Острова-2. 55 родителей, выбирающих свободное образование

Анна Турчанинова

Авторами второго сборника серии «Острова» стали 55 родителей из 12 стран, занимающие активную позицию в выборе содержания и форм образования своих детей. Среди них есть те, кто отказался от школьного обучения, и те, кто ходят в самые обычные школы; создатели своих образовательных проектов и противники системного образования. «Свободное образование» – это про разное, про поле возможностей, про выбор, про будущее. Об этом и идет речь в этой книге, состоящей из 55 разных, искренних, живых историй.

Оглавление

8. Анна Быстрик

Россия, Москва/ Рязань. Дети: Александр 13, Иоанн 11, Алексей 7, Карим 4.

Мы с мужем оба преподаватели. Окончили дирижерский факультет Московской консерватории. Перед консерваторией мы окончили музыкальные училища: я — московское, муж — новосибирское. Учились долго. Мой преподавательский опыт на сегодняшний день составляет 22 года. У мужа — чуть меньше, но учебные заведения в целом серьезнее. Я больше работала с детьми (ДМШ, ДШИ, гимназии, частные школы и развивающие центры), хотя опыт работы со студентами тоже имеется (5 лет преподавала на факультете музыкального театра в ГИТИСе). Муж больше работал со студентами (ГИТИС, Московская государственная консерватория имени Чайковского, Академия хорового искусства имени Попова).

Таким образом, мы оба знаем систему образования с обеих сторон — и как ученики, и как преподаватели. И «косяки» этой системы стали очевидными для нас еще до рождения детей. Мы видели, что система учит встраиваться, а не учиться. И на выходе из нее человек гарантированно приобретает единственный навык — научается угадывать и угождать. Все остальные навыки — удача отдельно взятого ученика, но не системы.

Вдобавок к этому система оценивания знаний настолько ущербна, что, вместо того, чтобы мотивировать ребенка, побуждаться его к познавательному действию, она рубит на корню весь его интерес.

Поэтому, когда у нас родился старший сын, который уже в полтора года проявил уникальные способности, а в 4—5 лет знал программу 1 класса, мы поняли, что в школу он не пойдет. С тех пор мы путешествуем по океану семейного образования.

Сегодня уже трое наших сыновей обучаются дома: Александр — в 7 классе, Иоанн — в 4 классе и Алексей — в 1 классе. «И пусть порой бывает очень туго», все мы — и родители, и дети — понимаем, что наше решение учиться дома — одно из самых верных решений в жизни нашей семьи.

Как наши дети не стали заниматься музыкой

«Писать надо только тогда, когда не можешь не писать». Л. Н. Толстой

Мы с мужем — музыканты. Свое призвание мы ощутили в довольно раннем возрасте. Мы оба, как утверждают наши родители, начали петь и говорить одновременно. И не петь мы просто не могли. С тех пор жизнь каждого из нас неразрывно связана с музыкой. Когда мы были маленькими, существовал такой опыт — по детским садам и школам городов Советского Союза ходили хормейстеры и приглашали детей с хорошим слухом и голосом в разные детские хоровые коллективы. Да и родители наши, столкнувшись со столь яркой увлеченностью, отвели нас — меня в Москве, а мужа в Новосибирске — в детские музыкальные школы, за что им огромное спасибо.

Затем в моей жизни случился Большой детский хор телевидения и радио п/у В. С. Попова. А в жизни мужа — российско-германская постановка оперы Моцарта «Волшебная флейта», в которой муж пел одного из мальчиков. Прекрасный хормейстер Л. М. Школьная ходила по музыкальным школам Новосибирска и искала талантливых мальчишек. И нашла. С тех самых пор профессиональная и творческая жизнь Рината неразрывно связана с этим замечательным хормейстером, преподавателем и музыкантом. Вслед за «Волшебной флейтой» случился Детский музыкальный театр «Мир Музыки» п/у В. М. Калужского.

Таким образом, наше проявление было адекватно воспринято миром взрослых, и мы оказались в среде, ответившей нашим запросам, напитавшей и воспитавшей нас. Но в самом начале было проявление — постоянное звучание. Так мы оба и существуем — поем, потому что не можем не петь.

А что же наши дети? Конечно, они невероятно рано проявили свою музыкальность — все четверо поют и поют чисто с года. Но при этом каждый из них проявил еще и свою индивидуальную заинтересованность, ставшую ведущей.

Как это произошло? Есть у нас в семье одно правило. Если хочешь понять призвание своего детеныша, понаблюдай за ним сразу после ночного сна. Не гони его умываться, чистить зубы, убирать постель, делать зарядку и завтракать. Дай ему проявить себя. Это правило в нашем семействе сработало уже трижды.

Старший сын — Александр — очень рано начал читать. И его утро начиналось с книги. Несколько лет он не просто читал с утра. Он выкладывал книги, которые в тот момент читал, по всему периметру кровати и спал среди них. А проснувшись, брал ту, которая, вероятно, отвечала его настроению, и читал. Так он и живет. Читает шкафами. Читает постоянно. Читает очень разнообразную литературу. Очень увлечен историей науки: математики, физики, химии, астрономии. Обожает читать энциклопедии. Художественная литература — его страсть. И мы — родители — понимаем, что именно через книги Саша складывает свой образ мира.

Он не может не читать.

Наш второй сын — Иоанн — совершенно другой персонаж. Он очень рано начал рисовать и лепить. На день рождения в 2 года мы подарили ему первый мольберт, огромные кисти и коробку гуаши в больших банках. Каждое свое утро он начинал с рисования. Он рисовал везде: на бумаге, на стенах, на столе, на полу. Он равномерно выкрашивал литровую банку с водой, опускал в нее банки с красками, наблюдал, как меняется цвет, все перемешивал и в завершение процесса самозабвенно раскрашивал всего себя с головы до пят. Это была страсть! И эта страсть сопровождает его уже 9 лет. Его утреннее погружение в рисование или лепку дарит нам настоящие шедевры. И для нас совершенно очевидно, что свой образ мира Ваня складывает через те образы, которые проявляются в его картинах, вылепленных персонажах и композициях.

Он не может не рисовать.

Третий сын — Алексей — с раннего детства поражал всех нас своей невероятной фантазией. Этот мальчик постоянно рассказывал и рассказывает сказки. Когда он был малышом, я записывала за ним его сказки. А теперь он научился писать сам и пишет безостановочно. Представьте себе семилетнего мальчика, который, проснувшись раньше всех, крадется в кабинет, открывает ящик стола, берет оттуда некоторое количество листов А4, несет их на свою парту, устраивается поудобнее, берет линейку и карандаш, методично разлиновывает лист и пишет. Он пишет сказки, рассказы, даже книги! Он все свои творения сопровождает подробнейшими иллюстрациями. И это поражает! На сегодняшний день Алеша даже не столько складывает свой образ мира, сколько делится с ним собой через свои сказки, рассказы, фантазии и рисунки. Он выбрал такой вариант взаимодействия с миром. Он рассуждает, мыслит, выражает себя.

Он не может не писать.

Наш четвертый сын Карим пока еще юн. И мы наблюдаем. Наслаждаемся и поддерживаем все его начинания. И мы уверены, что он, подобно братьям, обязательно проявит себя, когда придет время.

А что же музыка?

Конечно, она есть в жизни каждого нашего ребенка. Она звучит, она обсуждается, она поется, играется всеми на всем, что есть в доме. Она любима всеми.

В жизни старших детей был период, когда мы приглашали удивительного педагога по фортепиано. И дети занимались. Но довольно скоро они оба сказали, что их тяготит это занятие. И мы с мужем, скрепя сердце, позволили им прекратить заниматься. Не скрою, это было испытанием для нас обоих. Почему?

Мы оба преподаватели. И мы изначально понимали, что дети одарены, что каждый из них может стать хорошим профессиональным музыкантом. И этот сценарий нас привлекал, так как мы — выбери они его — могли бы помочь. Для нас вопрос помощи в профессии — тема неудовлетворенной личной потребности. Мы оба выросли в семьях инженеров. Нас, хоть и признавали, но, к сожалению, никогда не понимали до конца. И поэтому мы были вынуждены искать среду для общения, обсуждения волнующих вопросов, обмена мнениями вне семьи. И мы мечтали дать своим детям ту среду, ту стартовую площадку, в которой когда-то нуждались сами. Однако жизнь распорядилась по-своему.

Признаюсь, мысль «Как же так?! Мы музыканты, а наши дети не занимаются музыкой! Совсем!» долго не давала нам покоя. К тому же мы понимали и понимаем, что каждого из них может «прорвать» в любой момент. Папа — дирижер театра. Дети ходят к нему на репетиции и спектакли. Дети восхищаются им. Они видят, как его любят музыканты и принимает публика. Им это нравится, и они хотят быть похожими на него. И страх «А вдруг прорвет, но будет поздно?..» нет-нет да и всплывает в моем сознании. Но я с ним справляюсь — учусь доверять жизни.

Музыка в нашем доме звучит постоянно. Мы слушаем записи, смотрим балеты и оперы, концерты лучших музыкантов и оркестров мира.

Временами кто-то из детей начинает больше времени проводить за фортепиано. Временами кто-то из них несколько дней подряд дудит на блок-флейте. Дети находят в интернете понравившуюся музыку, скачивают ее, слушают, подбирают, поют и так далее, и тому подобное. Временами… Это и есть ключ к разгадке. Все это происходит. Все это приносит радость и удовольствие, но… временами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я