Смерть пахнет маргаритками

Анна Руфова, 2022

Эта книга не похожа на дневник, хоть в ней и нет вымысла. Эта история не о «долго и счастливо», хотя если бы не игра судьбы, все могло закончиться именно так.Это терапия, которая помогла автору разложить по полочкам травмирующие события жизни, переосмыслить многие моменты и примириться с собой. Она сравнима с восхождением на Эльбрус. Стремительным, мучительно тяжелым, но вселяющим надежду на перемены к лучшему.Эта книга о преодолении, о предательстве и любви. Сюжет книги следует за изменчивым и сбивчивым путем главной героини, которая проходит ряд жизненных испытаний, закаляя характер на пути к своему счастью. Но нашла ли она счастье – все еще вопрос. Финал книги остается открытым.

Глава 3. Горы

Прошло уже больше месяца, как я уехала из Москвы. Жизнь приняла свой ритм. Мы с сыном начали ездить в горы, в Архыз. Я была там, когда еще только строился горнолыжный курорт, и сам Архыз представлял собой деревенскую улицу, по которой спокойно ходили коровы. И вот я вновь оказалась здесь.

Мы выехали рано утром. Как же это вдохновляет ехать и видеть открывающиеся на горизонте горы. Рассветное солнце окрашивает небо и вершины разными красками. Они становятся то красными, то розовыми, то фиолетовыми. Наконец, солнце поднялось выше, и вот уже снежные глыбы предстали перед нами как на ладони.

Мы хотим найти озера, расположенные прямо в горах. Мы видели их на фото и знаем то, что до них можно дойти пешком. Путь в одну сторону составит семь с половиной километров. А в конце будет небольшой подъем.

Точными координатами мы не располагали, только схемой из интернета и несоответствующей ей картой в навигаторе. Но зато на карте навигатора были изображены три озера рядом с рекой и тропы. Мы решили идти просто по направлению к озерам. Дойдем — хорошо, нет — просто погуляем.

Архыз встретил нас ярким солнцем и чистым безоблачным небом. Мы оставили машину и пошли. Уже в первые тридцать метров пути мы ощутили подъем и нам стало не по себе от того, что придется пройти больше семи километров. Но мы не сдаемся. Тем более, что пейзажи, окружавшие нас, были просто великолепны. Дух захватывало от снежных вершин с золотой осенью внизу.

Мы не знали дойдем ли до цели, правильно ли идем. Но все же горы делают свое дело — они очищают. Почему-то мы постоянно смеялись! Шутки сами рождались и выпадали вместе со стрессом.

Мы встретили пару в возрасте, легко сбегающую по камням трусцой. Когда они пробежали мимо нас, мы переглянулись.

— Вот это да… Во дают! — сказала я.

Глядя на них, идти дальше, а точнее ползти, морально стало труднее.

Высота, на которую нам предстояло подняться, была примерно 2670 метров. Время от времени мы останавливались и проверяли навигатор — насколько мы приблизились к озерам.

Сын убегал вперед, потом возвращался и подбадривал меня.

— Вон там за березами, наверное, уже озеро! — говорил он.

Тропа то исчезала, то появлялась вновь. А вокруг шумела река. И в общем напряженном нашем состоянии хотелось выключить и шум реки, и ветер…

Поляны, склоны с корявыми березками, широкие каменистые балки — все это напоминало ирландские пейзажи. Казалось, что вот-вот откуда-нибудь из-за камня выглянет гном или эльф. И вроде бы уже должно быть видно озеро. Но опять поворот и опять надо пройти какое-то расстояние.

Но наконец, мы дошли! Как же тут красиво! Нашему взору открылась изумрудная прозрачная гладь озера. Захотелось скорее снять обувь и ощутить прохладу воды.

Мы бросили рюкзаки, скинули кроссовки и зашли в воду.

— А! Ого, какая же она ледяная! — воскликнули мы одновременно.

Пытаясь привыкнуть к воде, мы переступали с камня на камень. В итоге вернулись на берег и уселись перекусить.

За озером начинался перевал, за которым, судя по всему, находилось второе озеро.

Немного передохнув, мы решили штурмовать перевал. Времени у нас было не так много. Когда солнце опустится за верхушки гор, сразу же похолодает, а в шесть вечера будет уже совсем темно. Нам надо было успеть спуститься с крутых камней до наступления полной темноты, так что мы решили лезть напрямую.

Внизу осталась группа туристов с проводником. Было слышно, как он говорил, что многие отчаянные лезут прямо через перевал…

Но отступать некуда. Цепляясь за камни, стараясь не смотреть вниз, мы оказались на вершине перевала. Вот тут настоящая красота!

На вершине видно и первое озеро, и второе.

Ветер ласково трепал волосы. Было очень приятно ощущать себя в этой стихии. Стоять на перевале между двух озер, окруженных горами со снежными вершинами. Солнце уже начинало свой спуск к горизонту. Неосвещенные скалы грозным видом напоминали нам, что скоро все будет окутано холодом.

Мы сделали несколько фото и начали спуск к озеру.

Второе озеро полностью закрыто горами, из-за чего на нем стоит нереальная оглушающая тишина! Ветер есть только на вершине перевала. Когда же спускаешься к озеру, то звуки пропадают совсем. И ты останешься в полном вакууме.

Мы решили немного посидеть на берегу. Вода была такая же ледяная. Сын бросал «блинчики», нарушая зеркальную гладь озера. А я сидела и наслаждалась тишиной и потрясающими видами.

Когда я приезжаю в горы, то каждый раз испытываю желание остаться там навсегда.

Сначала, в предвкушении классных фоток потираю руки, проверяю уровень заряда фотоаппарата и место на карточке. А, оказавшись на месте, начинаю носиться с упоением, снимать с разных ракурсов, не замечая времени. Но в какой-то момент останавливаюсь. Уже для того, чтобы начать чувствовать.

Помню, как мы ехали на экскурсионном уазике на Софийские водопады. Все оживленно общались, шутили, что-то спрашивали у водителя. Где-то не было дороги, и мы ехали прямо по реке. Потом нас высадили, и все пошли гулять.

А когда мы ехали назад, то в уазике уже стояла тишина. Все молчали не только от усталости, а может быть даже совсем не от усталости. Ведь, казалось бы, все должны были поделиться впечатлениями друг с другом. Но все молчали. И тишина эта казалась не пустой, а какой-то наполненной, со смыслом.

Я заметила за собой, что в горах я ощущаю поразительный эмоциональный катарсис. Бывает, что сначала даже хочется кричать, а потом хочется, чтобы вокруг никого не было.

Когда остаешься один на один с природой, ты вдруг начинаешь не оценивать ее словами, не даешь характеристики, а чувствуешь ее. Приходят ответы на многие твои вопросы.

Ты начинаешь просто быть. Быть здесь и сейчас в гармонии с собой и этим местом.

Любые горы для меня — это место силы.

Как будто вся городская суета, как шелуха отваливается. Все лишнее и ненужное растворяется, и ты остаешься наедине с собой и одновременно со всем миром, обретая себя и свою целостность.

Это потрясающее ощущение. Передать его словами трудно. Это надо пережить, как опыт.

Нам надо было возвращаться назад к машине. Я несколько раз останавливалась и оборачивалась. Хотелось, чтобы эти виды навечно сохранились в моей памяти.

Уже опустились сумерки. Начали мерзнуть руки. А мы все шли и шли. Но мы все же успели вернуться к машине до наступления полной темноты.

Жаль, что, когда мы ехали назад, уже ничего не было видно вокруг.