Колыбелью нам была степь донская. Очерки истории донской поэзии

Антонина Анатольевна Попова, 2015

Книга очерков о творчестве российских поэтов с 18 века до наших дней, внёсших вклад в становление поэтических традиций донской литературы. Это – А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. В. Маяковский, С. А. Есенин. О донской земле писали Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, А. В. Кольцов, Д. Бедный…Читатель узнает много интересных и малоизвестных фактов о жизни и творчестве поэтов-ростовчан, ставших популярными, как Николай Доризо или незаслуженно забытых, как Игорь Кобзев. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Колыбелью нам была степь донская. Очерки истории донской поэзии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

К читателям

На православной земле

Звёздным сияньем во мгле.

Ласковой песней без слов

Ранит и манит Ростов.

Е. Живицин

Начиная любое дело, непременно ставишь перед собой задачу, выстраиваешь логическую цепочку, пытаешься найти корни, истоки того или иного явления. Интерес и любовь к донской литературе во мне воспитал отец. Уроженец Дальнего Востока, геолог по профессии, он был покорён романом М. Шолохова «Тихий Дон», знойной, суровой красотой донских степей, песнями казаков. В течение многих лет сначала мои родители, а потом и я, собирали книги донских авторов, читали и перечитывали их, бережно хранили. И когда возникла необходимость обратиться к творчеству донских поэтов, вернуть читателю незаслуженно забытые имена, нужно было только подойти к книжной полке и заново перечитать стоящие на ней издания.

Материалы, опубликованные в книге, не претендует на полноту. Это ни в коем случае не литературоведческий труд. Это скорее ассоциации, воспоминания детства, юности, переживания зрелого возраста. Это попытка пробудить у читателя интерес к поэзии, к донскому краю, познакомить с творчеством поэтов-земляков разных эпох.

Ведь только представьте: едете из Ростова в Азов — «Степь, синея, расстилалась/Близ Азовских берегов…» — М. Ю. Лермонтов. Подъезжаете к Таганрогу — «У Лукоморья дуб зеленый…», приближаетесь к Ростову с Левобережья — «…Вон он льется!.. Здравствуй, Дон!..» — А.С. Пушкин. Пошли гулять по Садовой — «…Улица Садовая/Скамеечка кленовая…» — А. Софронов…

Книга немного автобиографична. Географические названия Хопры, Маныч, Хороли я слышала с ранних лет. Ковер ковыльных степей, запах разнотравья, колышущиеся моря пшеницы — всё это воспоминания детства. Летом я путешествовала с отцом по донским степям, а когда он привозил меня домой, бабушка везла к родственникам в какой-нибудь хутор или станицу. Напевы казачьих вольных песен остались в памяти на всю жизнь.

Скакал казак через долину,

Через донские он поля,

Скакал он, всадник одинокий,

Блестит колечко на руке…

Донской край… Край, испытавший нашествие гуннов, полчищ Тамерлана и Батыевых орд. Здесь не раз воины Святослава и Олега скрещивали оружие с хазарами и печенегами, дружинники князя Игоря сражались на берегах Дона с половцами:

… Игорь рать ведет на Дон великий.

На его беду слетелись птицы

И кружатся с криком над дубравой…

До начала 16 века территория Ростовской области носила название «Дикое поле». Здесь, в обширных плодородных незаселённых степях находили приют бежавшие от барской неволи русские крестьяне. С 16 века они стали зваться казаками (в переводе с тюркского — «вольные люди»). К середине века на Дону возникают городки, состоявшие из бедных изб-куреней и землянок.

Донские казаки участвовали в сибирских походах Ермака, отважно охраняли южную границу русской земли от захватчиков. Атаманы Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев именно в здешних местах начинали народные восстания. «Исторический край бесконечной борьбы…» — так говорится о Донщине в одном из старинных стихотворений.

Исторический край бесконечной борьбы,

Край казачества, вольности, славы.

Подвергался не раз ты ударом судьбы,

Сын свободной великой державы…

Во время Азовских походов Петра I (1695-96г.г.) казаки обратили внимание царя на крутые склоны Дона и источник, который он назвал Богатым колодцем. Близ источника решили заложить крепость, но сделать это Петру не пришлось. Лишь в 1749 году был издан Указ Императрицы Елизаветы Петровны о сооружении таможни «…на Дону, у устья реки Темерник, против урочища, называемого Богатый колодец, где донские казаки могут вести свою торговлю с приезжими греками, турками и армянами…». А 5 мая 1761 года — Указ о переводе гарнизона крепости св. Анны на место строительства новой крепости при урочище Богатого колодезя и 23 сентября 1761 года начато строительство крепости, названной позднее именем Святого Димитрия Ростовского (1661-1709).

Названа крепость была в честь сына малороссийского сотника Саввы Григорьевича Туптало Данилы, который родился в 1661 году и при пострижении в монахи был назван Димитрием. Он получил образование в Киево-Могилянской духовной школе. В Кирилловом монастыре в Киеве началась его литературная деятельность. В 1675 году ему был присвоен сан иеромонаха. Высоко ценя его знания, Киево-Печёрская лавра поручила Димитрию в 1684 году составление новой редакции Жития Святых — Четьи Минеи. Перу Епископа Димитрия Ростовского принадлежат также различные богословские и церковно-исторические сочинения. Через 42 года после смерти (1752) его объявили святым.

…Город строился трудно, медленно. Но побывавший здесь в 1840 году французский учёный Ксавье Гомер де Гель отмечает: «Ростов небольшой красивый город. Его внешность сильно отличается от других русских городов…». А русский путешественник С. Г. Сватиков пишет: «Созданный всецело развитием денежного хозяйства, обязанный своему возникновению и развитию торговому обмену, Ростов уже с 40-х гг. был типом нового города, — города, который не походил на старые российские города…».

…К вершине девятнадцатого века

Ростов вступил в высокие права

И жизнь, от человека к человеку

По благодати лет его вела…

(Н. Бусленко. Vivat, Ростов!)

В середине 19 века Ростов набирает силы. Его мощь и живой характер отразятся в формах архитектуры, культуре, литературе и искусстве…

«…Надо заметить, что в донском крае за века сложилась неповторимая вариация русской культуры и русской духовности! Тут столетиями отбор шел по определённым качествам: не всякий человек бежал из Московии на Дон, и не всякий на Дону удерживался — вот и выковывался здесь качественно своеобычный тип русского человека…». — писал Л. Аннинский.

А ведь если подумать, и нет ничего удивительного в том, что столько литературно одарённых людей взрастила Донская земля, в том, что притягивала она к себе талантливых россиян. Земля, главный город которой назван в честь святого литератора Димитрия Ростовского.

Цвети же, град наш, светлый и певучий!

Питайся от корней своих живых.

Ты на таланты был всегда могучий,

Так полон тучный сад плодов земных.

Рождённые твоим искусством чувства

Ласкают глаз и наслаждают слух:

Понятие «ростовское искусство»

Понятию равно «высокий дух».

Имён, тобой рождённых, череда

Взошла в Ростове не одна звезда

В периоды безоблачья, безтучья…

Звенит твой голос в будущих созвучьях…

(Н. Бусленко. Vivat, Ростов!)

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Колыбелью нам была степь донская. Очерки истории донской поэзии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я