Афёра Энтони Флю. Как философ обманул теистов и доказал, что бог – это невежество

Аркадий Арк, 2021

Известный во всём мире английский философ Энтони Флю решил стать теософом и доказать существование бога, но доказал, что бог равен невежеству. Эти доказательства наглядно приведены в его последней книге и ясно читаются между строк. Философ Аркадий Арк анализирует книгу Энтони Флю и показывает на примерах из книги, как Флю подводит читателя к внутреннему убеждению, что бог – это невежество, внешне ни словом не выдавая этого. Арк утверждает: «Флю показывает читателю, что бог – это спам мозга».

Оглавление

Главка «Уроки, извлекаемые из разногласий»

В этой главке Флю пишет о Р.М. Хейре:

«Хейр предполагал, что религиозные высказывания не должны рассматриваться в качестве выдвигаемых утверждений, но под ними следует понимать выражение того, что сам он называл словом «blik» — нечто вроде общепринятого подхода или общепринятой позиции. «Blik», как сам он описывает, это просто интерпретация нашего опыта, которая не может быть проверена или опровергнута. Насколько я знаю, Хейр в дальнейшем никогда не продолжал развивать эту идею в печатных изданиях, но она была не единственной, которая (в силу того, что она отвергала всякое рациональное основание для веры) могла бы порадовать религиозных верующих».

Непонятно тут одно, чем эта идея должна была порадовать религиозных верующих? Тем, что личный опыт не может быть проверен, и на этом основании не может быть опровергнут? Или тем, что эта идея «отвергала всякое рациональное основание для веры»?

Проблема боговеров тут как раз в том, что и то, и другое не даёт повода для радости. Это должно огорчать честных людей, а не радовать. Если подобная идея радует, то это уже вызывает подозрение во вменяемости человека. Давайте разберёмся.

Во-первых, что касается личного опыта, то он вполне может быть проверен до определённой и весьма высокой степени. Причём, вполне научными методами. А в том случае, в каком личный опыт не может быть проверен, он вполне может игнорироваться как доказательство чего-либо, уже на том основании, что боговеры сами не верят в личный опыт других боговеров. Скажите боговеру, что вы утром видели бога, или разговаривали с богом, или ходили по воде, он вам не поверит. Даже несмотря на то, что вы относитесь к одной религиозной конфессии.

Следовательно, личный опыт без каких-либо доказательств истинности этого опыта, вообще не является хотя бы мало-мальски значимым аргументом в любом споре. Он должен просто игнорироваться.

Во-вторых, что касается утверждения, будто данная идея отвергает «всякое рациональное основание для веры», то и это скорее печально для боговера, чем радостно. Потому что это говорит лишь о том, что такая идея нездорова, больна, опасна, не разумна. Ведь любая деятельность человека, считающаяся положительной и хорошей, одновременно является и рациональной, разумной и объяснимой. Когда же идеи или действия отвергают рациональность, они всегда несут в себе большую долю опасности для общества. Именно поэтому сумасшедших людей, которые не способны объяснить свои поступки рациональным путём, запирают в сумасшедшие дома, т.к. они опасны для других людей.

Следовательно, если религия отвергает «всякое рациональное основание для веры», то это говорит лишь о том, что она опасна, ведь от неё можно ожидать любого нерационального (безумного) поступка. Поэтому мне не понятно, чему здесь должны радоваться боговеры, по мнению Флю.

Далее в этой же главке Флю упоминает философа И. М. Кромби, изучавшего Платона. Флю пишет, что Бэзил Митчелл в своей работе «Вера и логика» ссылается на Кромби, а тот в свою очередь «обращал внимание» на то, что

«вы можете понять теологические утверждения, только если вы считаетесь с тремя следующими суждениями: теисты верят, что Бог является сверхъестественной сущностью, и утверждения о Боге применимы к Богу, а не к окружающему миру; теисты верят, что Бог сверхъестественен и поэтому находится за пределами понимания; мы можем говорить о Боге только образно, поскольку Бог является тайной и поскольку привлечь к Нему внимание мы можем только в том случае, если выражаемся понятным языком. Богословские утверждения являются человеческим описанием божественных истин, которые могут быть выражены в виде притчи».

Если «теисты верят, что Бог сверхъестественен и поэтому находится за пределами понимания», то они сами, прежде всего, должны честно признаваться в том, что не понимают, что такое бог. Однако ведь понимание самих теистов не находится за пределами понимания. Следовательно, они обязаны объяснить откуда они берут все «сверхъестественные» характеристики бога и вообще знают о нём. Но даже своё не сверхъестественное понимание они ни в силах объяснить. Разве что могут сказать, что идею бога они переняли из Библии, если иметь ввиду христиан, или из Корана, если речь о мусульманах.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я