Крым мой

Борис Кадиш, 2020

Люди многогранны и играют множество ролей. Автор, Борис Кадиш, – не исключение. Рожденный в Приморском крае в 1958 году в семье военного врача, с трехлетнего возраста проживает в Риге с четырехлетним перерывом на «бизнес – командировку» в США и возвращение домой в 2002 году. Доктор технических наук, руководитель отдела в НИИ Планирования Госплана Латвийской ССР, бизнесмен с тридцатилетним опытом, основатель нескольких IT-компаний, муж, отец, дедушка… А еще, человек, давно и навсегда влюбленный в Крым, в котором проводил каждое лето своего детства и многие взрослые отпуска.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Крым мой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

День первый. Суббота. 5.08.2006

Ну вот наконец — то и наступил столь долгожданный день отъезда. Все проблемы, нерешенные вопросы, задумки… — все отложено куда — то далеко и стало неважным.

В 7 утра загрузились в автобусик и выехали со двора, забрали Мишку и двинули в Даугавпилс. Я за рулем. Ехать до Даугавпилса 220–230 км. Примчались в город, заехали на заправку, долили топлива до самой горловины с целью пересечь Белорусь одним махом, без остановок. По моему плану должны до ночи добраться до Киева, ночью, пока не очень напряженное движение, пересечь Киев и дальше где — то в мотеле переночевать.

Подъехали к таможне. Везет! Очереди практически нет — 2–3 машины. Пока стояли в очереди на паспортный контроль, подошли две девчонки, нарядные, с тортом в руках. Идут пешком через границу на какое‑то торжество. Мы их пропустили. Сдали паспорта, и вот тут — то нате вам! У меня и у Юли визы в Беларусь только с завтрашнего дня. Попытались уговорить, дать денег —

тщетно. Как только узнали, что мы сегодня должны выехать из страны, сразу отказываются — легко определяется, что мы заехали до начала действия визы… Надо ждать 12 часов. Обещали пропустить в 23:45. Вернулись в Даугавпилс, сняли 2 номера в отеле BiPlan. Как издевка — отель соседствует с консульством Белоруси в Даугавпилсе.

Пошли обедать. Недалеко от гостиницы — большой City Center, Bouling, что — то еще, экспресс — бар и кафе. Заказали еды и пива. «Почему мне не доливаете!!!» — крик души у Мишки. Девушка — официантка ответив, что разливает бармен, а не она, уносит его пиво на долив. Возвращается и ставит перед Мишкой максимально заполненную кружку, уходит. Мишка вынимает из пены волос. При следующем появлении девушки он спрашивает:

— Почему у меня в пиве волос?

— Это не мой, — отвечает девушка и стремительно нас покидает.

Вернулись в гостиницу. В мужском номере сдвинули кровати и улеглись втроем. Я никак не могу заснуть, выхожу в коридор и встречаю Юльку. Решили погулять по городу: улица Михоэлса (я и не знал о такой в Даугавпился), Римско — католический собор Святого Петра —

уменьшенная церковь по мотивам Собора св. Петра в Ватикане…

В восемь вечера все вместе опять идем в City Center пить эспрессо. В десять вечера выезжаем в сторону границы. В половине одинадцатого практически прошли Латвию, и латвийские погранцы сказали нам ждать 23:45 и только после этого ехать к белорусам.

Побегав по разным окошкам и оформив кучу каких — то бумаг, наконец — то покидаем таможню. Мы в Белоруси. Я за рулем, думаю добраться до Минска и там отдать руль Сашке — он больше всех спал в гостинице. Всю дорогу Мишка спит на третьем ряду сидений — поведет с самого утра по Украине.

Белорусь поразила качеством дорог и чистотой. Латвии — далеко. Другая особенность — огромное количество гуляющего народа в селах и между селами, несмотря на глубокую ночь (2–3 часа). Подъезжаем к Минску, на кольцевой, уточнив направление у гаишников, вывожу автобус на нужную трассу и сажусь штурманом, а Сашку — за руль. Штурман из меня уже никакой —

вырубаюсь, хочу спать — уже не спал около 22 часов. Удалось покемарить где — то час. Когда подъезжали к Мозырю, очень хотелось посмотреть на нефтеперерабатывающий завод. Мы сюда ездили с Сергеем Дейнеко где — то в 95‑м подписывать контракт на установку телефонной станции.

* * *

Это была еще та поездка. Мозырь стоит на реке Припять, в зоне, которая особенно пострадала во время Чернобыльской аварии. Набрали с собой водки и пресной воды из Риги. Планировалось, что умываться и пить будем только используя привезенную с собой воду, а еще периодически должны будем прикладываться к водке — утверждалось, что алкоголь спасает от радиации. Первый день так и жили, все время казалось, что в ушах гудит и голова болит. Были уверены, что это воздействие остаточной радиации. Но уже на второй день это все нам надоело, и мы стали ко всему относиться, как все нормальные мозырьчане. Были в гостях у начальника связи, ели собранные в местных лесах грибы и пили местную водку. Контракт подписали, и наши ребята в итоге установили на заводе станцию.

* * *

После Мозыря подъехали к границе с Украиной. Перед нами машин 8. Довольно быстро прошли Белорусскую таможню и выехали за шлагбаум, а там что — то непонятное: километров шесть едем по неизвестно чьей земле — из Белорусии уже выехали, а на Украину еще не въехали. Обычно между пограничными пунктами расстояние очень небольшое, нейтральная полоса и, собственно, граница. Ну 500 метров, ну 800, точно в пределах видимости. А здесь — лес, ходят какие — то люди, кто они? Чьи они? Наконец, украинская таможня. Поражает грязь и беспорядок. Девушка в форме раздает анкеты на английском и украинском языках. Мы все старательно заполняем анкеты по — английски. Пытаемся сдать анкеты, но нам говорят, что анкеты надо было заполнять по — русски! Где логика? Переписываем, проходим таможню и въезжаем в городок Овруч. На въезде заправка с кафе. Заливаем полный бак и дружно все устремляемся в туалет — грязь, жуть. Хотя кафе новое, недавно построенное. Пьем хороший кофе, даже странно при общей картине полного упадка, кофе очень даже приличный. Кто — то, или Сашка, или Мишка замечает, что у барменши зубов нет, и она ему же сказала, что люди мрут как мухи со времен Чернобыля, т. е. вот уже 20 лет с 1986 по сегодняшний день.

Мишка за рулем, я опять штурман, едем. Разбитая дорога, пустынные места, вдруг на повороте кордон — полиция с автоматами, шлагбаум.

— Почему едете здесь?

Отвечаем:

— Так короче.

— Проезжайте!

Что это было, зачем, в чем смысл?..

Окружающая реальность меняется, и не в более веселую сторону, полная тишина, ни птиц, ни зверей, ни людей. Едем непонятно где, Вдоль дороги фонарные столбы, но сами фонари полностью отсутствуют, а стебли, которые должны держать фонари, тоскливо поникли, загнуты вниз. И так у ВСЕХ СТОЛБОВ. Аллея печали. Какое — то тоскливое и жуткое зрелище. Дальше — больше. Слева от дороги городок, около 10 многоэтажных (от двух до семи этажей) строений из красного кирпича. Без окон. Мертвый город! Электрический столб с оборванными и болтающимися на ветру проводами.

Проезжаем еще два кордона. Выезжаем, и тут я замечаю стеллу: «Чернобыльская пуща». Так вот куда нас занесло! Зона! Сталкер! Все в реальной жизни…

Едем на юго-восток в сторону Киева. От самой границы Мишка за рулем. Я штурман по атласу. Грязь, нищета и неустроенность. Несколько раз дорогу — трассу пересекают коровьи стада. Неспешно и с достоинством.

Где — то на шоссе остановились и поели. По куринной ножке и по паре бутербродов. Кофе давно нет, и вообще, мой термос оказался не термосом, а просто небьющейся посудой — тепло не держит совсем.

Доехали до Фастова, знаем, что нам на Белую Церковь, но как‑то выехали не на ту дорогу и пришлось ехать до трассы Киев — Одесса. Хорошее шоссе, три полосы в каждую сторону, разделительная полоса. Я пошел спать назад — на третьий ряд сидений, Мишка рулит, Юлька — штурман.

Спал я недолго, где — то через час — резкое торможение. Я с сиденья падаю на пол, естественно, просыпаюсь в прекрасном настроении… Нас поймали гаишники с радаром, скорость 137 км в час. Мишка пошел разбираться, предложил им 20 гривен (это 2 лата), они затребовали 30. Едем дальше. Больше я не спал. Ушли с трассы на Николаев. Удивительная дорога вдоль Буга. Около каждого частного дома продают раков, мед, кукурузу и рыбу. Кроме того, у каждого второго дома табличка: «Куплю ДТ», т. е. дизельное топливо.

В Южноукраинске проехали мимо АЭС, сфотографировали.

Дорога Николаев — Херсон очень напряженная, полно грузовиков — тихоходов, и кругом гаишники. А говорили, что на Украине нет ГАИ. Ну, вот и Херсон. Долго ищем улицу Мира, потом поворачиваем не в ту сторону, разворот, нам нужен дом2. Нашли. К нам вышла родственница Иры и Оксаны (к моему стыду не помню, как зовут. Знаю, что мужа звали Геной, и они приезжали в Лиепаю, а может быть, и в Ригу. Мы встречались). Она нас затащила в квартиру с явным намерением накормить и оставить ночевать. Но на подъезде к Херсону я звонил Юрке, он сказал, что от Херсона до Севастополя 4 часа, и он будет нас ждать хоть до 3‑х часов ночи, чтобы разместить. Решили ехать. Даже не поели. Оксанка осталась в Херсоне. На выезде из города залили полный бак, вошло аж 70 литров. Быстро стемнело. Вдоль шоссе рынки — освещенные палатки с дынями, арбузами, медом… Смотрится здорово, как будто мы где‑то в Турции или Италии.

Летим по ночному переполненному шоссе, но Мишка молодец, жмет под 120. Навстречу — сплошной поток машин, это и понятно, сегодня воскресенье, вечер, народ возвращается с моря. На въезде в Крым — экологический пост, надо дать 10 гривен с машины. Мишка расстроился, что не поехал прямо, как будто он крымский автобусик, тогда можно было бы 10 гривен не давать…

Едем, полная темнота, где — то десять — половина одиннадцатого вечера. Видим поворот на Севастополь (а Юрка предупредил, что есть дорога через Саки, минуя Симферополь). Сажусь за руль, практически на автопилоте. Мишку — спать. Сашка рядом. Едем непонятно куда по каким‑то сельским, но асфальтированным дорогам. Сзади не спит Юлька, все хочет, чтобы я попил кофе. Один раз чуть не улетели: во мраке навстречу едет машина, убирает дальний, я тоже и смотрю на нее, хорошо, Сашка заорал, и я успел, — трасса уходила налево, а прямо по какой‑то разбитой грунтовке кто — то приближался к трассе. Наконец, нашли кафе на бензоколонке. Кофе очень неплохой. Проснулся. Выяснилось, что мы уже в Саки. Едем. Где — то около Орловки (или в ней самой) жуткая авария: микроавтобус не заметил бетонного быка, разделяющего полосы и на страшной скорости (видно из повреждений) лбом влетел в него. Поехали медленнее. Ну вот и Инкерман, звоню Юрке. Они будут ждать у заправки перед поворотом на Дергачи. Инкерман, Шампан, серпантин. А вот и тойота. Выхожу, обнимаю Юрку, целую Ленку. Едем. Ну, сейчас примем душ и спать. Лена предложила часть из нас поселить на Дергачах, а остальных на проспекте Победы, — там у них еще одна квартира, в которой живет, по — моему, Ленкин племянник, но он сейчас в рейсе (моряк). Мы решили, что все вместе останемся на Дергачах. В квартире две комнаты, поэтому мы с Юлькой в одной, а орлы — в другой.

Проблема — в Севастополе в десять вечера отключают воду. Ленка нам заранее набрала воды в ванную, но это для туалета, а вот принять душ — не удастся. Ладно, ждем до завтра. Я абсолютно без сил, получается, что с 6 утра субботы до 2 ночи на понедельник я спал где — то 2 часа. Все, СПАТЬ.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Крым мой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я