Как заработать – свадебная фотография. Записки свадебного фотографа

Артур Юрьевич Газаров, 2021

Вас привлекает фотобизнес, вы решили снимать свадьбы, юбилеи, корпоративы и другие торжества? Вас можно поздравить – идея замечательная, перспективы заманчивые и многообещающие. С одной стороны это увлекательное творческое занятие, к тому же высокодоходное, если вовремя приложить усилия в нужном направлении, с другой стороны на этом нелегком пути слишком много подводных камней, нередко препятствия и масса нерешенных вопросов могут отбить желание зарабатывать с помощью фотоаппарата. Как и в любой другой профессии нужны знания, навыки, умение расставлять приоритеты, мыслить нестандартно, действовать уверенно, быстро и грамотно. Данное руководство не является учебником по фотосъемке, это самоучитель, который позволит добиться успеха именно в коммерческой свадебной фотографии. Книга позволит вам быстро и без лишних потерь разобраться в секретах, быстро начать зарабатывать. Это пошаговое руководство даст возможность без длительной прелюдии окунуться в работу.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как заработать – свадебная фотография. Записки свадебного фотографа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3

С чем идти в бой

Не откладывая в долгий ящик, начнём с самого животрепещущего вопроса, который больше всего интересует начинающего свадебного фотографа — чем собственно фотографировать свадьбу. Не секрет, что успех во многом определяется техникой, которая находится в руках у фотографа. Чтобы там не говорили — снимает не камера, а фотограф, к свадебной фотографии это не имеет прямого отношения. Хорошо, когда вы отправляете одну-две фотографии, выполненные «мыльницей» на фотоконкурс в Интернете, выбрав из десятка неудачных, но когда у заказчика в качестве семейного фотоаппарата весьма приличная зеркалка, вы со своей «игрушкой» будете выглядеть не очень корректно. Практически можно всю свадьбу снять и на iPhone, при этом еще и неплохо, снимки обработать в Instagram. Вряд ли найдётся более одной пары из тысячи заказчиков, которая согласится на подобную экзотику. В первую очередь так снимать трудно самому фотографу — процесс съемки техника не должна ограничивать. Клиенту по большому счету важен результат, поэтому подбирайте для себя самый удобный и надежный инструмент, который обеспечит точный и предсказуемый результат.

Возможно, спустя энное число лет, после того, как вы отснимите первые свадьбы, эта тема покажется излишней, но для человека, который снимает первую или вторую свадьбу вопрос имеет немаловажное значение.

Выбираем фотоаппарат

Свадебная фотография крайне требовательна к технике, аппаратура должна быть быстрой, надежной и качественной.

Для работы вам понадобится только цифровая зеркальная фотокамера. При желании вам никто не запретит отснять и на пленку, и на камеру среднего формата, использовать компактные камеры со съемной оптикой, использовать различную антикварную фототехнику, но это скорее большое исключение, чем правило. Это не ваш вариант, если только вы не собираетесь выглядеть оригинальным.

Выбрать подходящую именно вам технику нужно основательно, так как если не подойдет и вам придется продавать и брать другую, вы потеряете деньги, время, нервы. Самое лучшее когда вы сразу выберете наиболее оптимальный вариант в качестве стартового, поработаете некоторое время, поймете, что вас в этом комплекте не устраивает, заработаете немного денег, добавите и купите более серьезную аппаратуру. Постарайтесь не метаться между системами — Canon, Nikon, SONY и т.д. Выберите наиболее подходящего именно вам производителя и работайте. Крайне нежелательно иметь технику от разных производителей. Скажем, один фотоаппарат Nikon, второй Canon.

Не приобретайте откровенный хлам и самую дешевую продукцию. Это проверено многими фотографами. У свадебного фотографа техника должна быть быстрой, производительной, надежной.

Почему рекомендуется именно зеркальная камера?

Она наиболее удобна в работе, обеспечит стабильный результат в самых разных условиях. Хорошо сидит в руке — особенно, когда работать приходится много часов подряд, обладает высокой скоростью, достаточной для свадебной съёмки, зеркальная камера функциональна, к ней вы сможете прикупить множество полезных аксессуаров, облегчающих ваш труд. Имеет высокий ресурс работы, большую надёжность, позволяет уверенно снимать в жару и холод, в целом обеспечит высокую точность и производительность. С ней результат будет практически всегда предсказуемым. Наконец, самое главное — выбор качественной оптики. Тягаться с топовой оптикой для зеркальных камер остальным системам крайне сложно, не теряя при этом автофокус и скорость фокусировки, самое главное — качество изображение. Все остальные системы пока явно не дотягивают до зеркалок именно по качеству изображения. Разумеется, можно выбрать и беззеркальную камеру (БЗК). Матрицы у них такие же, как и у зеркалок. Габариты заметно меньше, заряда аккумулятора хватает на меньшее число снимков. Здесь дело личных предпочтений. БЗК тоже неплохо, она также обеспечит приличное качество фото. Помните, что объективы от зеркальной камеры на БЗК не подойдут, здесь можно приобрести специальный переходник. Разумеется, для БЗК целесообразнее покупать именно родные объективы. На мой взгляд БЗК удобна для съемки в путешествиях, для неспешной художественной фотографии. Для съемки свадьбы и прочих торжеств все же практичнее и удобнее именно зеркалка. Вдобавок зеркальная камера больше, тяжелее и ее удобнее держать в руках. Большой вес это скорее преимущество, чем недостаток.

Какая нужна зеркалка?

Далеко не последний вопрос, хотя внешне все зеркалки на вид одинаковы, возможности у них разнятся существенно, самое главное результат обеспечат разный. Прежде чем заплатить немалые деньги, стоит определиться и сделать выбор осознанно.

Рассмотрим разные классы камер.

Зеркалка начального уровня

Снимать ею можно, вполне, даже на свадьбе, и даже неплохо, особенно, если оптика хорошая, вы умеете работать со светом. Что и делают многие фотографы, в том числе совсем не новички, но те, которые не стремятся к высоким результатам, цены у таких фотографов обычно низкие.

Преимущество этого варианта — доступность по цене, вдобавок эту камеру легко будет продать с небольшими потерями. Камера лёгкая и компактная, в дальнейшем может остаться как запасная или вторая — с другим объективом, либо вы ее можете оставить для поездок и отдыха, подарить близким.

Теперь о недостатках, которых здесь на самом деле много. Прежде всего, это невысокое качество изображения в сравнении с камерами более высокого уровня. Немного хуже цветопередача, узкий динамический диапазон, в целом картинка заметно проигрывает, но, тем не менее, на порядок лучше, чем у компактных камер, так называемых «мыльниц». В сравнении с топовыми зеркалками хуже работает система автофокусировки, заметно меньшая функциональность, ниже ёмкость аккумулятора. В итоге, камеры «урезаны» очень сильно. Стоит добавить, еще и малый ресурс затвора и камеры в целом. С большой и тяжёлой оптикой, внешней вспышкой камера не сбалансирована, рука устанет весь день держать такую конструкцию. Управление камерой явно неудобное для продолжительной работы, большая часть функций спрятана в меню — на свадьбе вам некогда будет копаться в нем. Гораздо удобнее, когда основные съемочные параметры контролируются кнопками, вынесенными на корпус камеры. Карта памяти и аккумулятор в одном отсеке — это тоже очень плохо и неудобно.

Еще один совет — даже если вы решили купить зеркалку начального уровня, старайтесь не брать самые новые, «свежеиспеченные» модели. В них могут быть конструктивные недоработки, они могут сломаться в самый неподходящий момент. Бывает так, что у какой-то партии встречаются характерные дефекты. Вам же не надо, чтобы на свадьбе вы оказались без техники. Прежде, чем купить такую камеру, поинтересуйтесь в Интернете, что чаще выходит из строя, узнайте про типичные «болячки». Люди пишут отзывы, выкладывают свое мнение, почитав десяток таких отзывов, вы составите представление о том, что стоит ли брать камеру или нет. Иногда лучше взять предыдущую модель, чем самую новую, но еще неотработанную.

Вывод напрашивается следующий: если нет финансовой возможности взять более дорогую камеру, то для начала — набить руку, получить хоть какое-то портфолио, отснять пару-тройку свадеб бесплатно или бюджетно эта камера (начального уровня) вполне приемлемый вариант. Если есть возможность взять очень хороший объектив и к нему на сдачу самую недорогую камеру (временно), то такое решение оптимально для начала.

Камера любительского уровня

Зеркальная камера любительского уровня — по всем параметрам это более интересное решение. Во всем проглядывается пусть небольшое, но явное улучшение, но и здесь минусов хватает.

Такую камеру неудобно держать в руках, от длительной съёмки маленькой камерой рука быстро устанет. Ёмкость аккумулятора невысокая по сравнению с камерами более высокого класса. Управление камерой такое же неудобное, как и в предыдущем варианте, хотя карта памяти и аккумулятор находятся в разных отсеках.

В целом несколько более привлекательный вариант по сравнению с предыдущим классом, но для постоянной работы не рекомендуется. Как начальный вариант явно привлекательное решение по сравнению с предыдущим классом, можно снимать некоторое время, пока не заработаете на что-то более серьезное. Также, как и у предыдущего класса камер матрица «кропнутая» — формата APS-C. Покупая такую камеру для начала, помните, что рано или поздно вы ее продадите, взамен возьмете что-то более удобное и надежное. Либо оставите в качестве второй камеры. Если свадьбы снимать будете нечасто, нет денег на начальном этапе, то это вполне оправданный шаг. Лучше потратьте деньги вначале на дорогую и качественную оптику.

Камера полупрофессионального уровня с матрицей формата APS-C

Во всех отношениях приемлемый вариант — заметно лучше эргономика, удобный хват, отличная функциональность, продолжительная работа от аккумулятора, да и внешний вид солиднее, больше и вес, в целом достаточно неплохой вариант. Часто корпус выполнен из магниевого сплава. Хорошее бюджетное решение для начала, камера вполне подойдёт на роль запасной, когда вы приобретете что-то серьезное для работы.

Недостатков и здесь хватает с избытком. Как и все предыдущие камеры имеет матрицу формата APC-S. Кроп-фактор это весьма существенный минус по сравнению с камерами, у которых матрица полноразмерная. Что бы там ни говорили, что фототехника вторична, зритель не заметит разницу между полноразмерной матрицей и кропнутой, это не так. Снимки с полнокадровой камеры всегда выигрышны, в них чувствуется объем, лучше цветопередача и вообще на сегодняшний день, когда у многих любителей кропнутые зеркалки, у нанятого фотографа техника должна быть на голову выше. Совет — как можно скорее переходите на полнокадровые зеркалки.

Второе — незащищённый от влаги и пыли корпус, меньшая производительность, надёжность и функциональность по сравнению с фотоаппаратами профессионального класса, но в целом достойное решение по сравнению с камерами предыдущего класса. Если подвернется такой аппарат в хорошем состоянии бывший в употреблении (б/у), то лучше взять его, чем камеру предыдущих классов.

Камера профессионального уровня с матрицей формата APS-C

Стоит хорошенько взвесить все за и против, прежде чем решиться на такой шаг. Казалось бы, что здесь плохого? По всем параметрам такие камеры прекрасный инструмент для работы — удобно, надёжно и быстро. Но эти фотоаппараты больше годятся для репортёров — тем, кто снимает для газет, журналов, сайтов, пресс-центров и т.д. Это хороший помощник, когда фотограф снимает много и быстро, как говорится, такой камерой хорошо «молотить» изо дня в день, не особо углубляясь в художественную сторону вопроса. Ограничения ждут вас в первую очередь по картинке — как и в случае с камерами предыдущих классов вы не сможете полностью реализовать весь потенциал полноразмерной оптики, часть изображения остаётся за кадром. В целом кропнутая матрица заметно проигрывает полноразмерной по всем параметрам. Детализация, цветопередача, динамический диапазон, рабочая светочувствительность. В итоге картинка с полноразмерной матрицы выглядит объёмной, красивой, и естественной. Меньше провалов в светах и тенях, люди выглядят на снимках более естественно и привлекательнее. Кроме того, намного проще «вытянуть» картинку в случае ошибок экспозиции. Есть еще один большой плюс — проще размыть задний план, тем самым придать кадру объем, воздушность, избавиться от ненужного фона.

Наконец, конкурентные преимущества — обычно у большинства начинающих, свадебных «бомбил», а также и у самих заказчиков камеры с матрицей APC-S, чаще с китовой оптикой. Ваши работы будут выгодно отличаться, если снимать на полнокадровую зеркалку. Стоит помнить, что у большинства кропнутых зеркалок при светочувствительности 800 единиц ISO и выше изображение становится зернистым и шумным, в свадебной фотографии нехватка света встречается практически всегда.

Любительская камера с полноразмерной матрицей

Несмотря на ограничения — невысокую функциональность, она урезана, это достойный выбор. Картинку такие камеры обеспечат впечатляющую, ради чего можно смириться с тем, что корпус незащищённый, нет огромного функционала и камера не «строчит, как пулемет».

Если есть возможность не покупать камеры всех предыдущих классов, лучше отказаться от них в пользу данного варианта. Разница в изображении между камерой данного класса и камер с кропнутой матрицей заметно выше, чем между профессиональной и любительской камерами, у которых матрицы APS-C. В конце концов, «стрелять» сериями на свадьбах не нужно, это не спортивный репортаж. Важнее научиться снимать вдумчиво.

Полупрофессиональные камеры с полноразмерной матрицей

Наиболее подходящий для работы класс камер, обеспечит прекрасный результат, кроме того, прослужит такая техника очень долго, гораздо дольше, чем любительская камера с кропнутой матрицей. Явно востребована на вторичном рынке, продать вы всегда сможете быстро, спрос на эту технику очень высок. Если есть возможность, начните именно с нее.

Профессиональные камеры с полноразмерной матрицей

Это самый удобный и надежный инструмент, предоставляющий фотографу максимум возможностей. Отличное решение во всех отношениях, кроме одного — если оплата за работу предполагается не столь высокая, и если свадьбы вы снимаете редко, то окупаться такой фотоаппарат будет крайне долго. С учётом того, что техника шагает семимильными шагами трудно сказать, что данная камера не устареет в ближайшие два-три года. Стоит приобретать, если в ближайшее время вы действительно будете работать много, и стоимость оплаты вашего труда соответствующая. Продать такую камеру нет так просто, как камеру предыдущих классов.

Покупка б/у камеры

Покупать бывшую в употреблении технику или нет — дело личное. Кто-то весь комплект приобретает только б/у, кто-то пользуется исключительно новой фототехникой.

Нет ничего плохого в том, что вы купите бывший в употреблении фотоаппарат, чтобы приступить к работе. Так, например, интереснее взять камеру более высокого класса, лучше камеру с полноразмерной матрицей, чем новую, но откровенно слабую по всем параметрам.

Главное здесь выбрать достойный экземпляр, в хорошем рабочем состоянии. Прежде всего, постарайтесь купить камеру, которой снимали мало, и которая побывала только в одних руках. Выясните это в переписке с продавцом или по телефону, не стесняйтесь задавать вопросы, старайтесь получить больше информации и выяснить все интересующие вас вопросы. Это лучше, чем потом жалеть о покупке. Обычно многие фотолюбители, как только вышла следующая модель, гонятся за ней, не успев толком поснимать. Также есть много людей, которым некогда заниматься фотоделом, их это интересует в последнюю очередь — купили фотоаппарат, немного поснимали, наскучило, в итоге лежит без дела. Это именно ваш вариант — практически новая камера, но заметно дешевле. Не спешите брать, но и не медлите — удачный вариант быстро уйдет на барахолках, охотников хватает, начиная от фотографов, кончая перекупщиками, которые продают технику, выдавая ее за новую или перепродавая как б/у, но со своей наценкой. Зачем вам платить эту наценку?

Обязательно выясните, пробег камеры. Если он составляет всего 10-15 тысяч кадров, считайте, что это практически новая камера, для любительской и полупрофессиональной неплохо до 30-40 или 50 тысяч, если больше, есть повод поторговаться. Но это не проблема, обычно любительские камеры обеспечивают более 100000 снимков, профессиональные камеры поработают еще дольше. Даже если «полетит» затвор, в сервисе всегда его можно заменить.

Определите, как давно и где куплена, есть ли гарантия и какая. Здесь может быть два варианта: серая гарантия и официальная гарантия. Если гарантия серая, то это означает, что бесплатный ремонт возможен лишь в сервисном центре магазина, специализированном сервисном центре. Здесь могут быть разные варианты, фирма может исчезнуть, сменить название — даже смена одной буквы в названии компании может обернуться тем, что камеру у вас в ремонт не примут. Старайтесь приобретать технику с официальной гарантией от производителя, тогда вам гарантирован бесплатный ремонт во всех авторизованных сервисных центрах страны.

Как проверить камеру при покупке вопрос не простой. Крайне нежелательно нарваться на экземпляр со скрытым браком, а также на отработанный до предела вариант. Совсем необязательно, что камерой пользовался профи. Бывает так, что продавец пишет — любительская съемка, бережное обращение, использовался только дома. Да, он не обманывает. Был такой случай, девочка продавала фотоаппарат. Фотографировала только дома, никуда технику не выносила. Но она снимала платья, ткани, различные швейные изделия, так как этим занималась. В итоге она продала камеру, у которой пробег был фантастическим и изношена она была основательно.

Внешний осмотр

Придирчиво со всех сторон осмотрите корпус, откройте отсеки, посмотрите разъемы. Если на корпусе есть вмятины, сколы, следы ударов, сильные потертости, царапины — выясните, не падал ли аппарат. Падения для фототехники крайне нежелательны. Если камера работает со сбоями, какие-либо функции не работают — это не ваш вариант, если все в порядке, но на корпусе вмятины, царапины и т.д., торгуйтесь, причем сильно, продавец будет тоже торговаться, и вы сойдетесь на оптимальной середине.

Посмотрите головки винтов, есть ли следы неквалифицированной разборки — если вы это обнаружили и при этом все исправно работает, снижайте цену.

Проверьте работу

Сделайте несколько тестовых снимков в разных режимах, проверьте все кнопки, встроенную вспышку, пролистайте снимки на экране. Затем, когда убедитесь, что все

работает, снимите подряд десять-двадцать кадров, в том числе проверьте серийную

съемку. Пройдитесь по меню, попробуйте менять настройки, убедитесь, что все

исправно работает. Неплохо еще проверить работу камеры с внешней вспышкой, как

правило, проблемы здесь встречаются редко, но все же встречается.

Проверьте автофокус

Обратите внимание на фокусировку, снимите разные объекты, находящиеся на

разных расстояниях, неплохо распечатать специальную мишень, затем просмотрите снимки, желательно не на ЖК, а на экране ПК. Камера должна уверенно и быстро фокусироваться.

Проверьте матрицу

Самое главное не забудьте, как следует проверить матрицу — в каком она состоянии. Установите диафрагму f/13-f/16 или даже f/22, снимите небо. Если нет возможности снять небо, сфотографируйте белый лист, серую стену, потолок и т.д. Если на снимках наблюдаются пятна — пыль и соринки на матрице, то ее придется почистить. Стоимость колеблется в зависимости от класса камеры. При желании можно и самому научиться чистить. Главное, чтобы на матрице не было повреждений, царапин, следов и т.д. Подобное возможно, если владелец неумело чистил матрицу. Грязная матрица не так страшно, но повод поторговаться, особенно, если она загрязнена сильно. А вот полосы, разводы, не дай Бог сколы и царапины — отказывайтесь от такой камеры.

5. Комплектность

Если в комплекте чего-то нет (коробки, зарядки, кабелей, документации) — есть

повод торговаться. Не стесняйтесь, новую камеру вы всегда купите в магазине без

проблем. Если продавец говорит, что коробку я выкинул, мне она не нужна, потерял, лень искать, оставил на даче, а вместе с коробкой документация, кабели — поторгуйтесь. Это его проблемы. Разумеется, когда покупаете достаточно старую камеру, коробки, дисков может не быть, главное, чтобы в комплекте шла зарядка для аккумулятора. Если

нет зарядки — скорее всего, владелец продает не собственный фотоаппарат, есть

повод задуматься.

6. Гарантия

Вне всяких сомнений лучше взять аппарат на гарантии, причем с официальной.

Если сомневаетесь, если не уверены в себе, вы можете договориться с продавцом,

чтобы перед покупкой камеру проверили в сервисном центре. Лучше заплатить и

узнать полную картину, чем покупать «кота в мешке».

Старайтесь не покупать очень старую технику, проблем с ней может быть много — сильный износ, проблемы из-за старения материалов, отсутствие запчастей в сервисе и т.д. Кроме того, старая техника, хоть она и может быть замечательной для своего времени, это и шумы, и низкое разрешение, и отсутствие некоторых востребованных функций и многое другое, что ограничит вас в работе.

Теперь перейдем к самому интересному в фотожелезе — оптике, от которой зависит очень многое.

Объективы

Без малейшего преувеличения объектив это главнейший инструмент в работе фотографа. Сам фотоаппарат, естественно, имеет большое значение, но не столь важное, как оптика. Постарайтесь здесь не ошибиться. Если купили не совсем то, что нужно, вовремя исправьте ситуацию — продайте и купите подходящую именно вам оптику, не тяните и не снимайте неподходящей оптикой.

Так как это достаточно серьезный вопрос, от которого во многом зависит ваш успех, здесь не стоит спешить, постарайтесь основательно во всем разобраться и не оставлять для себя в этом вопросе «белых пятен».

Выбирая оптику, помните о том, что у вас самый ценный ресурс это время, а значит деньги. Так стоит ли тратить драгоценное время на долгие часы, корректируя оптические недостатки изображения в графическом редакторе. Все равно к тому результату, который обеспечивает качественная оптика, вы не приблизитесь, как ни «раскрашивали» бы фотографию в редакторе.

Инструмент может и должен быть дорогим, пусть высокие цены здесь вас не пугают. Можете сэкономить на одежде, автомобиле, фотосумке и т.д., но на оптике желательно не экономить — это главное, именно от нее зависит качество изображения, соответственно и ваш успех. Снимки должны вызывать у зрителя восторг, они сразу должны видеть разницу между теми «фотками», которые они ежедневно выкладывают сотнями в соцсети и вашим «штучным товаром».

Вначале стоит определиться с фокусными расстояниями.

Здесь вас ждет самый главный «капкан» — боязнь упустить какой-либо диапазон. Не стремитесь объять необъятное — запастись оптикой на все случаи жизни, вам это на свадьбе точно не пригодится. Не нужны вам все фокусные расстояния, вполне можно обойтись небольшим рабочим диапазоном и даже одним качественным фиксом.

Правило номер один: не повторяйте традиционную ошибку начинающих, уговорите себя ни при каких обстоятельствах не брать гиперзумы — оптику с многократным оптическим увеличением. Это самый верный способ усложнить себе жизнь.

Все объективы с фокусными расстояниями 28-200, 28-300, 18-200, 18-250, 18-270, 18-300 и им подобные — подходят исключительно для пляжа, отпуска, прогулок в выходные дни в парке и съемки в яркий солнечный день. Для вас это славная линейка совершенно «бесполезных» стекол. Поверьте многолетнему опыту — такой «подарок» вам не подходит однозначно, несмотря на призы, которыми награждают уважаемые издания все эти «замечательные» объективы, восторженные отзывы пользователей, соблазн охватить весь диапазон и т.д. Для вас такая оптика вообще не существует, оставьте ее для стремящихся объять необъятное. Даже если она у вас есть — немедленно и без сожаления продайте и добавьте деньги к нужной покупке. Если, несмотря на прочитанное у вас осталось сомнение и есть желание купить и снимать на гиперзум, считайте, что вы еще не готовы снимать свадьбы, вам пока рано зарабатывать деньги фотографией.

Объективы с кратностью зума 7-х это тоже совершенно нежелательный вариант. Можете попробовать, но всерьез на него полагаться не стоит.

Самый крайний вариант, с натяжкой можно назвать относительно удачным соотношением цена-универсальность это оптика с 5-х кратным приближением.

Приобретая объективы с фокусными расстояниями 15 — 85 или 16-85 для камер с кроп-фактором и 28-135 для полнокадровых камер вы получите сравнительно приемлемую картинку — «так себе», удобные фокусные расстояния, универсальность. Здесь вам не придется менять оптику. Весь день вы вполне можете отработать одним объективом. Никто не спорит, это самый удобный вариант и даст вам большую оперативность, вы не упустите ничего, работать будет проще. Вы тратите сравнительно небольшую сумму и получаете комфорт и оперативность в работе. По качеству изображения результат будет средним, в съемке вы можете сосредоточиться на интересных сюжетах, эмоциях, фиксировать самые яркие моменты. Обычно среднестатистический зритель, глядя на яркие и эмоциональные фотографии, не так часто обращает внимания на качество, здесь главное схватить удачный момент.

Вам придется достаточно много поработать в редакторе, чтобы привести снимки в надлежащий вид. Если нет средств на покупку более дорогой оптики, то это неплохо для начала.

Желательно не сильно тратиться на такой объектив, постарайтесь найти б\у вариант, но в очень хорошем состоянии, подберите объектив, который использовали немного — практически новый, но дешевле, чем в магазине. На сэкономленные деньги купите бленду, можно взять и фильтр. Хотя здесь палка о двух концах. Если и брать фильтр, то дорогой и качественный. Любой фильтр ухудшает картинку — дешевые сильнее, более дорогие — в меньшей степени. С одной стороны, фильтры проще заменить, чем выбросить или отремонтировать сам объектив, особенно дорогой. Для начала лучше приобрести фильтр, затем, когда вы убедитесь, что можете обеспечить безопасность вашему объективу, можете его не использовать (на свой страх и риск). В дальнейшем, когда вы приобретете более серьезную оптику, такой недорогой объектив останется в качестве запасного.

Стоит ли ждать чудес от подобной оптики? Разумеется, нет. Нет, и не может быть преимуществ по качеству изображения перед оптикой с меньшей кратностью. Если коротко охарактеризовать этот вариант — то можно сказать так, что для начала сойдет, но картинки, как с глянцевого журнала вы не получите.

Наиболее привлекательный вариант это светосильный зум-объектив с трехкратным оптическим приближением. Для камер с кроп-фактором фокусные расстояния составляют 17-55 мм, для камер с полноразмерной матрицей — 24-70 мм. Это самый полезный выбор, когда вы получаете прекрасное качество изображения при высокой светосиле. Да, такой объектив будет «коротким», хотя им можно снять практически всю свадьбу.

В дальнейшем стоит докупить к нему портретный объектив с ф.р. 85 мм. Этот комплект позволит вам качественно отснять практически любую свадьбу.

Разумеется, многое здесь индивидуально, все зависит от манеры съемки: кто-то предпочитает работать широкоугольным объективом, кто не мыслит себя без 70-200.

В качестве дополнения неплохо приобрести сверхширокоугольный объектив. Для камер с кроп-фактором фокусные расстояния — 11-16, 10-20, 10-22 мм, для полноразмерных матриц — 16-35, 12-24 мм. Разумеется, широкоугольный объектив это совсем не обязательно, но весьма неплохо. Некоторое разнообразие в съемку внесет фишай (ф.р. 15 мм, для кропа — 10 мм).

В качестве телеобъектива стоит рассматривать объективы с ф.р. 70-200 мм, зумы с большей кратностью — 70-300 мм (55-200 или 55-250) принимать во внимание не стоит.

В крайнем случае, вы можете ими воспользоваться на прогулке, снимая в дневное время, для помещений это сомнительный выбор.

Для камер с кроп-фактором есть достойный выбор Sigma AF 50-150 f/2.8 APO EX DC OS HSM и Tokina 50-135 f/2.8 AT-X 535 PRO. Удобство не только в том, что это светосильные объективы, но и фокусные расстояния — от 50 мм для камер с кроп-фактором. Новый объектив от Sigma с оптической стабилизацией великолепен, это добротная техника, которая обеспечит вам бескомпромиссный результат. Единственный минус — когда перейдете на полный кадр, с объективом придется расстаться.

Самое подходящее решение в качестве телеобъектива с переменными фокусными расстояниями — 70 — 200 f/2.8. Весьма желательно приобрести от производителя камеры. Хотя аналоги от Tamron и Sigma представляют определенный интерес, минусов здесь больше.

Таскать на свадьбу такой репортерский телевик как 70-200 не всем удобно — большой, заметный, а также есть риск ударить его, в момент, когда вторая камера с большим объективом висит на плече, а вы присели и забыли о нем в момент съемки и т.д.

Теперь про объективы с фиксированным ф.р — так называемые фиксы. Не секрет, что многие мастера снимают исключительно на них, предпочитая бескомпромиссное качество. Наиболее подходяще ф.р. для штатного объектива — 35 мм (в 35 мм экв.). Но не стоит начинать исключительно с фиксов, в самом начале вам будет очень трудно и скорее всего, вы просто не справитесь с задачей, однозначно не стоит рисковать. Во всяком случае, первые три-пять свадеб поснимайте на зум и определитесь, дальше, если решитесь, сделайте пробную съемку какого-либо бесплатного мероприятия — торжество, корпоратив и т.д. В качестве рабочего универсального объектива пусть у вас будет объектив с ф.р. 17-55 или 24-70 мм.

Прекрасным дополнением будет портретник с ф.р. 85 мм. Остановимся на нем подробнее. Фокусное расстояние 85 мм на свадьбе очень востребовано — вы сможете снять красивые погрудные портреты или портреты на улице по пояс и даже во весь рост. По сравнению с зумами объектив с ф.р. 85 мм — это портретник, который обеспечит более красивые кадры — мягкость, объем, воздушность, цвета, размытый фон. Если зум обеспечит вам неплохой кадр, то портретный фикс сделает кадр очень привлекательным.

При выборе портретника с ф.р. 85 мм есть несколько вариантов.

Мануальный объектив — например, Carl Zeiss, есть еще и Samyang и другие. Все хорошо, но нет автофокусировки. Когда вы снимаете много и быстро — это начинает сильно раздражать. Далеко не всегда есть время для наводки вручную. К тому же, если зрение не очень, ошибок фокусировки может оказаться много. Для неторопливой постановочной съемки подходит, но как показывает опыт — очень редко молодожены в этот день спокойны и расположены к неспешной фотосъемке. Обычно все торопятся, спешат, эмоции зашкаливают.

Автофокусный вариант более практичен, все-таки вы работаете не в студийных условиях.

85 1,8 — самый доступный вариант по цене, легок и невелик по габаритам. Для начала стоит к нему присмотреться — сомневаетесь, возьмите б/у. Продать его вы всегда сможете по той же цене — востребован на вторичном рынке. Картинку он обеспечит достойную. Из минусов — вес, слишком легкий, поэтому брака может быть много из-за «шевеленки». На открытой «дырке» — когда диафрагма раскрыта полностью «мыльноват», придется «зажать» диафрагму до f/2.2, чтобы добиться хорошей резкости в зоне ГРИП.

Более интересный вариант это портретный объектив от Sigma, хороший и удачный получился объектив. Стоит он как минимум вдвое дороже, чем 85 1,8, но и результат обеспечит более достойный. К тому же по качеству изготовления он лучше, да и комплектация приятнее. У многих систем появились портретники 85 1,4, к которым вполне можно приглядеться.

Из недостатков — цветопередача Sigma уступает родной оптике, боке не такое роскошное, как у 85 1,2.

Наконец самый идеальный вариант — высококачественный объектив со светосилой 1,2. Разница в картинке заметна сразу, но и в самом объективе отличия большие, вы это почувствуете, когда возьмете его в руки. Результат он обеспечит выдающийся, портреты вы сделаете красивые, снимки вам практически не придется «подкрашивать». Единственный минус это стоимость, качество, которое он обеспечивает, себя оправдывает. К тому же светосила 1,2 позволит снимать там, где остальная оптика бессильна. Но и здесь, при всех преимуществах есть нюансы. Стоимость он оправдывает результатом. Другой вопрос — нужно еще научиться снимать.

Перед тем, как вкладываться в такую дорогую покупку, определите — подойдет ли именно вам это фокусное расстояние. Возможно, по душе придется 50 или 100 либо 135 мм, а 85 мм не «ваш размер».

В качестве портретника можно рассмотреть объективы с фокусными 100 и 135 мм.

Здесь тоже выбор богат — есть недорогие и вполне достойные, соответственно можно приобрести более высококачественные.

Так, например, один из лучших в мире объективов это Canon EF 135 f/2.0. Великолепный объектив, отличный вариант для художественной фотографии.

Для помещений на камеру с кроп-фактором более 85 мм рассматривать вряд ли стоит.

Для прогулок в самый раз 135 либо более универсальное решение зум с ф.р. 70-200 мм.

Еще желательно обзавестись светосильным полтинником — объектив с ф.р. 50 мм, который выручит вас в полутемных помещениях, позволив передать естественное освещение, размыть фон, снимать без вспышки. Существует три варианта.

Самый доступный по цене «полтинник» — 50 1,8, здесь преимущество в том, что это хороший светосильный объектив, обеспечивающий весьма приличное качество, и вдобавок стоит «копейки». Если у вас всего один объектив, то в качестве запасного на всякий случай и как светосильный для съемки в полутьме к нему стоит присмотреться. В этом случае он настоящая «палочка-выручалочка».

Недостатки — хлипкая конструкция, недолговечность, много жалоб на ошибки фокусировки, хотя из тех трех объективов, которыми приходилось снимать — все три работали замечательно.

Универсальный вариант это объектив 50 f/1,4. Оптимальное соотношение цена/качество, выручит вас в самых разных ситуациях.

Еще один вариант — Sigma 50 5/1.4 EX DG HSM. Великолепный профессиональный объектив, хорошая комплектация, к тому же недорого. Недостатки — цвета отдают в желтизну, слишком много проблем с бэк/фронт фокусом, не всегда в сервисе удается отъюстировать.

Наконец, объектив со светосилой 1,2. Прекрасное решение, великолепные оптические характеристики и как результат — на выходе качественный результат.

Если есть возможность разнообразить парк оптики сверхширокоугольным объективом с ф.р. 14 мм и фишаем — 15 мм, будет неплохо. Но это совсем не обязательно. Процент кадров, снятых такой оптикой будет небольшим, зато они приятно разнообразят съемку и внесут эмоциональный подъем, когда заказчики посмотрят фотографии.

Что еще может пригодиться? Это макрообъектив, с ф.р. 100 мм. На него хорошо снимать кольца, мелкие предметы, украшения, элементы и фрагменты и даже иногда портреты, желательно мужские. К макрообъективу требований к оптике меньше — купите то, на что хватит денег. Для камер с матрицей APC-S есть недорогая оптика с ф.р. 60 мм, в том числе от Tamron.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что в качестве основного — наиболее подходящий объектив с ф.р. 17-55, не будет ошибкой, если сразу взять 24-70. Пусть даже на кроп, это прекрасное решение. В дополнение стоит присмотреться к 85, далее уже по вкусу и стилю съемки — 14, 15, 35, 50, 85, 100 и 135 мм. Для камер с кроп-фактором очень неплох Sigma 30 f/1.4 EX DC HSM.

Телеобъектив 70-200 не заменит фиксы, но прекрасно дополнит.

Теперь еще один не менее важный вопрос — производитель оптики.

Обычно в целях экономии начинающие приобретают оптику от стороннего производителя. Иногда в этом нет ничего плохого и покупка вполне оправданна.

В отношении покупки «неродной» оптики совет следующий — все зависит от конкретной модели объектива, нельзя однозначно утверждать, что неродная оптика не хуже и зачем платить больше и наоборот, все, что не от производителя камеры не стоит внимания.

Рассмотрим наиболее популярные варианты.

Tamron 28-75 f/2.8 XR Di LD Aspherical (IF) Macro AF. Для начала это неплохой вариант, в прошлом довольно популярный. Из плюсов — светосила (f/2,8), удобные ф.р., доступная цена, приемлемая резкость и в целом терпимая цветопередача. Казалось бы — что еще нужно для полного счастья? Теперь о недостатках. К сожалению, их достаточно много. Первое — это надежность. При даже средней нагрузке примерно через год-полтора, а может и раньше — при более частом использовании вас ждет неприятный сюрприз — объектив начнет «ошибаться». Оптические качества ухудшатся, появится брак в работе, объектив может сломаться, в лучшем случае вы его продадите. Поэтому стоит его продать раньше, пока еще работает, не дожидаясь, пока он начнет «сыпаться», проще его продать в пока еще приличном виде.

Покупать Tamron 28-75 на барахолке точно не стоит — либо новый (возможно слегка б/у), либо отказаться.

Для матрицы APS-C есть весьма популярный Tamron SP 17-50 f/2.8XR Di II LD Aspherical и его вторая модификация со стабилизатором. Очень популярный объектив: удобные фокусные, светосила, неплохая резкость, приемлемая картинка. Недостатков и здесь наберется немало, в том числе невысокая надежность.

Более интересный вариант это Сигма 17-50 f/2,8 EX DC OS HSM, по картинке намного приятнее, конструктивно прочнее и надежнее. В целом весьма достойная замена родному 17-55.

Для камер с полноразмерной матрицей есть более интересный вариант —

Tamron 24-70 f/2.8 Di VC USD. Прекрасный объектив, дает четкую и качественную картинку, цветопередача правдивая, не теплит. К сожалению, стоимость его пока достаточно высока, да и нередки жалобы на поломки. Но здесь как повезет. К плюсам можно отнести еще и пятилетнюю гарантию.

Sigma 24-70 f/2.8 IF EX DG Aspherical HSM — «средненький» вариант, по качеству изображения существенно уступает конкуренту от Tamron. Цветопередача заметно проигрывает, зато по стоимости он выглядит более привлекательно.

Вообще, если есть возможность — в первую очередь выбирайте объективы от производителя. В результате у вас будет меньше «головной боли» во всех отношениях.

В первую очередь вам не придется долго править картинки в редакторе — следовательно вы меньше потеряете времени. Цветопередача у «родной» оптики, как правило, более правдивая и приятная, лучше передача полутонов.

Кроме того, родная оптика более согласованно работает с камерой, меньше ошибок, нестыковок. В целом надежность родной оптики выше. Все-таки, как показывает опыт, неродная оптика чаще ломается и доставляет владельцу больше проблем. Как правило, родная оптика более стабильная, здесь все предсказуемо. Кроме того, камера, «понимая» объектив, вносит коррекцию дисторсии.

Самый лучший с точки зрения качества снимков комплект оптики это топовые объективы с фокусными расстояниями 35 и 85 мм. Для начинающих трудно рекомендовать такой комплект. Если объектив с ф.р. 85 мм самое то, то с одним 35 справиться будет не так просто. Для начала нужен универсальный зум и к нему в комплект портретник с ф.р. 85 мм. Объектив с ф.р. стоит попробовать и даже купить его в дополнение к основному зуму.

Перед покупкой советую попробовать оптику — 24 и 35, не исключено, что вам подойдет именно объектив с ф.р. 24 мм, кому-то 28 или 30 мм. У каждого фотографа свое видение кадра, манера съемки. Универсальное решение это хорошо, но в творчестве у каждого свои пути.

Внешняя вспышка

Внешняя вспышка вам понадобится точно, даже, несмотря на наличие светосильных фиксов, во всяком случае, на первое время приобрести ее нужно обязательно. Чаще всего света не хватает: в квартирах, ЗАГСе, в банкетных залах, ресторанах, клубах и т.д.

Ею не пользуются два типа фотографов. Первый тип — те, кто работает зеркалкой начального уровня и все снимает на встроенную вспышку, оставим такой вариант на их совести. Здесь и комментировать нечего.

Второй тип — используют светосильную оптику, импульсные студийные осветители, видеосвет. Все это вам пока рано, возможно, со временем вы определите для себя, какие будете использовать источники света.

Покупать вспышку крайне желательно родную — исключительно от производителя фотокамеры. Старайтесь не рассматривать вспышки от сторонних производителей, даже если кто-то вам нахваливает и говорит, что она даже лучше, чем родная. Сейчас многие компании их выпускают, но оставим этот вариант любителям для творческих экспериментов.

Вам подойдет вспышка верхнего уровня или на ступень ниже, вспышки начального уровня рассматривать не стоит однозначно. Если позволяют финансы, берите самую лучшую, т.е. верхнего уровня. Здесь не только максимальная мощность, но и функциональность, плюс совсем не лишняя пылевлагозащита, что немаловажно — ресурс.

Б/у вариант имеет право на жизнь, вспышка, которой пользовались немного (любители, как правило, ее используют крайне мало) прослужит вам долго. Ни в коем случае не берите вспышку после профи или увлеченного любителя.

К вспышке соответственно понадобятся аккумуляторы. Как минимум желательно два комплекта. Старайтесь выбрать качественные изделия, с соответствующей мощностью. Кроме того, существуют и внешние источники питания для вспышек, очень удобная вещь.

Зарядное устройство для аккумуляторов тоже не должно быть дешевым и некачественным. Были случаи, когда некачественные зарядники начинали плавиться в процессе работы — вам такие «сюрпризы» ни к чему.

К вспышке вы можете приобрести насадки для рассеивания света, но пользуйтесь ими умело и осторожно. Лучше сначала потренируйтесь перед тем, как идти «в бой». Определите для себя — какая именно подходит в каждом конкретном случае. Их много — всевозможных насадок, стоит поинтересоваться, попробовать в магазине.

Дополнительные принадлежности

Крайне желательно прикупить дополнительный аккумулятор для камеры. Лишним он никогда не будет. Аккумуляторы не вечные и со временем заряд держат все меньше и меньше. Здесь есть одно но! Вначале определите, сколько «кушает» ваша камера, т.е. на какое число снимков хватит заряда аккумулятора. Некоторые камеры слишком «прожорливы», в качестве запасных сожжет понадобиться несколько аккумуляторов, чтобы продержаться весь съемочный день. Чем холоднее, тем быстрее садится аккумулятор. Не храните аккумуляторы в сумке на холоде, лучше положите во внутренний карман.

Карты памяти не менее важная позиция. Рассчитывать на единственную карточку точно не стоит. Постарайтесь взять с запасом, сколько и какого объема решать вам — но, как говорится, запас карман не тянет. Рассчитайте примерно исходя из объема файла в формате RAW, умножьте на 2000. Всякое может быть — съемка может затянуться до полуночи, а у вас не осталось места на карте памяти. Через пару лет интенсивной съемки стоит продать карточку и купить новую.

Отражатель. Полезная штука для съемки портретов на улице, он позволит смягчить глубокие тени.

Светофильтр. Поцарапать и заляпать переднюю линзу объектива на свадьбе дело нехитрое. Светофильтр избавит вас от многих неприятностей и защитит объектив. Не экономьте на нем.

Бленда. Обязательный элемент, она защитит оптику от паразитных засветок, капель дождя, снега, веток, царапин и жирных пальцев, да и с блендой комплект выглядит более солидно, клиентам это нравится.

Средства для ухода за оптикой также необходимы, поэтому не забудьте прикупить карандаш LensPen, салфетки.

Зарядные устройства — для камеры и для пальчиковых аккумуляторов. Особенно зимой, когда аккумуляторы садятся очень быстро, вы сможете поставить на зарядку во время банкета.

Считыватель карты памяти — один путь у вас будет дома, второй с собой в сумке. Может пригодиться, чтобы просмотреть кадры на компьютере у заказчика, что-то оперативно обработать и т.д.

Общие рекомендации по выбору фототехники

Не покупайте сразу слишком дорогую технику. Здесь может быть два варианта:

вы убедитесь, что свадебная съемка это не ваше и техника или не нужна либо потребуется другая аппаратура. Продать придется с ощутимыми потерями.

Второй вариант — вам она не подойдет, понадобится другая камера, оптика и т.д. Перед покупкой желательно немного попользоваться той моделью, которую вы выбрали.

Соответственно фототехнику можно взять в прокате, либо у знакомых, протестировать в магазине — многие продавцы позволяют сравнить камеры, объективы, не забудьте взять флешку или купите ее на месте.

Почитайте отзывы владельцев, узнайте сильные и слабые стороны, определите, что для вас существенно. Если сомневаетесь, задайте вопросы на профильных форумах.

Кроме того, старайтесь не приобретать слишком много фототехники — это не нужно. Совершенно ни к чему таскать с собой на свадьбу «мешок с объективами». Обычно в работе максимум два-три объектива. Также брать три фотокамеры не имеет никакого смысла — достаточно двух.

У каждой модели свои характерные «болячки» — у одного объектива ломается шлейф, у другого выпадает передняя линза и т.д. после не самого сильного износа, желательно все выяснить о них, перед тем, как купить. Постарайтесь узнать о слабых и сильных сторонах той техники, которую собираетесь приобрести.

Не стоит покупать очень старую фототехнику, с ней проблем может возникнуть много — неточность в работе, невысокая надежность, проблемы с ремонтом, несовместимость оборудования.

Все остальное приобретайте по мере необходимости и четкого понимания для чего вам необходимо то или иное оборудование. Покупать просто так, чтобы было, не стоит.

Подберите наиболее сбалансированный комплект именно для вас. Одному фотографу подойдет один комплект, другому другой. Поэтом, исходя из ваших предпочтений, особенностей съемки, видения кадра, возьмите то, что подходит именно вам. Старайтесь не покупать лишнее, то, чем вы пользоваться не будете. На свадьбе не стоит носить дополнительное оборудование — авось пригодится. Вы должны хорошо представлять себе, что и для чего вам нужно. Лишний вес, большой объем ноши — это дополнительные неудобства, риск потерять или поломать технику.

Так, например, не стоит носить с собой штатив, монопод, если вы не уверены, что это вам точно они необходимы, где и как вы планируете их использовать.

Оптимальный комплект для начала — две камеры, основной и запасной объектив, лучше основной плюс дополнительный и запасной. Например, основной у вас 17-55, дополнительный 85 1,8, запасной 17-70. Вспышка, дополнительные аккумуляторы и карты памяти — все это всегда с собой. Надеяться на единственный аккумулятор не стоит, особенно в холодное время года, а если еще и старый — разряжается быстро. Также не стоит рисковать с единственной картой памяти, всякое случается, поэтому как минимум нужна еще одна, лучше две.

Перед тем, как покупать технику необходимо выбрать производителя. Это серьезный вопрос, здесь также стоит продумать все как следует. Покупая камеру одного производителя, вы выбираете систему — чем больше у вас оборудования (оптика, вспышка, дополнительные принадлежности и т.д.), тем сложнее уйти на другую систему.

Иметь две системы нерационально — расходов значительно больше и это крайне не практично.

На сегодняшний день практически все производители предлагают неплохие решения, купив зеркалки от Canon, Nikon, или БЗК Sony вы справитесь с задачей. Некоторые фотографы переходят на технику Olympus. Мое мнение — выбирать целесообразнее между Canon и Nikon. На это есть ряд причин — большой выбор оптики и аксессуаров, распространенность систем. Проще купить или продать. Что тоже немаловажно — наличие сервис-центров, ремонтопригодность. Покупать SONY — дороговато, но если вы увлекаетесь еще и съемкой видео, то почему бы нет.

Вопрос в другом — устроит ли система в целом?

Рассмотрим ключевые вопросы.

Сервис — это далеко не последний вопрос. Быть уверенным в том, что в случае проблем с техникой вы сможете ее быстро отремонтировать, и у вас не будет сложностей с тем, где и как отремонтировать. Следующий вопрос — выбор оптики, как она подходит для съемки портретов, наличие в магазинах фотоаппаратов, объективов, дополнительных принадлежностей той марки, которую вы выбрали.

Кроме того, в случае поломок, вы сможете ли всегда забежать в местный магазин, где с большей вероятностью вы сможете купить объектив, вспышку или какой-либо нужный аксессуар.

Разумеется, в первую очередь вам должна понравиться сама техника — качество изображения, удобство в работе, как сидит в руке и т.д. Также продумайте вопрос продажи — рано или поздно вам захочется что-то продать, обновить фотоаппаратуру.

Если затрудняетесь выбрать конкретного производителя, посмотрите, чем снимают другие свадебные фотографы. Перед тем, как решиться на приобретение фототехники желательно самому поснимать разными камерами — от разных производителей (можно взять в прокате, попросить в магазине или у знакомых, на выставках) посмотреть результаты и сравнить. По большому счету вся современная фототехника позволяет добиться прекрасных результатов, отличия в деталях.

Еще приобретите себе смартфон с очень хорошей камерой, чтобы он хорошо фотографировал при недостатке освещения. На всякий случай. Всякое может случиться — по разным причинам вдруг на свадьбе остались без техники. Зато вы сможете хоть как-то продолжить съемку, пусть даже на телефон. Это лучше, чем вообще остаться без снимков. В любом случае вы снимите лучше, чем сами гости с множеством ошибок, промахов, обрезанными конечностями и т.д.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как заработать – свадебная фотография. Записки свадебного фотографа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я