Даки. Древний народ Карпат и Дуная

Думитру Берчу

Книга принадлежит перу профессора Д. Берчу и посвящена непрерывному историческому процессу взаимного влияния различных народов, населявших Румынию начиная с неолитической эпохи. Результатом тесного общения племен Карпат и Дуная, их знакомства со средиземноморскими культурами стали великолепные достижения бронзового века. Книга будет полезна всем, кто интересуется историей древних цивилизаций.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Даки. Древний народ Карпат и Дуная предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

ПАЛЕОЛИТ

Нижний палеолит

Галечная культура

Наиболее ранние орудия труда, известные на данный момент на территории Румынии, были найдены уже в наше время в долинах Дыржова, Дымбовника и других притоков Олта. Это округлые гальки, грубо оббитые с одного конца и чуть обработанные по форме; примитивная техника изготовления этих орудий, их форма и назначение позволяют отнести их в целом к галечной культуре и датировать, таким образом, чрезвычайно ранним периодом. Но поскольку эти орудия были случайно найдены на поверхности и не сопровождаются стратиграфическими данными или хотя бы свидетельствами о возможной связи их с остатками фауны и флоры соответствующего периода, их невозможно достоверно отнести к определенному геохронологическому слою или определенной фазе культурного развития. Однако известно, что орудия такого типа были распространены очень широко и изготавливались в течение длительного периода времени — до среднего палеолита и даже позже. Более того, так называемая дыржовская коллекция неоднородна по составу; она включает, помимо самых примитивных орудий, орудия клэктонского и аббевильско-ашельского типа. Но и орудия этого класса также чрезвычайно примитивны и рудиментарны. Некоторые из орудий, найденных в долинах притоков Олта, представляют собой гальки, грубо оббитые с одного конца; некоторые другие схожи по форме с хорошо известными североафриканскими сфероидами. Чтобы установить для этих орудий — а до сих пор их находили лишь во вторичном контексте — определенные хронологические и культурные рамки, необходимы дополнительные археологические свидетельства.

Недавно некоторые находки, сделанные в Буджулешти (Олтения) и принадлежащие к горизонту верхнего виллафранка, подверглись пересмотру; однако до получения результатов текущих исследований нельзя сделать по этому вопросу никаких научных выводов.

Аббевильская культура

В начале аббевильского периода, совпадающего по времени с миндельским оледенением, а в южной зоне со вторым плювиальным периодом, производство каменных орудий и фауна региона постепенно теряют свой архаичный характер. Определяющая особенность аббевильско-шелльского периода — ручное рубило, изготовленное в технике двусторонней обработки; при этом камень оббивался с двух сторон, ему обычно придавалась листовидная форма. В Румынии элементы этой культуры обнаружены также в долине Дыржова.

Клэктонская культура

Еще в конце Второй мировой войны не было известно никаких свидетельств присутствия в Румынии отщепных кремневых орудий широко распространенного и существовавшего длительное время клэктонского типа. Теперь же такие орудия, изготовленные в технике «камнем по камню», обнаружены в нескольких районах Румынии. В качестве примера можно привести орудия, найденные в Валя-Лупулуй и Рипичени. В Миток, на северо-востоке Румынии, на правом берегу Прута обнаружен очаг с клэктонскими отщепами. Установлено, что в других регионах Европы и в Африке ашельско-клэктонские орудия связаны с эволюцией питекантропа. Клэктонские орудия появились одновременно с аббевильскими и ашельскими, о чем свидетельствуют морфологические и технические особенности тех и других.

Ашельская культура

В Румынии о присутствии ашельской культуры свидетельствует ручное рубило из Лэпушул-Мик возле Клужа. В последние десять лет в долине Дыржова найдены и другие двусторонние ашельские орудия, которые долгое время приписывали аббевильской культуре.

Культура леваллуа

Культура отщепных орудий техники леваллуа широко распространена в районе Бухареста, в долине Дуная, в Молдавии и т. д. Во многих местах обнаружены свидетельства длительного обитания человека — в частности, на нижней террасе Прута возле Рипичени, где с 1961 по 1964 г. проводились активные раскопки. В результате выделено несколько горизонтов, некоторые из них заходят даже в период среднего палеолита.

Средний палеолит

Мустьерская культура

Средний палеолит представляет собой переходную фазу как с антропогенетической точки зрения, так и в плане социальной организации. Он характеризуется мустьерской культурой, оставившей нам множество археологических свидетельств. В пещере Охаба-Понор найдены остатки скелетов неандертальцев; кроме того, там идентифицированы три фаланги пальцев, принадлежащие человеку. В этой пещере имеется множество признаков обитания; обнаружен двойной очаг с высоко поднятыми краями, а также характерные орудия, такие как мустьерские проколки и скребки. В это же время появляются и первые резцы. При этом орудия все еще сохраняют признаки влияния техники леваллуа, поэтому для Румынии вполне оправданно говорить о культуре леваллуа-мустье. Продолжительная стоянка такого же типа зафиксирована и в Миток. До настоящего времени в Румынии находят два типа остроконечников, или проколок: треугольные, вроде экземпляра из Бая-де-Фьер, напоминающие африканско-микронезийский тип, и в форме крупной чешуйки, как, например, в пещере Охаба-Понор, напоминающие западноевропейские образцы. Во время раскопок на стоянке Из-вор в Рипичени обнаружены несколько мустьерских очагов. В Холбок (Молдавия) найдены многочисленные части мамонтов, включая череп и бивень; останки мамонтов найдены также в Рипичени и на речных террасах холмистых районов, а также в галечных и песчаных наносах долин Дуная и Тисы.

Кроме уже упомянутых пещер Бая-де-Фьер и Охаба-Понор, стоянки мустьерского человека обнаружены и в других пещерах, таких как пещера Чея (стоянка Извор) и Л а-Адам (в Тыргушоре), обе в Добрудже; пещеры Кейле-Турзий, Нандру и Федериу в Трансильвании и пещера Карашова в Банате. В пещерах Чея и Тыргушор, среди прочих останков, найдены окаменелые кости лапландского северного оленя, пещерного медведя, пещерной гиены, древнего носорога и лошади. Аналогичная фауна, характерная для довольно холодного климата, обнаружена и на других мустьерских стоянках.

Мустьерская культура, подобно одеялу, покрывает всю территорию Румынии. Однако на этом фоне постепенно проявляются определенные характерные черты, которые продолжают существовать много позже конца мустьерского периода.

Верхний палеолит

Ориньякская культура

Установлено, что в Центральной и Юго-Восточной Европе существует выраженная взаимосвязь между мустьерской и ориньякской культурами — как технически, так и морфологически. Некоторые ориньякские орудия, например орудия из пещеры Чокловина, изготовлены по мустьерской технологии. Более того, в ранних ориньякских орудиях заметно влияние клэктонской и селетоидной техники, переданное потомкам через века мустьерской культуры; об этом свидетельствуют листовидные проколки из Молдавии, Трансильвании, Баната и других мест. Как и в эпоху среднего палеолита, румынская территория в это время по-прежнему представляла собой неотъемлемую часть обширной верхнепалеолитической зоны, охватывающей целиком Восточно-Центральную и Юго-Восточную Европу. В Румынии хватает и археологических свидетельств ориньякской культуры; они найдены частью в пещерах, частью на открытых стоянках — Миток, Вэдастра, Йозэшел, Бая-де-Фьер, Чахлэу и др. (рис. 2). Кроме того, найдены и «мастерские» по изготовлению кремневых орудий. На террасе реки Бистрица возле Бистричоара (в районе Пьятра-Нямц) обнаружена стоянка с глубоким культурным слоем, где люди жили долгое время; исследования на этой стоянке проводились в 1957–1958 гг. В ее культурном слое выделено шесть отдельных слоев, принадлежащих ориньякской и граветской культурным группам. Возле Бойнешти, в Марамуреше, был вскрыт средний ориньякский уровень; он перекрывает позднемустьерский культурный слой и, в свою очередь, находится под граветским слоем. И ориньякский, и граветский уровни содержат в себе обсидиановые орудия. Ориньякский уровень, как и граветские стоянки северо-запада Румынии, является совершенно естественной частью соответствующей центральноевропейской культурной зоны; особенно близки они стоянкам Венгрии и Чехословакии. На востоке Румынии, в Добрудже, исследователи обнаружили ориньякскую культуру, покрывавшую всю провинцию целиком — от Черного моря до Дуная. Хотя подлинная продолжительность этой фазы до сих пор точно не установлена, именно в Добрудже можно выделить позднюю (и последнюю) ступень ориньякской культуры; в ней прослеживаются граветские тенденции, особенно близкие культурам Балкан, Греции и Малой Азии.

Рис. 2. Граветские артефакты, Чахлэу. Длина образца № 1 — 3 см, остальные в масштабе

Необходимо упомянуть здесь и о находке в пещере Ла-Адам (Тыргушор) части человеческого зуба, принадлежащего древнему человеку. В 1942 г. в пещере Чокловина (Трансильвания), также в ориньякском слое, была обнаружена мозговая часть черепа, принадлежавшая человеку того же типа; кроме того, в ней наблюдается сходство с черепами предмоштской серии. Румынская территория, особенно восточная ее часть, была когда-то заселена группами людей, которые принесли с собой граветскую культуру, широко распространенную по всей Восточной Европе. Эти люди охотились на мамонта и — позже и в меньших масштабах — на северного оленя. Постепенно распространяются микролитические орудия, впервые появившиеся во время предыдущего периода. Их употребление становится повсеместным; граветские микролиты продолжали существовать в неизменном виде, пока постепенно не преобразились под влиянием мезолитической культуры. Появились кремневые орудия более сложной геометрической формы, в первую очередь трапециевидной. В целом местные археологические находки включают шилья граветского типа, лезвия с затупленной спинкой (обушком), скребки, резцы, микрорезцы и проколки с плечиками. На стоянке Буда в области Бакэу, например, найдены орудия и оружие из костей тура или северного оленя. В то время широко использовался обсидиан; его активно применяли и в мезолите, и в протонеолите, и в раннем неолите. Новые условия окружающей среды, возникшие в результате резкого изменения климата, изменили не только флору и фауну региона, но и материальную культуру местного населения; в составе снаряжения охотника появлялось все больше микролитических орудий, пригодных для охоты на мелкую дичь. В некоторых районах обнаружены подземные жилища с несколькими очагами, принадлежавшие небольшим группам людей верхнего палеолита. Обнаружены также свидетельства магических обрядов.

В долине реки Бистрица определяются четыре фазы развития граветской культуры. Граветский элемент был одной из составляющих понтийской преднеолитической (или находившейся под неолитическим влиянием) тарденуазской культуры, когда уцелевшие группы охотников поздней (и последней) стадии верхнего палеолита были современниками более поздних мезолитических культур. От Крыма до Карпат залегает непрерывный горизонт тарденуазских трапеций, сменяющий собой верхний граветский слой или проникающий в него; местами слои перемежаются. Надо сказать, что связь с районом Средиземноморья в этот период не ослабевает. В 1954 г. в верхнепалеолитических залежах в Костенки было зафиксировано внешнее влияние, пришедшее, очевидно, из Средиземноморья. Там был обнаружен человеческий скелет с четко выраженными чертами гримальдийского типа. Признаки влияния Средиземноморья — особенно Малой Азии и Эгейско-Средиземноморской зоны — становятся особенно заметными в преддверии того периода, когда жизнь людей, основанная на собирании пищи, постепенно уступает место ее производству.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Даки. Древний народ Карпат и Дуная предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я