Светильник, озаряющий и ясно устанавливающий свойства медитации предварительных практик

Бамда Тубтен Гелег Гьямцо

Книга «Светильник, озаряющий и ясно устанавливающий свойства медитации предварительных практик ваджрной йоги – глубокого пути, сущности шестичастной йоги» написана выдающимся мастером традиции Джонанг – Бамда Тубтеном Гелегом Гьямцо. Автор дает глубокие сущностные наставления по методам реализации внешних и внутренних предварительных практик традиции Калачакры, а также точные критерии зарождения этих состояний в потоке ума практикующего. Этот текст прекрасно дополняет другой труд Бамда Гелега – «Колесница, доставляющая в царство Четырех Кай» и является прямым руководством к практике на основе текста «Собрание предварительных и основных практик глубокого пути ваджрной йоги Калачакры традиции Джонанг». Пусть заслуги от издания этой книги станут причиной распространения Калачакра-тантры в этом мире, а также долгой жизни великих мастеров! В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Калачакра / Колесо времени

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Светильник, озаряющий и ясно устанавливающий свойства медитации предварительных практик предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Перевод с тибетского Алексея Васильева

© Перевод на русский язык. А. Васильев, 2021

© Издание на русском языке, оформление. ООО ИД «Ганга», 2021

Местная религиозная организация «Буддистский центр „Калачакра“»

Предисловие

Бамда Тубтен Гелег Гьямцо — выдающийся лама традиции Джонанг, практиковавший глубочайшие учения школ Кагью, Дзогчен, Гелуг, Шангпа и главным образом практики Калачакры традиции Джонанг. Его комментарии к шести йогам Наропы и шестичастной ваджрной йоге Калачакры считаются самыми подробными и авторитетными, а обширные тексты по праджняпарамите и «Украшению из постижений» Майтреи (семь томов), комментарии к «Введению в мадхьямаку» Чандракирти, к циклам практик Хаягривы и других йидамов по линии Таранатхи, шести йог Нигумы в традиции Шангпа Кагью, построению мандал, биографии учителей и лам линии преемственности составляют двадцать два тома его собрания сочинений, которые и по сей день служат руководствами для практикующих.

Вторая половина XIX века, спустя двести лет после закрытия монастырей Джонанг в Центральном Тибете, ознаменовалась возрождением традиции написания подробных и обширных комментариев. Неудивительно, что это происходило в отдаленных от Центрального Тибета областях Амдо и Кхам при близком сотрудничестве и поддержке выдающихся деятелей течения Риме, зародившегося в Восточном Тибете благодаря плодотворной деятельности Джамгона Конгтрула, Джу Мипама, Дза Патрула, Кхьенце Вангпо и Чокгьюра Лингпы. Школа Джонанг стала частью этого движения, задача которого заключалась в сохранении исчезающих и малоизвестных практик и линий передачи и их интеграции в практику других традиций. Это время стало периодом как обобщения более чем тысячелетнего развития буддизма в Тибете, так и обновления используемых практик за счет новых терма, «сокровищ Дхармы», и исчезающих традиций. Будучи ближайшим сподвижником мастеров Риме, Бамда Гелег стал одной из ключевых фигур возрождения и укрепления традиции Джонанг в Восточном Тибете, также написавшим первые после Таранатхи комментарии к основным практикам традиции и воспитавшим целую плеяду ученых и йогинов.

Обращаясь к публикуемому тексту — «Светильник, озаряющий и ясно устанавливающий свойства медитации предварительных практик ваджрной йоги — глубокого пути, сущности шестичастной йоги», в первую очередь следует отметить его практическую направленность и тщательную проработку тем, касающихся каждой из предварительных практик. Первая часть наставлений по предварительным практикам касается общих для всех буддистов размышлений о драгоценном человеческом рождении, непостоянстве, изъянах сансары и карме с ее результатом. Они рассматриваются очень подробно, следуя структуре ламрима, опирающегося на трактат Атиши Дипанкары Шриджняны (982–1054) «Светильник на пути Просветления». Название каждой главы содержит основную тему размышления, раскрываемую цитатами из сутр и наиболее известных произведений Шантаракшиты, Ашвагхоши, Чандрагомина и других мастеров. Затем автор дает практические советы по углублению практики, предлагая примеры соответствующих размышлений и наполняя их личным опытом и логическими доводами. В завершение каждой главы Бамда Гелег описывает критерии реализации данной практики и приводит строки, обобщающие основные моменты наставлений. Примечательно, что из представленных здесь четырех размышлений самым подробным и ярким является медитация о недостатках обусловленного существования с их пугающими образами страданий сансары. Первая часть имеет наибольшее сходство с произведениями жанра ламрим (в традиции Джонанг известно одно сочинение этого жанра авторства Таранатхи — «Источник амриты») — это описание этапов пути буддийского практикующего от личности с низшими способностями до высшей личности.

Вторая часть посвящена непосредственно предварительным практикам шестичастной ваджрной йоги: здесь уже представлены начальные методы Тайной мантраяны. Первый раздел особых предварительных практик описывает принятие прибежища, развитие просветленного настроя бодхичитты, очищение от завес в медитации Ваджрасаттвы, подношение мандалы и Гуру-йогу — практики, с некоторыми вариациями представленные во всех традициях тибетского буддизма. Они соответствуют духу и стилю Джонанг и следуют краткому коренному тексту Джецуна Таранатхи «Вè́дение, обладающее сутью». Основанные на устных наставлениях и пережитые на собственном опыте, подробно описанные детали каждой предварительной практики сопровождаются дополнительной информацией, поясняющей свойства объектов прибежища, виды прибежища и описывающей тела будды. В следующих главах подробно, вплоть до внутренних монологов, описаны способы развития любви и сострадания, силы, способствующие раскаянию, символика атрибутов божеств, особенности структуры вселенной в мандале Калачакры, качества учителя и ученика в контексте обетов Ваджраяны и многие другие темы, заполняющие пробелы знаний у начинающего йогина.

Заключительные главы посвящены краткому руководству по стадии зарождения Калачакра-тантры (Сахаджа-Калачакра) и практике трех изоляций (венсум), которыми занимаются йогины в отшельничестве после завершения основных предварительных практик. Поскольку подобные наставления передаются ученикам, завершившим основные предварительные практики и получившим непосредственную передачу от учителя, данные главы сюда не включены.

Выражаем сердечную благодарность досточтимому Ламе Йонтену Гиалтсо за то, что он выступил инициатором перевода этой книги с тибетского языка, оказывал всяческую поддержку и давал ценные консультации переводчикам и редакторам.

Благодарим за спонсорскую помощь Тимашкова Василия, чья щедрость позволила выйти этой книге в свет и открыла возможность чтения и изучения драгоценного текста традиции Джонанг впервые на русском языке.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Светильник, озаряющий и ясно устанавливающий свойства медитации предварительных практик предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я