Как заработать – свадебная фотография. Записки свадебного фотографа

Артур Юрьевич Газаров, 2021

Вас привлекает фотобизнес, вы решили снимать свадьбы, юбилеи, корпоративы и другие торжества? Вас можно поздравить – идея замечательная, перспективы заманчивые и многообещающие. С одной стороны это увлекательное творческое занятие, к тому же высокодоходное, если вовремя приложить усилия в нужном направлении, с другой стороны на этом нелегком пути слишком много подводных камней, нередко препятствия и масса нерешенных вопросов могут отбить желание зарабатывать с помощью фотоаппарата. Как и в любой другой профессии нужны знания, навыки, умение расставлять приоритеты, мыслить нестандартно, действовать уверенно, быстро и грамотно. Данное руководство не является учебником по фотосъемке, это самоучитель, который позволит добиться успеха именно в коммерческой свадебной фотографии. Книга позволит вам быстро и без лишних потерь разобраться в секретах, быстро начать зарабатывать. Это пошаговое руководство даст возможность без длительной прелюдии окунуться в работу.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как заработать – свадебная фотография. Записки свадебного фотографа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4

Организационные вопросы

Определяемся сразу — любитель с дополнительным заработком или профи

На самом деле это далеко не простой вопрос. Вам стоит вначале точно определиться, как вы будете работать. Полностью переключитесь на работу фотографа или же будете подрабатывать в свободное от основной работы время. Имеет смысл выяснить, так как определяется дальнейший план ваших действий.

Второй путь более безопасен в плане того, что даже если вы и перейдете в будущем на работу в качестве профессионального фотографа — оформите ИП, то этот переход произойдет мягко и плавно, менее болезненно, в том числе и в финансовом отношении.

Оба варианта имеют свои как плюсы, так и минусы.

Если еще нет уверенности в себе, нет четкого понимания, каким именно образом вы будете зарабатывать фотографией, по разным причинам не готовы полностью переключиться на работу в фотобизнесе, возможно, вам не понравится снимать свадьбы или трудно сразу снимать много, то не стоит спешить и уходить с основного места работы, тем более, если она стабильная и приносит хороший доход.

Период перехода может затянуться надолго, а без средств к существованию в нашем обществе никак нельзя оставаться.

Вы можете попробовать фотопрактику в качестве дополнительного заработка — во внерабочее время, например, снимать свадьбы по субботам, подрабатывать ассистентом фотографа, сотрудничать с заказчиками на договорной основе, начать работать с фотобанками и т.д. Тем самым вы нащупаете именно то направление, которое вам более интересно. Вы остановитесь на том, что у вас лучше и легче получается, от чего вы получаете удовольствие при съемке, что, в конце концов, вам выгоднее. Это будет плавный переход в профессию, вы постепенно приобретете нужную вам аппаратуру, опыт, заказчиков.

Однако есть здесь и другая сторона. При таком подходе у вас будет все же «любительское» отношение к делу. Вы будете заняты основной работой, у вас не всегда остается времени и сил, чтобы полностью заняться фотографией — заказами. Темпы роста будут отличаться от того режима, в котором действует профи.

Представьте, вам позвонили, и выяснилось, что свадьба назначена на пятницу, а вы на работе. Хорошо, если есть возможность отпроситься или взять отгул. Но вы же не можете все время отпрашиваться, и вам придется терять клиентов.

Здесь уже нужно только самому решить, что больше нравится и что стабильнее — иногда подрабатывать съемкой или полностью переключиться на фотографию. Еще, если вы живете в маленьком городе, то объем заказов может быть небольшим. Чтобы держаться, вам придется ездить по другим городам.

Профессиональный фотограф это человек, которой с помощью той техники, которая у него имеется обязан сделать чудеса, получить в любых условиях высокий результат, главное, чтобы у заказчика не оставалось претензий, обид, и чтобы он получил больше, чем ожидал, чтобы вы его всегда удивляли и радовали. Делайте неожиданные сюрпризы в виде дополнительных фотографий, красивой постановки, слайд-шоу, фотокартин. При этом нагрузка будет высокой. С другой стороны у вас возможности будут тоже немалые, в том числе финансовые. Если работать вдумчиво, старательно, быстро учиться, анализировать не только собственное фотографическое мастерство, но и продвижение ваших услуг на рынок, то вы сможете выйти на достойный уровень, а при правильной организации работы вы сможете рассчитывать на достаточно высокую оплату. Но не думайте, что деньги будут падать с неба сами собой — чем больше энергии и сил вы отдадите, тем больше получите. Хороший успешный фотограф это трудяга, у которого практически не остается времени ни на что другое, работать нужно с полной отдачей.

Стартовый капитал

Не имея денег, начать зарабатывать фотографией очень и очень трудно. Некоторый начальный капитал необходим. Это не тот случай, когда можно все начинать с нуля. Брать технику напрокат рискованно, но можно.

Вам как минимум нужно купить фотокамеру. Желательно качественную, но одной камерой не обойтись. Чтобы начать зарабатывать нужен минимальный комплект. Иначе говоря, нужно заработать деньги, чтобы приобрести соответствующую технику. В конце концов, все с чего-то начинают. Если брать аппаратуру в кредит, то не стоит брать самую дешевую и самую дорогую. Средний рабочий комплект.

Отдельно хочется отметить, что крайне нежелательно влезать в долги, брать кредиты. Пусть у вас для начала будет самый скромный комплект, но зато вы не будете никому должны, упорством и трудолюбием в дальнейшем постепенно заработаете. Так вы быстрее раскрутитесь.

Главное не только умение красиво фотографировать, но и строить бизнес, важен подход к людям, нужно учиться работать с моделями, вырабатывайте у себя общительность и очень активную жизненную позицию.

Расходы планируйте в соответствии с теми задачами, которые непосредственно стоят перед вами. Не пытайтесь сразу прикупить и «то и это», которое возможно пригодится для съемки когда-то в будущем, а может и не пригодиться, не стоит захламлять жизненное пространство вокруг себя. В дальнейшем у вас придет более осознанное понимание, что именно вам требуется для съемки. Как бы не пришлось затем продавать.

Также существует принцип разумной достаточности. Старайтесь его соблюдать и не попадать под гипноз собственных необоснованных желаний. Любитель и профессиональный фотограф немного по-разному должны смотреть на одни и те же вещи. Можно пояснить на примере. Предположим, вам нужен портретный объектив с фокусным расстоянием — 85 мм. Условно есть два варианта 85 f1,8 и 85 f1,2. Если первый вариант вам вполне по карману и не так сильно отразится на бюджете, то второй стоит очень дорого. Одно дело вам просто хочется его иметь для себя любимого, порадовать себя дорогим и качественным объективом (разумеется, нужно стремиться к лучшему) но с другой стороны подумайте — как быстро он окупится? И окупится ли вообще, если учесть еще немалые расходы на все остальное, скорее всего у вас нет еще запасной камеры, приличного штатника и многих других нужных вещей. Ведь и 85 f1.8 позволит решить те же задачи и очень неплохо. Вне всяких сомнений, 85 f1.2 намного лучше во всех отношениях, обеспечит замечательный результат, но он будет оправдан, если вы за фотографии получаете достаточно, чтобы его окупить и уверенно зарабатывать дальше.

То есть техника должна обеспечивать гарантированно приемлемое качество при минимальных затратах с вашей стороны.

И еще. Допустим, у вас есть три тысячи долларов на дорогой объектив. Но это еще не означает, что вы его можете купить. Не исключено, что эти деньги вам следует потратить на что-то более полезное и жизненное важное. К примеру, мощный компьютер. Затем, когда уже уверенно заработаете на него, тогда и купите. Дело еще и в том, что, купив, вы можете отложить его на полочку, при этом работать более удобным объективом, пусть и менее качественным, и такое случается.

Просчитайте ожидаемые доходы. Так, если в вашем регионе за свадьбу можно получить максимум скажем 150 долларов, то, купив технику на 15 000 долларов, вам даже смысла не будет ее изнашивать. Поэтому вначале возьмите тот комплект, который позволит его быстро окупить. К тому же у вас будет запасной вариант, если вы в дальнейшем купите более качественную фототехнику.

Технику можно вначале брать в аренду. Здесь есть положительный момент, вы получите хорошее представление о том, что вам нужно и купите именно то, что нужно, ваш комплект.

Любой ценой старайтесь не оформлять никакие кредиты и лезть в долги — это самый крайний выход, но не самый правильный. Дело в том, что трат может оказать слишком много, а доходы не всегда растут так, как хотелось бы. Пусть лучше вы возьмете дешевую б/у технику и будете расти как фотограф, докупая постепенно, по мере понимания и необходимости. Среди недорогой техники тоже можно выбрать то, что позволит получать очень качественный результат. Новейшая фототехника не должна становиться самоцелью, особенно, когда есть проблемы с финансами.

Другое дело, когда у вас достаточный опыт, вы знаете, какое оборудование нужно, и вы знаете, что вскоре все затраты окупите.

Компьютер. Не только фототехника принимает участие в процессе. Снимки надо обрабатывать. На свадьбах вам придется снимать очень много, снимки будут накапливаться как снежный ком. Скорость работы компьютера очень важна. Если ваш ПК зависает, тормозит, вам придется работать ночами, чтобы справиться с обработкой. Со временем приобретите мощный компьютер с большим объемом оперативной памяти. В качестве системного, установите SSD диск. Второй диск, тоже SSD для обрабатываемых фотографий. Когда все будет готово, убирайте съемку в архив на обычный жесткий диск большого объема. Сохраняйте исходники и обработку. Постоянно анализируйте брак, выявляйте закономерные причины своих промахов. Быстрый и производительный компьютер это настоящее спасение для фотографа. Если вы плохо владеете Фотошопом, обязательно возьмитесь за его изучение. Еще не забудьте, что монитор также имеет значение. Минимум 24 дюйма, с хорошей матрицей, точной цветопередачей. Желательно откалибровать монитор.

Ноутбук или стационарный компьютер?

Стационарный практичен, он более производительный. Всегда можете добавить жесткие диски, оперативку, заменить процессор, блок питания. Плюс работать на большом мониторе гораздо удобнее. Ноутбук выручает, когда в квартире нет места для стационарного компьютера, когда часто приходится работать в разных местах, когда нужно что-то показать заказчику или обработать сразу после съемки. В идеале лучше иметь и то и другое.

Помните, что компьютер имеет обыкновение терять информацию, поэтому периодически все дублируйте. Не забывайте про антивирус, периодически тестируйте компьютер на предмет состояния жесткого диска, пропылесосить.

Важно удобное рабочее место — стол, кресло. Работать придется много, если кресло и стол неудобные, вы будете быстро уставать, заработаете себе остеохондроз.

Так как фотографу надо добираться каждый раз до заказчика, то машина здесь крайне востребована. Если вы не водите машину, желательно выучиться и получить права. Машина подойдет для начала любая, лишь бы доехать до места. Но за ней тоже надо следить, чтобы она была в исправном состоянии, чтобы не сломалась в самый неподходящий момент. Если живете в сельской местности и свадьбы приходится снимать в деревнях, то лучший выбор это внедорожник.

Нужен ли учитель

Если вы еще не владеете в достаточной мере знаниями, у вас нет большого опыта, практики фотографии, желательно пройти курс обучения, позаниматься с преподавателем, либо более опытным фотографом, или же приобрести хорошие книги — учебники по основам фотодела, практике съемки, в том числе и по свадебной фотографии. Затем внимательно, с фотокамерой в руках нужно все как следует изучить, добиться полного понимания и закрепить знания практическими навыками. Желательно повторить занятия, это пойдет только на пользу. Навыки должны быть доведены до полного автоматизма. Во время работы вам некогда будет разбираться с камерой, экспериментировать. Упустите ключевые моменты, заказчики этого не поймут.

Тренируйтесь больше, фотографируйте родственников, знакомых, друзей, снимайте на работе. Показывайте снимки людям, выслушивайте их мнение, замечания. Критика, вопросы будут очень полезными. Не обижайтесь на критику — добиться действительно хороших результатов непросто, даже с большим опытом съемки, разбирайте причины неудач. Смотрите работы не только профессионалов, но и увлеченных любителей, анализируйте, сопоставляйте их с вашими. Не бойтесь повторять их работы, заимствовать удачные решения, добивайтесь успеха любой ценой, попутно вносите что-то свое.

Разумеется, хороший учитель даст вам многое. Общение, личный опыт — это действительно важно.

С другой стороны, неплохо начать учебу, уже имея некоторый опыт, а не с нуля. Снимите одну, две, три свадьбы, а потом отправляйтесь на учебу. При занятиях с учителем важно не подчиниться полностью его взгляду на мир. Вы не должны приглушать ваши чувства, менять взгляды. Вы состоитесь как фотограф, если будете думающим и ищущим человеком, а не просто копировщиком реальности, продолжив практику учителя.

У учителя вам следует перенять опыт, научиться грамотно пользоваться имеющейся техникой, правильно строить кадр, передавать на фотографии мысли, чувства. Но вот эти самые мысли вы не должны брать у учителя, важно передавать собственные и выражать личное отношение к миру. Это будет ценно, и это будет интересно вашим клиентам, если они увидят в фотографиях вас самих как автора. Задача учителя подготовить вас к самостоятельному «плаванию».

Вообще, живое общение с преподавателем, с мастерами фотодела, с коллегами это не только некий набор знаний, это еще и жизненный опыт. Много всего, чего нет в статьях и книгах, ведь обо всем трудно написать и рассказать даже в самой объемной книге, что-то все равно остается за кадром, какая-то «мелочь», за которую вы уцепитесь, и которая вообще определит ваш дальнейший путь, и такое бывает. Не исключено, что учитель покажет работы или расскажет вам какую-нибудь поучительную историю, занимательную биографию другого человека, которая определит ваше дальнейшее развитие.

Вопросов у начинающих и увлеченных людей море — на часть из них вы получите ответ в этой книге, но не всегда это может быть единственно верным в конкретной ситуации. В поиске всегда находятся новые и интересные решения.

Обучение фоторемеслу в высшем смысле этого слова это не только прочтение хороших книг, посещение мастер-классов, школ фотографии. Это все вместе взятое, плюс ваш ежедневный труд, собственный поиск, ваше самообразование, собственные усилия, чтение статей в журналах, внимательное прислушивание к высказываниям критиков, общение в Интернете, живое общение с коллегами, посещение фотофорумов и других подобных мероприятий.

Получить хороший творческий заряд вам поможет посещение выставок, творческих встреч, а также совместные поездки, организуемые профессионалами, разными фотошколами, фотосообществами.

Чем и как рискует фотограф

Фотограф всегда был, а в наше непростое время в особенности мишенью для нечестных людей. Многие считают, что фотографы слишком много зарабатывают, и у них всегда водятся большие деньги. Кроме того, ни для кого не секрет, что в кофре фотографа находится дорогая аппаратура.

К сожалению, фотограф часто оказывается в зоне повышенного риска. Наиболее типичные ситуации можно обойти, если о них знать заранее.

Человек с фотосумкой или фоторюкзаком (особенно такая надпись как «Lowepro» сама говорит за себя — внутри дорогая техника) становится объектом повышенного внимания на улице, в общественном транспорте, на мероприятиях. Опытный взгляд мгновенно выделяет в толпе фотографа, даже если он не достает технику, а просто идет по улице. Здесь не нужно быть гениальным сыщиком — достаточно увидеть фотосумку или рюкзак.

Есть смысл подумать о том, чтобы ваша техника находилась в рюкзаке или сумке с менее известным названием и вообще внешне мало походила на фотосумку. Разумеется, это в том случае, когда вы можете оказаться в опасных местах — возвращаетесь поздно в метро, в электричке, ходите по пустынным вечерним улицам и т.д. В каждом городе есть места, где вероятность краж техники наиболее велика, об этом вы можете узнать из форумов.

Находясь в метро, старайтесь не держать сумку или рюкзак за спиной. В толпе, в людных переходах держите их прямо перед собой, снимайте рюкзак, сумку, находясь на эскалаторе, в переходе. В толпе, в час пик вы можете не заметить, как у вас из сумки, рюкзака что-то исчезнет. Также в метро или в другом транспорте не доставайте вашу камеру без надобности, также не просматривайте снимки на ЖК-экранчике пока едете, случалось, что прямо из рук на остановках вырывали камеры.

Крайне желательно, чтобы ваша сумка, ваша одежда не бросались в глаза, чем менее заметен фотограф, тем лучше. Также не оставляйте технику в салоне автомобиля, особенно в таких местах, как автостоянка перед торговым центром.

Кроме того, на самой свадьбе не оставляйте сумку или рюкзак без присмотра. Бывали случаи, когда выделялось подсобное помещение — для музыкантов, артистов, фотографа, и из нее пропал рюкзак с дорогой фотоаппаратурой. В итоге никто ничего не видел, никто ничего не знает.

Следует быть внимательным в кафе, ресторанах, особенно в сетевых, в фаст-фудах — не успеете глазом моргнуть, как оставленная на короткий миг техника исчезнет.

Некоторые рекомендации по выживанию и спасению фототехники

Есть хорошая пословица — «Береженного Бог бережет», фотографу о ней полезно помнить в особенности.

Во время работы — будь то съемка свадьбы или репортажа или что-то другое никогда не упускайте из виду фототехнику, не оставляйте ее без присмотра. Следует быть особенно внимательным, если сомневаетесь в людях, если вы в обществе незнакомых людей и т.д.

Кража фототехники, к сожалению, нередкое явление, поэтому в малознакомых местах не бросайте аппаратуру, где попало. Все свое всегда носите с собой, пусть техника будет находиться всегда в поле вашего зрения.

Старайтесь не давать фототехнику никому даже на короткое время. Здесь дело не в жадности, а в трезвом и расчетливом подходе. Это ваш рабочий инструмент, который всегда должен быть в состоянии полной «боеготовности». Вариантов может быть много — у вас аппаратуру могут попросить знакомые или не знакомые, родственники, коллеги и т.д. В результате случайности, неумелого обращения, невнимательности с ней всякое может произойти. Также техника может выйти из строя по причине элементарной технической поломки, и человек которому вы дали технику, и вы сами окажетесь в не совсем удобной ситуации — кто будет платить за ремонт, кто здесь виноват?

Собственную аппаратуру не стоит доверять другим. Пусть вы будете выглядеть жадным человеком, но за нее вы платили свои деньги, это ваш хлеб, это ваш инструмент, к тому же дорогой и сложный. Сейчас много дешевых камер, которыми могут обзавестись те, кому хочется снимать, а ваша аппаратура должна быть предназначена только для одного хозяина. Этот вопрос нужно решить для себя раз и навсегда, будьте твердым.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как заработать – свадебная фотография. Записки свадебного фотографа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я