В третьей части 2 тома заканчивается публикация документов и материалов о жизни в СССР в эпоху Хрущева. Для автора началась новая интересная жизнь, у него появились друзья, которым он остался благодарен на всю жизнь за их помощь и поддержку.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 2. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
О ПЕРЕСТРОЙКЕ И УЛУЧШЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечали, что претворение в жизнь мероприятий по крутому подъему сельскохозяйственного производства, осуществление нового порядка планирования сельского хозяйства, отмена обязательных поставок и натуральной оплаты за работы МТС, введение новых условий заготовок сельскохозяйственных продуктов — государственных закупок по единым ценам, дифференцированным по зонам страны, повысили инициативу и заинтересованность колхозов и совхозов в дальнейшем развитии сельскохозяйственного производства. За последние годы намного увеличилось производство и государственные закупки всех сельскохозяйственных продуктов. В 1960 году было закуплено больше, чем в 1953 году: зерна — почти на 1 млрд. пудов, или в 1,5 раза, мяса — в 2,2 раза, молока и яиц — в 2,5 раза, шерсти — в 1,8 раза, сахарной свеклы — в 2,1 раза, картофеля — в 1,3 раза и овощей — в 2 раза.
Однако достигнутый уровень и темпы роста производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов и особенно продуктов животноводства являлись недостаточными для обеспечения все возрастающих потребностей страны в мясе, молоке, масле и некоторых других продовольственных товарах.
Январский (1961 года) Пленум ЦК КПСС, подвергнув резкой критике недостатки в руководстве сельским хозяйством, наметил широкую программу дальнейшего развития сельскохозяйственного производства, обеспечения непрерывного роста производства зерна, мяса, молока, технических культур и других продуктов с тем, чтобы возрастающие потребности населения в продуктах земледелия и животноводства удовлетворялись полностью и производство их всегда опережало спрос населения.
Важным средством решения этой задачи являлась правильная организация заготовок сельскохозяйственных продуктов. Между тем, существовавшая система заготовок имела серьезные недостатки, не способствовала росту сельскохозяйственного производства и нуждалась в перестройке и коренном улучшении.
Закупки сельскохозяйственных продуктов в колхозах и совхозах осуществлялись многими заготовительными организациями без надлежащего государственного контроля за их работой и при отсутствии единства в организации закупок и руководстве ими, без должной согласованности деловых связей между колхозами и совхозами, с одной стороны, и предприятиями промышленности, принимающими сельскохозяйственную продукцию, с другой стороны. Эти заготовители не вели организаторской работы в колхозах и совхозах по увеличению производства сельскохозяйственных продуктов, производили закупки без учета перспектив дальнейшего роста сельскохозяйственного производства, не оказывали должного влияния в деле организации откорма и нагула скота, повышения качества зерна, мяса, молока, технических культур, овощей и других продуктов сельского хозяйства. Имелось много случаев, когда при приемке продукции неправильно определялось количество и качество зерна, технических культур, упитанность скота, содержание жира в молоке, выход чистой шерсти и другие показатели.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР сочли необходимым перестроить и улучшить организацию государственных закупок сельскохозяйственных продуктов и перейти на проведение государственных закупок зерна, мяса, молока, технических культур, овощей и других сельскохозяйственных продуктов и сырья в порядке контрактации — путем заключения договоров с колхозами и совхозами. Метод контрактации являлся наилучшим в условиях социалистического хозяйствования средством расширения и укрепления связей между сельским хозяйством и промышленностью, перерабатывающей сельскохозяйственные продукты и сырье, он обеспечивал планомерную организацию деловых отношений, продуманное, а не случайное выявление и согласование потребностей населения и промышленности, с одной стороны, и возможностей сельского хозяйства, с другой стороны. Такое согласование обеспечивало непрерывный рост сельскохозяйственного производства и наилучшее удовлетворение потребностей города.
Система контрактации позволяла определить путем договоренности условия материальной заинтересованности сторон, предварительно установить конкретные сроки продажи, качество, ассортимент и количество всех видов сельскохозяйственных продуктов, что должно было углубить и усилить планомерность в отношениях в области закупок между сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью, укрепить дисциплину и обеспечить организованность в этом деле на основе конкретного изучения как возможностей сельскохозяйственного производства, так и более правильного учета потребностей населения.
Исходя из вышеизложенного, в соответствии с постановлением январского (1961 года) Пленума ЦК КПСС, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановили установить, что, начиная с 1961 года закупки зерна, технических культур, мяса, молока и других сельскохозяйственных продуктов и сырья будут осуществляться на основе договоров контрактации, которые будут являться заказом колхозам и совхозам на необходимую государству продукцию.
Договоры контрактации будут заключаться на срок от 2 до 5 лет (с разбивкой по годам), исходя из планов государственных закупок сельскохозяйственных продуктов и перспективных планов развития сельскохозяйственного производства в колхозах и совхозах. Договоры контрактации ежегодно будут уточняться на основании установленных планов государственных закупок сельскохозяйственных продуктов и производственных планов колхозов и совхозов. Заключению договоров должны были предшествовать глубокая и всесторонняя проверка планов производства и закупок, изучение состояния производства в колхозах и совхозах, разработка мероприятий по выполнению планов закупок с тем, чтобы через государственные закупки усилить влияние на развитие сельскохозяйственного производства.
В договорах контрактации должны были предусматриваться:
обязательства колхозов и совхозов по продаже ими государству сельскохозяйственных продуктов и сырья с указанием количества (по видам), качества, сроков и места сдачи продукции;
обязательства приемных пунктов и предприятий по обеспечению своевременной приемки продукции, оплаты ее по установленным ценам, а также сроки и размеры выдачи денежных авансов (кредитов), обязательства по оказанию колхозам и совхозам помощи в организации производства и транспортировки продукции на приемные пункты и предприятия;
взаимная материальная ответственность сторон в случае невыполнения принятых обязательств.
Для руководства в районах организацией закупок всех сельскохозяйственных продуктов и сырья было признано необходимым создать государственные инспекции по закупкам.
Государственная инспекция по закупкам создавалась в районе (районная) или на два района и более (межрайонная) в зависимости от объема закупок сельскохозяйственных продуктов, количества видов закупаемой продукции и с учетом территориальных особенностей районов.
Государственную инспекцию по закупкам возглавлял главный государственный инспектор, который имел группу инспекторов по закупкам из расчета один инспектор на 3—7 хозяйств (колхозов, совхозов).
На государственные инспекции по закупкам возлагались:
организация закупок и контроль за выполнением государственных планов закупок зерна, технических культур, мяса, молока и других сельскохозяйственных продуктов и сырья;
изучение, состояния и перспектив дальнейшего развития сельскохозяйственного производства в целях выявления резервов и максимального использования производственных возможностей колхозов и совхозов;
заключение с колхозами и совхозами договоров контрактации зерна, технических культур, мяса, молока и других сельскохозяйственных продуктов и сырья. Договоры заключать совместно с руководителями или представителями государственных и кооперативных предприятий и организаций, осуществляющих приемку сельскохозяйственных продуктов и сырья и производящих расчеты с колхозами и совхозами за эту продукцию;
контроль за выполнением колхозами, совхозами, приемными пунктами, государственными и кооперативными предприятиями и организациями договоров контрактации;
участие в разработке правлениями колхозов и дирекциями совхозов мероприятий по дальнейшему развитию производства и обеспечению продажи государству сельскохозяйственных продуктов и сырья с установлением количества, ассортимента, качества и сроков сдачи.
Разработанные на основе изучении состояния и перспектив развития производства мероприятия утверждались правлением колхоза (дирекцией совхоза) и оформлялись специальным протоколом, который должен был быть основным документом при составлении договора контрактации. При разработке мероприятий и составлении протокола для консультации привлекались в случае необходимости специалисты опытно-показательного хозяйства, опытной станции и других научно-исследовательских учреждений;
проверку осуществления и колхозах и совхозах предусмотренных в указанном протоколе мероприятий по выполнению установленных планов продажи государству зерна, технических культур, мяса, молока и других сельскохозяйственных продуктов и сырья путем осмотра состояния посевов, животноводческих ферм, скота на откорме и т. д.
Инспектора по закупкам давали колхозам и совхозам рекомендации по устранению выявленных ими недостатков в выполнении мероприятий, указанных в протоколе, и условий, предусмотренных в договоре контрактации, оказывая тем самым влияние на развитие сельскохозяйственного производства, не допуская какого-либо вмешательства в производственную деятельность хозяйства. Если инспекторами было установлено, что проводимые колхозами и совхозами мероприятия являлись недостаточными для выполнения договоров контрактации, то главный государственный инспектор по закупкам сообщал об этом районному комитету партии и райисполкому. Кроме того, он сообщал об этом соответствующему областному, краевому или республиканскому органу по заготовкам, который в случае необходимости ставил вопрос перед областными, краевыми или республиканскими партийными и советскими органами;
контроль за правильностью определения качества и веса закупаемых сельскохозяйственных продуктов и сырья и правильностью расчетов с колхозами и совхозами за проданную ими продукцию, рассмотрение разногласий между колхозами, совхозами и приемными пунктами, предприятиями;
контроль за работой всех приемных пунктов и предприятий по проведению ими своевременной подготовки технической базы, обеспечению бесперебойной приемки сельскохозяйственных продуктов и сырья в соответствии с договорами контрактации, а также по обеспечению полной сохранности сельскохозяйственной продукции;
расширение прямых связей колхозов и совхозов с промышленными предприятиями и торговыми организациями при закупках сельскохозяйственных продуктов и сырья с целью снижения издержек обращения, недопущения ухудшения качества сельскохозяйственной продукции и сокращения сроков доставки этой продукции на промышленные предприятия и в торговую сеть;
ограничение или прекращение выдачи колхозам денежных авансов, а совхозам кредитов в случае нарушения ими принятых обязательств по договорам контрактации, а также невыполнения предусмотренных протоколом мероприятий по уходу за посевами, садами и плантациями, по откорму скота, надою молока и т. п., с сообщением об этом районным партийным и советским органам, а также соответствующим областным, краевым или республиканским органам по заготовкам, оказание через районные организации помощи колхозам и совхозам путем выделения транспорта для перевозки сельскохозяйственных продуктов и сырья;
получение от местных органов ЦСУ СССР и всех пунктов, предприятий и организаций, ведущих приемку сельскохозяйственных продуктов и сырья, отчетных данных по производству и закупкам сельскохозяйственной продукции, а также других статистических данных по вопросам сельскохозяйственного производства и закупок.
Главный государственный инспектор и инспектора по закупкам проводили работу в тесном контакте с опытно-показательными хозяйствами, опытными станциями и другими научно-исследовательскими учреждениями, привлекали специалистов этих организаций для консультации по вопросам производства и качества сельскохозяйственных продуктов в колхозах и совхозах.
Главный государственный инспектор и инспектора по закупкам в своей работе подчинялись непосредственно областным, краевым и республиканским (автономных республик) органам по заготовкам, а в союзных республиках, не имевших областного деления, — республиканскому органу по заготовкам, назначались и освобождались указанными областными, краевыми и республиканскими органами по заготовкам.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 2. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других