Мой адрес – Советский Союз. Том 2. Часть 3

Борис Мирошин

В третьей части 2 тома заканчивается публикация документов и материалов о жизни в СССР в эпоху Хрущева. Для автора началась новая интересная жизнь, у него появились друзья, которым он остался благодарен на всю жизнь за их помощь и поддержку.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 2. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

О РЕОРГАНИЗАЦИИ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СССР

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечали, что за последние годы была проведена большая работа по перестройке руководства сельским хозяйством.

В соответствии с линией партии на расширение прав союзных республик в руководстве народным хозяйством многие вопросы финансирования, снабжения и планирования, находившиеся в ведении Министерства сельского хозяйства СССР, были переданы республикам, а вопросы распределения капиталовложений, техники, минеральных удобрений и других материальных средств между республиками были переданы в ведение Госплана СССР.

Был принят и успешно осуществлялся новый порядок планирования в сельском хозяйстве, развязавший инициативу тружеников деревни в борьбе за лучшее использование земли и увеличение производства продуктов земледелия и животноводства. Сельскохозяйственные органы были освобождены от ведения государственной отчетности. Эта работа была поручена Центральному Статистическому Управлению при Совете Министров СССР и его местным органам.

До недавнего времени Министерство сельского хозяйства занималось вопросами использования сельскохозяйственной техники и организации ее ремонта. В настоящее время и эта функция отпадает от министерства. Создается объединение по продаже колхозам и совхозам машин, удобрений и других материально-технических средств. Это объединение будет также заниматься организацией ремонта машин и использования техники.

Следовательно, от Министерства сельского хозяйства Союза ССР отпали такие функции, как планирование сельскохозяйственного производства, ведение учета и отчетности, финансирование и материально-техническое снабжение сельского хозяйства, ремонт машинно-тракторного парка. К этому следует добавить, что давно уже отпали и функции оперативного контроля за проведением текущих сельскохозяйственных работ. Теперь, когда выросли кадры в колхозах и совхозах, не было необходимости давать из союзного министерства указания всем районам страны о проведении сева, уборки урожая и других сельскохозяйственных работ. Всякая попытка возродить подобные функции министерства означала бы возврат к шаблону и нанесла бы серьезный ущерб интересам сельского хозяйства.

В этих условиях возникла необходимость коренным образом перестроить аппарат сельскохозяйственных органов, превратить его из аппарата административного управления сельским хозяйством, каким он был многие годы, в организаторский центр по внедрению в производство достижений науки и передового опыта.

Наша страна вступила в новый период своего развития, в период развернутого строительства коммунистического общества. Одним из коренных вопросов практической деятельности партии и народа являлось теперь самое широкое внедрение в производство достижений науки и передового опыта. Только опираясь на науку, на опыт передовых людей, можно было обеспечить тот уровень производительности труда, который был необходим для полной победы коммунизма.

Советская сельскохозяйственная наука, передовые колхозы и совхозы, новаторы производства показали, какими богатыми возможностями располагало социалистическое сельское хозяйство. Во всех республиках Советского Союза было немало колхозов и совхозов, которые уже тогда достигли того уровня производства, который был необходим для создания обилия сельскохозяйственных продуктов в стране.

Главное тогда состояло в том, чтобы лучшие достижения науки, передовые методы труда сделать достоянием миллионов людей, добиться, чтобы все колхозы и совхозы работали так, как работали передовики сельского хозяйства. Достижению этой цели и должны были отвечать работа Министерства сельского хозяйства и его местных органов, структура аппарата сельскохозяйственных органов.

В новых условиях главной задачей Министерства сельского хозяйства являлось дальнейшее повышение культуры земледелия, технический прогресс во всех отраслях сельскохозяйственного производства на основе развития сельскохозяйственной науки, всемерного улучшения работы научно — исследовательских учреждений, обобщения, пропаганды и внедрения в широкую практику научных достижений и передового опыта.

Одной из основных задач министерства являлась правильная организация семеноводства и селекционной работы, руководство сельскохозяйственными опытными станциями, которые должны были быть опорой министерства.

Министерство сельского хозяйства СССР обязано было заниматься племенным делом, ветеринарией, вопросами борьбы с болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур.

Важной задачей Министерства сельского хозяйства являлась организация подготовки кадров высшей и средней квалификации. При этом должно было быть обращено особое внимание на то, чтобы учащиеся сельскохозяйственных вузов и техникумов получали не только теоретические знания, но чтобы они хорошо умели применять эти знания на практике, чтобы они владели техникой, получали другие практические навыки в процессе обучения. Для этого надо было, чтобы сельскохозяйственные учебные заведения располагались не в городах, а в сельских районах на обширных землях совхозов.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР придавали особое значение перестройке низового звена сельскохозяйственных органов. До сих пор деятельность низового сельскохозяйственного звена в значительной мере носила канцелярский характер, тысячи специалистов были оторваны от живой организаторской работы.

Низовым сельскохозяйственным звеном в современных условиях должны были быть опытно-показательные хозяйства в районах, создаваемые на базе передовых совхозов или колхозов. Специалисты и ученые, которые будут работать в этих хозяйствах, должны были не только накапливать собственный опыт, но и обобщать опыт других колхозов и совхозов и активно внедрять его в хозяйства своей зоны с тем, чтобы обеспечить ведение хозяйства на более высоком уровне науки и практики.

Ученые и специалисты опытно-показательного хозяйства должны были проявлять особую заботу о том, чтобы в обслуживаемые колхозы и совхозы быстрее внедрить лучшие сортовые семена, племенной скот, передовые методы возделывания сельскохозяйственных культур, обработки почвы, систему удобрений полей и другие мероприятия, направленные на повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции.

Всю эту работу нужно было строить не на директивах, не на приказах, а на обоснованных рекомендациях, на практическом показе колхозам и совхозам лучших приемов ведения хозяйства, организации производства.

Опытно-показательное хозяйство должно было быть действительно образцовым, чтобы его охотно посещали колхозники и рабочие совхозов, председатели колхозов и директора совхозов, агрономы и зоотехники, инженеры и другие специалисты. Они могли бы здесь ознакомиться с лучшими породами скота, рационами кормления, высокоурожайными сортами сельскохозяйственных культур, механизацией на том или ином участке производства, получить совет, как это внедрить в производство.

Опытно-показательное хозяйство должно будет посылать в колхоз или совхоз специалистов, которые на соответствующих условиях окажут помощь в правильной организации хозяйства, поработают там некоторое время, чтобы наладить дело. Нужно было помнить, что обучение людей на конкретных образцах, примерах являлось наиболее действенной формой пропаганды нового.

Перестройка работы сельскохозяйственных органов должна была помочь еще выше поднять роль науки и передового опыта в развитии сельского хозяйства, еще более приблизить науку к жизни, сельскохозяйственной практике, что явилось бы важным условием осуществления намеченных партией и правительством планов увеличения производства сельскохозяйственных продуктов.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановили утвердить структуру центрального аппарата Министерства сельского хозяйства СССР. Одобрили примерные структуры министерств сельского хозяйства союзных и автономных республик, краевого, областного управления сельского хозяйства и основные направления работы опытно-показательного хозяйства в районе.

Поручили Советам Министров союзных республик обеспечить утверждение структуры и штатов Министерства сельского хозяйства республики, краевых, областных управлений сельского хозяйства, а также структуры и основных направлений работы опытно-показательных хозяйств района с учетом особенностей ведения хозяйства в каждой союзной республике.

Советам Министров союзных республик было предложено организовать подбор экспериментальных хозяйств научных и учебных учреждений, совхозов и колхозов, на базе которых должны были быть созданы опытно-показательные хозяйства районов.

Обязали Совет Министров РСФСР, Совет Министров Казахской ССР, Совет Министров Узбекской ССР, Совет Министров Азербайджанской ССР, Совет Министров Литовской ССР, Совет Министров Латвийской ССР, Совет Министров Армянской ССР, Совет Министров Туркменской ССР и Совет Министров Эстонской ССР передать из министерств и ведомств в ведение министерств сельского хозяйства союзных республик высшие и средние сельскохозяйственные учебные заведения.

Государственное издательство сельскохозяйственной литературы (Сельхозгиз) было передано из ведения Министерства культуры СССР в ведение Министерства сельского хозяйства СССР.

В связи с изменением задач и характера работы Министерства сельского хозяйства СССР и местных сельскохозяйственных органов ранее выполнявшиеся министерством функции возлагались на следующие ведомства и организации:

на Госплан СССР — вопросы совхозного производства, лесного хозяйства, Государственного баланса земель, анализ хозяйственной деятельности и финансового состояния колхозов и совхозов, анализ выполнения текущих планов сельскохозяйственного производства и хода основных сельскохозяйственных работ и водохозяйственного строительства и подготовку предложений по этим вопросам;

на ЦСУ СССР — разработку годовых и квартальных бухгалтерских отчетов колхозов и совхозов, разработку и доведение до колхозов форм первичных документов и книг бухгалтерского учета, оказание колхозам помощи в организации бухгалтерского учета.

Проектно-изыскательское объединение «Агролеспроект» передавалось из ведения Министерства сельского хозяйства СССР в ведение Госплана СССР.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 2. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я