Психосоматика шаг за шагом

Артем Иванович Федоров, 2021

Книга включает в себя полный курс лекций по основам психосоматики, написана доступным языком и будет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро понять, как работать с различными психосоматическими расстройствами. В книге вы найдете понятный теоретический материал, а также практические задания и упражнения. Все упражнения успешно зарекомендовали себя в профессиональной среде. Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, консультантов. Книга не является учебником по медицине. Администрация сайта ЛитРес не несет ответственности за представленную информацию. Могут иметься медицинские противопоказания, необходима консультация специалиста.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психосоматика шаг за шагом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Занятие 2. Диагностика

Для качественной диагностики важно собрать следующую информацию:

Анамнез болезни и анамнез жизни.

Что знает пациент о своем заболевании? Как он себе объясняет появление заболевания?

Как он справлялся до сих пор с предыдущими заболеваниями и как справляется с нынешним?

Какое значение имеет оно для него сейчас и в его жизни в целом? (положительное и отрицательное)

Были ли у него в прошлом другие заболевания?

Имеется ли неблагоприятная наследственность?

Особенности его личности, семьи, профессии, жизни, смыслов. Может ли он поделиться с другими своими мыслями, страхами и чувствами, надеждами и отчаянием, которые его охватывают?

1. Жалобы (анамнез болезни)

Вначале задают вопрос о жалобах, давших основание для обращения к психотерапевту:

«Что привело вас сюда?»

Часто при ответе на этот вопрос предварительно информированный пациент указывает конкретные симптомы или сообщает уже готовый диагноз:"стенокардия","язва","ревматизм".

Эти жалобы обязывают расспросить пациента о содержании его предшествующих переживаний. Следует подвести пациента к тому, чтобы он рассказал о своем состоянии своими словами. При этом необходимо отмечать речевые обороты, которыми он пользуется при описании своих жалоб и картины своей болезни.

Какими словами лучше всего охарактеризовать то, что Вы ощущаете в своём теле в данный момент?

2. Исторический анамнез болезни

Следующий вопрос позволяет уточнить время появления болезненных переживаний:

«Когда вы это почувствовали впервые?»

«Как болезнь развивалась?»

«Что усиливает симптом?»

«Бывало ли, что симптом уменьшался или исчезал вовсе? Как вы себе это объясняете?

Устанавливаются и периоды последующих ухудшений и улучшений. Психотерапевт должен настойчиво расспрашивать пациента о времени начала болезненных переживаний вплоть до дня и часа. Анамнез жизни в рамках общеврачебной ситуации, когда психотерапевт получает как психические, так и соматические данные, включает и соматическое обследование.

3. Анамнез жизни

Решающим для понимания внутренних конфликтов и внешних психосоциальных связей является вопрос о жизненной ситуации к моменту начала болезни:

«Как вы живете сегодня?»

«На какие сферы вашей жизни болезнь влияет больше всего?»

«Каким вы были до того, как появилась болезнь?

«Что происходило в вашей жизни, когда появилась болезнь?»

«Как все изменилось после того, как появилась болезнь?»

"Что произошло в вашей жизни, когда это случилось? Что в то время появилось нового в вашей жизни, кто появился в вашей жизни и кто ушел из нее?"

Это вопрос о"провалах"в судьбе, о ситуациях искушений и неудач, об изменениях в служебной деятельности, жилищных условиях.

Пациент должен при этом вызывать у себя воспоминания в форме свободных ассоциаций. Поскольку о драматических событиях пациенты могут сообщать как о банальных переменах, которые всплывают в памяти и расцениваются как пустячные, на такие события следует обратить особое внимание. Если же невозможно установить связь между жизненными кризами и началом болезни (в том числе и при повторных беседах), то психосоматическую природу заболевания следует поставить под сомнение.

При ретроспективном взгляде жизненные ситуации, вызывающие болезни, могут обнаруживаться в детстве, юности и зрелом возрасте.

«Кем вы работаете?»

«Чем занимаетесь?»

«Что было для вас важным событием в жизни?»

«Что важно сейчас?»

«Что придает вашей жизни смысл?»

«Если бы болезнь не влияла на вас так сильно, чтобы это изменило для вас?»

4. Картина личности пациента

В конечном итоге создается картина личности пациента в целом. Если учесть его душевные переживания и поведение, то можно оценить значение симптоматики, ситуации заболевания и данных анамнеза.

«Как вы справляетесь с заболеванием?»

«Что это означает для вас?»

«Как вы это пережили?»

Такие вопросы приводят самого пациента к пониманию собственных способов реагирования.

5. Выгоды и преимущества болезни

«Что означает для вас избавиться от болезни?»

«Чего не позволяет Вам делать Ваша болезнь? К чему Вас вынуждает эта болезнь?»

«Представьте, что болезнь прошла, что произойдет, в вашей жизни?»

«Какой будет ваша жизнь через год (через 5, 10, 20 лет) после того, как болезнь исчезнет?»

«Предположим, болезнь — особый способ вашего тела, о чем-то Вам сообщить, о чем Ваше тело пытается сообщить вам, через болезнь?»

Ответы на эти вопросы позволят определить, какие Ваши желания заблокированы, и какие свои потребности Вы не замечаете.

«Если бы Вы позволили себе реализовать эти желания, как изменилась бы Ваша жизнь, какой бы смысл Вы в неё вложили, кем бы Вы стали?»

Ответ на этот вопрос помогает определить глубинную потребность Вашего существа, заблокированную каким-то ложным верованием.

«Если бы Вы стали тем, о ком мечтали в предыдущем вопросе, что страшного или неприемлемого произошло бы в Вашей жизни?»

Ответ на этот вопрос позволит Вам выявить верование, которое блокирует Ваши желания и Вашу потребность в самореализации, создавая, таким образом, физическую проблему. Выяснив, какое Ваше убеждение стало причиной Вашей болезни, Вы всегда можешь изменить его.

«Как болезнь помогает вам? Какие выгоды и компенсации вы получаете от болезни?»

«Помогает вам болезнь чего-либо избежать?»

«Помогает вам болезнь получать больше внимания и любви?»

«Какие чувства вам помогает выразить болезнь?»

Предложите пациенту подумать, какие потребности лежат в основе преимуществ, которые предоставила ему болезнь: ослабление стресса, любовь и внимание, возможность высвободить свою энергию и т. д. Обсудите, что клиенту мешает удовлетворить эти потребности, не прибегая к болезни.

6. Проявление причин

«Что усиливает симптом?»

«Что ослабляет симптом»

«Где у вас в теле возникает симптом? Какой он? Что может произойти, чтобы симптом усилился? В каких ситуациях? Представьте себя в этих ситуациях?»

«Как вы себя чувствуете в этих ситуациях? Какие эмоции испытываете?»

«Сколько лет вам в этих эмоциях?!»

«Какие самые ранние воспоминания связаны с этими эмоциями?»

Например, вы вспомнили, как боитесь своего начальника, и у вас возникло чувство в груди. Пока нам не важно, что это за чувство, с этим мы разберемся в следующей главе.

Спросите себя: что конкретно могло бы произойти, чтобы это чувство усилилось? Что бы вам могли сказать или сделать в этой ситуации?

Например, начальник вам скажет: вы плохо справляетесь, я вас уволю.

Далее, представьте, что это произошло, скажите, каким вы себя почувствуете, если с вами это произойдет — начальник вас уволит.

Например, брошенным и ненужным.

Где это чувство? Там же в груди или сместилось? Например, сместилось в живот.

Найдем доминанту — из всех людей, кого вы знаете, кто бы мог поступить аналогично (уволить/бросить), чтобы вам было максимально дискомфортно.

Почувствуйте откуда оно исходит?

Притворитесь почувствовать, сколько вам лет в этой ситуации?

Какое самое раннее воспоминание связано с этим ощущением?

7. «Бегство в болезнь»

В психосоматике, как и в любом другом неврозе, есть три девиза:

1. Так жить дальше нельзя!

2. Со мной так дальше нельзя!

3. Я не делаю то, что для меня важно! То, что я делаю в своей жизни — пусто и бессмысленно, я как будто еду на поезде, который едет не туда, куда на самом деле нужно.

Какой из них Ваш?

Важно поисследовать откуда человек убежал в болезнь (контакты, профессия, смыслы)

Особенности его личности, семьи, профессии, жизни, смыслов. Может ли он поделиться с другими своими мыслями, страхами и чувствами, надеждами и отчаянием, которые его охватывают?

8. Семейное наследие

Модель для подражания:

«Имеется ли неблагоприятная наследственность?»

«Перечислите все болезни своей матери.»

«Перечислите все болезни своего отца.»

«Как обычно болела мама (папа)?

«Как мама (папа) относились к болезням?»

«Как мама (папа) относились к своему здоровью?»

«Перечислите все собственные заболевания.»

«Вы видите какую-то связь между ними?»

Выученная беспомощность:

«Что вы помните о своих детских болезнях?»

«Чему вас научили родители, когда речь идет о болезнях?»

«Чем вас радовали болезни в детстве, если такое случалось?»

«Сохранилось ли у вас какое-то убеждение относительно болезни из детских воспоминаний, которое по-прежнему служит вам руководством к действию?»

«Как вы сами повлияли на развитие своего заболевания?»

«Вы хотели бы, чтобы ваше здоровье изменилось. Если да, то каким образом?»

Метафорический анализ причин:

Пример метафорического анализа:

— Закройте глаза, посмотрите внутрь себя в район желудка. Что Вы там видите?

— Вижу какое-то пятно.

— Какого оно цвета?

— Грязнокрасного, коричневого.

— Давайте пойдем в Ваше детство, поищем там событие, которое влияет на Ваш желудок. Итак, Вам 15 лет. Посмотрите на Ваш желудок и скажите, какого он цвета.

— Красный.

— Вам 10 лет. Какого цвета желудок.

— Нормального цвета. Розовый.

— Вам 12 лет. Посмотрите на свой желудок. Какой он?

— У него цвет будто меняется с розового на красный.

— Хорошо. Вам 12 лет. Мы нашли, что как раз в этом возрасте начали происходить какие-то изменения с Вашим желудком. Теперь, не открывая глаз, посмотрите, где Вы находитесь, что вокруг Вас?

— Я в своей комнате. В детской.

— Хорошо. Кто-нибудь еще есть в этой комнате? Оглянитесь вокруг.

— Да. Есть мама.

— Что мама делает?

— Мама сбрасывает мои вещи со стола на пол.

— А почему мама так делает?

— Она сказала мне убрать в своей комнате, а я не убрала. Вот она и разозлилась.

— Но Вы же сейчас понимаете, что мама была права, она хотела научить Вас аккуратности? (так я попробовал по-быстрому решить конфликт мамы и дочки)

— Нет, она не имеет права сбрасывать мои вещи! Это же МОИ вещи! — чуть не плача отвечает пациентка и на её глазах появляются слёзы. — Ой, у меня желудок сейчас ещё больше заболел!

— Хорошо (быстрый путь не сработал — пойдём другим путём), давайте тогда позовём к той Вам, в 12-летнем возрасте, Вас, взрослую, нынешнюю. Прийдите Вы-взрослая к себе 12-летней. Объясните той себе, что мама хотела, чтобы Вы выросли аккуратной девочкой, поэтому и разозлилась, когда Вы не выполили её задания.

Несколько минут пациентка молчала — внутри неё беседовали две её. И вскоре на лице женщины отразилось спокойствие.

— Вы поговорили?

— Да.

— Вы, 12-летняя, уже поняли, отчего мама сбрасывала Ваши вещи со стола.

— Да.

— Вы на маму ещё сердитесь?

— Нет.

— Желудок еще болит?

— Нет. Боли нет.

— Какого он цвета сейчас?

— Темно-розового.

— Спасибо Вам. Отдыхайте.

Молодая женщина всё это время не могла «переварить» тот конфликт с мамой, который случился лет 15 назад. Мы вернулись в её прошлое и «объяснили» её бессознательному, что конфликта, собственно, уже нет.

Уже прошло более полугода с этой истории. Болей в желудке пациентки больше нет, почти нет. Но впереди еще работа с другими конфликтами…

Короткое описание указанной практики

Напротив клиента устанавливается стул, на котором предположительно находится субличность его родителя. Клиент попеременно пересаживается со стула на стул, находясь в активном диалоге с родителем. Диалог проводится по следующим фазам.

1. Отреагирование накопленных чувств. (Посменно, из каждой роли.)

2. Попеременное выражение искреннего прощения от родителя к ребёнку, от ребёнка к родителю.

3. Попеременное выражение благодарности от родителя к ребёнку, от ребёнка к родителю.

4. Попеременное благословление: из родительской роли в отношении к ребёнку и из детской — в отношении родителя.

5. Виртуальная сепарация от родителя. На уровне представления мы отделяем себя от фигуры родителя, рисуя в воображении разделение общей дороги в два отдельных пути.

9. Психологический характер болезни

Терапевт переводит качественные характеристики в психологические через метафору, связывая метафору с данными анамнеза жизни.

Примеры:

Кожные проблемы:

У вас чешутся руки что-то сделать?

Что-то вас раздражает как заноза под кожей?

Вы чувствуете, что вам нужно «выцарапывать» средства на жизнь?

Проблемы с желудком, язва:

Что-то вас гложет?

От кого-то или от чего-то вас тошнит?

То, что вы делаете, поглощает вам целиком? («с потрохами»).

Кишечник:

Вы всегда сдерживаетесь?

Вам приходится себя держать в узде?

Вы придерживаетесь своих проблем?

Вес:

Какие чувства Вас часто переполняют? Почему?

Есть ли у вас что-то лишнее, отягощающее вас?

Есть ли у вас тяжелые проблемы?

Сердце:

Кто или что разбивает ваше сердце?

Вы переживаете одну сердечную муку за другой?

Чувствуете ли вы иногда «камень» на сердце?

Гиссенский опросник соматических жалоб

Гиссенский опросник соматических жалоб выявляет интенсивность эмоционально окрашенных жалоб по поводу состояния физического здоровья, которая высоко коррелирует с маскированной депрессией. Для правильной интерпретации необходимо выяснить, нет ли у обследуемого установленных соматических заболеваний с подтвержденными диагнозами.

Бланк опросника

Инструкция: Поставьте после каждого пункта опросника цифру, соответствующую вашему обычному состоянию:

0 — не беспокоит никогда;

1 — беспокоит очень редко;

2 — временами беспокоит;

3 — часто беспокоит;

4 — беспокоит почти постоянно.

Беспокоят ли вас:

Оценка результатов

Е: Истощение. Характеризует субъективное представление человека о наличии/потере жизненной энергии и потребность в помощи. Коррелирует с депрессивным состоянием, алекситимией.

М: Желудочные жалобы. Шкала отражает выраженность психосоматических желудочных недомоганий (эпигастральный синдром). Больные стремятся достичь высоких результатов, очень самокритичны и требовательны к себе. Острая потребность в заботе и любви, чтоб их оберегали. Болезнь обостряется при расставаниях и потере защищенности. Больные подавляли негативные эмоции. Гнев, злость не выражались открыто, а «съедались» или «проглатывались».

G: Ревматический фактор. Шкала выражает субъективные страдания человека, носящие болевой психогенный или судорожный напряженный характер.

Н: Сердечные жалобы. Обычно у здоровых испытуемых сердечные жалобы наиболее необоснованны. Высокий балл по шкале свидетельствует о приписывании себе несуществующих симптомов с целью привлечь внимание или обратиться за помощью.

Общий балл: Общий балл показывает интенсивность соматических жалоб. Хорошо коррелирует с депрессией, алекситимией, личностной тревожностью.

Нормативов для отдельных шкал не предусмотрено. Оценивается общий балл исходя из того, что при максимально возможной сумме в 100 баллов среди здоровых людей:

50% имеет менее 14 баллов — прекрасное здоровье

75% — менее 20 — хорошее здоровье

100% — менее 40 баллов — здоров.

Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения

Цель методики САН: Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения.

Описание методики САН. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

Инструкция методики САН. Вам предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.

Обработка данных методики САН. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары — в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие — сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность — сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение — сумма баллов по шкалам: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 — о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.

Техника «Разговор с телом»

— Обратите свое внимание на место, где вы находитесь в данный момент.

— Своим внутренним взором исследуйте это место, прочувствуйте и ощутите нюансы: температуру, размеры, энергетику

— Обратите внимание на себя: насколько вам сейчас удобно и комфортно?

— Насколько расслаблено Ваше тело? Где есть напряжение?

— Шея, ступни, руки, плечи, спина, таз, ноги…

— Что с Вами происходит в данный момент?

— Что можно сделать, чтобы почувствовать себя более удобно и комфортно: потянуться, подвинуться?

— Пойдите за своим телом?

— Если ли еще что-то что можно улучшить?

— Как вы можете позаботиться о себе?

Упражнение «Признание»

— Мое тело…

— Мой самый главный комплекс — это…

— К своему телу я отношусь…

— Если бы я слышал сейчас свое тело, оно бы мне сказало…

— И попросило бы меня…

— Если бы я могла ответить ему, я бы ответила…

— И попросила бы…

— Потому что…

— Даже если…

— Я знаю точно…

«Чувства в теле»

Пряма сейчас осознайте свое тело.

То, как вы сидите. Какие мышцы напряжены, какие расслаблены. Мысленно «пройдите» своим вниманием все участки своего тела.

Найди в теле область любви и принятия.

Исследуй эту область: размеры, ощущения в этой области. Какие мысли связаны с этой областью? Какие воспоминания?

Найди в теле область печали.

Исследуй эту область: размеры, ощущения в этой области. Какие мысли связаны с этой областью? Какие воспоминания? Как часто они напоминают о себе? Направь любовь в эту область.

Найди в теле область удовольствия и радости.

Представь те части своего тела, которые дарят тебе эти переживания, где они расположены, как много их? Исследуй эту область: размеры, ощущения в этой области. Какие мысли связаны с этой областью?

Найди в теле область перемен.

Это те места твоего тела, которые подвержены быстрым изменениям. Возможно, они происходят произвольно или ты руководишь этими изменениями. Какие чувства вызывают у тебя области перемен? Как часто они становятся зоной твоего внимания?

Найди в теле область отвержения и неприятия.

Какую территорию она занимает? Эта область всегда была такой или менялась со временем? За что, по каким причинам эта часть тела стала зоной отвержения? Какие мысли связаны с этой областью? Какие воспоминания? Как часто они напоминают о себе? Направь любовь в эту область.

Может быть, на твоем теле остались участки, на которые ты редко обращаешь внимания? Найди их и мысленно переместись туда. Это область забвения. Они существуют сами по себе, лишь изредка привлекая твое внимание. Какую площадь они занимают в теле? Какие эмоции там обитают? Какие воспоминания? Мысли?

Найдите в теле зону исцеления.

Какую площадь они занимают в теле? Какие эмоции там обитают? Какие воспоминания? Мысли? Сейчас погрузитесь в зону исцеления и вспомните 2-3 случая из вашего опыта, когда вы выздоравливали. Как вы это понимали? Какой был самый первый признак выздоровления? какой второй? Как происходило исцеление? Усильте Зону Исцеления в вашем теле через эти воспоминания. Какая энергия в этой зоне. Перенесите энергию исцеления из Зоны Исцеления в те участки тела, которые нуждаются в этой энергии. Сделайте это своим способом. Представьте символ или образ этого исцеления. Выполните проходку в будущее: представьте, как вы несете образ исцеления в свое завтра, он с вами через 2 дня, через неделю, через месяц, год, и т.д.

Поблагодарите свое тело.

А теперь представь свое тело в виде карты. Мысленно окинь ее своим внутренним взором, запомни ее и приготовься перенести все увиденное на лист бумаги.

Вопросы к размышлению:

— Какие чувства по отношению к собственному телу являются наиболее яркими?

— Какие части тела вызывают эти переживания?

— Какие выводы появились после упражнения?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психосоматика шаг за шагом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я