Продавец парадигмы

Антон Игоревич Абрамов, 2013

В простой и непринуждённой форме книга рассказывает о том, как устроено мышление человека, о влиянии мировоззрения на его жизнь, а также раскрывает понятие парадигмы, как устойчивой формы мышления. Книга написана для широкого круга читателей, будет особенно интересна тем, кто родился до распада СССР и проживает на постсоветском пространстве.

Оглавление

ЭТАПЫ ПРИНЯТИЯ

В процессе изменения научных парадигм, очень чётко просматриваются три этапа. И это очень интересно, потому что работает не только по отношению к науке, но и по отношению к инновациям в экономике, или изменениям в обществе. Итак, любая новая истина, иногда за довольно короткий срок, последовательно проходит три этапа:

Этап первый: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»!

Этап второй: «Эврика! Это же великое открытие»!

И наконец, третий, заключительный этап: «Это всем известно, потому что это — азбучная истина».

На первом этапе революционная научная идея может выглядеть абсолютно безумной. Она не имеет ни влиятельных сторонников, ни чётких доказательств своей эффективности. Её последователей могут высмеивать, называть отщепенцами и еретиками. Но проходит время, и новый научный подход приносит свои плоды. Появляются первые результаты, а вместе с ними признание и восторг. Сторонники новой парадигмы попадают из грязи в князи. А еще, через какое-то время, когда правота новаторов становится очевидна всем, они собирают обильный урожай из учёных степеней, научных премий и правительственных наград. Они становятся авторами учебников и научных трудов. Вновь открывшуюся истину начинают преподавать студентам. И научное сообщество благополучно вступает в период «Нормальной науки». Круг замкнётся тогда, когда научная молодёжь вновь выдвинет революционную теорию и всё повториться по тому же сценарию.

Любопытно, но, когда человечество усваивает новую парадигму, вместе со всеми её достижениями, парадоксами и нестыковками, это приводит к полному изменению картины мира. Фундаментальные законы физического мира не меняется, меняется восприятие, меняются знания о нём. Как очень точно подметил американский ученый и писатель Генри Торо: «Меняются не вещи; меняемся мы».

Приведу простой пример: радиоволны существовали от сотворения мира, задолго до того, как их открыли и исследовали. Они существовали всегда, но человечество, не имело технологии, позволяющей передавать и принимать сигнал, поэтому, никто не слушал радио. Сегодня радиоприёмник есть в каждом автомобиле, и, включая любимую радиостанцию, мы даже не задумываемся, что слушаем новости и музыку благодаря мощному парадоксальному сдвигу, имевшему место в далёком прошлом.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я