Композиция. Cерия упражнений в художественной структуре для использования студентами и учителями

Артур Уэсли Доу

В 1899 году Артур Доу написал свой самый знаменитый труд «Композиция». Этот учебник в течение полувека был обязателен для преподавания изящных искусств в Америке. Доу учил, что создавать искусство надо с помощью элементов композиции, таких как линия, масса и цвет. Его труд лежит в основе современного понимания художественной композиции.Перевод на русский язык – Евгений СтасенкоНа обложке: А. У. Доу, Долгая дорога – Аргилла-роуд, Ипсвич, цветная ксилография

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Композиция. Cерия упражнений в художественной структуре для использования студентами и учителями предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Принципы композиции

3. Способы создания гармонии

Изящные искусства, исходя из названия, подразумевают изящное взаимоотношение компонентов. Освоение изобразительного искусства — это попытка воспринять и создать тонкие взаимоотношения линии, массы и цвета. Это достигается через первоначальное усилие, стимулируемое влиянием хороших образцов. Поскольку изящные взаимоотношения (то есть гармония, красота) могут быть поняты только через художественное видение, вся ткань художественного образования должна основываться на развитии этой способности. Эта сила не может быть передана подобно информации. Художественное мастерство не может быть дано под диктовку или приобретено чтением. Оно не приходит просто за счет обучения рисованию, подражания природе или какого-либо процесса накопления в уме фактов. Сила внутри — вопрос в том, как ее достичь и использовать.

Увеличение силы всегда приходит с упражнениями. Если кто-то использует немного своей способности к художественному видению в решении простых задач, постепенно переходя к более сложным задачам, он находится на пути естественного роста. Соединение нескольких прямых линий для создания гармонии движения и интервала предполагает использование и тренировку понимания и художественного видения. Даже в этом, казалось бы, ограниченном поле, возможны великие дела: пропорции Парфенона и Башню Джотто можно свести к нескольким прямым линиям хорошо связанным через пропорции и интервалы.

Эффективный прогресс в композиции зависит от работы с определенным образом организованной серией упражнений, создающих один опыт за другим, приводящих к культивации художественного видения, необходимого для различения и решения все более и более тонких отношений. Мало что может быть выражено, пока линии расположены в пространстве. Интервал — это основа художественного конструирования. Способы расположения и расстановки я назову —

ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ

По моему опыту, этих пяти было достаточно:

1.ОППОЗИЦИЯ

2. ПЕРЕХОД

3. ПОДЧИНЕНИЕ

4.ПОВТОРЕНИЕ

5. СИММЕТРИЯ

Эти названия даны пяти способам создания гармонии, все они зависят от великого общего принципа — ПРОПОРЦИИ или ХОРОШЕГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ.

1. ОППОЗИЦИЯ. Форма двух сходящихся линий образуют простую и суровую гармонию. Примеры можно найти в греческих дверных проемах, египетских храмах и архитектуре раннего Возрождения. Также мы это видим в клетчатом узоре и в пейзаже, где вертикальные линии пересекают горизонт. Этот принцип используется напрямую в работе линий в квадратах и прямоугольниках и, помимо всего перечисленного, в сочетании с другими принципами.

№12. Оппозиция

№13. Оппозиция

2. ПЕРЕХОД. Означенный способ организации предполагает шаг за пределы Оппозиции. В Оппозиции две прямые линии пересекающихся направлений встречаясь производят впечатление резкости, строгости или даже насилия; подчеркивается разница в направлении движении. Если добавлена третья линия, как на рисунках ниже, оппозиция смягчается и возникает эффект единства и завершенности. Это сочетание олицетворяет саму красоту, которая была определена как состоящая из элементов различия, гармонизированных элементами объединения. Очень распространенным примером Перехода является кронштейн, илл. №15. Прямая линия перетекает в кривые и может быть дополнена более сложным моделированием.

№14, №15. Переход

Вместо нарисованной линии перехода может быть только намек на нее, а эффект тот же — смягчение угла, илл. №14. В изобразительном искусстве виньетка, в архитектуре капитель являются примерами принципа перехода. В дизайне эффект Перехода может быть произведен лучеобразной формой, илл. №16. Случайные переходы происходят в природе в ветвлении старых деревьев, где ритмические линии складываются в такую форму. Для удобства предложения для работы в классе сгруппированы вместе в следующем блоке —

УПРАЖНЕНИЯ

Оппозиция. Скопируйте эскизы и иллюстрации в увеличенном виде. Спроектируйте прямолинейно расположенные лепные украшения, клеточки и прямоугольные панели, илл. №№13, 18, 24. Найдите примеры в природе и нарисуйте их без рамки, кистью, пером или карандашом, используя линию.

Переход. Скопируйте эскизы, как и раньше. Нарисуйте кронштейн с переходом прямой линии в кривую, дизайн угловых украшений для панно и переплетов, металлическую отделку для шкафа, илл. №18. Найдите примеры в натуре и нарисуйте их, используя линию. Важно во всех подобных работах делать серию набросков из которых можно выбрать лучшее.

3. ПОДЧИНЕНИЕ. Ни один из вышеперечисленных принципов не встречается в одиночку как основа одного произведения. Переход в частности обычно служит для гармонизации частей композиции. Принцип подчинения является прекрасной конструктивной идеей не только в пространственном искусстве, но и во всех изящных искусствах.

Чтобы образовать завершенную группу, части объединяются или связываются с единым доминирующим элементом, определяющим характер целого. Ствол дерева с его ветвями — хороший тип такого рода гармонии. Здесь мы видим единство, обеспечиваемое отношениями доминирующего и подчиненного, вплоть до прожилок листьев, множество частей, организованных в простое целое. Этот способ создания красоты бросается в глаза в идеальном интервале и линейном ритме собора в Солсбери, церкви Сен-Маклу в Руане, мавзолея Тадж-Махал; в «Воскресении» Пьеро делла Франческо и «Гусятнице» Милле, в некоторых византийских узорах и персидских коврах.

Этот принцип управляет распределением масс Темного и Светлого в композиции и оттенков в цветовых схемах. Он проявляется в поэзии (Одиссея например) в подчинении всех частей основной мысли. Он конструктивно используется в музыкальных сочинениях. Всякий раз, когда единство должно развиваться из сложности, когда хаос нужно привести к порядку, применяется творческое начало, которое называется здесь Подчинение. Его сила проявляется через концентрацию, организованность, лидерство.

В линейной композиции организация доминирующего и подчиненного может быть выполнена тремя способами, илл. №16:

1. Группировкой вокруг оси, как листья крепятся к стеблю, ветви к стволу.

2. Через лучеобразную форму, как у цветка, розетки, балок купола, растительного орнамента.

3. По размерам, как группа горных вершин, как крыша собора с его шпилем и башенками, как группы деревьев или восточный ковер с центром и обрамлением.

№16. Подчинение

Художественная ценность любого из этих способов заключается в тонкости отношений. Сваливание в кучу большого и малого, простое геометрическое расположение лучей или схематическое разветвление никогда не сможет быть чем-то иным, кроме общего места. Произведение изобразительного искусства, построенное по принципу подчинения во всех своих частях связано тонкой регулировкой и балансом пропорций, тона и цвета, илл. №22. Изменение одной части меняет целое.

Чтобы открыть смысл и выразительные возможности в этом ключевом аспекте ученик может решить серию задач, выполняя предложенное —

УПРАЖНЕНИЕ

Инструктор рисует цветок или плод со стеблем и листьями. Ученик размещает этот мотив в различных прямоугольных пространствах (илл. №18), сочетая 1-ю и 3-ю формы подчинения, наилучшим образом используя критическое суждение инструктора — это имеет большое значение для новичка в композиции. Затем ученик рисует одинаковые или похожие предметы с натуры, знакомясь с их формой и характером и далее компонует их в декоративные или живописные панно — творческое использование реалистичного рисунка, а также тренировка художественного видения.

Скопируйте примеры 2-го вида подчинения и создайте собственные оригинальные розетки, варианты растительного орнамента, пальметты, думая главным образом об интервале и ритме. Найдите примеры в природе; дымоходы и крыши, лодки с мачтами и парусами или группы деревьев. Нарисуйте, учитывая положение в отведенном пространстве. Илл. №№16, 18, 26, 28, 37, 61.

Выбрав лучший из множества пробных эскизов, выполните его версию в линиях японской кистью. Затем для дальнейшего совершенствования компоновки и оттачивания качества линий этого эскиза, выполните несколько вариантов с помощью трассировок кистью и тушью, наложив поверх рисунка тонкую полупрозрачную японскую бумагу.

4. ПОВТОРЕНИЕ. Это имя дано противоположности Подчинения — и подразумевает создание красоты повторением одних и тех же линий в ритмическом порядке. Интервалы могут быть равными, как в узоре, или неравные, как в пейзаже, илл. №17 и №20.

Из всех способов создания гармонии это наиболее распространенный и, вероятно, самый старый. Это видится чем-то почти инстинктивным, возможно, произошедшим от ритмов дыхания и ходьбы, или движения ряби и катящихся волн.

№18. Оппозиция, переход, подчинение

Марш это ничто иное, как упорядоченная походка и танец в своей примитивной форме — развитие марша. Дети составляют ряды и узоры из палочек или кусочков цветной бумаги, думая о них как об анимированном движении. В ранних формах искусства фигурки маршируют или танцуют по периметру вазы, горшки и корзины.

№19. Перуанский гобелен

Этот принцип Повторения лежит в основе всей музыки и поэзии. Священный танец дикаря связан с барабаном и другими примитивными инструментами для обозначения ритма, он связан с распевом и мистической песней. Из таких грубых истоков, из старых тамтамов, труб и флейт Пана, развивалась музыка к шедеврам современности накладывая одну гармонию на другую — так появилась композиция.

От грубого ритма дикаря, как в австралийской песне «Ешь; ешь; ешь», из боевых кличей и фольклора варварских народов, совершенствовались шаг за шагом слово и музыка, в постоянном стремлении к высшему. Это дало миру стих Сапфо, который Суинберн считал самыми красивыми звуками, когда-либо произнесенными человеческой речью.

Из грубых узоров отпечатанных палочками на индейских чашах и горшках или нанесенных земляными цветами на вигвам и пояс или вытканных на одеяле, эта форма пространственного искусства развивалась и через сложность египетского и перуанского текстильного дизайна шла к великолепию византийской мозаики, драгоценным узорам империи Великих Моголов и готической скульптуре; от колонн пещерных храмов к колоннаде Парфенона. (Примеры примитивного дизайна см. в работах Уильяма Х. Холмса.)

Следует помнить, что повторение — это всего лишь способ группировки линий и интервалов и само по себе оно не производит красоты. Простой ряд вещей не имеет художественной ценности. Железные дороги, заборы, блоки зданий и все дурные ритмические узоры, как, например, нескладные вирши — примеры повторения без искусства. Строителем художественной ткани становится Повторение, в котором интервалы отличаются изяществом, Повторение, имеющее целью создание гармонии.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Границы. Разделите длинное пространство вертикальными или наклонными линиями на регулярные интервалы. Соединив их концы прямыми линиями, заполните промежутки меандрами, сериями извилин, частоколов и зигзагов. Волны и завитки рисуются путем перехода прямых линий в изогнутые, №20, и №41-Б.

2. Ячеистый орнамент. Разделите пространство плоскости (от руки), в шахматном порядке или подобном ему, на какие-то рамки — квадраты, ромбы или треугольники, — определяющие размер и форму желаемой единицы. Это даст общий план распределения узора. В одной из этих рамок нарисуйте простую группу прямых линий или линий и точек или сочетания прямых и изогнутых линий — лишь бы был какой-то геометрический узор. Можно создать растительный орнамент, ветвящийся узора. В случае последнего варианта помните о принципе подчинения.

Как только единица повторится, появится новый набор отношений, характер которого зависит от интервала. Образуется вторичный паттерн из фоновых пространств. Поэтому ученик должен решить, должен ли узор полностью заполнить рамку единицы орнамента, иметь широкие поля внутри рамки или выйти за ее пределы. Повторение узора этими различными способами позволит определить наилучший вариант. Главные усилия следует прилагать для установления сбалансированных отношений между единицей орнамента и ее соседями, а также между всем орнаментом и фоном.

№20. Повторение

Все лучшие работы построенные на Повторении имеют выверенную гармонию интервалов. См. илл. №№20, 45-Б и 46. Скопируйте иллюстрации повторений в этой книге и сделайте из них оригинальные вариации. Копируйте линией паттерны раннего итальянского текстиля, восточных ковров или любой из лучших образцов, которые можно найти в музеях или иллюстрированных книгах по искусству. См. илл. №23 орнамент «Яйцо и дротик» из Парфенона, илл. №68.

5. СИММЕТРИЯ. Самый распространенный и очевидный способ удовлетворения стремления к порядку состоит в том, чтобы разместить две равные линии или фигуры в точном равновесии, как во фронтоне. Например, окна с каждой стороны двери или предметы на полке. Термин «симметрия» может относиться и к трехсторонней и четырехсторонней форме симметричного расположения и соблюдения равномерного баланса, но здесь это относится в основном к ее двухсторонней разновидности.

Иногда Симметрия проявляется благодаря свойствам конструкции, как в человеческом теле, кораблях, греческой архитектуре и архитектуре эпохи Возрождения, мебели, керамике, книгах. Отчасти по этой причине, а отчасти вследствие подражания, Симметрия, как и Повторение, стала использоваться в дешевом дизайне, в котором не уделяется внимания красоте формы. Японский искусство под влиянием философии дзэн, как Окакура Какузо говорит нам в «Чайной книге», избегает симметрии, считая ее неинтересной. В готическом искусстве, продукте изобретательности и богатого воображения, симметрия никогда не использовалась обычным образом.

Этот принцип композиции — в сочетании с выверенными интервалами — производит в архитектуре эффект покоя и завершенности. В дизайне это порождает формы строгой красоты, подобные Греческой вазе или сокровищам Шо-со-ин в Наре, где была сохранена большая часть старого японского искусства.

№21. Симметрия

Здесь приведены несколько примеров симметрии; студент легко найдет другие. Упражнения можно легко разработать, следуя подходу, предложенному относительно четырех других принципов. См. илл. №№22, 23; также илл. №№42, 43.

ПРОПОРЦИЯ или ХОРОШЕЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ. Я должен повторить, что принципы композиции это всего лишь способы расположения линий и форм; искусство не создается ими, если они не используются в сочетании общим принципом Хорошего Интервала. Они ни в коем случае не являются рецептами искусства и их названия не имеют большого значения. Понимание тонкостей отношений всегда должно управлять логикой и формой создаваемой композиции. Можно использовать все здесь обсуждавшиеся принципы, выполнить все упражнения и не приобрести большого художественного опыта, или даже не приобрести никакого. Главное — стремление к получению лучшего, наиболее гармоничного результата. Один из способов сделать это — сравнивать и постоянно выбирать, делать много дизайнов на одну тему и выбирать лучшие. Великий общий принцип пропорции не нуждается в особых иллюстрациях или упражнениях, потому что является неотъемлемой частью всех других принципов и упражнений. Его можно изучать в каждом образце высокого искусства. Это основа всех лучших работа в линии и массе. Тайна Хорошего Интервала откроется разуму, развившему Художественное Видение.

№23-Б

Повторение и Симметрия

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Композиция. Cерия упражнений в художественной структуре для использования студентами и учителями предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я