Введение в онтопсихологию

Антонио Менегетти, 1992

Каждый день мы сталкиваемся с различными проявлениями психики. наши мысли, эмоции, любой факт или событие вызваны психической причиной, скрытой в глубине нашего бессознательного. Человек не имеет права быть наивным, если хочет управлять собственной жизнью. Чтобы стать главным действующим лицом, ему необходимы знания, которые бы обеспечили точность его решений и показали причину происходящего. Данная книга профессора Антонио Менегетти с очевидностью раскрывает, насколько сильно влияет на нашу жизнь бессознательное – то, что мы о себе не знаем; дает практические советы для обретения собственной точности и знакомит с инструментами онтопсихологии (интерпретацией сновидений, семантическим полем). Онтопсихология – это современное направление психологии, которое дает возможность пересмотреть свои привычные взгляды на жизнь, способы поведения и оценки фактов. Книга предназначена для широкого круга читателей и специалистов в области психологии, психотерапии, медицины.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Введение в онтопсихологию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава первая

Только точность познания может гарантировать качество и результат психотерапии

Что такое психология?

На первый взгляд она не относится к точным наукам. Однако благодаря методу, открытому онто психо логической школой, именно психология способна стать критерием точности других наук.

От Аристотеля, Декарта, Канта и до наших дней обсуждается, насколько точно человек может познать самого себя и окружающий мир. В математике и физике несложно прийти к общему критерию, поскольку цель этих наук — фиксировать данные, полученные в процессе познания (в той степени, в какой эти данные доступны человеку). Но что может гарантировать точность научного критерия в гуманитарных науках, таких как философия, психология, социология, а так же в объяснении явлений, которые мы приписываем к разряду паранормальных, духовно-религиозных и мифологических.

Заниматься психологией — значит уметь познавать и создавать человека. Знание, не имеющее реальной силы, не подкрепленное точным результатом, бессмысленно. Мнение допустимо в философии, социологии и политике, но в психологии что есть, то есть, а чего нет, того нет.

Уже более ста лет в разных частях света научная психология развивается как прикладная. Однако, несмотря на ее эволюцию, сегодня все еще остаются непознанными многие аспекты спонтанной психологии, психологии «вуду», всего того, что относится к области парапсихологии, как, например, явление чуда в религиозном понимании[1].

Заниматься психологией — значит знать внутрисущностное самодвижение психической деятельности, за любым явлением обнаруживать с максимальной точностью очевидную причину, обуславливающую определенное следствие в поведении человека. Например, какая внутренняя причина вызывает состояние тревоги, или раковую опухоль, или неудовлетворенность в реализации собственных целей?

Обширная область психосоматики все еще приводит в замешательство, удивляет большую часть исследователей в сфере медицины и психологии. Для онтопсихологической школы способность понимать суть всей психосоматической феноменологии и разрешать связанные с ней проблемы уже является нормой.

Здесь было бы интересно дать описание различных научных исследований за последние сто лет, однако, резюмируя сказанное, я собираюсь перейти к первому фундаментальному вопросу данного цикла лекций.

В чем основная ошибка, порождающая все проблемы психологической науки?

Такая ошибка существует, так как все мы видим ее следствия как в жизни отдельного человека, так и в жизни общества в целом. Кропотливые и длительные исследования не имеют точки отсчета: ошибка все очевидней и все ощутимее потребность в исследовании с подлинно научной точностью.

Источник ошибки всей психологической науки и гуманитарных исследований заключается в отсутствии точности познания. Практически ни у кого из людей, рассуждающих, сопоставляющих и познающих, сознание не отражает реальности бытия. Как же тогда заниматься наукой, если сознание не соответствует реальности?

Первый основной вывод, к которому я пришел в ходе собственных научных исследований, можно сформулировать следующим образом: сознание исследователя, ученого, как и любого другого человека, неточно отражает реальность. Человек создан определенным образом, но представляет себя, думает о себе, отражает себя не таким, каким является на самом деле[2]. В этом случае то, как человек себя представляет, нефункционально для его реального существования.

Представим себе, что сознание — это зеркало: тогда действие «Я» подобно функции зеркала, которое отражает реальное действие объекта, создавая образ. Однако на самом деле происходит постоянное искажение: сознание, которое должно было бы служить зеркалом бытия, не воспроизводит происходящее таким, каким оно является в действительности. Это был первый важный вывод моих научных исследований.

Я пришел к заключению, что природа посылает нам огромное количество данных, проецируя их в виде кодов. Это своего рода текст, состоящий из эмоций, биологических, химических реакций, внутренних переживаний. Другими словами, человек устроен таким образом, что из тех сигналов, которые в изобилии посылает ему природа, его сознание способно уловить лишь некоторые из них, да и те в искаженном виде: сознание не умеет правильно понять зов инстинкта[3].

Индивидуальная экзистенциальная организация, в моей терминологии «организмическое», находится в постоянном самодвижении, раскрывается, передает информацию, открыто выражает свои потребности, но сознание не воспринимает эти сигналы. Мы склонны во всем винить природу или химические и биологические процессы в нашем организме, забывая при этом, что изначальный саботаж, нанесший вред нашей биологии, был осуществлен нашим сознанием. Появление соматических нарушений нельзя приписать внутренней потребности в них организма. То, что считается ошибкой природы, в действительности — последствия неправильного ментального поведения в отношении к собственному организму.

Я часто сталкиваюсь со следующим явлением: встречая человека больного или с какими-либо отклонениями, я отмечаю в нем неосознанное желание сохранить свой недуг, будто какая-то часть его самого порождает эту болезнь.

Природе помочь не трудно, труднее изменить сознание, заставить измениться человеческое «Я». Универсальная задача научной психологии — вернуть сознанию точность восприятия реальности. Человек появляется в этом мире, повинуясь закону более великому и неизменному, чем он сам, закону, который и есть жизнь. В основе человеческой природы лежит строго определенный замысел, у него своя структура, свой закон, своя потребность, свое предназначение. Если наш добровольный и осознанный выбор соответствует замыслу природы в данный конкретный момент, то мы живем, получая радость и удовольствие, добиваясь успехов и реализации; если же мы противоречим этому замыслу, то неизменно придем к кризису, чувству тоски и неудовлетворенности.

Функция психолога, и еще в большей степени психотерапевта, заключается в способности постоянно корректировать процесс отражения сознанием реальности в соответствии с замыслом природы.

Человек часто полагает, что его мысли, эмоции, состояния сознания не связаны с реальностью, то есть не обладают материальной конкретностью. Это представление мешает ему понять, что именно его мысли и эмоции являются катализаторами той действительности, которая впоследствии обусловит его, сделает объектом своего воздействия.

Люди, обладающие высокой духовностью, всегда с большим вниманием относились к своим мыслям, фантазиям, чувствам, представлениям, снам. Настоящий психотерапевт днем и ночью контролирует состояние своего ума, так как его сознание всегда должно быть способным к точному восприятию и уметь отделять позитивные факторы действительности от губительных воздействий.

Возможности науки всегда зависят от точности ученого, от восприятия его ума и сознания, но для того, чтобы достичь этой точности, нужна тщательная подготовка, которая впоследствии позволит с достоверностью оценить любую ситуацию. Психолог — это тот, кто открывает истинную природу вещей посредством своего «Я», потому что ум выполняет функцию отражения, на основе которого происходит процесс познания.

Во всех проявлениях человеческой деятельности, от науки до искусства, именно индивидуальные, так называемые внутрипсихические явления, а не внешние факторы определяют внешнюю реальность. Поэтому необходимо уметь понимать природу всех образов, воспоминаний, проявлений аффективных связей и ностальгии, постоянно занимающих наше сознание, и контролировать их.

Например, Шекспир и Достоевский были способны заглянуть внутрь субъекта и выстроить сюжет своего произведения исключительно на основе психической деятельности персонажа. Если кто-нибудь из вас целый день будет рассказывать мне о себе и своей жизни, то я, возможно, просто потеряю время, потому что останется неясным, в какой ситуации на самом деле вы находитесь. Чтобы точно понять человека, мне достаточно выслушать два-три его сна. Даже если на первый взгляд они могут показаться совершенно бессмысленными, я сразу получу полный срез ситуации, показывающий факторы и причины, определяющие данного субъекта. Сновидение несет такую же информацию об организме, как молекула ДНК об отдельной клетке.

Задача психотерапевта — научить точному восприятию исследователей, ученых, инженеров, политиков, людей искусства, так как любая область знаний требует от сознания способности отражать действительность с научной точностью. В противном случае можно говорить о мнениях, представлениях, комплексах, но данность, организующая природу человека, останется непознанной[4].

В отличие от общепринятой точки зрения психолог в значительной мере материалист: ему требуется максимум сведений о конкретных вещах, так как он должен обучать соблюдению пропорций и точным критериям материальности в реальности конкретного организма. В отличие от других наук психология наиболее точно отвечает на вопрос, что реально, а что нет. Истинный психотерапевт способен соотносить возможности с действительностью, понимать реальность и изменять ее.

Итак, первый шаг на пути к научной психологии — это отказ от сознания в обычном понимании и опора на реальность эмоций и инстинктов, на реальность жизни. Сделав первый шаг, необходимо научиться понимать, по какому пути движется эта реальность, и затем исправить и перестроить «Я». Как только вы достигнете точности восприятия вашего сознания, то увидите, что можно не только скорректировать природные данные, но и добиться непрерывного развития творческих способностей.

Это и предлагает онто пси хо логия — метод, позволяющий корректировать сознание путем приведения его в соответствие с интенциональностью бытия[5].

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Введение в онтопсихологию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Подробнее см. Менегетти А. Паранормальные явления. Онтопсихология: практика и метафизика психотерапии. — М.: НФ «Антонио Менегетти», 2015.

2

Я настаиваю, что именно в этом кроется источник ошибок: если психология не добьется точности понимания природы вещей, то она вообще бесполезна как наука и, более того, приведет к еще большему отчуждению человека от самого себя.

3

См. Менегетти А. Уточнения о сознании. Онтический геном. — М.: БФ «Онтопсихология», 2009.

4

См. Менегетти А. Незаменимая роль онто пси хо логии. Учебник по онто-психологии. — М.: НФ «Антонио Менегетти», 2015.

5

О понятии интенциональности и ее типах см. Менегетти А. Психосоматика. — М.: НФ «Антонио Менегетти», 2015.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я