В простой и непринуждённой форме книга рассказывает о том, как устроено мышление человека, о влиянии мировоззрения на его жизнь, а также раскрывает понятие парадигмы, как устойчивой формы мышления. Книга написана для широкого круга читателей, будет особенно интересна тем, кто родился до распада СССР и проживает на постсоветском пространстве.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Продавец парадигмы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ЗОНА КОМФОРТА
Сопротивление переменам, со стороны человеческого мышления, очень похоже на сопротивление движению. Инерция покоя весьма значительна, и человеческое мышление очень трудно сдвинуть с мёртвой точки. В психологии есть такое понятие как «Зона комфорта». Это некое пространство, привычное человеку, его среда обитания. Причём там вовсе не обязательно должно быть хорошо и уютно, напротив, иногда, там, совсем не комфортно, но обитающий там человек привык!
«Привычка свыше нам дана, замена счастию она». То есть, если счастья нет, и не предвидится, то лучше привыкай! И несмотря на то, что слова классика звучат как издевательство, он был абсолютно прав. Привычка выступает неким «счастье — заменителем» для миллионов людей. Это, как в том анекдоте, где мясник режет барашка, а соседский мальчик со слезами на глазах наблюдает картину убийства. Чтобы его утешить, мясник улыбается и говорит: «Не плачь, малчик, это жэ барашка. Им нэ больно, оны прывыкли»…
Но если отложить шутки в сторону, то нужно признать, что притяжение «Зоны комфорта», очень велико. Человеку вообще свойственно стремление любой ценой сохранить то, что есть. Ведь в любых переменах, даже самых необходимых и самых желанных, всегда содержится определённый элемент хаоса и дискомфорта. Перемены приносят моральные страдания, и перед лицом неопределённости человека охватывает страх. Ведь перемены — это всегда выход за рамки нашего опыта, и что нас там ожидает, неизвестно. И раз мы не знаем — следовательно, боимся. Нежелание людей менять что-либо, прекрасно сформулировал 28-й президент США Вудро Вильсон, когда сказал: «Хочешь нажить врагов? Попробуй что-нибудь изменить»!
Даже те, кому нечего терять, кроме собственных цепей, спустившись с революционных баррикад, начинают с тревогой оглядываться по сторонам, задавая себе вопрос, — а что же будет дальше? Действительно ли, тот, кто был ничем, станет всем, или нас ждёт просто более изощрённая форма эксплуатации? А может всё случиться как в той присказке, мол: «Кому ветер перемен, а кому вихри враждебные»! А между тем, история, убедительно показывает, что эти сомнения вовсе не беспочвенны. «Задули ветры перемен, и нас опять надули»!
Однако нужно признать, что та же самая история, учит нас, что перемены — это всегда возможности. Причем чем сильнее перемены, тем шире горизонт возможностей. Однако, эмоциональная привязанность к тому, что имеем, мешает увидеть перспективы, открывающиеся в период перемен, и воспользоваться ими. Синица в руке, становится ценнее и больше журавля в небе. И если не отрывать взгляда от руки, сжимающий синицу, рано или поздно она заслонит весь горизонт.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Продавец парадигмы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других