полном сознании своих прав, вернулись в чифлики и установили свои порядки. В 1908 г. я сам наблюдал такой случай. В село Трубарево (это в Скопском) вернулся бек и зажил припеваючи; для развлечения пригласил он в село музыкантов-цыган и цыганок с бубнами, а квартиры им отвел у своих крестьян. “Были четы, — говорили мне селяки, — бек и сам сюда четыре года не показывался; исчезли четы — он и цыган к нам привел на постой”.
Четничество заставляло беков продавать свои поместья, — и никому другому, — боялись, — а своим же крестьянам.
Под охраной чет крестьяне сами нередко откупали тяжкий налог, десятину, — за половину той суммы, которая прежде налагалась на их село.
Бегликчия, т. е. счетчик мелкого скота, на который в Турции наложен особый налог, так называемый беглик, должен был заносить в свои записи столько овец, сколько ему указывали сами крестьяне.
Автономия Македонии для массы крестьян — лозунг отвлеченный. Другое дело — экономические выгоды и защита от произвола беков и администрации. А это им давало четничество…
Мы действуем заодно с болгарской армией. Не только в ее интересах, но и под руководством ее командиров.
Не в интересах дела было бы, разумеется, поднимать восстание в местах, далеко отстоящих от театра военных действий: ничего, кроме резни, это не принесло бы. Тут милиционеры под руководством четников будут вести только конспиративную разрушительную работу: перерезать телеграфные провода, где возможно, снимать рельсы и пр.
В местах же, где развертываются военные операции, четы поступают в непосредственное распоряжение военачальников. Они неоценимы для рекогносцировок, отдельных разрушительных работ и партизанских предприятий. Когда была объявлена мобилизация, четами между болгарской границей и Кочанами были разрушены два шоссейных моста, крайне важных для турецкой артиллерии. До войны же был разрушен мост в Крестенском проходе у Джумайи. Из Кочан бригадный командир послал четников в Шип — перерезать проволоку. Это действует на отдельные турецкие гарнизоны и отряды крайне деморализующим образом: изолированные одним ударом от своих штабов, они нередко сдают значительные позиции без боя. Четы будут также отрезать турецкие обозы и явятся постоянной опасностью для турецкого тыла. Во главе боевых македонских дружин стоят такие испытанные воеводы, как Ефрем Чучков, Кристо Булгарията, Мишель Герджиков и др. Эти имена вы еще не раз услышите во время войны.
К чему мы стремимся: к автономии Македонии или к ее соединению с Болгарией? Вопрос совершенно естественный. И если бы вы задали его мне до войны, я не усомнился бы ответить вам. Но теперь, когда мы боремся в союзе с Сербией и Грецией, я попрошу позволения не отвечать на ваш последний вопрос. Желательно ли вмешательство России? И на этот вопрос я считал бы затруднительным ответить вам».
Точно известно, что в Первой Балканской войне участвовала Партизанская рота македонского ополчения под руководством известного четника Христо Чернопеева. В ее рядах мог сражаться и Панде Димитров.
Панде, скорее всего, участвовал во Второй Балканской войне, которая возникла из-за того, что вчерашние союзники не смогли мирно разделить между собой захваченное турецкое наследство, начали войну друг против друга, причем против более сильной Болгарии объединились Сербия, Черногория и Греция, к которым вскоре примкнули Румыния и вчерашний противник — Турция. В болгарской армии был сформирован целый Македонско-Одринский корпус, состоявший из македонских добровольцев. Софию возмутило то, что началась насильственная «сербизация» в занятых сербской армией Западной Македонии и Косове, где вытеснялись из обихода болгарский и албанский языки. Поводом к новой войне стало поднятое ВМОРО 15 июня 1913 года т. н. Тиквеское восстание против сербских властей, которое охватило равнину Тиквеш в Македониии было жестко подавлено сербской армией. Тогда болгарская армия начала наступление против бывших союзников. 29 июня 1913 года в 3 часа утра болгарские войска без объявления войны перешли в наступление на македонском участке границы и атаковали сербов. Болгары хотели полностью занять Македонию, чтобы добиться ее присоединения к Болгарскому царству по будущему мирному договору. Для Сербии болгарское наступление оказалось неожиданностью. Первоначально болгары имели успех, но вскоре против них выступила Греция, с тыла ударила Румыния, а Турция, воспользовавшись тяжелым положением болгар, также перешла в наступление и вернула себе Адрианополь (Эдирне). Уже 29 июля 1913 года болгарское правительство, поняв безнадежность положения, подписало перемирие. Чтобы помочь Болгарии, 9 сентября 1913 года ВМОРО подняла еще одно восстание против Сербии — Охридско-Дебрское, которое также было подавлено.
Согласно заключенному 10 августа 1913 года Бухарестскому мирному договору, новая сербско-болгарская граница с севера пролегала по старой, еще довоенной границе. Возле Македонии она проходила по бывшей болгарско-турецкой границе, точнее по водоразделу между Вардаром и Струмой. Верхняя часть Струмы при этом оставалась у Сербии. Далее на юге новая сербско-болгарская граница примыкала к новой греко-болгарской границе. Почти вся территория Македонии оказалась разделена между Сербией и Грецией, но район Струмицы остался за Болгарией. Также болгары отдали румынам Южную Добруджу, а туркам, согласно Константинопольскому договору от 29 сентября 1913 года, — Восточную Фракию с Адрианополем (Эдирне).
В результате Второй Балканской войны крахом пошли надежды Болгарии стать крупнейшим славянским государством на Балканском полуострове и объединить всех болгар. Большая часть славянского населения Македонии, в этническом и языковом отношении практически не отличавшаяся от болгар, оказалась в составе Сербии и Греции, которые старались вытеснить болгарский (македонский) язык из сферы общественного употребления. Результаты Второй Балканской войны заложили глубокий антагонизм между Болгарией, с одной стороны, и Сербией (Югославией) и Грецией — с другой — и толкнули Болгарию в лагерь Германии во время Первой мировой войны, поскольку Сербия была тесно связана с Россией и Антантой.
С ранних лет Ванга отличалась трудолюбием. Мать умерла, когда дочери было три года. По словам Красимиры Стояновой, «от отца она унаследовала физическую выносливость, чувство справедливости и сочувствия к обездоленным, а от матери — веселый характер, любовь к чистоте и порядку, воздвигнутым в культ».
С началом Первой мировой войны Панде был мобилизован в 1915 году в болгарскую армию, и девочку взяла на воспитание соседка-турчанка по имени Асаница. Большинство же турок после двух балканских войн покинули Струмицу, как и всю Македонию. Хотя в начале Первой мировой войны София провозгласила нейтралитет, Болгария все же вступила в Первую мировую войну 14 октября 1915 года на стороне Центральных держав, объявив войну Сербии. Причиной стало то, что Германия и Австро-Венгрия гарантировали за участие в войне передачу ей всей сербской Македонии, а в случае вступления в войну Греции и Румынии — соответственно, греческой Македонии и Фракии и Южной Добруджи. Эти обещания, а также неудача предпринятой Антантой Дарданелльской операции побудили болгар вступить в войну. Но даже в период официального нейтралитета болгары отнюдь не были нейтральны. Еще в октябре 1914 года члены ВМРО с территории Болгарии и с разрешения болгарского правительства начали подрывную деятельность на территории сербской Вардарской Македонии. В ноябре 1914 года деятельность боевых групп ВМРО в сербской Македонии еще более активизировалась. Болгарские четники действовали только на территории сербской Македонии, но не греческой, чтобы не давать повод Греции для начала боевых действий против Болгарии. Мы не знаем, был ли Панде среди этих болгарских четников. В это время все слои болгарского общества, равно как и подавляющее большинство населения сербской и греческой Македонии, считали Македонию исконно болгарской территорией и желали присоединения Вардарской Македонии к Болгарскому царству. В 1915 году деятельность ВМРО в сербской Македонии еще более активизировалась. В апреле отряд турецких партизан и боевиков ВМРО совершил в районе села Валандово нападение на сербских полицейских, охранявших железную дорогу. Этот инцидент вызвал протест со стороны Сербии и представителей Антанты в Софии. В ответ болгарское правительство заявило, что Болгария не имеет отношения к этому акту и это, дескать, дело рук исключительно турецких четников, опиравшихся на поддержку местного турецкого населения. В тот момент болгарское правительство еще не определилось окончательно, на чьей стороне вступать в войну. Антанта предлагала вернуть болгарам Восточную Фракию, естественно, в случае, если Центральные державы (страны Тройственного союза), и в том числе Турция, потерпят поражение. Кроме того, державы обязались начать переговоры с Сербией о возможной передаче Болгарии части Вардарской (сербской) Македонии после войны, а в будущем — попытаться завязать переговоры с Грецией о возможности передачи Болгарии части Эгейской (греческой) Македонии и с Румынией — передачи Болгарии части Южной Добруджи. Столь неопределенные обещания не могли склонить болгарское правительство на сторону держав Согласия. Только немедленная передача Болгарии большей части Вардарской Македонии могла бы побудить Софию объявить войну Центральным державам. Но это категорически отказывалась делать Сербия, даже под угрозой неминуемого военного разгрома в случае присоединения Болгарии к Тройственному союзу. После того как союзникам не удалось занять Константинополь в ходе высадки на Галлиполийском полуострове и вывести Османскую империю из войны, а русская армия потерпела поражение весной и летом 1915 года и вынуждена была оставить Галицию, Польшу, Литву и часть Латвии и Белоруссии, в Софии уверились, что войну выиграют Центральные державы, и решили рискнуть.
После того как болгарская армия в октябре 1915 года атаковала ее с тыла, Сербия была быстро разбита. В Болгарии были мобилизованы все болгарские подданные мужского пола от 20 до 46 лет, и отец Ванги попал в их число. В этой войне болгарам пришлось сражаться бок о бок со своими заклятыми врагами — турками. Интересно, что в Болгарии турки и другие мусульмане считались не вполне благонадежными, поэтому вместо воинской службы им разрешалось выплачивать военный налог в течение 10 лет. А после того как Болгария вступила в войну на стороне Центральных держав, болгарским мусульманам было разрешено поступать на службу в турецкую армию. Когда в августе 1916 года в войну на стороне Антанты вступила Румыния, болгарские войска вместе с турецкими и германскими вторглись в Добруджу. Когда они вышли к устью Дуная, то столкнулись еще и с русскими дивизиями, посланными на помощь румынам. Но в итоге Центральные державы проиграли Первую мировую войну. В сентябре 1918 года союзники предприняли наступление на Салоникском фронте, и болгары были разбиты. Струмица была занята британскими войсками. Уже 29 сентября Болгария подписала перемирие, фактически являвшееся капитуляцией. По условиям перемирия болгарская армия была обязана немедленно оставить все занятые территории Сербии и Греции и провести демобилизацию большей части армии. Территория Болгарии была оккупирована французскими, британскими, итальянскими, сербскими и греческими войсками. Согласно Нёйискому мирному договору, подписанному 27 ноября 1919 года в пригороде Парижа Нёйи-сюр-Сен, Болгария не только лишилась всех приобретений военного времени, но также вынуждена была передать Греции Западную Фракию, а Сербии, образовавшей Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года — Югославию), — 2,5 тыс. кв. км Македонии с 100-тысячным населением. Среди этих 100 тыс. македонцев, вынужденно поменявших гражданство, были Ванга и ее отец.
Проигравшие войну болгарские солдаты возвращались домой. Среди них был и Панде, которому посчастливилось уцелеть, тогда как почти 107 тыс. его товарищей погибли или умерли на войне, почти 26 тыс. попали в плен, а 155 тыс. были ранены. Еще почти 100 тыс. мирных жителей умерли от голода, вызванного объявленной странами Антанты блокадой. Вернувшись с войны, отец Ванги женился во второй раз. Новая жена отца стала для его дочери доброй и заботливой мачехой. Девочка пасла гусей, стирала, подметала — словом, все умела делать, почти как взрослая. Маленькая Ванга, помогая мачехе по хозяйству, подолгу рассказывала о своих странных видениях, о небесных существах, с которыми вела беседы, да так, что и сама не понимала иногда, сны это или явь.
Струмица, в которой жила семья Ванги, была окончательно отнята у Болгарии после Первой мировой войны и включена в состав Южной Сербии, переименованной в 1929 году в Вардарскую бановину (провинцию) в составе Королевства сербов, хорватов и словенцев. Кроме Македонии она включала южную часть Сербии и юго-восточную часть Косова и Метохии. Ее столицей был македонский город Скопле (Скопье). В составе Болгарии из македонских земель остался только Пиринский край.
Намерение создать единую Югославию было объявлено еще 20 июля 1917 года в Корфской декларации, подписанной председателем Совета министров Сербии Николой Пашичем и председателем Югославянского комитета Анте Трумбичем. Она послужила основой для создания будущего югославянского государства. В преамбуле декларации говорилось, что сербы, хорваты и словенцы «одинаковы по крови, по языку, по культуре, по чувству единства, по безграничности и целостности собственных земель, а также по общим жизненным интересам», однако вопрос о правах македонцев (болгар), албанцев, венгров, боснийцев здесь никак не затрагивался. Во главе Югославии предполагалось поставить сербскую династию Карагеоргиевичей, что предполагало ведущую роль сербов в будущем Королевстве сербов, хорватов и словенцев. В Югославии господствовала идеология стирания межнациональных различий и насильственной сербизации остальных народов королевства. Поэтому все бановины имели смешанное население.
В 1919 году Панде женился второй раз, на Танке Георгиевой, от которой у него родились еще трое детей (Васил, Томе и Любка). Дата эта, как и все даты, связанные с жизнью Ванги вплоть до 60-х годов, приблизительна. Конечно, до окончания войны Панде жениться не мог. Он вернулся домой самое раннее — в конце 1918 года. А ведь надо было еще поискать невесту. Ведь Параскева, мать Ванги, умерла перед самым вступлением Болгарии в Первую мировую войну, и вряд ли у Панде было время поискать себе новую жену еще до ухода на Первую мировую. Поэтому не исключено, что свадьба Панде и Танки состоялась не в 1919 году, а позже — в 1920-м или даже 1921 году. Ведь первый ребенок, сын Васил, родился у них, согласно всем свидетельствам, не ранее 1922 года. К несчастью, при рождении четвертого ребенка в 1928 году и Танка, вторая супруга Панде, умерла.
Красимира Стоянова утверждала: «Поняв, что не сможет самостоятельно управиться и с дочерью, и с хозяйством, Панде решил жениться во второй раз. Особых шансов на успех у него не было, поскольку он был беден, вдовец, да еще с ребенком на руках, но неожиданно вскоре в дом вошла новая хозяйка.
Танка Георгиева была одной из самых красивых девушек в городе. У нее были такие длинные косы, что она заплетала их, встав на стул. Танка была невестой болгарского офицера, но предстоящая свадьба расстроилась, и родители, боявшиеся людских пересудов, без лишнего шума на скорую руку выдали ее замуж за Панде. Хотя и не радовавшаяся своей участи, Танка нашла в лице своего мужа доброго и работящего человека, а он — прекрасную хозяйку и заботливую мать для своей дочери.
Протекли дни, исполненные достатка и взаимопонимания. Панде был хорошим земледельцем и рачительным хозяином, потому постепенно стал прикупать землю и вскоре уже владел 10 гектарами собственной пашни. В горячую пору он даже нанимал пахарей, и люди начали уважительно величать его “чорбаджи Панде”.
Но благополучие это было недолгим. Одни из самых “усердных” приверженцев новой власти не могли простить Панде его прошлого. И вот однажды Панде арестовали и увели. Затем отобрали у него всю землю, несмотря на то, что как раз стояла страда. И благополучная прежде семья познала нищету, которая потом сопутствовала ей долгие годы.
Вернувшийся из участка, где подвергался побоям и мучениям, Панде понял, что ему надо идти наниматься в батраки, чтобы прокормить семью, которая к тому времени пополнилась новым членом. В 1922 году Танка родила мальчика, которого назвали Василом. Отец нанялся пастухом в селе Восплово, а затем в селе Дабиля. До конца жизни он так и остался бедняком».
Насчет того, что Панде был совсем уж завалящим женихом, можно поспорить. В условиях, когда многие молодые мужчины погибли в трех войнах, наверняка женихи были в определенном дефиците. Да и Панде, судя по всему, тогда еще не был самым бедным крестьянином в округе.
Не очень понятно, почему у Панде отобрали землю. Может быть, потому, что он не принял югославского гражданства (но это маловероятно)? Может быть, ему припомнили участие в македонских четах и службу в болгарской армии во Вторую Балканскую и Первую мировую войну, когда он сражался против сербов? Дело в том, что македонцы в Королевстве сербов, хорватов и словенцев подвергались открытым гонениям со стороны сербских властей. Язык македонских славян, фактически не отличавшийся от болгарского, официально рассматривался как южный диалект сербскохорватского языка. Однако этот южный диалект был запрещен к преподаванию, а его употребление в официальных учреждениях наказывалось штрафами. В основе сербизации лежало убеждение сербской элиты в том, что все южные славяне (хорваты, боснийцы, черногорцы, македонцы, а также аромуны и албанцы) это сербы, языки которых были лишь «испорчены» внешними языковыми влияниями (турецким, австрийским, венгерским, болгарским, итальянским, румынским и др.), и поэтому они должны вернуться к своему исконному сербскому языку, сербской идентичности и сербскому образу жизни. Однако новообращенные сербы почему-то очень не хотели становиться истинными сербами и сопротивлялись этому всеми средствами, в том числе и с оружием в руках. Югославское правительство вынуждено было держать в Струмице и во всей Вардарской Македонии постоянно расквартированные войска, чтобы те вели борьбу с македонскими националистами, добивавшимися присоединения Македонии к Болгарии и в начале 20-х годов совершивших целый ряд террористических актов против сербских чиновников, военнослужащих и полицейских. Поэтому власти Королевства сербов, хорватов и словенцев (а в дальнейшем — Югославского королевства) преследовали тысячи македонцев, подозревавшихся в сотрудничестве с Внутренней македонской революционной организацией (ВМРО), в которую трансформировалась прежняя ВМОРО. Скорее всего, отец Ванги оказался среди них, и в наказание за сотрудничество с ВМОРО у него отобрали большую часть земли, что и привело к существенным изменениям и в его судьбе, и в судьбе Ванги. Кроме того, большая часть македонцев после присоединения к Королевству сербов, хорватов и словенцев лишилась своих земельных наделов из-за того, что их документы на землю не признавались сербскими властями. Вероятно, именно такое несчастье и произошло с семьей Ванги.
ВМРО же была распущена своим руководителем Иваном Михайловым в 1934 году, после убийства в Марселе короля Сербии Александра и министра иностранных дел Франции Луи Барту. В этом покушении подозревали македонских националистов. К роспуску организации привела борьба между ее правыми и левыми фракциями, в результате которой были убиты многие вожди македонских революционеров. Но и после роспуска ВМРО продолжалась борьба македонцев против сербских властей.
Отметим, что в ВМОРО существовали два крыла. Левое тяготело к коммунистам, тогда как правое поддерживало царское правительство Болгарии. Мы не знаем достоверно, к правым или к левым был близок отец Ванги. Хотя если верны сведения, что его сын Васил погиб в коммунистическом партизанском отряде, можно предположить, что Панде тоже тяготел к левым.
Как мы уже говорили, Струмица после Первой мировой войны была отнята у Болгарии и стала частью территории Королевства сербов, хорватов и словенцев, где правила сербская королевская династия и ведущую роль играли сербы. Теперь македонцы были обязаны говорить и писать на сербском языке. Сербы не признавали права македонского (болгарского) языка.
По рассказам родных, Ванга была худенькой, голубоглазой, русоволосой и шустрой девочкой. Она с детства любила, чтобы в доме был порядок и каждый предмет был на своем месте. Она сама придумывала разные игры. Например, Ванга любила играть в «доктора» — прописывала другим разные травы. Впрочем, это достаточно распространенная игра у детей всех народов, когда они понарошку прописывают друг другу лекарства и совершают разного рода медицинские процедуры. Ванга также сочиняла интересные истории, которые с удовольствием слушали и взрослые, и дети. Только одна игра вызывала у отца неприятные чувства. Ванга не раз клала на улице или в доме какой-нибудь предмет, а потом закрывала глаза и искала его на ощупь, как слепая. И никакие запреты не могли остановить эту забаву, которую Панде считал дурной. Правда, по утверждению родных Ванги, иногда эта игра приносила пользу. Якобы были случаи, когда Ванга сообщала отцу, что ей приснилось, что такая-то овечка отобьется от стада и найти ее можно будет там-то и там-то. А в Георгиев день она вытаскивала из кувшина предметы, оставленные девушками, и по ним предсказывала судьбу их обладательницам. Те сначала смеялись над предсказаниями, но потом с удивлением и страхом обнаруживали, что все, напророченное Вангой, оказывалось правдой. И все же особого значения этим «прозрениям» в те годы никто не придавал, впрочем, как и сама девочка.
Нам представляется весьма знаменательным, что в рассказах о Ванге прорицательница наделена всеми достоинствами, которыми часто наделяют святых. Она никому и никогда не причиняла зла, всем старалась делать добро, всегда пользовалась авторитетом у окружающих, всегда стремилась помочь им. И уже с детства у нее якобы проявлялись уникальные способности, которым еще не придавали должного значения ни окружающие, ни она сама. И ничего порочащего, ущербного или даже просто смешного о Ванге никто не сообщает.
Перед нами — типичный положительный миф, на основе которого на самом деле нельзя составить сколько-нибудь надежного представления о жизни Ванги, особенно в детстве и в юности. Вполне возможно, что девочкой Ванга любила играть в «доктора». Это вполне укладывается в рамки ее интереса к народной медицине и к составлению целительских рецептов. Но с тем же успехом можно предположить, что в детстве Ванга играла совсем в другие игры, а интерес к медицине пришел значительно позже, когда она уже стала взрослой.
Между прочим, не вполне понятно, каким образом Ванга познакомилась с основами болгарской (македонской) народной медицины и целебными свойствами различных растений. Ведь к тому моменту, когда она полностью ослепла, она все еще была неграмотной, и грамоту освоила только в доме слепых по азбуке Брайля. Объем прочитанных ею книг для слепых не стоит преувеличивать, и вряд ли среди них были пособия по народной медицине.
Но тогда от кого Ванга все узнала? Для ее горячих поклонников такой проблемы просто не существует. Ее целительные, равно как и пророческие способности даны ей свыше, быть может, от самого рождения, и поэтому ей не было нужды кого-нибудь расспрашивать о целебных свойствах трав или овечьих шкур. Наоборот, она любому могла рассказать об этом очень подробно, что и делала потом в своих травниках и лечебниках. И точно так же Ванга могла еще в детстве подсказать, где находится пропавшая овца или горшок с кашей. Ясновидящая — она всегда ясновидящая.
Неудивительно, что в рассказах о Ванге почти нет упоминаний о том, что она подробно расспрашивала кого-либо о свойствах лекарственных трав и растений. Эти детали сразу бы сделали образ Ванги профанным, не подходящим под критерии святой и медиума. А ведь, если задуматься, Вангу особенно некому было просветить по части народной медицины. Родная мать умерла, когда ей было всего три года. Мачеха тоже умерла достаточно рано. Конечно, нельзя исключить, что с основами целительства ее познакомили бабки по отцу и матери, но, исходя из того, что Панде, когда он уходил на войну, пришлось оставить дочку на попечение соседке-турчанке, можно предположить, что родители его и его жены к тому времени уже умерли, равно как и родители Танки. Тогда появление целительских рецептов от Ванги можно объяснить помощью со стороны лиц из ее окружения, которые тиражировали народные рецепты под удачно раскрученным брендом.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ванга. Величайшая пророчица ХХ века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других