Стратегическое развитие предприятий гостиничных услуг на основе репутационного потенциала

Анна Шатрова, 2016

Разработана схема развития гостиничного предприятия по спирали, отражающая взаимосвязь стратегии развития предприятия, рыночной стоимости бизнеса и эффективности использования ресурсного потенциала во времени. Предложен организационно-экономический механизм управления ресурсным потенциалом предприятий рынка гостиничных услуг, а также методика оценки эффективности его использования. Предназначена научным работникам, преподавателям вузов, студентам экономических и технических специальностей, специалистам по управлению гостиничными предприятиями.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Современные проблемы управления ресурсным потенциалом предприятий рынка гостиничных услуг

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегическое развитие предприятий гостиничных услуг на основе репутационного потенциала предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Современные проблемы управления ресурсным потенциалом предприятий рынка гостиничных услуг

1.1. Тенденции и направления развития мирового и российского рынков гостиничных услуг

Индустрия гостеприимства исторически сформировалась и выросла из сектора средств размещения, представленного различными типами гостиничных предприятий. Гостиница — это предприятие, предоставляющее людям, находящимся вне дома, комплекс услуг, важнейшими среди которых (комплексообразующими) в равной степени являются услуга размещения и питания3.

Современное гостиничное предприятие предоставляет потребителям не только проживание и питание, но и широкий спектр услуг связи, развлечений, экскурсионное обслуживание, медицинские, оздоровительные, спортивные услуги и др. Фактически гостиничные предприятия в структуре индустрии туризма и гостеприимства выполняют ключевые функции, так как предлагают потребителям расширенный гостиничный продукт, в формировании и продвижении которого принимают участие все секторы и элементы сферы туризма и гостеприимства.

Обзор мирового рынка гостиничных услуг

Мировой рынок гостиничных услуг завоевывают сети. Мировая практика убедительно доказывает, что инвестиции в индустрию гостеприимства по своей отдаче сравнимы с вложениями в нефтедобычу.

Ежегодно процент загруженности гостиниц возрастает (исключение составили кризисные 2008–2009 гг. и 2011–2013 гг.) и, по прогнозам, к 2020 г. в среднем в мире достигнет 65–75 %.

Среди наиболее известных мировых гостиничных сетей: Four Seasons Hotels and Resorts, Global Hyatt Corporation, Swissôtel Hotels & Resorts, Inter Continental, Le Meridien, Ritz-Carlton и др. Среди российских — Heliopark Hotels & Resorts и др4.

В табл. 1.1 приведены самые крупные компании-операторы гостиничных сетей (по суммарному количеству номеров в гостиницах, находящихся в управлении).

Таблица 1.1

Крупнейшие мировые и российские гостиничные сети 5, 6, 7, 8, 9

Преимущества построения цепочек очевидны. Эта стратегия показала себя положительно и в российских условиях при нестабильном рынке. Загрузка отелей известных цепочек даже в посткризисный период оставалась на 10–15 % выше, чем других российских отелей.

Обзор рынка гостиничных услуг городов-миллионников РФ и Сибирского федерального округа

Рынок гостиничных услуг в России — один из самых быстро и успешно развивающихся, ежегодно он прирастает на 15–20 %. Этот рост обусловлен увеличением числа гостиниц высокого сегмента — четыре звезды и пять звезд, однако наиболее востребованными остаются двух — и трехзвездочные отели. По данным исследований «Маркет Аналитика», на данный момент в России насчитывается 13 тыс. гостиничных номеров, которые соответствуют международным стандартам. Из них 10 тыс. находятся в Москве, еще 1,5 тыс. — в Санкт-Петербурге и всего 1,5 тыс. — в других городах России10.

Сейчас в России как никогда актуально строительство новых гостиниц, которые должны постепенно вытеснить старый фонд. Большие надежды возлагаются на создание и развитие туристско-рекреационных особых экономических зон. Две такие зоны будут созданы на Байкале (в Бурятии и Иркутской области), а также на Алтае и на Северном Кавказе.

Несмотря на кризис, международные гостиничные бренды активно осваивают российский рынок: за 2014 г. в стране открылось 37 новых отелей под управлением международных операторов. Общее число таких отелей в стране достигло 137, а согласно заявленным планам, к 2020 г. это число должно удвоиться11.

Такой высокий уровень активности российских и иностранных сетей объясняется большей устойчивостью и гибкостью рынка гостиничных услуг. Гостиничный рынок быстрее других сегментов рынка недвижимости восстанавливается после кризиса, тем самым привлекая все больше инвесторов. Ряд инвесторов даже объявили о перепрофилировании своих офисных проектов в гостиницы.

В настоящее время ключевыми тенденциям развития гостиничного бизнеса в России являются12,13,14,15,16:

1) распространение сферы интересов гостиничного бизнеса на продукты и услуги, ранее предоставляемые предприятиями других отраслей (например, организации питания, досуга, развлечений, выставочной деятельности и др.);

2) развитие демократизации гостиничной индустрии, способствующей повышению доступности гостиничных услуг для массового потребителя;

3) усиление специализации гостиничного бизнеса, позволяющей более четко ориентироваться на определенные сегменты потребителей с учетом различных признаков;

4) глобализация и концентрация гостиничного бизнеса;

5) персонификация и индивидуализация обслуживания, полная концентрация на запросах и потребностях клиентов;

6) образование международных гостиничных цепей;

7) развитие сети малых предприятий;

8) широкое внедрение новых средств коммуникации и информационных технологий, позволяющее проводить глубокую и системную экономическую диагностику;

9) внедрение новых технологий в деловую стратегию гостиничных предприятий, в частности широкое использование сети Интернет с целью продвижения гостиничных продуктов и услуг;

10) приток инвесторов в гостиничный бизнес, постепенное насыщение сегментов жилой, офисной и складской недвижимости;

11) ускоренное развитие сегмента гостиничной недвижимости в регионах;

12) выход на гостиничный рынок инвесторов, не связанных с гостиничным бизнесом;

13) увеличение привлекательности многофункциональных объектов для инвесторов;

14) консолидация гостиничного бизнеса.

Число гостиниц и их единовременная вместимость растет (рис. 1.1), на конец 2014 г. насчитывается 9 780 гостиничных предприятий, из них 8 500 — гостиницы (см. табл. А1 прил. А), по форме собственности превалируют частные гостиницы — 8 900 (см. табл. А2 прил. А)17.

Проблемы эффективного развития рынка гостиничных услуг России тесно связаны, в первую очередь, с особенностями гостиничного продукта. Проанализировав специализированные гостиничные интернет-порталы и литературу, мы определили круг проблемы развития предприятий рынка гостиничных услуг (ПРГУ) России, они систематизированы в табл. 1.2, предложены варианты решения выявленных проблем.

Рис. 1.1. Количество гостиниц и их единовременная вместимость в 2006–2013 гг. в России

На территории России располагается 15 городов, численность населения которых превышает 1 млн человек. При этом лишь в Москве и Санкт-Петербурге число жителей больше, чем 2 млн человек (табл. А4 прил. А). Красноярск, несмотря на признание миллионником лишь в 2013 г., поднялся с 15-го на 12-е место в списке, прирост населения за 2 года составил более 52 тыс. человек.

Коэффициент обеспеченности (КО) гостиничными номерами является одним из основных критериев развитости рынка гостиничных услуг (рис. 1.2). По данному показателю наименее обеспеченным среди городов-миллионников является Омск, в котором на 1 000 жителей приходится 1,2 номера. Среди региональных городов (без учета столиц) наиболее обеспеченными являются Екатеринбург и Ростов-на-Дону, в которых коэффициент обеспеченности составляет 2,9 номера на 1 000 человек18.

На рис. 1.3 приведены коэффициенты обеспеченности для крупнейших городов Сибирского федерального округа (СФО), наибольшее значение КО в Иркутске (3,6), наименьшее — в Кемерово (1,1). Анализируются города с численностью жителей более 500 тыс. человек, статистика по городам СФО приведена в табл. А3 прил. А19.

Таблица 1.2

Проблемы функционирования и развития предприятий рынка гостиничных услуг России, их характеристика и пути решения

20 Нехватка кадров — основная проблема гостиничного бизнеса России. Режим доступа: http://www.prohotel.ru/news–173556/0/ (дата обращения: 07.05.2016).

21 Актуальные проблемы гостиничного бизнеса: сайт. Режим доступа: http://prohotel.ru / news–211426/0 (дата обращения: 22.06.2016).

22 Типичные проблемы гостиничного бизнеса. Режим доступа: http://tourweek.ru/guide/ hotels/8665/ (дата обращения: 07.05.2016).

23 Пять основных проблем, с которыми сталкиваются отели. Режим доступа: http:// prohotel.ru/article–217331/0/ (дата обращения: 07.05.2016).

24 Амирова М.Г. Проблемы повышения эффективности функционирования предприятий гостиничного бизнеса // Инновации и инвестиции. 2013. № 4. С. 8–12.

Показатели обеспеченности примерно в 2–3 раза ниже, чем средние показатели обеспеченности гостиничными номерами в Европе, и заметно ниже, чем в финансовых и туристических центрах, так, например, в Лондоне 12 номеров на 1 000 жителей, а в Париже 8.

Рис. 1.2. Обеспеченность номерами на 1 000 человек в городах-миллионниках РФ на конец 2013 г.

Приведенные на рис. 1.1, 1.2. показатели обеспеченности гостиничными номерами не означают соответствующей высокой обеспеченности определенными категориями номеров. Среди региональных городов наибольший показатель обеспеченности качественными гостиничными номерами «три звезды» наблюдается в Ростове-на-Дону (КО = 1,6), «четыре звезды» — в Казани (0,8), «пять звезд» — в Екатеринбурге (0,4). Отметим, что в большинстве городов гостиницы «пять звезд» не представлены.

Рынок средств размещения в городах-миллионниках представлен в основном гостиницами «три звезды», именно на эту категорию приходится большая доля предложения (68 %) — рис. 1.4.

Рис. 1.3. Обеспеченность номерами на 1 000 человек в городах СФО численностью более 500 тыс. человек на конец 2013 г.

Рис. 1.4. Структура предложения номерного фонда по классам в городах-миллионниках, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в 2013 г.20

На долю гостиниц категории «четыре звезды» приходится около 26 % всего гостиничного фонда городов. Менее всего представлены гостиницы «пять звезд» — 5 %.

В структуре предложения по типу управления наибольшее количество гостиничных номеров находится под управлением собственных управленческих компаний (УК). Меньше всего — под управлением международных операторов. Наиболее распространенные российские сети — Amaks и Азимут.

Анализ показал, что наибольшее количество номеров под управлением международных операторов находится (не считая Москвы и Санкт — Петербурга) в Екатеринбурге — 780 номеров (Novotel 4* — 168 номеров, Park Inn 4* — 160 номеров, Ramada 5* — 162 номера, Hyatt Regency 5* — 290 номеров), в Красноярске (Hilton Garden Inn 4* — 259 номеров). В Волгограде, Воронеже, Уфе и Ростове-на-Дону международные операторы не представлены (гостиница Radisson Don «четыре звезды» находится на реконструкции, дата открытия не известна)21.

Исходя из степени обеспеченности гостиничными номерами (особенно показательно рассмотрение категории 4*), а также стоимости размещения в номерах можно выделить три группы городов (табл. 1.3).

Сибирский федеральный округ является вторым по величине среди ФО России, уступая по размеру только Дальневосточному. В табл. 1.4 приведена информация о субъектах Российской Федерации, составляющих СФО, административных центрах и численности постоянного населения.

Для более детального анализа рынка гостиничных услуг Сибирского федерального округа были выбраны крупнейшие города, численность населения которых превышает 500 тыс. человек (в табл. 1.4 выделены полужирным курсивом).

Таблица 1.3

Группы городов по степени развитости гостиничного бизнеса

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Современные проблемы управления ресурсным потенциалом предприятий рынка гостиничных услуг

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегическое развитие предприятий гостиничных услуг на основе репутационного потенциала предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

Тарасенок А.И., Кабушкин Н.И. и др. Инновационные инструменты продвижения туристических услуг: монография; под ред. Н.И. Кабушкина. Минск: БГЭУ, 2011. 254 с.

4

Амосова Г.М. Развитие международных гостиничных сетей: современные особенности и перспективы: автореф. дис.… канд. экон. наук: 08.00.14. СПб., 2013.

5

Там же.

6

Golden Tulip Hospitality Group: сайт. Режим доступа: http://prohotel.ru/catalog–103694/0/.

7

Swissôtel Hotels & Resorts: сайт. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1710340 (дата обращения: 09.06.2016).

8

HELIOPARK GROUP: сайт. Режим доступа: http://www.heliopark.ru/about–group (дата обращения: 09.06.2016).

9

Самые крупные гостиничные сети мира. Статистика и показатели. Режим доступа: http://hoteladvisor.livejournal.com/13242.html (дата обращения: 09.05.2016).

10

Нехватка кадров — основная проблема гостиничного бизнеса России. Режим доступа: http://www.prohotel.ru/news–173556/0/ (дата обращения: 07.05.2016).

11

Литвинова Н. Вслед за культурой и самолетами. Режим доступа: http://expert.ru/ expert/2014/45/vsled–za–kulturoj–i–samoletami/ (дата обращения: 08.05.2016).

12

Рогачев А.Ф. Повышение конкурентоспособности гостиничного бизнеса в рыночных условиях // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. 2005. № 4. Режим доступа: www.uecs.mcnip.ru.

13

Шматько Л.П. Повышение эффективности использования региональных нематериальных активов на локальных рынках: дис.… канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2014. 167 с.

14

Обзор российского рынка гостиничных услуг. Режим доступа: http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-11780.html (дата обращения: 10.05.2016).

15

Маркетинговое исследование гостиничного бизнеса в России: текущие состояние и перспективы развития. Режим доступа: http://www.restko.ru/market/1662 (дата обращения: 10.05.2016).

16

Анализ рынка гостиничных услуг в России в 2010–2014 гг., прогноз на 2015–2019 гг. Режим доступа: http://businesstat.ru/images/demo/hotels_russia.pdf.

17

Обзор рынка гостиничной недвижимости в городах-миллионниках РФ, апрель 2013 // Исследование GVA Sawyer. Режим доступа: http://www.gvasawyer.ru/ImgResearch/Hotel_Top_cities_201.pdf (дата обращения: 13.05.2016).

18

Там же.

19

Pro миллионники. Серия обзоров коммерческой недвижимости России. Режим доступа: http://procity.arendator.ru/ (дата обращения: 13.05.2016).

20

Обзор рынка гостиничной недвижимости в городах-миллионниках РФ, апрель 2013 // Исследование GVA Sawyer. Режим доступа: http://www.gvasawyer.ru/ImgResearch/Hotel_Top_cities_201.pdf (дата обращения: 13.05.2016).

21

Обзор рынка гостиничной недвижимости в городах-миллионниках РФ, апрель 2013 // Исследование GVA Sawyer. Режим доступа: http://www.gvasawyer.ru/ImgResearch/Hotel_Top_cities_201.pdf (дата обращения: 13.05.2016).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я