Не едите мне мозги. Как адаптироваться к реалиям современного мира

Арман Чахалян

Современное общество столкнулось с тем, что стало осознавать наличие своих ментальных границ, но не совсем понимает, как их выстраивает. Я не собираюсь учить вас этому. В книге я делюсь своим опытом. Как это происходит у меня. А вы вольны выбирать, как вы будете действовать в своей жизни. Книга содержит нецензурную брань.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Не едите мне мозги. Как адаптироваться к реалиям современного мира предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1.

Человек человеку волк?

Очень часто на консультациях я слышу примерно одно и тоже — почему бы людям не жить в доброте, любви и принятии? Это же так просто. Никого не трогаешь, и никто не трогает тебя. Элементарно, но почему-то такая модель не работает. Я очень люблю историю, и чем больше я читаю или слушаю исторические подкасты, тем больше сталкиваюсь с тем, что все наши «правильные» чувства к друг другу отсутствовали напрочь на протяжении всего существования человечества. Нет, ну конечно, было место и благородству, любви и чести. Несомненно, но как только личные интересы брали верх, человек из доброго, любящего, понимающего существа превращается в свирепого зверя. Так вышло, что книгу я начал писать 23 февраля 2022 года. На следующий день начались те самые события. Я сейчас пишу не про геополитику, безопасность нации, интересы стран. Я про чувства, мысли и действия людей. Внутри семей разгораются конфликты, не говоря уже о социуме в целом. Люди злы и раздражены и не стесняются выражать свои негативные эмоции в сторону друг друга. За несколько дней я услышал огромное количество предъяв в сторону друг друга, и по ощущениям зацепило многих:

— Испытываешь стыд? Вали из страны.

— Молчишь? Не молчи. Говори.

— Пишешь посты и вещаешь в соц. сетях? Молчи, не надо хайповать2.

— Поддерживаешь? Агрессор.

— Не поддерживаешь? Предатель.

Остаться вне поля гнева, становиться крайне сложно. Отец гонит на дочь, сын на отца, левые на либералов, либералы на власть, власть на правых и так до бесконечности. Хотя еще 23 февраля могли вместе пить чай и проявлять к друг другу самые «правильные» чувства — сострадание, принятие, любовь, толерантность. Почему я слово — правильные, вынес в кавычки? Не потому что я против этих чувств. Нет, отнюдь, мне они по душе, а потому что мы сами их провозгласили правильными. А таков ли человек на самом деле? Предлагаю вернуться в историю, и, как я люблю говорить — просто банальные факты.

Первый крестовый поход. Не будем вдаваться в подробности самого похода. Рассмотрим осаду города Маарета (Сирия). Город описывался летописцами как «богатый и густонаселенный». Предполагалось, что крестоносцы возьмут город быстро, как это было с другими городами ранее. Однако так не произошло. Все затянулось. И долгая осада показала насколько ненадежны были процессы снабжения крестоносцев. Войска страдали от нехватки еды и воды. Зима становилась холоднее, а поставки продовольствия на неделю вообще прекратились. Раймунд Агилерский (Ажильский)3, свидетель этих событий, сослался на тревожную нехватку продовольствия: «С грустью сообщаю, что во время голода можно было наблюдать более десяти тысяч мужчин, которые сновали, словно скот, в поисках хоть одного пшеничного или ячменного зернышка».

К счастью завоевателей, крепость пала. По одной версии после обрушения одной из башен. По другой, что сами жители предложили сдаться в обмен на сохранение жизни. Но как только войско вошло в город, они быстро расправились со скудными запасами продовольствия и голод во время осады им показался грустной прелюдией. В итоге крестоносцы стали потрошить трупы убитых жителей, отрезать им ягодицы, жарить и жадно поедать, даже не дождавшись полного «приготовления». Уже к началу первых крестовых походов, христиане считали каннибализм чем — то очень отвратительным и мерзким. Хотя разграбление и убийство с целью захвата считалось, чем — то нормальным.

Другой пример. Святая инквизиция. Опять же, мы не будем рассматривать история создания, рассвета и заката данной организации. Мы поговорит о том, чем она занималась на протяжении нескольких столетий. Многие помнят инквизицию, как суд при католической церкви, который сжигал ведьм. На самом деле спектр «услуг» был достаточно широким. От конфискации имущества, до пыток и казней. И сжигали не только ведьм, но и всех, кто нес в массы ересь — отклонение от норм господствующей религии, противоречащее церковным догматам. Самое страшное, что в сговоре с нечистой силой могла быть обвинена любая женщина, особенно если она была красивой. В ходу активно использовалась система доносов и шпионства. В Испании гонениям подвергались евреи, мавры. Сначала они притеснялись, а далее были выгнаны из страны.

Важно еще упомянуть о геноциде разных народов — самые масштабные: геноцид армян в Османской империи и холокост, истребление евреев по национальному признаку в Европе в середине ХХ века. Да, можно сослаться на то, что люди были менее образованные, дикие и неотесанные. А что изменилось? Глобально только то, что у нас стало больше средств к существованию, комфорта и спокойствия. Но природная наша часть никуда не делась. И поэтому, в мире продолжаются военные конфликты, гонения, проявления расизма, рабство, притеснения, буллинг4, колумбайны5 (запрещенная организация на территории РФ) и т. д. Как сказала одна моя знакомая — «натянутые на жопу Гучи, не делают человека культурнее».

Еще одним доказательством наличия наших природных страхов и реакций, которые могут проявляться с разной периодичностью, плюс доказательства легкости подчинения воли человека, является эксперимент, который несет название эксперимент — Милгрэма.

Милгрэм пытался выяснить сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? Забегая вперед, нужно сказать, что результаты эксперимента были неутешительными. Подавляющее большинство испытуемых, даже не попробовали резко возразить против самого эксперимента. Необходимость повиновения авторитетам укоренилась в сознании людей настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания, несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.

Теперь к сути. Что же они там делали? Эксперимент был представлен как исследование влияния боли на память. Участвовало несколько человек — сам испытуемый, экспериментатор, а роль «жертвы», второго испытуемого играл актер. Естественно сам испытуемый об этом не знал, и был уверен, что за стенкой сидит человек привязанный к электрическим приборам, дающим заряд тока. «Жертве» необходимо было запомнить пары слов, который ему диктовал «учитель» (первый испытуемый), и за каждый неправильный ответ, второй испытуемый (актер) должен был получить разряд тока. До начала эксперимента, «учитель» получил минимальный удар тока в 15 В, для того чтобы он убедился, что ток на самом деле есть. После знакомства «учителя» и «ученика» их рассадили по разным комнатам. «Учитель» располагался перед генератором, на котором были размещены 30 переключателей от 15 до 450 В, с шагом в 15 В. После инструктажа начинался эксперимент. «Учитель» зачитывал ассоциативные пары слов. «Ученик» должен был это все запомнить. Далее зачитывалось первое слово, а предлагалось четыре варианта ответа. Ученик должен был нажать на одну из четырех кнопок, а этот ответ отображался у испытуемого на панели. Если ответ не совпадал, он бил его током. И с каждым неправильным ответом, удары тока возрастали. Актер естественно никаких ударов не получал, а только изображал боль. Кричал, просил прекратить, стучал по стене. В какой — то момент вообще переставал отвечать. И естественно он специально ошибался. На каждый один правильный ответ, он давал три неправильных. Если испытуемый начинал колебаться, сомневаться или задавать вопросы, он получал в ответ фразы, которые экзаменатор говорил в следующей последовательности:

— Пожалуйста, продолжайте.

— Эксперимент требует, чтобы вы продолжили.

— Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили.

— У вас нет другого выбора, вы должны продолжать.

Каждая последующая фраза говорилась, если «учитель» продолжал пререкаться. Если после 4 — ой фразы, он все еще сомневался или отказывался, эксперимент прерывался. Результат испытания был следующим. 14 из 40 испытуемых, дошли примерно до 300 — 375 Вт. А 26 из 40 дошли до конца (450 Вт). Часть из них, даже не пререкались, просто продолжали делать то, что им велели. Сам Милгрэм признавался, что иногда у него складывалось ощущение, что некоторые «учителя» получали удовольствие от происходящего.

Помимо истории мне еще нравится кино. Так что мы тоже в течение книги будем к нему ссылаться. Вот вам пример из кино «Клуб миллиардеров».

— Чарли, что самое страшное для тебя.

— Самое страшное? Хм, убийство.

— Ты мог бы убить за миллион долларов?

— Нет.

— Видишь, это граница, которую ты не перейдешь.

— Да, но, никто бы в этой комнате не согласился.

— А что если бы ты зашел в комнату и увидел, что твою мать насилуют, ты бы убил?

— Мою мать? Да, убил бы. Но это другие обстоятельства!

— Именно, как только меняются обстоятельства, вы пересекаете границу, которую пересекать не собирались.

О чем говорит это диалог молодых людей? Что человек, сохраняет свою человечность ровно в тех обстоятельствах, в которых он чувствует себя в безопасности. А как только он попадает в обстоятельства, где его спокойствие заканчивается, его модель поведения меняется. А этими обстоятельствами может быть все что угодно — работа, семейные отношения, отношения с друзьями, с бывшими женами, с детьми и в целом в социуме. Поэтому, когда нам кажется, что на нас нападают или теоретически могут напасть, мы сами становимся теми коршунами, которые только и ищут мягкое место, чтобы клевать. А навык коммуникации и отстаивания своих границ и сохранение чужих, не переходит к нам по наследству, и не является вложенной функцией, развивающейся по факту взросления. Это то, чему мы учимся и это целая наука. Мы будем с вами вместе учиться ей.

Можно долго приводить примеры исторических личностей или ныне живущих, героев кино и фольклора, я думаю тут разобрались. Конечно, есть огромное количество людей, кто сделал вклад в развитие и культуру и духовность человечества, были честными и порядочными людьми. На пример Махатма Ганди, Нельсон Мандела, Серафим Саровский и многие другие. Наверняка и среди вас есть люди, которых вы бы выделили для себя как хороших людей. Это так. Я пытаюсь показать, что люди склонны к разному поведению и в том числе к тому, которое нам кажется нелогичным и омерзительным, если даже от человека этого не ждешь. Особенно в экстренных ситуациях. Как говорил Альберт Эллис — «невроз — это глупое поведение, неглупых людей».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Не едите мне мозги. Как адаптироваться к реалиям современного мира предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Хайп — агрессивная и навязчивая реклама, целью которой является формирование предпочтений потребителя. Также в современном русском языке, в социальных сетях, словом «хайп» называют любой ажиотаж вокруг чего-либо, созданный не рекламными агентами, а обычными людьми.

3

Раймунд Ажильский или Агилерский, он же Раймунд из Пюи (фр. Raymond d’Aguilers, лат. Raimundus de Aguilers или Raimundus Agilaeus; после 1099 — французский хронист, монах-бенедиктинец, один из летописцев Первого крестового похода (1096—1099), во время которого являлся капелланом Раймунда IV Тулузского, лидера провансальской армии крестоносцев.

4

Буллинг — это регулярное психологическое или физическое давление на жертву, осуществляемое одним человеком или группой агрессоров, которое обычно проходит в условиях замкнутой общественной группы. Например, школы.

5

«Колумбайн»* — обобщенное название вооруженных атак на школы и другие учебные заведения, которое связано с событиями в одноименной школе в американском Денвере. В 1999 году двое ее учеников напали на школу с огнестрельным оружием и убили 13 человек. * (Движение признано террористическим и запрещено на территории РФ).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я