Внутри перемен. 15 историй одного проекта

Анна Семеновна Майзель

Авторы книги – бизнес-тренеры образовательного проекта компании ЛокоТех. В каждой новелле собраны опыт и эффективные инструменты пятнадцати девушек, которые неоднократно делали вызов системе, старым устоям и зашоренности.

Оглавление

Хождение на три года, или итальянский салат с горькими травами

Начну с простого, меня зовут Наталья Буштер. Мне интересно, как люди растут, и какие способы позволяют сделать рост в компетенциях быстрым. 14 лет назад я получила новую профессию бизнес-тренера, и 10 лет назад, в Оренбурге, открыла школу бизнес-тренеров. Учить взрослых людей и передавать навыки другим людям, обучать своей профессии — сейчас для меня самое приятное и любимое занятие. Опыт позволяет быть не просто тренером, а тренером с богатой базой примеров: как надо и что, возможно, важнее, как не надо делать. За моими плечами опыт работы с небольшими компаниями от 20 человек и участие в проектах для гигантов нашего отечественного бизнеса.

Кроме любви к профессии, в жизни есть увлечения: походы в горы, сбор лекарственных трав, составление авторских чаев на все случаи жизни. Мне нравится работать со звуком в команде звукового сопровождения сцены. Волонтерю в проектах по проведению семинаров по коммуникативным навыкам для семейных пар и по темам добрачной подготовки.

Проект, о котором я хочу рассказать, — это завод в нашем городе, который является одним из филиалов большой компании ООО «ЛокоТех».

Оренбургский локомотиворемонтный завод основан в 1905-м году, это послужило началом развития железных дорог «Самара — Оренбург — Ташкент». Завод всегда был кузницей пролетарской прослойки. В 1905-м году на территории завода была организована первая стачка, и далее завод живет жизнью своей страны: радуется, защищает, строит, перестраивается и модернизирует. И самое главное — постоянно работает.

Таким и встретил меня завод: вековыми елями, цехами, построенными 100 лет назад, и удивительными людьми. Перед началом трёхлетнего тренинг-марафона для руководителей нашего завода мне удалось встретиться с куратором проекта Анной Майзель. И меня как тренера немного настораживал вопрос: «Вы точно сможете работать с руководителями из рабочей среды?» Опираясь на свой опыт, я, конечно, сказала да, и до сих пор я не жалею об этом. На первом же занятии я поняла её опасения. Группа видела во мне мягкого и улыбчиво учителя, не подозревая, что внутри живет расчетливый, предприимчивый, опытный, креативный тренер. И самое важное качество, как оказалось, я не сдаюсь, если сложно, а ещё обязательно нахожу ключи и инструменты влияния.

Первый бой

Первый бой, а как ещё назвать подобную встречу? Хочу рассказать про ощущения, которые испытывает тренер, погружаясь в среду мало мотивированных участников, когда тебя не ждали. «Ты мешаешь, а руководить мы умеем и без тебя». Конечно же, тут не точка… и это тяжело, а в то же время я испытываю азарт, понимаю внутреннюю динамику не только группы, но и проекта в целом.

В назначенное время, по расписанию, ты идешь на тренинг и с собой чемодан. В нем бумага, маркеры, раздаточные материалы и много-много различного инструментария тренера. Первое с чем ты сталкиваешься — помещение.

Помещение оказалась не классом и не аудиторией, а целым актовым залом, где прикручены кресла к полу, много света, много воздуха, высокие потолки и нет возможности поставить проектор.

В процессе трех лет мы сменили три локации. А на третьем году нам выдали кабинет, полностью подходящий для тренинговой работы. Может быть поверили?

Вторым нашим рабочим кабинетом стало помещение для совещаний с огромным столом в центре, который сильно мешал групповой динамике, но там было два кондиционера.

Что плохого в неприспособленных помещения? В них могут работать только профессионалы, владеющие инструментом тренинга, все остальные остаются без видео, без подвижных стульев, без кондиционеров и так необходимого свободного пространства.

Как преодолевать подобные сложности? Делать много групповой работы, пары, тройки, упражнения на смекалку, загадки. Необходимо мотивировать участников экспериментами и постоянно отрабатывать мастерство публичного выступления, хвалить за участие в импровизациях. Во все времена обучение хорошо сопровождать вкусным чаем и конфетами.

Продолжаем про первую встречу. Я привыкла, что на тренингах бывает всякое, люди есть люди, а тут захожу в зал, а у меня сидит один! Один человек, и заходит второй. Всё…

А это из группы, где должно быть 10 человек, я не учла особенности расписания и график работы, отношение к обучению. Мои участники сбежали, как ученики начальной школы от учителя. Я, как студентка практикантка, обиделась и отменила занятия. В моей практике подобный саботаж был впервые.

Сразу скажу, больше я никогда не отменяла занятия. Мы с отделом по кадрам нашли множество различных выходов.

Первый выход из сложившейся ситуации: стали искать удобное время и мотивацию для организации тренинговых групп. Мы проводили тренинг в 7:00 и в 8:00 часов утра, результат не был достигнут. Когда мы поставили обучение в 9:00, все утряслось. Мы попали в правильное время! Перерыв на обед оказался важным и получился именно в то время, как привыкли сотрудники, сразу же поменялась атмосфера. Эксперименты были и жесткими. По своим пропускам сотрудники, которые должны были быть на тренинге, могли пройти только на обучение, но не могли попасть на свое рабочее место, безусловно, подобные методы тяжело отражались на настроении во время обучения. Конечно, участники приходили с претензиями и в возбужденном состоянии. Приходилось брать время на прояснение ситуации и разъяснение происходящего — двигая к осознанности, проговаривая цели проекта, их цели, и как справляются с изменениями, и что можно предпринять. Получалась хорошая рефлексия. Я-то знаю, что все бури утихают, когда есть этот шикарный инструмент — разговор с группой, доверительно и по-взрослому.

Со временем мы подружились, и они стали принимать меня, как отдушину для другой точки зрения.

Первый тренинг в проекте был посвящен лидерству. После знакомства и ведения правил мы погрузились в упражнения «что я выбираю?»

Участникам предлагались разные сложные обстоятельства. В первом этапе необходимо самостоятельно решить, что делать. Далее в парах выбрать верное решение, и, что более важно, договориться, чтобы оно было обоюдным. Третий шаг — по условиям задачи, все участники должны принять единое верное решение. Его должны одобрить все участники группы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Внутри перемен. 15 историй одного проекта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я