Вы встретите на страницах этой книги героев Шекспира и дедушку Ленина, графа Сен-Жермена, Гретхен и дона Румату Эсторского, Понтия Пилата и Элвиса, господина ПЖ с планеты Плюк, ангелов, дворников, блудниц, воспитательниц детсада и проч. и проч. Мир образный, временами противоречивый (материал для сборника писался пять лет, в 2016-2021 годах). Мир, где жизнь мешается с литературой, историей, искусством. Возможно, будет Вашим миром. Публикуется в авторской редакции с сохранением авторских орфографии и пунктуации.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги [Не]глиняные предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Из цикла «Булгаковские мотивы»
«Кот вверяет мечты и думы окну…»
Кот вверяет мечты и думы окну;
Видит в вольво и фордах дымы костров;
Видит в красных пальто колоннады и кровь;
Глушит старой геранью чужую вину.
Сонная бабка сметает кота с окна;
Пьет корвалол, и мажет, и мажет спину;
Видит в людях первоначальную глину;
Перебирает обрывки серого сна;
Машет дворнику. Дворник сегодня суров:
Пьет из горла, материт про себя листву;
Мысленно — пишет стихи, уезжает в Москву;
Видит в вольво и фордах дымы костров;
Видит в красных пальто колоннады и кровь.
Сонная бабка сметает кота с окна;
Пишет стихи для соседки, и вечности тоже;
Думает, будь она помоложе…
Впрочем, она была молода сполна.
Кот объедает герань за листком листок,
Едет в Москву с иностранцем в чёрном берете.
Сонная бабка — у зеркала, не одета.
Дворник седлает метлу, поэтичен и строг.
Старый камин гудит и чадит едва.
Дворнику — штраф за езду на метле без прав.
Кот ухмыляется, лезет за спиртом в шкаф.
Там же — шахматы, примус и голова.
(вариант)
Мраморная ласточка дворца,
Склёвывающая с сада пену;
Вкус у фруктов и вина отменный,
Словно пена крови на арене;
Гордый зверь, спускаешься с крыльца.
Золото и ладан — на поклон;
Суета рабов в неверном свете
Масляных светильников, и этот
Шаг закованных в броню атлетов…
Помнишь ли ты это, игемон?
Помнишь крики «Аве!» с площадей,
Воскурения, любовь наложниц? —
Если в дозах быть неосторожным,
Проступают нимфы; грани — ложны;
Зримо расцветает асфодель.
Боль была расплатой. Ну и что ж?
Боль, как тело, никуда не делась.
Ты обрел лишь нищету и серость.
Этого тебе всю жизнь хотелось?
Посмотри, на что ты стал похож!
Посмотри (возьмет тебя тоска,
Прежнего властителя?) — ты стёрся,
Как ковёр с густым когда-то ворсом:
Волосы слежались, ноги босы,
Треснул посох в высохших руках.
На плечах — отрепья тех времён,
Что, должно быть, помнят гибель Трои;
Тусклый взгляд, и память — на второе;
Ветер рвы меж старых рёбер роет.
Как ты изменился, игемон!
Кто тебе поклонится теперь?
Разве раб или ребёнок — в шутку.
Разве кто лишившийся рассудка,
Как и ты. Тебе ещё не жутко?
Игемон, ты червь теперь, поверь.
Кто теперь подаст тебе вина?
Разве украдёшь, — вдвойне дороже
Изрубцованной заплатишь кожей.
Да и ты, как старый пёс, не сможешь —
Здесь сноровка, молодость нужна.
Кто к тебе проявит интерес?
Разве что «волчица» — по работе;
Если вообще проявит что-то —
Не найдёшь и унции в своей суме…
— Зато тот
Проповедник не пошел на крест.
— Елене Штефан
Свет фонарей, дробящий пространство:
жёлтые листья, лужи, редкие пары —
словно с абстрактной картины,
словно художник рассыпал
все по холсту
в беспорядке/порядке,
ведомом лишь посвящённым.
Пары глядят друг на друга/в зеркало.
все очень мирно, как будто
завтра — последний день
или что-нибудь вроде —
праздник песах,
гости на Патриарших.
Думаю: кровь — это важно,
может, вопросы крови
сложнее вопросов мытаря к миру,
вопросов тождества волн в океане,
рисунка ветки в пространстве
за бурный век.
Думаю, что твою прапрапрапра-
Генрих Четвертый Наваррский
в энном далёком году нашей эры —
назвал своею женой.
Смотрю на тебя, понимаю, — это
более чем возможно.
Ты говоришь, я обязан,
просто обязан,
может быть, прямо сейчас
сесть написать роман о Пилате.
Ты даже знаешь, как я начну:
«В белом плаще с кровавым подбоем…»
Мир обретает сходство с ночной Иудеей;
тень привычным движением
льёт из чаши во фрукты
первый глоток — богам.
*
Я не выигрывал денег
и не снимал в цоколе комнат
с печкой и окнами в уровень туфель,
дивных туфель с накладками в виде бантов,
не был историком,
просто писал стихи.
Встретились мы с тобою вовсе не в переулке,
ты не несла мимозы в руках и не бросала их в грязь,
и всё же…
*
Были осенние парки,
были жёлтые листья, лужи, свет фонарей,
дробящий время
на прошлое и настоящее,
на то, что было, и то, что есть,
словно художник поверх одной
писал совершенно другую картину.
Мне иногда казалось:
ты замужем за инженером,
мы встречаемся тайно,
едим печёный картофель,
пока под дождём бушует сирень.
Я задавался вопросом,
видишь ли это ты?
Ты улыбалась лукаво,
видела наше общее завтра
в интеллигентных парах
где-нибудь в библиотеке.
Здесь — седовласый мужчина
(вовсе не в римском панцире,
без портсигара и свиты)
спутнице тихо шептал
тонкости интернета;
там, где я был, — я видел только тебя,
может, ещё печеный картофель,
гроздья теряющий куст сирени,
тень с чашей в руке;
думал, что кровь — это важно,
как полнолуние в мае,
может, как стук калитки,
если сидишь и ждёшь.
Ты говорила, что я обязан,
просто обязан,
может быть, прямо сейчас
сесть написать роман о Пилате.
Я — глядел на тебя,
я — молчал.
Свет фонарей уходил в перспективу,
жёлтыми нитями связывая реальность
с чем-то большим.
*
После того была тьма —
древняя, грозная, — цвета чернил,
цвета вины, которая —
только на мне.
Сильно горела щека,
я — стоял и курил и думал.
Думал: вопросы крови сложнее —
сложнее вопросов жизни и смерти,
поступка и воздаяния,
сложнее боли, когда не спасают
вино и прохлада.
Свет фонарей исчез,
отдробил пространство и время,
оставив лишь чёрный холст,
может, пустую раму.
Тьма накрыла Ершалаим, —
башню, сады, переулки, базары,
гордых богов гипподрома, дворец, —
весь великий город;
тьма залезла в форточку спрутом,
я стоял и курил и думал,
я — жёг тот роман, который
писал урывками втайне, и —
когда почернела последняя из страниц, —
разбил ботинком бледное
«В белом плаще с кровавым подбоем…»,
мысленно поцеловал тебя,
как — твою прапрапрапра — — Генрих Четвертый,
выкинул сигарету,
вновь закурил,
сломал,
достал телефон из кармана…
*
Вижу: беззвучный режим,
от тебя шесть звонков и одна смс: «Как ты? «
Я не знаю, что можно сказать,
все слова обернулись плясками пламени,
и не загнать, не поймать, словно
это — последний день,
или что-нибудь вроде —
праздник песах,
гости на Патриарших,
майское полнолуние,
дымный картофель,
рваные гроздья сирени,
тень с нетронутой чашей вина,
тень у Лысой горы.
Я думаю, что вопросы крови сложнее…
Я — звоню.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги [Не]глиняные предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других