Финансовые услуги для всех? Стратегии и проблемы расширения доступа

Ашли Демиргюч-Кунт, 2011

Невозможность получить доступ к финансовым услугам является одной из основных причин сохранения неравенства доходов и медленного экономического роста в самых разных странах мира. Опираясь на последние исследования Всемирного банка, авторы книги показывают, как предоставление населению максимально широкого доступа к финансовым услугам способно стимулировать экономический рост, а также формулируют основные принципы эффективной политики по расширению доступности финансовых услуг. Книга адресована банковским работникам и специалистам в сфере финансов и экономики, преподавателям и студентам экономических вузов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансовые услуги для всех? Стратегии и проблемы расширения доступа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Переводчик И. Шафикова

Редактор М. Савина

Корректор Е. Аксенова

Компьютерная верстка А. Фоминов, Ю. Юсупова

Художник обложки С. Прокофьева

© The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 2011

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Предисловие

Доступность финансовых услуг в разных странах мира различна. И если во многих развивающихся странах менее половины населения имеет счета в финансовых учреждениях, то в большинстве африканских стран такие счета есть у менее чем одной пятой домохозяйств. Современная теория развития рассматривает недостаточный доступ к финансам как одну из основных причин сохранения неравенства доходов и замедления роста. Без всеохватывающей финансовой системы малоимущие жители страны, как и малые предприятия, могут рассчитывать только на собственные сбережения и заработки, если хотят инвестировать в образование, расширение бизнеса или воспользоваться возможностями для роста. Таким образом, политика финансового сектора, поощряющая конкуренцию, стимулирующая активность физических лиц и помогающая преодолевать барьеры на пути к доступности финансов, не только гарантирует стабильность развития, но и необходима для экономического роста, сокращения бедности и более справедливого распределения ресурсов.

Группа Всемирного банка давно пришла к выводу, что хорошо функционирующая финансовая система способствует экономическому развитию страны. Работа финансового сектора делает очевидной особую важность финансовой стабильности и эффективности. Однако продвижению доступности финансовых услуг на практике уделяется намного меньше внимания, чем в теории. Доступ к финансовым услугам как элемент финансового развития часто обходят вниманием, главным образом из-за нехватки нужной информации. Эмпирические данные, связывающие доступность финансовых услуг с результатами развития, довольно ограничены и в лучшем случае демонстрируют приблизительную картину государственного вмешательства в области финансовой политики. Растущее внимание со стороны политических кругов к проблеме создания всеохватывающей финансовой системы в последние годы подчеркивает необходимость более полного освещения этого вопроса и глубокого анализа полученных данных.

Изучение доступности финансовых услуг, факторов, ее определяющих, и ее влияния стали темой исследований, проводимых Всемирным банком в последние годы. Эти исследования включают изучение конкретных примеров и случаев вмешательства государства, а также систематический анализ данных, полученных в ходе опросов, охватывающих как целые страны, так и отдельные регионы. Настоящая книга представляет первые результаты исследований, демонстрирующих, что доступность к финансам в мире довольно ограничена, и указывает причины, возможно, мешающие предприятиям малого бизнеса и бедным домохозяйствам в полной мере пользоваться финансовыми услугами. По результатам исследований определены основные принципы эффективной политики по расширению доступности финансовых услуг.

Выводы согласуются с одними традиционными взглядами и ставят под сомнение другие. Так, в книге приведены факты, подтверждающие широко распространенное мнение о том, что финансовое развитие способствует экономическому росту. Более легкий доступ к финансам создает среду, способствующую созданию новых производств, внедрению инноваций и росту. Исследования также показывают, что предприятия малого бизнеса при более свободном доступе к финансам получают определенные преимущества как при выходе на рынок, так и из-за снятия ограничений для роста. Следовательно, всеохватывающая финансовая система будет оказывать влияние на состав предпринимательского сектора и конкуренцию внутри него.

Кроме прямых преимуществ, которые принесет доступность финансовых услуг предприятиям малого бизнеса и бедным домохозяйствам, есть польза и косвенная, связанная с финансовым развитием. Например, будут расти зарплаты, так как развитая финансовая система повышает общую эффективность и способствует росту экономики и занятости. Предприятия малого бизнеса могут обнаружить, что с финансовым развитием их возможности вырастут, даже если финансовый сектор будет по-прежнему в основном обслуживать крупный бизнес. Следовательно, политика финансового сектора по отношению к бедным слоям населения требует большего внимания, чем доступность финансовых услуг для них: улучшение доступа к финансам предпринимателей, занимающихся микро — и малым бизнесом, но не относящихся к бедным слоям населения, может оказать крайне благоприятное косвенное влияние на эти слои. Расширение доступа к финансовым услугам остается важной задачей государственной политики многих стран. Однако не все действия правительств одинаково эффективны, а иногда политические решения могут дать обратные результаты. Политикам следует ставить реалистичные задачи. Например, с развитием экономики формально доступ к услугам платежей и сбережений может стать практически неограниченным, однако не каждый должен иметь возможность получить кредит. Нередко чрезмерно мягкая кредитная политика негативно сказывалась на национальном благосостоянии.

Политика правительства в финансовом секторе должна сосредоточиться на реформировании институтов, развитии инфраструктуры, которая помогла бы в полной мере воспользоваться технологическим прогрессом всем слоям населения, на поощрении конкуренции и правильном стимулировании через разумное регулирование рынка. В книге рассматриваются примеры вмешательства со стороны правительства — через налоги, субсидии и прямое владение финансовыми институтами. Опыт показывает, что иногда подобное вмешательство слишком политизировано, плохо структурировано и выгодно главным образом тем, кто не нуждается в субсидиях. При отсутствии тщательной экономической оценки большинства схем вмешательства государства их эффект с точки зрения сравнения затрат и полученных результатов остается неясным.

Несмотря на все усилия, вероятно, предоставление некоторых финансовых услуг самым бедным слоям населения может потребовать субсидирования. Но использование субсидий при предоставлении микрокредитов может привести к отказу от применения инновационных технологий для расширения доступа к финансовым услугам и в долгосрочном плане — к обратным результатам. Кроме того, данные показывают, что для бедных семей получение кредита не единственная, а во многих случаях и не основная финансовая услуга, в которой они нуждаются. Например, чтобы участвовать в современной рыночной экономике, бедные нуждаются (но часто не могут получить) в доступе к надежным, недорогим и удобным продуктам сбережений и платежей. Иногда субсидии лучше потратить на создание таких продуктов.

В основе анализа лежат материалы глобальных исследований, что обеспечивает качество выводов относительно политики в области доступности финансов. Мы надеемся, что эта работа будет полезна при обсуждении политики, направленной на формирование системы финансовых услуг. Была проделана большая работа, но многому еще предстоит сделать. Данные, представленные в книге, подчеркивают важность инвестирования в такие исследования, что связано с необходимостью получения как можно более детальной информации: постоянная работа по измерению и оценке влияния доступа к финансовым услугам требует получения микроданных на уровне как домохозяйств, так и фирм.

Группа Всемирного банка намерена продолжать работу в области построения всеохватывающих финансовых систем и помогать странам-членам в разработке политики, касающейся их создания.

Франсуа Бургиньон,старший вице-президент и главный экономист, Всемирный банкМайкл Кляйн,вице-президент по развитию финансового и частного сектора, Всемирный банк,главный экономист, МФК

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансовые услуги для всех? Стратегии и проблемы расширения доступа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я