«Иной путь» Ветхого Завета. Часть 2

Борис Иванович Маковкин, 2019

Продолжение исторического исследования «„Иной путь“ Ветхого Завета». Моисей привёл «избранный» народ в Абиссинию. Эта страна – порождение Великого Африканского разлома. Здесь появились современные люди. Здесь люди стали поклоняться Богу огня Ваалу. Поклонение Ваалу-Белбогу, по мнению автора, есть славянство. В Абиссинии возникли славянские племена: русских – ханаан, германцев – немцев, готов – тигре, галлов – кельтов, скандинавов – шведов, норвежцев, данов, амазонок, казаков… По Великому разлому и его продолжением современные люди двигались на Ближний Восток, Магриб, Европу и Азию.

Оглавление

2.7. Аксум, Дамаск

Начну с Эфиопии, с Абиссинского нагорья и расположенного здесь древнего города Аксум.

В геологии район продолжительного вулканизма с расплавами мантийного происхождения называется «горячая точка». В интересующем нас районе есть «горячая точка» примыкающая к побережью моря, Сомалийскому Рогу, территории Эфиопии (Абиссинии).

Эфиопия обязана своим существованием грандиозным сдвигам пластов земной коры, вызванных вулканической активностью. В следствии этого Эфиопский регион поднялся и приобрёл форму купола. Здесь, через трещины коры, выбрасывалась очень текучая лава (преимущественно базальта) и эти потоки, чья общая толщина достигала местами тысяч метров, и являлись тем материалом, из которых в итоге и сложился типичный ландшафт нагорья. Отдельные потоки лавы также могли значительно изменить местность: один такой поток, например, образовал запруду, что, в свою очередь, привело к появлению озера Тана.

Одно из первых упоминаний об Аксуме мы находим в знаменитом «Перипле Эритрейского моря» — наиболее старой из дошедших до нас лоций древнего мира, написанной примерно в 60 году нашей эры. Арабский «святой дух» и «печать пророков» Мани, создатель учения манихейства, просуществовавшее более тысячи лет и угасшее на другом конце света — в Китае, живший в III веке нашей эры, известный историк, писал, что знает четыре великие империи: Вавилон, Рим, Египет и Аксум. «Самым могущественным из христианских государств был Аксум». Государство, которое оставило после себя величественные архитектурные памятники, возведённые с использованием технологий и техники, остающихся загадкой для нас. Государство, что было христианским до принятия христианства как официальной религии в Восточной римской империи.

Сто двадцати метров в длину и восемьдесят в ширину — таковы размеры платформы Такха-Марьям. В огромном прямоугольном дворце было более тысячи помещений. Лишь гиганты африканской архитектуры — Хусуни Кубва в Килве, да Зимбабве могут соперничать размерами с Таакха — Марьям. Недалеко от Таакха — Марьям, на холме Бета — Гиоргис находилось чуть менее величественное сооружение. Холм Бета — Гиоргис некогда представлял собою огромную, длиной в 115 метров платформу, сложенную из обтёсанных базальтовых плит. На склонах холма были построены три террасы, которые создавали иллюзию ступенчатого основания. Почти все из известных аксумских дворцов и крепостей, храмов и жилых домов возводились на гигантских каменных плитах, которые сложены из тщательно притёртых друг к другу известняковых блоков весом до десятка тонн без малейших следов раствора. При этом далеко не все блоки имеют прямоугольную форму — есть и так называемая полигональная кладка. Плиты, положенные одна на другую, создавали видимость массивного ступенчатого фундамента. Наверное, как на изображении на древней иконе.

Изображение в свободном доступе.

На фундаменте возводился дворец или храм. Верхняя, венчающая часть поистине фантастических по своим размерам сооружений — колонны — стелы. Это огромные стелы полностью резные из цельных глыб очень твёрдого голубого нефелинового гранита сиинита. Высота самой большой, сохранившейся до наших дней стелы — тридцать три с половиной метра. Вес около 500 тн. Всего больше двухсот базальтовых монолитов подобных изображённому на фотографии.

Основание многих стел, напоминает макеты аксумских дворцов. Сколько этажей было в этих грандиозных сооружениях. Главный научный сотрудник Института Африки РАН, доктор исторических наук, Юрий Кобишанов убедительно доказывает, что существовали дворцы в 4, 6, 12 и 14 этажей!

«Ведь стела передаёт (в уменьшенном масштабе) все подробности царского жилища, пишет исследователь. Вот входная дверь со скобой, вход с дверной рамой; нижний этаж — без окон, он нежилой; во втором этаже — окна маленькие; далее окна нормальной величины, а на трёх верхних этажах они снабжены оконными решётками. Можно разглядеть на 33,5-метровом макете все детали древней аксумской архитектуры. Высота реального этажа была, вероятно, 2,8 метра, как на ранних стелах. Следовательно, высота четырнадцатиэтажного Дворца составляла около 40 метров». Небоскрёбы в Африке, воздвигнутые в незапамятные времена!

Какой техникой пользовались аксумиты при транспортировке многотонных глыб? Как обрабатывался сиинит стел, как наносилась на них резьба. В Аксуме существует предание, по которому их возводили великаны-циклопы, которые умели плавить камень. Они разливали его в длинные деревянные формы, а когда камень остывал, его обтёсывали, полировали и затем уже превращали в гигантские стелы. При скреплении блоков кладки использовалась специальные стяжки. Совсем как на сооружениях в Египте и Южной Америке. Эфиопская стяжка больше похожа на то, что можно увидеть на противоположном конце земного шара — в Боливии, в Тиауанако, на руинах знаменитого Пума — Пунку. В сочетании с полигональной кладкой, которая встречается в Аксуме и которая так характерна для Южной Америки, сходство формы стяжек на двух разных континентах поражает ещё больше. Вряд ли это случайное совпадение.

Наннос, посол византийского императора Юстиниана, оставил в своих записках упоминание о том, что правитель Аксума ездил в золочёной колеснице, а его подданные в посеребрённых. В колесницы впрягали слонов. А коль скоро аксумиты умели заставить работать африканских слонов, бесчисленное множество которых водилось в стране, то почему бы не допустить, что они использовали этих силачей при транспортировке гранитных глыб. И для подобной транспортировки были в Аксуме дороги. Возможно, для перевозки камней использовались слоны.

Технология подъёма стелы, судя по всему, была следующая. Рылась яма, производилась внутренняя облицовка ямы вертикально установленными каменными плитами. Стела поднималась слонами с помощью наклонной плоскости в почти вертикальное положение, а её нижняя часть опускалась в яму. Дополнительное выравнивание было трудным и опасным делом. Это помогает понять, почему единственная многоэтажная стела, до сих пор стоящая в Аксуме, не совсем вертикальна. Пространство между нижней частью стелы и облицовкой ямы забивалось камнями, чтобы закрепить стелу на месте. И, наконец, на уровне земли устанавливались опорные плиты, вколоченные в землю и плотно прилегающие к стеле спереди и сзади. Они становились дополнительной опорой, удерживающей стелу в вертикальном положении.

Одни считают, что само название города Аксум составлено из двух слов «ак» и «шум», означающих «вода» и «руководитель, вождь».

Здесь «Ак» — 1) Устье реки, основное значение «рот» (селькуп). 2) «Течь» — (тюрк). В топонимии — ручей, поток, течение. 3) «Ах» — протока, соединяющая озёра, озеро с рекой, небольшая река (манси). (М).

«Шум» — начальник, шеф, заведующий, губернатор, наместник, аристократ, госчиновник (амхар). Амхаро — русский словарь Э. Ганкина. Шум # муш — муж.

И тогда Аксум можно перевести как «воды царя (вождя)». Это означает, что священный, столичный город, имея большие запасы воды, возможно, был резиденцией местного правителя. Похоже на правду. Царица Савская, исторически подлинная легендарная правительница аравийского царства Саба или Сава (Сабея) — древнего государства, существовавшего в южной части Аравийского полуострова, в районе современного Йемена. Царства Саба имело в своей истории тесные связи с Эфиопией, мигранты из Аравии расселялись на территории страны. Одна из провинций Эфиопии называлась Shewa. Shew — Шева — Сава (Саба). Некоторые абиссинские источники утверждают, что Аксум был её столицей.

Русло нескольких потоков, стекающих с окружающих город вершин, собираются выше уровня города в большой искусственный водоём, официально именуемый Mai Shum, однако местные жители чаще называют его «Купальня Царицы Шебы». Потоки, ныне имеющие сезонный характер, в древности либо текли более продолжительное время, либо дополнялись постоянными источниками. Возможно, подобные источники и помогали сохранять аксумский Mai Shum постоянно наполненным. Я считаю данную этимологию названия города вторичной, появившейся, когда здесь возникла резиденция верховного правителя.

Но существует и иная этимология топонима Аксум. Производная от «месгид». А/ксум # муск/а. Вот что пишет Г. Хенхок в своей книге «Ковчег завета».

«Одно из названий иудейского храма на Элефантине — МСГД, что означает «место, где падают ниц». И по сей день у фалаша Эфиопии нет синагог, как нет и храма, но свои скромные церкви они называют «месгид» (добавив гласные «е» и «и» к МСГД). В этом контексте также следует отметить, что именно в положении ничком — коленями к земле царь Соломон однажды молился перед ковчегом Завета Господня».

Где г. Хенхок узнал, что храм на острове Элефантин называют МСГД мне не ведомо, а топоним достаточно понятен.

Элефантин. Эл + е + фант/ин. Эль, эл — племя, народ, общество, страна, край, государство, племенной союз (азерб., узб., турецк., кирг., др. тюркс.). Фант/ин = п(ф>п) анд (т>д) = панд — место поклонения и паломничества, священное место (арм.). Панд (о) — гора (морд.). (М). Элефантин — место поклонения, паломничества народа, общества, людей. Сложно спорить с уважаемым автором, но у фалаша Эфиопии синагоги есть и называются они «Mekurab — мекураб».

Вновь обратимся к «Письму петербургских караимов к фалашам» и ответу на него в письме из Аддис Абебы от г. К. Модон — де — Веделие от 14 июня 1906 года на имя Ниссана Давидовича, караимского раввина. Вот цитата из этого письма.

«15) Молятся они в синагогах, называемых мекураб». http://www.karaimskajazizn.estranky.cz/clanky/9.

Mekurab. Мэкураб. «Меку+раб. Мэк/р — совет, наставление. Мык/ыр — совет. Мэк/aрi — советник. Мэкк/aр — наставник, советник. Раб/и — голодный. Тэ/раби — нуждающийся, бедняк». Амхаро — русский словарь Э. Ганкина. Меку/раб — совет + нуждающийся. Возможный перевод:

1) Мекураб — «Место божественных наставлений (советов) нуждающимся». Рабб — по-арабски господин. Раб # бар — бар/ин в русском.

2) Мекураб — «место поклонения Богу (владыке, Ваалу, Христу…)».

3) Отсюда, возможно и Мекка.

Попытаемся слово «синагога» перевести на современный русский язык с помощью нашего словаря.

Синагога. Син + а + гог/а. Син — 1) Гребень горного хребта, ребро (лезг.). 2) Ключ, источник (коми, удм). (М). Это слово (син) можно трактовать и как «синева небесная» или просто небо. Гог = гох — холм, горка (авар.). Кох, кух — гора, вершина горы, горный хребет (ср. перс, сван, тадж.). Хох — гора (хинди). (М). Hoch — верх (нем). Небесная высота или Вершина Симен. Таким образом, синагога религиозный термин иудаизма, родившийся на плато Симен в Абиссинии.

Старославянское Евангелие переводит синагогу, как «сонмищ». Значение слова в русском языке «СОНМИЩЕ» — армия, множество, общество, сборище, скопище, собрание, сонм. Мищ — мис — мес= мес/то. «Сон» = «Син». Могу трактовать как «место небес (Богов или Бога)». Или мищ, мис, муш — излучина реки, мыс (тюрк). (М), тогда «вершина (мыс) Бога». А у фалашей, занявших территорию гор Симен, место, где они молились Верховному Божеству, могло называться «Вершина Небес». «Синагога» — «Вершина Небес».

«Мэс/гид» в Эфиопии означает либо мечеть, либо православную церковь.

«Мэс/гано — восхваление, слава, благодарность. Гед/ам — храм. Гэд/ер — крещение язычника, богоотступник, молитвенник, требник. Бетэ хрыстиян — церковь. Мэсков — Россия, русский. Мэsgэl = Месгел — крест. На эфиопском произноситься «москаль»! Амхаро — русский словарь Э. Ганкина. Москаль — крест.

Москаль — крест. Кр/ест — древнерусское слово «крест» означает «оживание», отсюда — воскреснуть, то есть ожить: «ибо воскресать (въскръшати, крьснжти, кръсити) происходит от кръсъ — пламя, огонь.

Москаль — крест. Крест — пламя, огонь.

Москаль — место где находятся природные проявления горения, наблюдается пламя, огонь. По отношению к человеку — живущий на горящей земле, в пламене. А по вере — окрещённый, осенённый крестом.

Эфиопы — чрезвычайно набожный народ. В том, что называется народным благочестием, эфиопы очень похожи на славян: то же почтение к святыне и клиру, но и то же отсутствие глубокого интереса к тому, что та или иная традиция или то или иное священнодействие означает. Одним из наиболее характерных народных обычаев остаётся обрезание, которое сохранилось также в Коптской Церкви, частью которой долгое время была Эфиопская Церковь. Причём, если в Коптской Церкви обрезание остаётся просто народным установлением, к которому Церковь относится безразлично, то в Эфиопской Церкви это древнейший обычай, который, скорее всего восприняли пришедшие с Моисеем евреи, как важнейшую часть привитой им традиции.

Не могли несколько тысяч юнцов привить целому народу свои обычаи.

В Эфиопии существует ещё один обычай, в целом широко распространённый в Африке, обрезание девочек, когда они достигают возраста полового созревания. Кстати, отголоски его сохранялись в старинных местностях России в виде запрета девушкам посещать литургию в храме до замужества. И, в отличие от г. Хенхока и других авторов, считаю, что «мэсгид», в первую очередь это место креста, крестильня, церковь, а во вторую, одновременно «место, где падают ниц». Кстати, национальная валюта Эфиопии БЫРР, что однозначно переводится в обратном прочтение как БЫРР =БЫР = БУР # РУБ = РУБЛЬ, а древняя столица Аксум в обратном прочтении МОСКА, да и звание правителей местных провинций РАС даёт ЦАРЬ в обратном прочтении. Древний г. Аксум # Муска или Моска, как это слово произносят эфиопы, «место, где падают ниц перед крестом», преклоняют колени, молятся, т. е. религиозный центр, со временем превратившийся в столичный город, расположен на склоне кальдеры суперразлома.

Продолжением Великого Африканского разлома является Сирийско — Африканский разлом вдоль Красного моря на Ближний Восток, образовавший здесь, в нынешней Палестине, Израиле, низменность Арава, озеро Кинерет (Генисаретское озеро), Мертвое море, являющиеся частью этого разлома и именно ему обязаными своим появлением. Также как долина реки Иордан.

Город Дамаск, аналогичным образом и религиозный центр, и столица Сирии находиться неподалёку от долины Бекаа и Ливанских гор, местонахождения, как я думаю, кальдеры древнего разлома.

«Было время, когда весь мир говорил на одном языке, пользовался одними и теми же словами. Идя на восток, люди нашли в стране Шинар равнину и поселились там».

«где была Вавилонская башня». Библия. Бытие. Глава 2.

Равнина страны Шинар. Шинар = Синар = Сеннаар. Название страны синоним названию полуострова (острова) страны Куш, Сеннаара, Мероэ. 4 месяца в году во время сезонного разлива затопляемого водами Голубого Нила, Атбары, Тигра — Текезе. Действительно, Дамаск широко раскинулся в долине реки Барада, в центре огромного оазиса Гута образованного рукавами реки, острова среди пустыни. Очевидный перенос гидронима.

Недалеко от Дамаска развалины Баальбека, «древние и заброшенные». Город был крупнейшим религиозным центром, где поклонялись Ваалу (отсюда название).

Баальбек. Бааль + бек. Голова, вершина Ваала.

«располагается от Нового Вавилона на расстоянии более чем тридцати дней». Новый Вавилон, это Каир. 30 дней пути по 30–40 км в день + 3–4 дня отдыха в дороге, где-то 1000 км, что соответствует примерно расстоянию от Каира до Баальбека.

Дамаск. Остаток указательного местоимения, или артикля «ти — се — це — the — ist…» в значении «тот», «та», «то», «это» слился в виде морфемы «т» с корнем слова. Дамаск — да(та)маск, где да = та, а маск — Москва. Та Москва.

Сирийцы называют свою столицу «Димашк — эш — Шам», Расположен в юго-западной Сирии в нижнем течении реки Барада (ранее Амана — по названию высот Аманы, отрога хребта Антиливан, то есть на кальдере суперразлома, рядом с долиной Баальбека, где она разделяется на семь рукавов. Сразу возникает ассоциация с Вавилоном, местом разветвления водного потока, здесь реки Барада. Барада берёт начало в горах Антиливана, течёт на юго-восток и пропадает в луговых озёрах. Кстати, аналог бессточной райской реки Аваш, о которой говорил выше.

«Ва + вил/он. Ва, ба, би, бу, ма, му … — река, вода, сырой, мокрый (самоед., коми, манси, удмурд и др.). Вил — рукав реки, старица (чуваш.). (М). Вила — развилок дорог (русск.). Вилюга, вилюшка — извилина реки». (В. Даль).

Вавилон означает развилка реки, её дельта. В Сибири вавилонами называли изгибы реки. Или Ва + вил/он. Ва, ба, би, бу, ма, му… — река, вода, сырой, мокрый (самоед., коми, манси, удмурд и др.). (М). Вил = вал — Ваал. Воды Ваала.

Барада. Бар + ата. Корень слова БАР = В(б> в) А Л (р> л) — ВАЛ — ваал. Ада, ата — остров (тюрк., узб., туркм, турц., крым). (М). Остров Ваала.

Т.е. Дамаск — Вавилон на острове реке Барада. Остров Ваала на реке Ваала. Один из старейших городов мира, крупный культурный и религиозный центр Леванта (от древне французского Soleil levant — «восход солнца», где Soleil — солнце, levant — повышение, возвышенный, восходящий.). Но в слове Лев/ант отчётливо виден корень лев = лав = лов # вел = вал = вол. И ант — против, отражение. Здесь Soleil levant может иметь смысл «солнце, отражение Ваала». Или «солнце, ипостась Ваала».

Повторим цитату, приведённую ранее.

«Известно, что существуют три Вавилона, а именно: первый на реке Кобар, где правил Навуходоносор, и где была Вавилонская башня. И он, как говорят, — древний и заброшенный, — располагается от Нового Вавилона на расстоянии более чем тридцати дней».

«Первый на реке Кобар». «Бар/ада» и «ко/бар» слова синонимы. Один и тот же гидроним, основа которого — корень — бар. Бар = пар — песчаный бар, мелкое место в реке, брод, место переправы. Ко/бар. Ко — овраг, место, долина, ущелье (черк.). Бар/ада. Ада, ата — остров (тюрк., узб., туркм, турц., крым). (М).

В сирийском названии города «Димашк-эш-Шам» согласную «ш» мы произносим как «с». В древнегреческом языке отсутствовали шипящие поэтому всюду вместо «ш» при переводе появлялся звук «с». Димашк — Дамаск. Шам — Сам. В русском пушка = пуска (пусковая установка). «Эш» — «ес». «Эш» здесь определённый член. В арабском языке, если после определённого члена «аль», в котором звук «Л» неустойчив, идёт один из согласных звуков, то конечный звук в артикле меняется на после стоящий согласный, то есть происходит удвоение последнего. Таким образом, написание «аль-ш» = «ашш», «альт» читается как «атт», «аль-д» — «адд», «аль-р» = «арр», «аль-з» = «азз», «аль-с» = «асс», «аль-н = анн». Эт-Таиф, Эд-Дакма, Эр-Рияд, Ас — Сирия.

В русском языке «САМ, а, о, местоим. для усиленья личных местоимений и отношений лиц, для придания особой важности личной деятельности: не иной кто». В. Даль.

«Димашк-эш-Шам» = «Дамаск-эс-Сам».

1. Никто иной (верховный), как Дамаск.

Если в нашем случае «Сам» производная от «Самен», то

2. «Дамаск небесный». Очевидно, что и первый вариант перевода и второй однозначны, это синонимы.

Ещё один вариант «Дамаск-эс-Сам». Эс = ас — устье реки (хакас). Сам # мас — машат — источник, ключ (кирг), мох, мшина, мошенец — болото (рус). (М).

3) Дамаск в устье вод.

И становиться понятным утверждение Википедии.

«…также латинское, английское, русское, белорусское и украинское название города «Дамаск», было заимствовано из древнегреческого, которое возникло на арамейском как «хорошо политое место».

Нельзя не согласиться с этим объяснением названия города. Да, Дамаск действительно расположен в пойме реки Барада, на прекрасно увлажнённой территории. Но это, может быть, вторичная этимология термина. А для понимания того, что название этого города означало первично необходимо обратиться к имени древней столицы Абиссинии священному городу Аксум. Аксум, в обратном прочтении, Муска. Древний город Аксум # Муска или Моска, как это слово произносят эфиопы, «место, где падают ниц перед крестом» москали, преклоняют колени, молятся, т. е. религиозный центр, со временем превратившийся в столичный город, расположен на склоне кальдеры. Город да/маск (та Москва) аналогичным образом и религиозный центр, и столица Сирии находиться также на кальдере.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я