Продавец парадигмы

Антон Игоревич Абрамов, 2013

В простой и непринуждённой форме книга рассказывает о том, как устроено мышление человека, о влиянии мировоззрения на его жизнь, а также раскрывает понятие парадигмы, как устойчивой формы мышления. Книга написана для широкого круга читателей, будет особенно интересна тем, кто родился до распада СССР и проживает на постсоветском пространстве.

Оглавление

ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я ВАША ПАРАДИГМА

Стандартная связка ключей, предназначенная для открывания бытовых дверей жизни, хранится внутри нашего сознания и называется «Социально-экономической Парадигмой». Поскольку этот научный термин, нечасто звучит в обычном, разговорном языке, то стоит начать с определения. Сам термин «Парадигма», впервые ввёл американский философ и историк науки Томас Кун (1922-1996), в своей работе «Структура научных революций» впервые изданной в 1962 году, переведённой на множество языков, и переизданной десятки раз. Стоит более подробно остановиться на определении парадигмы. Но поскольку она не так проста, как кажется, то одним определением не ограничится.

Итак — Парадигма это: набор статичных мировоззреннических формул, модель целостного, свободного от противоречий виденья мира. Парадигма это не просто свод правил поведения, это скорее целостное мироощущение, существующее вместе со всеми успехами, достигнутыми благодаря нему, а также, со всеми проблемами и противоречиями, возникшими в результате его влияния.

Для обычного человека, Парадигма это: устойчивая форма мышления, совокупность убеждений и ценностей, а также набор стандартных правил, позволяющий решать текущие бытовые проблемы.

Для учёного, Парадигма это: дисциплинарная матрица, целостная картина мироустройства, сумма теоретических и практических знаний, общность научных подходов и принципов, объединяющее учёных в научное сообщество.

Для бизнесмена, Парадигма это: некий универсальный бизнес-план, набор проверенных временем схем и решений, позволяющих эффективно развивать бизнес. Причём он впитывается в сознание не столько во время получения степени магистра бизнес администрации, сколько из знакомства с «Историями успеха». Но к ним мы обратимся чуть позже.

Социально-экономическая парадигма, так же как язык или культура, усваиваются автоматически. Здоровый человек, к примеру, вообще не замечает атмосферного давления, хотя на него и давит воздушный столб весом около шестнадцати тонн. Но попробуйте нырнуть в воду, хотя бы на пару метров, и у вас тут, же затрещит в ушах. Почему? Потому что на вас, кроме воздуха, будет давить ещё и два метра воды. Точно так же, наличие парадигмы не ощущается до тех пор, пока не наступает парадигмальный кризис, или пока мы не столкнёмся с носителем других парадигм. Столкновение с другой парадигмой, это переживание не из приятных. В момент соприкосновения с чуждым, обычный человек переживает те же ощущения, что и при резком погружении в другую культуру. Для описания этого явления культурологи используют специальный термин — «Культурный шок». Соприкосновение с чуждой парадигмой, может вызвать протест, брезгливость и неприятие, вплоть до отвращения. Человек чувствует — это действительно нечто чужое, оно отвратительно, и оно пугает.

Например, попробуйте накормить свининой правоверного мусульманина. Или намекните православной христианке, что не будете против, если она станет вашей четвёртой женой. А потом предложите кошерному еврею, поработать в субботу, сверхурочно. (Никогда не делайте этого. По канонам иудаизма — суббота, является днём отдыха и покоя.) Какую реакцию мы получим в результате? Гнев, неприятие, отвращение и брезгливость. Это и есть культурный шок в чистом виде, и он может сопровождаться самыми острыми реакциями. Ведь пищевые запреты и семейные предписания — это важнейшие элементы любой культуры, поэтому, не пытайтесь проверить это на практике. Это вредно для здоровья и опасно для жизни. Вот почему, сталкиваясь с чужой культурой, или чужой парадигмой, многие ощущают прямо-таки физическое отвращение. По-видимому, именно это чувствовал великий французский мыслитель Жан-Поль Сартр, когда сказал, что: «Ад — это другие».

Итак, подведём промежуточный итог. Мышление не аморфно, оно меньше всего напоминает жидкость, которая покорно принимает форму любого сосуда. И уж если говорить о жидкостях, тогда наш разум больше похож на цементный раствор — в начале, он жидкий, но после того, как застынет, становится очень прочным. В детстве и юности, человек усваивает парадигмальную модель; она затвердевает, и обычно, служит человеку до самой смерти. Кстати, после застывания, цемент, как и парадигма, почти не гнётся — только ломается. Сталкиваясь друг с другом на жизненных дорогах, носители различных парадигм, могут, причинить себе такие же повреждения, как и два автомобиля, не сумевшие разъехаться на встречной полосе движения.

Итак, парадигма — это устойчивая форма мышления. Оно как железнодорожное полотно, по которому движется поезд нашего сознания. Именно она определяет станцию назначения, на которую мы прибудем, вне зависимости от того, насколько наш состав нагружен навыками, знаниями и опытом.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я