Афёра Энтони Флю. Как философ обманул теистов и доказал, что бог – это невежество

Аркадий Арк, 2021

Известный во всём мире английский философ Энтони Флю решил стать теософом и доказать существование бога, но доказал, что бог равен невежеству. Эти доказательства наглядно приведены в его последней книге и ясно читаются между строк. Философ Аркадий Арк анализирует книгу Энтони Флю и показывает на примерах из книги, как Флю подводит читателя к внутреннему убеждению, что бог – это невежество, внешне ни словом не выдавая этого. Арк утверждает: «Флю показывает читателю, что бог – это спам мозга».

Оглавление

Главка «Обязанность вести диалог»

Здесь интересна ещё одна запись в книге Флю:

«Мои аргументы в пользу атеизма достигли своего апогея с публикацией книги «Презумпция атеизма»».

Иными словами, вершина атеизма Флю заключалась только в утверждении, что доказывать существование бога должны теисты, а не атеисты — его отсутствие.

Если назвать это апогеем аргументов в пользу атеизма, то закрадывается большое сомнение в том, был ли Флю действительно атеистом, и понимал ли он, что такое религия и что такое атеизм.

Говоря о своей философской деятельности, Флю признаётся:

«фактически, вся моя философская карьера протекала в оживлённых беседах и публичных дебатах с мыслителями, которые расходились со мной по самым разным вопросам, начиная с социальной философии, психофизиологической проблемы, споров о свободе воли и детерминизме и заканчивая вопросом о Боге. Вопросам, рассматриваемым в процессе моих споров о существовании Бога, было посвящено полвека моей активной интеллектуальной жизни. В 1950 году мы пытались определить, что означает выражение «Бог любит тебя»; в 1976 году стремились выяснить, является ли идея Бога согласованной; в 1985 году мы стремились определить, на ком лежит бремя доказывания; а в 1998 году мы обсуждали значение космологии Большого взрыва».

Честно сказать, трудно себе представить научного атеиста, который бы полвека не мог разобраться в идее существования бога. К тому же Флю по сути много лет занимался «философией религии», что уже само по себе характеризует его скорее не как атеиста и философа, а как теософа, если он относился к этой идее недостаточно критично.

К тому же, выше он совершенно справедливо писал:

«мы не можем даже начать обсуждение причин верить в то, что существует такая своеобразная разновидность Бога, пока мы не определим, как идентифицировать Бога, которого мы собираемся обсуждать».

Но разве давать идентификацию богу, и стараться, чтобы она была хоть сколь-нибудь правдоподобной, должны атеисты, а не теисты? Конечно же, теисты. Отсюда становится вполне понятно, что бремя доказательств не может лежать на атеистах, т.к. сама идентификация бога как предмета спора — это забота теистов. А дело атеистов проверить приведённые теистами аргументы на истинность.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я