Библия хоккейного тренера

Группа авторов, 2016

Сборник, составленный из материалов известных хоккейных тренеров США, которые делятся собственным опытом работы. Большинство авторов работают в американских студенческих командах. Некоторые из них раньше трудились в профессиональном хоккее. Авторы рассматривают широкий спектр вопросов от философских аспектов до технических сторон игры.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Библия хоккейного тренера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Поддержание баланса

Билл Клири

Для многих людей игра в хоккей — это источник удивительных впечатлений и ярких моментов. Любой хоккеист, скажет, что подобные моменты являются частью их жизненного опыта и закладывают плацдарм для будущих свершений как в игре, так и вне ее.

За более чем 50-летний период нахождения в хоккее в качестве студента, игрока, тренера, арбитра и спортивного директора мне довелось наблюдать множество изменений. Изменения играют очень важную роль и в большинстве случаев означают движение вперед. Тем не менее, не все изменения являются благом для общего благополучия игроков, в особенности членов студенческих команд. Многие перемены увели нас от главной цели.

Возрастающее давление и ожидание побед от тренеров всех уровней зачастую приводит к тому, что тренеры забывают о главных задачах. Цель деятельности тренеров студенческих команд состоит в предоставлении соответствующих спортивных возможностей для студентов. При этом, следует помнить о том, что в данном случае тренер выступает в первую очередь в качестве преподавателя. Как показывают последние тенденции, некоторые тренеры отходят от указанной цели, что не может не вызывать беспокойства. Стремление тренеров получить конкурентное преимущество является естественным до тех пор, пока оно не выходит за рамки соревновательного духа межуниверситетских состязаний. Достижение победы любой ценой может привести к опасным отклонениям.

В современном студенческом хоккее на льду существуют три сферы, которые вызывают мое беспокойство: стиль игры, подбор игроков и роль развлечения в игре.

Стиль игры

Студенческий хоккей должен быть техничным видом спорта, восхитительным зрелищем, если в него играть правильно. Порой кажется, что в современном хоккее мастерство и утонченность утеряны, и зачастую игра напоминает американский футбол на льду. Начиная с юношеского хоккея, игра зачастую превращается в толкучку у бортов и в углах площадки. Открытый хоккей, когда игроки демонстрируют навыки владения клюшкой, мастерство передач и бросков, становится редкостью. Силовые приемы, подразумевающие встречу соперника бедром или плечом в центральной зоне, когда-то были искусством. Сегодня силовые приемы выглядят как впечатывание соперника в борт, зачастую при атаке сзади, что само по себе представляет собой риск получения игроком серьезной травмы.

Многие специалисты, в частности члены Комиссии по правилам игры NCAA, усердно работают над различными аспектами игры с целью повышения ее привлекательности в равной степени для игроков и болельщиков. Очевидно, начинать следовало бы с правильного применения существующих правил. Если тренеры и арбитры игнорируют правила или интерпретируют их по своему собственному усмотрению, то они фактически поощряют нарушителей правил.

В частности, правилами запрещены такие нарушения, как задержка соперника руками и клюшкой, атака соперника, не владеющего шайбой, неправильная атака соперника, толчок соперника на борт и т. п. Если бы за подобные нарушения не были предусмотрены удаления, их можно было бы вообще убрать из правил. С другой стороны, если бы должностные лица NCAA, от официальных лиц конференций до арбитров на льду, строго придерживались правил, нарушения карались бы удалениями более последовательно, в результате чего тренерам и игрокам пришлось бы корректировать манеру игры, а зрители могли бы наблюдать тот хоккей, который когда-то процветал. В конечном итоге, в игру вернулось бы мастерство, а мастеровитые игроки смогли бы выйти на первый план. В последнее время NCAA предприняла ряд шагов по повышению авторитета правил игры, и реакция хоккейной публики была положительной. Даже арбитры профессиональных лиг стали судить игру более строго.

Кроме того, недавно возникла тенденция, когда в студенческих состязаниях участвуют игроки старшего возраста, что в определенной степени является следствием участия студентов в юниорских лигах после старшей или средней подготовительной школы. В некоторых случаях университеты и колледжи сами поощряли данную тенденцию. В иных случаях, семьей молодого игрока принимались решения в процессе поиска оптимального пути для его хоккейной карьеры. Какой бы ни была причина, сегодня студентами-первокурсниками в возрасте 21 года на хоккейной площадке уже никого не удивишь.

Данный феномен заставил некоторых обозревателей обратить внимание на то, что тренеры студенческих команд получают в наследство игроков, которые научились искусно обходить сам дух игры. Несмотря на то, что сегодня некоторые игроки, прибывающие в кэмпы, уже очень хорошо умеют прихватывать, задерживать соперника, а также исполнять «нырки», тренеры студенческих команд обязаны избавить своих подопечных от этих привычек. Недостаточно просто сказать: «Мы не учим этому». Если игроки делают эти вещи, то вне зависимости от того, кто их этому научил, обязанностью тренера является пресечение подобного поведения на льду. Тренер отвечает за «нововведения» его подопечных.

Подбор игроков

В современном хоккее вызывает беспокойство еще один аспект, а именно процедура подбора и вербовки игроков, ставшая ночным кошмаром как для тренеров, так и для скаутов. Мы все оказываем давление на учеников, чтобы те определялись с будущим университетом или колледжем на раннем этапе обучения в старшей школе. Я говорю «все», потому что творцами данного феномена являются некоторые спортсмены, их родители и наиболее агрессивные тренеры. В реальности, подобная практика не приносит пользы ни студентам, ни тренерам.

На высшем уровне студенческого хоккея стало практически невозможно попасть в учебное заведение непосредственно после старшей школы без одного-двух лет занятий исключительно хоккеем на юниорском уровне. Это элемент профессионализма в нашем виде спорта. Решение о том, куда пойти учиться после средней школы зачастую принимается исключительно на основании хоккейных перспектив, а не учебной программы или иных факторов.

В последние годы тренеры студенческих команд горячо обсуждают устные договоренности и отсутствие календаря привлечения игроков. Молодые спортсмены достигают устных договоренностей с колледжами и университетами в течение первых лет обучения в старшей школе, а некоторые наиболее мастеровитые спортсмены договариваются с ВУЗами еще на восьмом году обучения в средней школе. Тренеры студенческих команд ожидают от студентов соблюдения данных договоренностей, и в большинстве случаев так и происходит. Но для менее скрупулезных тренеров бывает сложно не встревать и не вербовать перспективных молодых игроков, которые уже достигли устных договоренностей с каким-либо колледжем или университетом. Подобные ситуации нарушают единство, которое должно существовать в тренерской среде студенческого хоккея.

Зачастую источником проблемы является не тренер студенческой команды, а семья спортсмена. Родители начинают думать, что их ребенок может показать лучший результат в другой школе и доносят через третьих лиц информацию о том, что достигнутая договоренность не является незыблемой, если поступит более выгодное предложение. Из-за этого тренеры могут попасть в патовую ситуацию. В таком случае тренерам следует быть полностью откровенными со студентом, его семьей и коллегами по тренерскому цеху. Однако, следует отметить, что современный процесс подбора игроков характеризуется беспрецедентной агрессивностью.

Данный аспект подчеркивает необходимость разработки определенного календаря подбора игроков, т. е. согласованного графика, который бы ограничил период активных оценок и контактов со скаутами. В иных видах спорта предусмотрена подобная процедура, но хоккей на льду слишком медленно адаптируется к структуре работы, которую предполагает разработка подобного календаря. Ассистенты тренеров студенческих команд работают в ущерб спокойной семейной жизни, когда им требуется отвечать на давление, оказываемое возрастающей конкуренцией. Никто не желает выбыть из гонки за топовых игроков, так как победитель получит очевидное преимущество. Настало время разработать такой календарь и установить разумные ограничения.

По мнению некоторых обозревателей, следует также принимать во внимание основные показательные мероприятия. Мероприятия, заслуживающие доверия, будут организованы в период, соответствующий установленным временным рамкам, в то время как прочие мероприятия отойдут на второй план, что будет еще одним преимуществом разработки структурированного календаря.

Роль развлечения

Заключительным аспектом, который вызывает мое беспокойство, становится следующий вопрос: является ли игра для нас развлечением? Я часто задаю этот вопрос применительно к студенческому хоккею, который я знаю лучше всего. Студенческий спорт стал большим бизнесом. Требования к игрокам и тренерам возросли во сто крат по сравнению с игрой десятилетней давности. Колледжи и университеты построили великолепные современные спортивные объекты, а руководство ожидает максимальной их заполняемости на каждой игре.

Современные арены и стадионы предлагают уникальные удобства, как участникам соревнований, так и зрителям. Вместе с тем присутствуют и определенные ожидания, которые добавляются к грузу ответственности, висящему на плечах тренеров. Несомненно, повышаются преимущества, но ставки не менее высоки. Тренеры как никогда ранее понимают, что им необходимо добиваться успеха. Это может оказать влияние на тренировочные программы и роль развлечения при распределении приоритетов.

Тренировки стали более интенсивными и продолжительными по времени. Во всех видах спорта присутствует тенденция к перетренированности, результатом которой является роботизация действий спортсменов. В определенной степени мы ушли от спонтанности в игровых действиях.

Во второй половине моей тренерской карьеры я пришел к выводу, что в течение двух — или трехчасового занятия любой студент начнет клевать носом, и ему становится скучно. В спортивных тренировках работает аналогичный принцип. Поэтому я принял решение сократить время тренировок наполовину и ввел один тренировочный день с развлекательной программой, что в свою очередь позволило моим подопечным уделять больше времени учебе. Для студентов очень важно приходить на тренировки, понимая, что после занятий у них останется время на другие вещи, связанные с учебой или общением с друзьями. Умственное переутомление может стать бичом любого игрока или тренера. С учетом продолжительного и напряженного сезона очень важно, чтобы студенты чувствовали себя свежими и бодрыми. Тренер должен уметь достичь все поставленные цели тренировки за полтора часа интенсивного занятия.

Тренеры могут утверждать, что поскольку на них оказывается повышенное давление, то со спортсменов также следует спрашивать больше. Я не согласен с данным утверждением. Давление является проблемой, только если тренер сам видит в нем проблему или позволяет ему стать таковой. Организуйте скоротечный, легкий и интенсивный тренировочный процесс, и игроки будут воспринимать занятия более положительно, что в конечном итоге повысит успешность тренировочной программы.

Наконец, существует несомненная взаимосвязь между развлечением и целями, которые ставят перед собой сами студенты и их семьи. Студенческий спорт стал благодатной почвой для взращивания профессионалов, но реальность такова, что лишь некоторые из студентов станут по-настоящему успешными игроками. Игровые сезоны стали более продолжительными, а межсезонные тренировки требуют от спортсменов не меньших усилий. Школьники больше не могут заниматься еще каким-либо видом спорта помимо хоккея и иногда они вообще не способны в полной мере наслаждаться всеми прелестями школьной жизни.

Виноваты в этом не только школы, спонсирующие данный вид спорта. Частично корнем проблемы являются также и родители, начиная с момента принятия решения, когда игрок является еще подростком. Дети переходят от программы к программе, договоренности достигаются и нарушаются, а конечной целью является достижение идеальной ситуации. На определенном и достаточно раннем этапе потенциальный спортсмен элитного уровня начинает меньше думать о развлечении и больше о завоевании трофея, в качестве которого может выступать место в элитной юношеской команде, возможность обучения в средней подготовительной школе, получение университетской стипендии или заключение профессионального контракта. К сожалению, когда элемент развлечения начисто игнорируется, молодой игрок зачастую уходит из спорта до того, как достигаются цели, поставленные его семьей.

Заключение

Все вышеописанное приводит к логическому вопросу: какова цель студенческого хоккея? Состоит ли она в том, чтобы развить хоккейную карьеру студента или же подготовить более разностороннюю личность, у которой игровая карьера после окончания учебы возможно станет дополнительным преимуществом?

Спорт — это не только победы и поражения. Это люди, состязания и работа в команде под давлением. В спорте во многом проявляется истинная сущность людей и их отношение к другим и самим себе. Спорт учит тому, как воспринимать хорошее и плохое, а также учит помогать окружающим, следовать правилам и развиваться как личность. Спорт — это установка целей, приобретение навыков и работа в системе и, конечно же, стремление к победе.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Библия хоккейного тренера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я