Факты, приведенные на страницах книги, не являются для историков чем-то новым, но добросовестная аналитика позволяет достаточно эффективно реконструировать исторические события давно минувших дней. Автору удалось подобрать универсальные ключи, которыми открываются потаенные двери русской истории. Наконец-то вы узнаете, кто же такие русы, кто, откуда и почему призвал именно Рюрика, когда и кем основаны Новгород Рюрика и Новгород Великий, а также получите ответы на другие актуальные вопросы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключи к русской истории. Доказательства по рассуждению предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 5. Предложение, подкупающее своей новизной
Что нам удалось выяснить? Русь однозначно была славяноязычной, и об этом многократно повторяет летописец. Но русь имела опорные базы на некой заморской территории, откуда и прибыла в полном составе с приглашенным князем Рюриком. Прибыли именно варяги-русь, т.е. «ограниченный контингент западной группы войск с семьями». Эта формули-ровка подходит для понимания масштабов процесса. Многие еще помнят, как ЗГВ возвращалась из восточной Германии — тут те же проблемы и заботы. И вот вся эта масса людей волнами прибывает на историческую родину, истерзанную геополитическими конкурентами и гражданской войной. Сил защищаться у местного населения уже не осталось, вся элита полегла в битвах с врагами, оставшаяся раскололась. А на юге еще поджимают хазары. И вот Рюрик раздает не столько города, сколько боевые задачи — занять высоту и окопаться. Ну как-то так, не расслабляясь. И хотя летописец указывает, что прогнали варягов и стали сами собой владеть еще до прихода Рюрика, ситуация была напряженно-клановой — шла война элит и никто уступать своих «кормушек» не собирался. Глядя на современную Украину, легко все можно себе представить.
Смоделируем задачу. У вас есть тысячи три-четыре бойцов и вы получили приглашение принять в управление беспокойное хозяйство. Правда и цена вопроса вполне сравнима с сегодняшними газопроводами в Европу. Тут мы видим, что Рюрик был оптимистом — желающих отнять или пощипать это хозяйство было предостаточно, а бойцов с семьями надо беречь и кормить, — хоть земля и богата, но ведь порядка в ней нет! А то, что без денег денег не сделаешь, во времена Рюрика люди хорошо знали и без Карла Маркса30. Как сверстать послевоенный бюджет без доходной части, да еще и войско перевезти на новые квартиры? Ну, представьте — к вам приходит начальник и говорит, что он решил переехать в другой регион и начать все снова, поэтому зовет вас с собой, хотя денег пока нет! И вы радостно — конечно еду! Вот то-то и оно! — строить крепости под градом камней и стрел противника из материалов, сэкономленных целиком! — что домашним-то сказать? Денег нет, но вы держитесь!?
Я вот зачем вас развлекаю: Рюрик должен был не просто так прийти, а со стар-товым капиталом, иначе бы не позвали. Это сегодня людей выбирают за обещания и посулы, а мы восстанавливаем историю на принципе «без дураков». Значит, не простого говоруна искали несколько народов сразу. Инвестор был нужен разрушенным террито-риям. С реальными материальными средствами. На рабском труде-то не очень крепкие строения получаются. Поэтому искать кандидата в Рюрики предлагаю с учетом его инвестиционных возможностей. Другими словами, у Рюрика ко времени приглашения уже имелся стабильный доход. И этот доход мог приносить только контроль торгового пути.
Из всех известных кандидатов в Рюрики, а их немного, к нашему запросу подходит только Рёрик Ютландский из семейства Скьёльдунгов31. Во-первых, его годы жизни удачно совпадают с временем призвания; во-вторых, для приглашающей стороны он находился прямо за морем, на территории современной Дании; в третьих, всю жизнь провел в не-простых битвах; в-четвертых был маркграфом, т.е. имел в Рюстрингии марку — доходное место, а его семейство вообще контролировало Хедебю (Haithabu). И он, как потенциальный наследник Хедебю, очень даже мог приглянуться приглашающей стороне по той же причине, что и голштинец Петр III Росийской империи — его семье принадлежал тот же канал через Шлезвиг, по которому задолго до появления Кильского канала можно было попасть из Балтики в Северное Море, не огибая по морю Ютландию!
Лучше кандидата и не найти. Конечно, все народы будут за такого князя — проезд из Балтики в Северное море и далее гарантирован! Прямо как в песне: «чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил!». Другого такого в европейских анналах и не сыскать.
Кстати, в некоторых летописях можно встретить уточнение, откуда прибыл Рюрик. Например, в Волынском кратком летописце читаем:
«В лЂто 6370 [862]. Избраша от НЂмець 3 брата c роды своими. Рюрик сЂде в НовЂгородЂ, a Синеус, брат его, на БЂлЂозерЂ, a Труворь в ИзборьскЂ».
Ну а после того, как мы установили наиболее желанного кандидата на руко-водящую должность в зарождающемся Древнерусском государстве, давайте проанализируем, в каком месте ему было бы комфортно управлять таким большим и беспокойным хозяйством. Ведь мы знаем, что Рюрик начал именно со строительства своей новой резиденции — Новгорода. Каким критериям должен отвечать новый центр управления торговыми путями? Быть равноудаленным от окраин — где-то посередине между Ютландией и Старой Ладогой, и желательно в незамерзающем порту, на берегу Балтики — так надежней. В общем, я бы порекомендовал разместиться где-нибудь в районе от устья Вислы до устья Немана, т.е. на территории… Пруссии.
Вы считаете, что Шлезвиг-Гольштейн или Вислу лучше контролировать из непроходимых лесов Новгородской области, сидя на берегу замерзшей реки, впадающей в замерзающее озеро и часто замерзающий морской залив?
Так вот, Пруссия… Что мы знаем о ее населении? Только то, что оно было. И исчезло без следа. А на его месте остались только хутора с названиями Русиново и Русы. Впрочем, есть Брусы, есть Прущ, есть Прушкув, но Прусы и Брусы сегодня встречаются за территорией «классической» Пруссии, а Русы и Русины внутри нее… И как все это понимать? У меня только одна версия — этимология этих слов одинакова. И Русы, и Брусы, и Прусы несут в себе единый смысловой корень, связанный с передвижением.
В соседней Белоруссии Брусы тоже в наличии. И на Босфоре есть Бурса — искаженное, но сохранившееся название Брусов. Это значит, что брусы путешествовали не меньше русов. Это также значит, что они были достаточно сильны, чтобы не быть отодвинутыми от таких высоких заработков крупными геополитическими игроками. Вот ведь прибалтийские республики, только независимость приобрели и сразу ее другим сдали… И совсем недорого, потому как малочисленны. А тут офис на Босфоре! Или на Адриатике!
Клавдий Птолемей уже во II в. указывает в своем сочинении на неких борусков:
«22. Затем побережье океана у Венедского залива занимают вельты, выше их — осени, затем самые северные — карбоны, восточнее их — каресты и салы (ниже этих — гелоны, иппо-поды и меланхлэны); ниже их — агафирсы (агатирсы), затем аорсы и пагириты; ниже их — савары (савры, саубры, сауры) и боруски до Рипейских гор».
Так что боруски тоже оказались давними и серьезными геополитическими игроками — одних футбольных команд сколько обеспечили своим именем! А если серьезно, то вдоль западного торгового пути по Рейну слишком много сохранилось памяти о Боруссии. Смотрите: спортивные клубы «Боруссия» есть в городах Менхенгладбах, (Северный Рейн — Вестфалия), Дортмунд (Северный Рейн — Вестфалия), Нойнкирхен (Саар), Фульда (Гессен). В Дюссельдорфе есть теннисная «Боруссия». Кто хочет высказаться по теме, что это, мол, в честь поздней Пруссии назвали? Тогда вопрос: почему именно вдоль Рейна и его притоков? И второй: а почему бы в самой Пруссии не создать клуб «Боруссия» — это был такой спортивный регион?!
Есть под Москвой город Фрязино — когда-то был местом компактного проживания деловых партнеров — итальянцев, были также места, где жили немцы — Немецкая слобода, Немчиновка. Есть сегодня и баскетбольная команда «Фрязино». Так же и на прирейнских землях размещались борусы. Вот что Баварский анонимный географ в IX в. подметил:
«(38) Брусы (Bruzi) — повсюду больше, чем от Энса до Рейна32». Это он южные балтийские берега описывал — брусов «повсюду больше», чем в верховьях Дуная и на среднем и нижнем Рейне. Так что брусы-борусы на Рейне проживали компактно и во времена Рёрика. И если борусы компактно проживали на западном торговом пути, а на восточном пути живут русины и русы, то какие выводы напрашиваются? Ведь мы знаем, что вся семья Рёрика Ютландского отметилась битвами на Нижнем Рейне и во Фризии! А выводы следующие: с Рёриком с нижнего и среднего Рейна, Фризии, Саксонии и Голштинии могли прийти брусы-борусы, т.е. вернуться на свою родину в Пруссию-Боруссию. Летописец называет четыре народа, призвавших русского князя Рюрика. И как мы выяснили, все они проживали возле транзитных рек. Но он не называет ни пруссов, ни борусов, ни брусов. То есть в Пруссию-Боруссию никого не звали. Так быть не может, потому что без монопольного контроля торговых путей никто инвестировать не станет. Размеры Пруссии, со всех сторон окруженной русью, 200 на 200 км. Могла ли русь, торговавшая даже в Багдаде и контролировавшая путь «из варяг в персы и в греки», оставить без внимания территорию Пруссии? Висла и Неман ― транзитные реки, ― контроль Рюрика должен быть. Или будет война. Поскольку про войну с пруссами нет никаких известий, значит, Пруссы приняли Рюрика без возражений. Ятвягов потом Владимир Святой повоевал, а с пруссами изначально было полное взаимопонимание.
Галл Аноним в своей «Хронике князей или правителей польских» пишет о Пруссии:
«…во времена Карла Великого, когда Саксония была по отношению к нему мятежна и не принимала ни ярма его власти, ни христианской веры, народ этой страны переправился на кораблях из Саксонии и занял эту область и получил имя страны этой [т. е. Пруссии]. Так они до сих пор существуют без короля и без закона и не забывают прежнего вероломства и дикости…»
Глядя на такие трепетные чувства автора к прибывшим, допускаю, что он немного ошибся, пересказывая предания предков, поскольку Карла Великого лет 40 уже не было в живых, но его внук Карл Лысый вполне себе здравствовал. А в остальном переезд пруссов-борусов и призвание русов выглядят идентично.
Тогда получается, что Рюрика могли пригласить «из-за моря» не русь, чюдь, словене, кривичи и др., а борусы, чудь, словене, кривичи и др., что выглядит гораздо логичнее ― все они соседи и сидят на транзитных путях. А уже оттуда борусы Рюрика стали продвигаться вглубь континента. И этой версии легко найти подтверждение. История детективная, поэтому внимательно вчитываемся в летопись.
Лаврентьевская версия:
«…рѣша Русь Чюдь [и] Словѣни и Кривичи всѧ землѧ наша велика и ѡбилна а нарѧда в неи нѣтъ…»
в Ипатьевской версии:
«…Ркоша руси чюдь, словенѣ, кривичи и всѧ земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нѣтъ».
Ну а канонический перевод такой:
«…Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет…»
Наверное, долго совещались, как бы Весь не обидеть ― слово всѧ перевели как ВЕСЬ, имея ввиду вепсов. Поскольку мимо них Рюрику в Ладогу никак пробраться не получается, то пусть его призовет и Весь! И получилось ― «Кривичи и ВЕСЬ», вместо «ВСЯ земля наша велика и обильна»! Ну и понеслось… Причем, фантазия разыгралась уже в XV в. у Ипатьевского переписчика. Он уже добавил букву «и», и приплюсовал к приглашающим вепсов. И дальше он уже сочиняет от души ― ничего такого в Лаврентьевском списке нет:
«…И срубиша город Ладогу. И сѣде старѣйший в Ладозѣ Рюрикъ…»
В общем, «Остапа несло». А в предыдущем предложении сам же пишет, вернее переписывает:
«И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собѣ всю русь, и придоша къ словѣномъ пѣрвѣе».
К словенам первее! Где словене, а где Ладога?! Кстати, где словене не забыли?
«…Словѣни же ѡви пришедше сѣдоша на Вислѣ и прозвашасѧ Лѧхове а ѿ тѣхъ Лѧховъ прозвашасѧ Полѧне…»
Вот так, други мои, на Висле! Вот к ним-то первее и прибыл Рюрик. Насчет братьев его не уверен, были ли братья с такими экзотическими именами33. Мне ближе версия, что Синеус и Трувор ― это искаженное «sine hus» и «thru varring» ― древненорманская формула «со своим домом и верным войском». Переписчики уже тогда все сами определили, и в районе Великого Новгорода разместили словен, которым там вообще никак не интересно было зимовать, разве что охотникам пушнину к веснней навигации накапливать. Поэтому давайте продолжим работу над ошибками. Есть в летописи одна строчка, которая и перевернула все с ног на голову. Вот она:
«…Словѣни же сѣдоша ѡколо єзера Илмерѧ [и] прозвашасѧ своимъ имѧнемъ и сдѣлаша градъ и нарекоша и Новъгородъ…»
Казалось бы, недрогнувшей рукой летописец окончательно определил место, где разместиться словенам. И всё ― «Поезд дальше не идет, просьба освободить вагоны!». Ну и все «выходят на этой станции» уже почти 300 лет кряду. Вот Новгород, вот озеро Ильмень, значит где-то тут словене жили и Рюрик куда-то сюда к ним первее приходил. А Плесков будет летописным Пьсковом! Все сошлось, всем спасибо, все свободны! Что тебе, мальчик? Отойди, не играй с первоисточником!
Есть ньюанс! Ильмень ― имя нарицательное, а не собственное! Полюбопытствуйте в толковых словарях: ильмень ― мелководное озеро с берегами, заросшими тростником и камышами, образовавшееся из рукава реки или старого русла.
Перевожу аутентично: «словене же сели около мелководного озера с берегами, заросшими камышом и построили там Новгород…» А тот ильмень, что зовется Ильмень летописец назвал великим:
«…по Ловоти внити в-ЪІлмерь ѡзеро великоє из негоже ѡзера потечеть Волховъ и вътечеть в озеро великоє Ново [и] того ѡзера внидеть оустьє в море Варѧжьскоє…»
Обратите внимание ― большие озера названы великими, а ильмень, где словене «сели», просто озеро. Кстати, западнославянскую форму произношения ― єзера летописец использовал только раз! Ошибся, наверное… Ну ничего ― «там разберутся…»
А вы пока прочтите еще один любопытный документ.
Это текст летописи Воскресенского монастыря в Новом Иерусалиме. Приходится иногда слышать от уважаемых историков критику в сторону составителей Воскресенской летописи. Что, мол, очень хотели составители прогнуться перед монаршими особами, вот и породнили их с Августом. Мне кажется, что опасно мерить по себе руководителей государства. Да мы знаем о слабостях некоторых руководителей к подобным прогибам, но к Августу тянулось много генеалогических ветвей и через других монарших родственников династии, без пропусков в 14 поколений. И не стоит забывать, чей это экземпляр летописи! Патриарх Никон ― активный участник строительства Православной империи ― Третьего Рима ― привозит в Святая святых ― Новый Иерусалим документ фундаментального свойства! Не Римскую империю воссоздает Русь, а Православную Иерусалимскую34! Зачем Романовым гордиться язычниками римскими? Константин Великий еще куда ни шло. В общем, я бы не торопился объявлять подобные первоисточники ангажированными. И еще напомню, что в V в. Римская империя возглавлялась русином Одоакром35, и этот император, сменивший на престоле Флавия Ромула Августа, вполне мог оказаться далеким родственником Рюрика. Посчитайте поколения ― в среднем одно в 25 лет. Между Рюриком и Одоакром около 350 лет. Делим на 25, получаем 14 поколений. Так что Август может и не тот, но зато свой. А вдруг у него был брат Прусс? Шучу, шучу ― ведь пруссы-борусы-боруски уже при Птолемее известны были.
Вот и Пушкин Александр Сергеевич тоже о своих предках пишет в начале новой автобиографии:
«Мы ведем свой род от прусского выходца Радши или Рачи (мужа честна, говорит летописец, т.е. знатного, благородного), въехавшего в Россию во время княжения св. Александра Ярославича Невского…»
Романовы тоже из Пруссии свой род вели, от одного из предводителей прусского восстания ― Дивона, чей сын перебрался в Россию также при Александре Невском и был назван Андреем Ивановичем Кобылой.
А еще взгляните, как любопытно затронута прусская тема в ПВЛ ― о пруссах вообще нигде ничего не говорится, кроме одного места в тексте. Это довольно странно, поскольку географические знания летописца вызывают восхищение и не назвать пруссов в таком труде ни разу он не мог. Один раз мы видим вот какую формулировку ― «пруси чудь» ― прусская чудь:
«…Лѧхове же и Пруси Чюдь пресѣдѧть к морю Варѧжьскому…»
Это читается по аналогии с «Веньдици Фрѧгове» (венеды итальянские), т.е. прус-ская чудь, а еще точнее, порусская чудь ― это те, кто жил около Русы ― правого рукава нижнего Немана.
А как вам уточнения Воскресенской летописи по поводу Прусских городов?
«А брата своего Проуса в березах (берегах. ― Авт.) Вислы рекы во градъ Модборокь36 и Туронъ и Хвоиница и преславы Гданескъ и иныхъ многихъ городовъ по реку глаголемую Нѣмонъ впадшюю в море и до сего часа по имени его зовется Пруская земля».
А теперь посмотрите, как несуразно выглядит исторический пейзаж сегодня: история северной Польши до середины X в. странным образом отсутствует, как и история Пруссии. Польское население Западной Пруссии мало, но сохранилось и пережило самое страшное время ― фашистскую оккупацию. Поморы померанские тоже на месте… Литва, Жмудь, Курши ― прошли через жернова ВОВ и живы. А в Восточной Пруссии несколько веков жили некие пруссы, но они вдруг исчезли полностью вместе с языком, и даже в ПВЛ не нашлось для них ни строчки. Считается, что они все убежали на территории современных Белоруссии и России, но на их месте осталась топонимика с корнем «рус», и много русских родов вели от них родословные. Кстати, оттуда же вели свои родословные и многие германские фамилии.
Например:
Адальберт фон Бредов (Adalbert von Bredow), прусский генерал, XIX в.;
Вильгельм Грабов (Wilhelm Grabow), прусский офицер и политик XIX в.;
Карл Рейнгольд фон Красов (Carl Reinhold von Krassow), прусский чиновник и политик XIX в.;
Людвиг фон Лютцов (Ludwig Adolf Wilhelm von Lützow), немецкий национальный герой, жил в конце XVIII ― начале XIX вв. Прусский генерал, организатор и руководитель обороны Кольберга (ныне Колобжег) от войск Наполеона;
Иоганн Фердинанд фон Стехов (Johann Ferdinand von Stechow), прусский генерал XVIII в.;
Эберхард фон Шметов (Eberhard von Schmettow), граф, прусский военный, жил с середины XIX по первую половину XX в.
Теперь десерт. Со значением слова «рус» мы разобрались и знаем, что оно означает двигаться. Отсюда нам становится понятным, что слово «парус» должно было изначально восприниматься как придающий движение ― движитель, что вполне логично. Но существует еще и слово «бор», у которого несколько значений, но все они связаны образом вертикально стоящего объекта. Бор ― хвойный лес, бор ― сорт высокой травы, или бур ― сверло. Брокгауз и Евфрон сообщают в своем толковом словаре, что также называлось и одномачтовое судно. Догадались уже? Боруски или борусы это славяне, веками бороздящие на своих борах водные пространства от берегов Скандинавского полуострова до Амударьи. Это и объясняет огромный разброс и численность ругов, русов, русин, рутен, брусов, борусов и борусков.
Так что предлагаю прекратить морочить людям голову некими мифическими пруссами и признать довольно очевидные вещи ― не могло малочисленное племя участвовать в геополитических перипетиях по всей Европе и не оставить следов: договора с другими игроками, военные, брачные союзы и т. п. А если они сидели, как тараканы под обоями, то и назывались они по-другому, не боруссами. И никаких им городов не полагалось, не говоря уж о торговых путях. В наше время дорогу строят ― людей выселяют по экономическим соображениям, а что говорить про средневековье! Вон, Иван Грозный два десятка лет прорывался к Балтике, ведя Ливонскую войну! Вы только вдумайтесь в эту цифру! Это ресурсы у игрока какие должны быть! А тут ― мифические пруссы дожили на стратегическом берегу до самых крестоносцев! Или они должны были быть сказочно богатым народом, контролируя Вислу и Неман, или им ничего не полагалось, как их соседям ― куршам, земгалам, жемойтам, латгалам и др. Те как жили тихо в землянках, так их никто и не видел в упор столетиями. Но все живы остались и на своих местах. Вот «пруси чудь» могу себе представить. Но не как народ с лошадьми под седлом, флотом на Балтике и опорными базами на Рейне, а как часть пейзажа. Для полноты картины прочтите фрагмент дневника отпрыска голландской олигархической семьи в середине XVII в., вышедшего на берег в устье Западной Двины:
«…На противоположном берегу мы нашли деревню, где стояли на земле только 3—4 дома или избушки, остальные дома — это землянки, а вокруг них деревянные частоколы, воткнутые в землю. Землянки покрыты навозом и глиной. В некоторых было два, а в других только одно помещение. Я влез в одно из них, подарил жителям табак, который употребляют и мужчины и женщины. Место для сна — это угол, куда все лезут на подостланное сено. Пол грязный и мокрый от просачивающейся из-под земли влаги. Очаг в середине, дым выходит из единственного отверстия. На детях, хотя уже было очень холодно (конец сентября. ― Авт.), ничего не было, кроме рубах, а у большинства женщин верхняя часть тела ничем не покрыта, мужчины же одеты в тулупы. Их обувь — это подошвы из древесной коры. Я видел новорожденного, он лежал совершенно голый, без всяких пеленок, в корыте; короче, нищета такая, что невозможно описать, хуже, чем у рабов. Несмотря на это, они еще обязаны платить дань господину и даже за свое пребывание там тоже должны платить деньги. У нас свиньи живут лучше. Однако эти люди здоровые и рослые, их пища — это сухой хлеб и рыба, питье — вода. Они все рыбаки, держат свиней в своих ямах в одном помещении с собой. У детей и поросят одна судьба: постоянно копаться в земле; почти у всех детей большие пупки. За небольшие деньги они дали нам много рыбы. Женщины, как и мужчины, занимаются рыбной ловлей, работают не менее тяжело. В большие сети они ловят семгу, в этом участвуют все жители деревни. Женщины сопровождают своих мужей в плавании, участвуют в рыбной ловле и во всякой работе…»37
Вот как-то так выглядела спокойная мирная жизнь людей, не претендующих на доходы с торгового пути. И это начало Просвещения, под шведским протекторатом! Я вам больше скажу ― когда в XIII в. началось активное сопротивление тевтонским агрессорам, русские князья Литвы стали собирать силы для отпора и привлекли местных аборигенов ― лесных братьев. Те откликнулись на призыв и прибыли на защиту отечества ― смотрите, кто пришел:
«И так Радивил ушиковал войско литовское, жмотское, корсовское порядне, поднесл тежь корогви военныи, а трубачов з долгими жмойтскими деревяными трубами, особно тежь обоз c колес скрипячих поставил на сторонЂ без зброи и панцеров (бо еще они того не знали), тылко зубровые, лосие, медвежии, вовчии невыправные скуры носили, a оружие — лук простый з дубины або лЂщины загненый, супороток, каменя торба на плечах певная для киданя з супоротка, рогатина, кий засмалованый з конца, шабля ледво у гетмана была, мунштук з лык на коня, a на нем самом на войнЂ мЂсто лямпарта рогожа на плечах, лыка и постронки за поясом для вязаня невольника»38.
1258 год! Я преклоняюсь перед порывом вышеописанных персонажей защитить свое отечество, но вы видите здесь геополитических игроков? Только гетман с «шаблей»! А вот опорные базы борусов были разбросаны по всей Европе, то есть перед нами серьезные игроки. С другой стороны, от неких прусов совсем ничего не осталось не только в Пруссии. Нет ни одной диаспоры пруссов, нет ничего.
Тут впору всем возмутиться: «Но ведь во многих источниках упомянуты именно пруссы, а не русы и борусы! О прусах как аборигенном населении сохранилось множество свидетельств ― они же существовали! Их видели, с ними общались, а немцы составили прусско-немецкий словарь! Я взял и проверил ― этот словарь содержит в основном древние литовские и жемойтские слова. Известна еще довольно странного вида записка, приписываемая к прусскому языку, но текст ее явно несет славяноязычную основу с искажениями, напоминающими старые латышские и литовские наречия. На основе этой записки и потому, что этим занимался целый академик, возникло поверье о прусском языке. Сами внимательно прочтите и оцените:
«Kails rekyse Thoneaw labonache thewelyse
Eg koyte poyte Nykoyte pennega doyte».
перевод академика В. Н. Топорова:
«Привет, сударь! Ты не хороший товарищ
Если хочешь пить, а денег давать не хочешь».
Я тут записал кириллицей для наглядности:
«каилс рекише зониав лабонаши цевилизе
эг хойте пойте нихойте пеннега дойте».
В первом предложении попадаются курляндские слова. Например: Kails ― лысый, labo ― хороший, nache ― наше (?) или еще начёс, rekyse ― древнеславянское рекше. И без перевода понятна вторая строчка ― примитивное воспроизведение:
«егда (старослав. ― Авт.) хотеть пойти не хотеть пфеннинг давать». Жемойты так разговаривали, а сегодня гастарбайтеры из Средней Азии.
Академик Топоров занимался исследованием прусского языка, которого никто никогда не слышал и не видел, потому что попал в нехорошую компанию ― главным поставщиком информации о прусских словах для академика был страшный пройдоха и авантюрист Летас Палмайтис. Он обманул академика, объявив, что знает прусский язык и стал пользоваться уважением академического сообщества, что, впрочем, не принесло ему желанных дивидендов. Очень жаль, что Владимир Николаевич долго верил обманщику и потерял с ним уйму времени. А то, что Палмайтис пройдоха, вы можете самостоятельно убедиться в интернете. Вот только один из его подвигов:
Издание: Корреспондент.net, 8 мая 2007, 20:32
«В Тернополе создан Международный антиимперский фронт (МАФ), цель которого ― борьба с „российским и другими формами империализма“, сообщили организаторы МАФ. В частности, в пресс-конференции принимали участие руководитель политической референтуры Всеукраинской организации Тризуб имени Степана Бандеры Иван Сута, представитель этой же организации Евгений Филь, представитель Движения за деколонизацию Кавказа в Польше Петр Хлебович, представитель Движения за деколонизацию Кавказа в Литве Летас Палмайтис, руководитель общества российско-чеченской дружбы Имран Ежэев (Чечня)».
У этого клоуна еще масса подобных подвигов, за которые ЦРУ с удовольствием платит наличными. Так что академику ужасно не повезло…
Нужно, наконец, понять, что пруссы существовали, но в довольно своеобразном виде ― представителей разных племен и народов на территории Пруссии обобщенно называли пруссами. Точно так же, как сегодня мы называем латышей, литовцев и эстонцев прибалтами, а народы Кавказа ― кавказцами. Но ни прибалтийского, ни кавказского языков не существует, как не было и прусского. И народности под названием пруссы никогда не существовало. Доминирующим населением в регионе были словене-борусы39. И язык общения был древнеславянским, на котором плохо, но разговаривало аборигенное население, что и отразила «прусская записка». Это население летописец Нестор назвал очень точно ― прусской чудью40.
Искаверканное слово Словения превратилось в Скалавонию просто потому, что слово «шкала» было немецкому уху привычней.
Ломоносов видел практически эту же самую картину. В своем историческом труде «Древняя российская история» он пишет:
«Приступая к показанию варягов-россов, кто они и какого народу были, прежде должно утвердить, что они с древними пруссами произошли от одного поколения. Сие, разумеется, не о крыжаках или нынешних бранденбургцах, но о старожилах прусских, которые еще и поныне живут рассеяны по некоторым селам в Пруссии и тем же языком говорят, который употребляют литва, жмудь, курландцы, ибо в городах живущие дворяне и мещане суть приезжие немцы, которые теми землями около тринадцатого столетия завладели по неправедному папскому благословению. Литва, Жмудь и Подляхия исстари звались Русью, и сие имя не должно производить и начинать от времени пришествия Рурикова к новгородцам, ибо оно широко по восточно-южным берегам Варяжского моря простиралось от лет давных…
…Показав единство с пруссами россов и сих перед оными преимущество, должно исследовать поколение, от какого народа обои происходят, о чем наперед мое мнение объявляю, что оба славенского племени и язык их славенский же, токмо чрез смешение с другими немало отдалился от своего корени. Хотя ж сего мнения имею сообщников Претория и Гельмолда, из которых первый почитает прусский и литовский язык за отрасль славенского, другой пруссов прямо славянами называет, однако действительные примеры сходства их языка со славенским дают их и моему мнению большую вероятность. Летский язык, от славенского происшедший, один почти с теми диалектами, которыми ныне говорят в Жмуди, в северной Литве и в некоторых деревнях оставшиеся старые пруссы. Явные свидетельства о сходстве древнего прусского языка найдет, кто, кроме идолов, имена жрецов, волхвов и слова, что в обрядах употреблялись, рассмотрит и грамматическое их происхождение. Прочие помянутого языка отмены извиняются подобием вендского наречия, которое, столько ж от коренного славенского языка по соседству с немцами, как летский по близости с чудским, испортясь, отдалилось. Итак, когда древний язык варягов-россов один с прусским, литовским, курландским или летским, то, конечно, происшествие и начало своё имел от славенского как его отрасль».
Новый исторический пейзаж вырисовывается следующий: некие борусы-брусы, славянского происхождения и их родственники с западного торгового пути прибыли на историческую родину во главе с князем и привели огромное войско с целью сдерживания натиска геополитических конкурентов.
Поэтому снова предлагаю: старую нелогичную версию возникновения древнерусского государства отправить в отставку «в связи с утратой доверия», территорию всей Пруссии признать древнерусскими землями, куда и прибыл с датско-русским войском Рёрик Ютландский, чтобы взять под контроль и упорядочить движение по восточным транзитным путям. Также предлагаю начать восстанавливать логичную и внятную историческую картину Древней Руси на основе ее геополитических интересов. Начнем прямо сейчас… Вернее продолжим. Попробуем локализовать Рюриков Новгород. Для этого соберем как можно больше информации по первоисточникам.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключи к русской истории. Доказательства по рассуждению предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
30
Формула К. Маркса «деньги — товар — деньги + прибавочная стоимость» давно существовала в русской поговорке.
31
Беляев Н. Т. Рорик Ютландский и Рорик начальной летописи: Сб. ст. по археологии и византиноведению. Т. 3. Прага, 1929.
35
Одоакр один из последних римских императоров упоминаем как представитель русин. 4 сентября 476 г. командир славян-наемников на римской службе Одоакр принудил к отречению императора Флавия Ромула Августула.
38
Хроника литовская и жемойтская (Вывод и початок о великом князствђ литовском и жмойстком, отколь взмоглися и пошли). ПСРЛ, М.: Наука, 1975. Т. 32. С. 7.