Знание законов создания комфортной композиции позволяет двигаться и «от противного». Мы можем создавать некомфортное – тревожащее, скучное, подавляющее, нестабильное пространство с тем, чтобы передать зрителю какую-то эмоцию. Т.е. антикомпозиция – это один из способов донести авторский замысел до зрителя.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Антикомпозиция. Обращение к эмоциям предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
На обложке Иллюстрация: Питер Бинойт «Натюрморт с ирисом» 1623 г., Национальная галерея искусств в Вашингтоне, общественное достояние (CC0)
© Евгений Стасенко, 2023
ISBN 978-5-0060-0982-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Интересно, что в графическом дизайне теория композиции всегда была более логичной и ясной чем в живописи. Приведу пару цитат: «Композиция в графическом дизайне является важным фактором при создании любого типа дизайнерской продукции, так как от размещения элементов зависит успешность передачи сообщения». «Хорошая композиция приводит к приятному, естественному, логичному расположению элементов, в то время как плохая композиция может сделать изображение запутанным или непривлекательным».
То есть, задача композиции в графическом дизайне это успешная передача сообщения благодаря приятному, естественному и логичному расположению элементов.
А вот главной задачей композиции в живописи согласно традиционному подходу «является умение размещать предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое». «Композиция в живописи — это взаимное расположение элементов живописного полотна, которое должно вызывать у зрителя ощущение единства, целостности и гармонии.» Проблема этого подхода заключается в том, что качество гармонии не поддается какому-либо ясному описанию.
Если же в живописной композиции применить подход дизайнера, всё становится на свои места. Не к мистической гармонии надо стремиться в работе над композицией картины, а к приятному, логичному расположению элементов, делающему изображение привлекательным. На этом, собственно, построена моя теория композиции. Все законы композиции, которые я рассматривал в моих предыдущих книгах, служат решению главной задачи — созданию на ограниченной прямоугольной плоскости пространства, которое подсознательно будет восприниматься как комфортное.
Но что случится, если мы нарушим какие-то правила? Возможна ли «антикомпозиция», то есть, сознательное создание некомфортного пространства? Может ли этот подход иметь какой-то смысл? Да, такой подход имеет смысл, он не только возможен, но давно и успешно применяется. Это один из очень эффективных инструментов в арсенале художника. Знание законов создания комфортной композиции позволяет двигаться и «от противного». Мы можем создавать некомфортное — тревожащее, скучное, подавляющее пространство с тем, чтобы передать зрителю какую-то эмоцию. Т.е. антикомпозиция — это один из способов донести авторский замысел до зрителя.
Обращение к эмоциям в искусстве живописи обычно понимается как воздействие на восприятие через сюжет картины. Но композиция не в меньшей степени способна к пробуждению эмоций, к передаче настроения. В этой книге я хочу рассмотреть вопросы осознанного нарушения законов создания комфортной композиции с целью передачи эмоционального послания зрителю. Поскольку нарушение закона очевидно и понятно только тогда, когда известен сам закон, ниже я изложу основные положения моей теории композиции, которые могут оказаться неизвестны читателю этой книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Антикомпозиция. Обращение к эмоциям предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других