Счастье быть женщиной. Беседы с врачом акушером-гинекологом

Анна Мустафина

Эта книга – разговор обо всех этапах жизни женщины – от внутриутробного до менопаузы. Каждый этап – счастливый и неповторимый. Почему одни люди радостные и счастливые, а другие хмурые и недовольные? Кто-то окружен друзьями и поклонниками, а кто-то – в одиночестве и грусти. На примерах из врачебной практики и медицинских фактах мы увидим, как прекрасно быть женщиной, если не спорить с природой, жить в гармонии с ней, не пытаться ее обмануть.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Счастье быть женщиной. Беседы с врачом акушером-гинекологом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Как развиваются девочки и мальчики

Как формируется половое влечение. Почему случается ранняя половая жизнь.

«Ребёнок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.»

В.А.Сухомлинский

Из чего же сделаны мальчишки и девчонки?

Во внутриутробном возрасте примерно в шесть недель формируются яички у мальчиков и яичники у девочек, эти первичные половые органы начинают функционировать, выделять гормоны, соответствующие полу. Зачатки детородных органов у девочек и мальчиков одинаковые, но благодаря действию соответствующих половых гормонов эти зачатки становятся женскими органами или мужскими. Гормоны также отвечают за половую дифференцировку мозга. Есть много отличий в психике, поведении в зависимости от пола. К примеру, женщины хуже ощущают границы своего тела, габариты своей машины. Им не так легко на глаз определить расстояние и размеры чего-либо. Поэтому ориентировка в пространстве у мужчин лучше.

Также мальчики лучше видят движущиеся предметы, а статичные — не очень. Женщины необоснованно злятся на своих мужей, мол, смотрят и не видят. Способность воспринимать цвета тоже отличаются; у женщин шире спектр восприятия цвета, а среди мужчин редкость увидеть оттенки. Когда жена говорит принеси нежно-розовое полотенце, супруг может принести белое или бежевое.

Хорошо бы в школе преподавать основы психологии. Благодаря таким знаниям многих конфликтов в семье, на работе можно было бы избежать. Различия в психике должны учитывать и педагоги. Для мальчиков важно, чтобы учитель двигался, жестикулировал, приводил примеры, на уроке нужна динамика. Девочкам подходит и более спокойная подача материала, так как они способны сохранять внимание, даже если преподаватель пассивен. Не зря раньше были раздельные гимназии для девочек и мальчиков, таким образом, учитывалось отличие в развитии, освоении материала.

Из семейного архива Александры: Девочки — цветочки, бантики…

Даже у совсем маленького ребёнка поведение уже соответствует полу. Одну и ту же машинку мальчик будет катить, издавать звуки мотора, тормозов, а девочка положит в машинку куклу и будет качать её. Это в год с небольшим, когда дети себя не осознают ещё, но поведение мальчиков и девочек различно. Осознание же своего пола приходит года в три, тогда же, когда происходит третий кризис сепарации: малыш начинает эмоционально отделяться от мамы и осознаёт, что его желания могут не совпадать с её желаниями, что он отдельная личность. Каждый родитель может вспомнить бесконечные «я сам», «я большой\ая», «нет!». Конечно, это общие тенденции, все индивидуальны, встречаются девочки как мальчики и наоборот.

Мальчики — лохматые и важные.

На половую дифференцировку могут влиять гормоны, которые мама принимала во время беременности, например, у женщины повышен уровень андрогенов, и ей прописывают препараты для их снижения. Соответственно эти таблетки могут повлиять на уровень тестостерона у мальчика, и половая дифференцировка мозга будет не так очевидна. Мы знаем, что есть чувствительные мужчины с тонким восприятием, с развитым чувством эмпатии.

Помимо гормональных лекарств на гендерную самоидентификацию может повлиять родительское неприятие пола ребёнка: например, в семье есть два мальчика и в третью беременность мама очень хочет девочку или, наоборот: три девочки есть, и желая угодить мужу, женщина, очевидно, желает мальчика. Рождение четвёртой девочки для неё горе. Дети тоже воспринимают это как отвержение своего пола: будь мальчиком или будь девочкой. Так как для ребёнка любовь и принятие родителей жизненно важный ресурс — ребёнок будет делать всё, чтобы заслужить любовь матери и будет её предписание исполнять. Поэтому и встречаются девочки с поведением мальчиков и мальчики, которые очень хотят стать девочками.

Самое удивительное, что такие ранние послания ребёнку от матери, закладывающиеся ещё во внутриутробном возрасте могут даже повлиять на физиологию гормональных желёз. Например, увеличивать уровень тестостерона в крови девочки, в частности, за счёт блокировки фермента ароматазы, отвечающего за синтез эстрогенов из тестостерона. Да, женские гормоны от мужских в своей химической формуле отличаются одним радикалом. Вот такой интересный биохимический факт!

Вернёмся к младшему возрасту. Дети до трёх лет могут изучать своё тело, трогать разные его части, в том числе половые органы. Иногда вы можете заметить, что ребёнок как будто бы мастурбирует. Не надо бурно и эмоционально на это реагировать: «Какой кошмар, ужас», это только зафиксирует подобное поведение и усилит интерес к таким действиям. Хуже всего, если за этого ещё и наказывают. От малолетнего ребёнка требовать контроля за своими поступками не разумно, потому что у него пока нет функции коры головного мозга, отвечающего за контроль. До 7 лет — это младенец. (Даже причащают без исповеди, в записках упоминают как младенца). Он делает это без умысла: случайно дотронулся, стало приятно, повторил. Нужно понять, почему он или она дотрагивается. Может быть, в интимной зоне зуд, памперс вовремя не поменяли — запрело и раздражается. Или тесная одежда, тугое бельё. Или острицы (крошечные паразиты, живущие в кишечнике) могут вызывать зуд. Это может быть кандидоз (молочница) у девочек, как реакция на принимаемые антибиотики. Именно некий дискомфорт заставляет детей дотрагиваться, чесать, а потом приходят ощущения: «приятно!» Не виня ни малыша, ни себя, устраняем причину. Второе — если ребёнку нечем заняться, он будет заниматься тем, что у него есть. Чем насыщеннее и интереснее у девочки или мальчика жизнь, чем больше с ним общаются взрослые, его ровесники, тем меньше у него времени «осматривать» себя. Жизнь ребёнка должна быть подвижной, не на стульчике весь день сидеть в безделье, от неподвижности происходит застой венозной крови в малом тазу, что ведёт тоже к рукоблудию. (Это и взрослых касается)

У маленького человечка наряду с едой, сном и прогулками на свежем воздухе, есть потребность в познании мира, общении. Он открывает мир через игру, через чтение книг, через наблюдение за живой природой.

С 5 до 10 лет такое явление как мастурбация может присутствовать, но она уже контролируется корой головного мозга. В этом возрасте ребёнку можно что-то объяснить. Важно, как вы сами относитесь к половым органам. Не считаете ли их «срамом», грязным местом. На самом деле в норме самым чистым местом в организме являются именно половые органы: во влагалище живёт только один вид микроорганизмов: молочнокислые палочки. Они выделяют в процессе своей жизнедеятельности молочную кислоту и немного перекиси водорода, и эти вещества не дают там вырастать никаким другим микробам. А в матке совсем стерильно. Там колыбель для будущих детей. Как же может быть колыбель грязной? Наоборот, мы стремимся сохранить чистоту этих органов, мыть руки прежде, чем их потрогать. А вот их самих достаточно мыть с водой, чтобы мылом или гелем не убивать те самые дружественные молочнокислые палочки.

У ребёнка нужно воспитывать нормальную самооценку. Если у него занижена самооценка, в будущем он позволит себя использовать. Чувство собственного достоинства прививается, когда он понимает, что нужен, важен, его границы не нарушаются, с ним уважительно разговаривают. Посмотрите, ребёнка всю жизнь пинают, оскорбляют, и вдруг появляется человек, который разговаривает с ним ласково… Обделённый дома любовью и вниманием мальчик или девочка побежит за таким взрослым на край света, позволит «доброму» прохожему делать с собой всё, что тот захочет. Просто за ласковое слово, за улыбку. На чём все злоумышленники играют? Приятно говорят, обвораживают своим «Ой, какой ты мальчик, ой, какая ты девочка!»… И малыш растаял. Конкретный случай из практики психолога. Бабушка оставила внучку на несколько минут на улице, предупредив: «Стой здесь и никуда не ходи, я сейчас вернусь» А с девочкой дома общались исключительно командами: не делай, не трогай, отойди, быстро ешь. К ребёнку подходит мужчина и радостно говорит: «Вот ты где! Я тебя так долго искал, пойдём со мной быстрее». Он даже конфеткой её не поманил, котёнка не пообещал показать, а девчушка сразу последовала за чужим.

Конечно, каждый может вспылить, рассердиться, накричать, но если большую часть времени в семье царит любовь, то малыш ни с кем никуда не пойдёт. Когда ребёнок понимает, что он желанный и любимый дома, то свою ценность будет сам осознавать, и «хороший» дядя со своими красивыми словами не нужен. Берегите чувство достоинства ребёнка, не надо ломать его через колено. Когда вы увидели ребёнка, который слишком сильно сжимает свой пенис или девочки трут сильно область клитора, вы спокойно их погладьте по спине, обнимите, отвлеките разговором. Переключите на что-то другое. И потом, когда сами успокоитесь и соберётесь с мыслями выберите момент, когда никто другой не слышит, поговорите с ребёнком. Объясните, что это не полезно так сильно сжимать писю, или так сильно её растирать, что эти органы предназначены для деторождения. Их надо беречь для этого. Сейчас пока оставить в покое.

С большой любовью и уважением говорите, ласково, без всяких угроз. Некоторым детям нужно несколько таких бесед, повторений объяснения. Если не услышал ребёнок с 5—6 раза задумайтесь о психологической помощи. Сначала сами поговорите с психологом. Потом возможно и с ребёнком стоит поработать: важно выяснить что за стресс он старается пережить с помощью мастурбации. Может быть, в детском саду грубый воспитатель или есть ровесник, который его обижает, или в школе проблемы, или кто-то из членов семьи, или что-то ещё.

Если вы застали ребёнка за рукоблудием, не надо впадать в агрессию, стыдить. Травма стыда одна из самых тяжёлых психологических травм. Какими грубыми словами обзывают девочек и мальчиков свои же родители! Не надо пугать: «как ты мог или могла, ты хуже всех» Домашние сами навешивают на детей ярлыки. Во-первых, надо нормально называть органы — не пирожками, ни булочками, ни бубликом и так далее, пусть это будет не медицинский термин — вагина, пусть это будет пися. Это тоже в целях безопасности. Например, реальный случай из психологической практики. У девочки называли интимное место печенькой. Однажды она плачет: «Дедушка ест, трогает мою печеньку». (Это не родной дедушка, а муж бабушки). Взрослые, думая, что речь идёт о кондитерском изделии, смеялись, мол, тебе, что жалко, пусть угостится. На самом деле, пожилой мужчина совершал развратные действия в отношении малолетней. Поэтому важно не стесняться называть вещи своими именами. Почему мы смущаемся? Потому что нам когда-то в детстве тоже сказали, что это постыдные, грязные части тела. Я, как врач акушер-гинеколог, говорю, что самое чистое место — это матка. Нужно относиться к детородным органам как к остальным частям тела, с таким же уважением.

Вы уважительно с ребёнком, и он будет к вам также относиться, в семье у взрослых и детей будут доверительные отношения. Если кто-то в будущем будет проявлять нездоровый интерес, ребёнок не побоится рассказать вам, не побоится, что его накажут или посмеются над ним. Родители же не круглые сутки находятся с детьми. Это может быть и тренер в спортивной секции, и сосед, и работник в школе. А иногда и близкий родственник. Не всегда возможно догадаться, так как у людей с извращениями бывают свои хитрости и уловки. Поэтому так важно, чтобы дети с вами разговаривали. Если вы дитя застали, когда он трогает половые органы и у вас ужас на лице, он понимает, что произошло что-то страшное, и в будущем малыш будет бояться с вами чем-то поделиться. Он будет не помощи у вас искать, а думать о том, что снова увидит выражение ужаса и конечно не расскажет ничего, что может вызвать в вас подобные эмоции. Надо рассказывать, объяснять, опять же занимать и отвлекать ребёнка. Спокойно и уверенно переключать внимание на что-то интересное. И потом, посоветовавшись с психологом, поговорить. Только так строятся доверительные отношения.

Формирование родительского поведения

Оказывается, родительское поведение не заложено в нас с рождения как некий инстинкт, а формируется в течение жизни. Этот вопрос изучают перинатальные психологи. Они разделили этот процесс условно на четыре этапа.

От рождения до трёх лет идёт первый этап онтогенеза родительства, развитие, формирование родительского поведения. Ребёнок усваивает, как мы обращаемся с ним с самого рождения: реагируем на его плач, берём ли на руки не только для кормления и переодевания, но и для общения. Как чутко понимаем его потребности. Ребёнок в этот период жизни остро нуждается в матери. Чем младше малыш, тем меньшее количество времени он способен провести без мамы без потери для своего психического здоровья. С рождения до 2 месяцев это время составляет не более двух часов. К 6 месяцам он может обойтись без присутствия мамы 5—6 часов. И только к году это может быть 10—12 часов. Но на ночь маленький человек без мамы не готов оставаться. К двум годам ребёнок может 1—2 ночи быть без мамы, но не неделю. Только в три года ребёнок способен пережить отсутствие мамы в несколько недель. Вот в этом возрасте и можно отправляться в отпуск уже без ребёнка. До трёх лет длительные расставания приведут к травмам разлуки и искажению привязанности. Что может помешать в построении супружеских отношений в будущем. А травмы разлуки раннего периода до 1,5 лет приводят к формированию зависимого поведения: от гаджетов до алкоголя. Грустно, но виновата в этом не школа и не «плохая компания», а исключительно те психологические травмы, которые человек пережил в раннем детстве. Если мы вспомним систему советских родильных домов, в которых ребёнка уносили от мамы на ночь или на несколько дней, то становится понятным, откуда вокруг нас так много зависимых людей: от табака, от алкоголя, от азартных игр, от соц. сетей и т. п.

С 3—6 лет — второй, игровой, этап онтогенеза. Девочке важно играть в куклы, пупсов, которые похожи на грудничков. Кстати, у мальчиков также формируется чувство отцовства. Это нормально, если мальчик играет в пупсов, он тоже проигрывает свою роль — отца. Покупайте симпатичных пупсов, есть такой феномен запечатления образа в головном мозге, не надо дарить кукол, похожих на монстров с искажёнными пропорциями лица и тела.

От 6 до 12 лет третий этап онтогенеза — нянченье. Хорошая идея — разновозрастные детские сады. В многодетной семье такой проблемы нет, хочешь не хочешь, а ухаживать за младшими приходится. На этом этапе уже набираются практические навыки ухода за младенцем. Однако и здесь необходима «золотая середина». Нельзя ребёнка перегружать ответственностью за младших. Она им ещё не по силам. И при избытке нагрузки может возникать отвращение к маленьким детям. Такие травмы психологи также наблюдают у тех людей, которых в их детстве перегружали заботой о младших братьях и сёстрах.

С 12—16 лет дети, как правило, уже не хотят нянчиться с младенцами. Появляется брезгливость по отношению к ним. И это нормально. Не пугайтесь. К 16 годам возвращается естественное умиление малышами, при условии, что остальные этапы прошли гармонично.

Взрослеющая дочка

Теперь мы подходим к взрослению девочки. Примерно с 10 лет формируется гипоталамо-гипофизарная гормональная связь с яичниками и выстраивается пятиуровневая регуляция менструальной функции. С 12 до 15 лет — нормальный возраст наступления менструации. Сегодня идёт тенденция к уменьшению возраста и порой с 11 и даже с 10 лет девочки становятся девушками. Это считается ранним менархе (первая менструация). А до 10 лет — преждевременным. Есть ряд факторов, вызывающих преждевременное и раннее половое созревание. Стимуляция чисто механически — это мастурбация и извращённые действия со стороны взрослых. Не забываем про визуальные стимуляции, например, просмотр детьми «взрослых» фильмов с откровенными сценами (к сожалению, распространено ошибочное мнение: маленькие, ничего не понимают).

Нескромные наряды у окружающих тоже провоцируют раннее созревание. Казалось бы, безобидная вещь — мультфильмы. Тем не менее, с их выбором тоже надо быть осторожными. Например, сюжеты про фей, у которых пропорции тела — размер головы и длина ног, как у 5-летней девочки, а грудь и бёдра, как у взрослой. Неполезно смотреть на таких героев, а также подобных кукол.

Во время полового созревания в организме происходят большие энергозатраты, потому что тело переформатируется, преображается — за короткий срок скелет, фигура из детского превращается в девичий. Начинается циклическая выработка гормонов. Их уровень постоянно меняется по синусоиде.

Из семейного архива Александры.

Маме в Дельфинарии интереснее, чем дочке.

В первую половину менструального цикла растёт гормон эстрадиол, достигая своего пика, постепенно начинает уменьшаться, и вот уже его сменяет рост прогестерона, который даёт некоторое расслабление в теле, но появляется вялость, пассивность, накопление жидкости в тканях. А родители замечают в девочке леность, нежелание что-либо делать. Дня за два до менструации уровень всех гормонов уменьшается и эмоционально это переживается как сниженный эмоциональный фон, минорное настроение. Всё видится в серых тонах, и пессимизм зашкаливает. Дни недомогания иногда тоже проходят непросто, бывают сильные боли, циклы нерегулярные. Неудивительно, что подростки в этом возрасте так эмоционально неустойчивы и ранимы.

Многое в поведении подростка, если не всё, зависит от отношений с родителями. Должны быть доверительные отношения, дочь должна знать, что её не поругают, не оттолкнут, не будут над ней смеяться, когда она взрослеет. Например, дома над выросшей грудью не будут смеяться. Ладно, брат или младшая сестра подкалывают, так дразнить может и папа, а хуже всего мама. Подсмеиваться над подростком в это время жестоко, на мой взгляд. А вот дарить тепло, ласку, понимание, быть снисходительным к их выплескам гнева, внезапной грусти, отчаяния, ощущения то собственной ненужности, то, наоборот, мании величия. То есть уметь контейнировать эмоции ребёнка. Другими словами, мысленно представляете себе ёмкость и туда складываете все глупости, обидные слова, несправедливости, которые ваш уже немаленький ребёнок говорит, кричит или выплакивает. Не возвращаете ему как зеркало, а складываете в некий «контейнер», который затем отправляете в мусорку. Зеркалить можно эмоции взрослого человека. Если вы старший, взрослый, то наша обязанность быть поддержкой подростку. Запомните, пожалуйста, очень важную фразу: ребёнок больше всего нуждается в любви, когда меньше всего этого заслуживает. Это нелегко, кто бы спорил. Когда мы сами не справляемся — самое время начинать дружить с психологами. Из всех методов психологии наиболее бережным и эффективным, на мой взгляд, является ЭОТ — эмоционально-образная терапия. Специалистов ЭОТ можно найти на сайте ППЛ (профессиональная психотерапевтическая лига).

Анна Мустафина и её дочь Даяна.

В этом возрасте у молодого поколения проявляется стеснительность. Если нет возможности подросшему ребёнку выделить отдельную комнату, можно придумать какое-то его не нарушаемое пространство, кровать отделить занавеской или ширму поставить. В этот момент надо быть бережным к подростку. Особенности у подростка — они крайне чувствительны к себе и к своим эмоциям и чёрствы к окружающим. Эмпатия у них пока ещё не развилась.

Об этом писали ещё советские психологи: для этого возраста быть эгоистом нормально. Это не навсегда. Постепенно можно обучать думать и о других, учитывать чужие интересы. Вы сами держите свои границы и уважайте границы взрослеющих детей. Выделили пространство для подростка, не заходите туда без его ведома, можно даже придумать что-то наподобие «тук-тук, можно к тебе заглянуть?», а не так: «Что ты здесь делаешь? Опять всё разбросано?» Вы к подростку уважительно, и он будет к вам уважительно. Вы оскорбляете подростка, и он так будет делать. Он ваше зеркало. Если сын или дочка ругается нехорошими словами, вспомните, может, и вы так говорили?

В этот период, примерно до 16 лет, у подростков появляется брезгливость к младенцам, отвержение их. Это нормально, когда старшеклассница не хочет возиться с малышом и не надо заставлять её. Встречается ситуация: дочка, будучи дошкольницей, упрашивала маму подарить братишку или сестричку, а малыша всё не было и не было. Наконец, дача, машина куплены, ипотека выплачена: можно и второго родить. А старшая уже этап нянченья прошла, у неё другие интересы. Это нас новорождённые умиляют, а подросткам они неприятны. Возможно, так создано, чтобы не было преждевременных, ранних связей, а как результат — беременностей.

Взрослеющий сын

Что происходит с мальчиками во время полового созревания?

Под воздействием гормона тестостерона, скелет формируется по мужскому типу, растёт масса мышечной ткани, кость становится плотнее. Сын может вырасти на 12 см за год, (до полового созревания за год примерно на 6 см). Случается, что некоторые ребята даже встать не могут, кости растут, а мышцы за ними не успевают. Аппетит усиливается, ест за троих. Ему нужно кальций, белок, витамины. Если чего-то не хватает в организме появляется эмоциональная лабильность. Огрызается, агрессивно ведёт себя — это признак дефицита витаминов, а не плохого воспитания. Сдайте кровь на все микроэлементы, проверьте, чего не хватает. Есть еще анализ на дефициты по волосам в лаборатории доктора Скального. Поговорите с ним, расскажите, что он может испытывать разные чувства, дайте ему разрешение на эмоции. Себя вспомните в этом возрасте, сейчас нам кажется пустяком, а тогда, какая трагедия была по поводу появившейся горбинки на носу, прыщиков на лице. А сколько переживаний вызывает слишком высокий или слишком маленький рост, лишний вес или кажущаяся худоба.

Из семейного архива: Глеб и Лёша, держите удар!

В переходный возраст у мальчиков наблюдается гиперандрогения — избыток половых гормонов, у подростков тестостерона больше, чем у взрослого мужчины. Такой скачок гормона у юношей необходим для формирования скелета по мужскому типу, но есть и побочные действия — отсутствие страха, появление агрессии. Также появляется эстроген и пролактин (женские гормоны), из-за чего может немного расти грудь, временное явление, но ребят, конечно, такое пугает. Если с сыном есть диалог, если он понимает, что вы не сделаете ему больно нетактичным словом или насмешкой, он с вами поделится. Если же нет, он будет в себе все переживания носить. Нередко родители говорят подростку: ты уже взрослый, сам разбирайся. Да, ему нужна некая дистанция, но и ласка близких — тоже. Когда-то ему надо побыть одному, а когда-то он опять хочет прижаться к маме, как в детстве.

«Весна в седьмом классе». Песня из кинофильма «Младшая сестра» (1978г). Чтобы посмотреть видео — сканируйте QR-код или перейдите по ссылке — https://vk.com/video-46509891_456239947

У мамы может быть отторжение, она сына может отталкивать от себя, потому что от его тела исходит неприятный запах. Женщина пугается: это другой какой-то человек, её сын ещё недавно пахнул сладким, маленьким ребёнком. У матери могут быть свои проблемы с супругом, на работе. Иногда взросление сына накладывается на мамин климакс. Одно на другое накладывается, и у мамы не всегда хватает внутреннего тепла, чтобы принять изменения в повзрослевшем ребенке.

Родителям надо самим обращаться к психологу, разбираться с кризисами в семье, не затягивать проблемы со здоровьем. Не детей-старшеклассников таскать по специалистам, а себя. Говорить на приёме, что у моего сына или дочери подростковый период, и я не справляюсь с ситуацией. Взрослые должны быть контейнером для эмоций ребёнка, а не наоборот. Отцам важно быть на связи с подростком, быть опорой, проявлять снисхождение. Не требовать от него взрослости, ответственности. Помнить, что несмотря на свой рост и огрубевший голос перед вами ребёнок в самом уязвимом возрасте. Ему так необходимо понимание и тепло сейчас.

Что же происходит, если родители сами застряли в подростковом психологическом возрасте, если не понимают, что происходит с их растущими детьми?

Родственные души

Подростки начинают друг с другом взаимодействовать, их тянет друг к другу, они встречают родную душу. Их дома не понимают, на них кричат, их ругают, что-то требуют. Ребёнок в школе, на улице находит такого же подростка, не нашедшего дома тепла. Два юных существа прекрасно друг друга понимают. А что происходит, когда юноша с девушкой начинают друг друга понимать? Они начинают восполнять родительскую ласку, родительский контакт.

Ошибочно думают, что им нужно эротические фантазии воплотить. Нет, им нужна нежность, внимание, которое им не дали дома. В процессе же обнимания понимают, что это ещё и приятно. У них нет потребности интимной близости. Как гинеколог, могу сказать, что девушке в 15—16 лет неприятна половая жизнь, она ещё не способна удовольствия получить. Да и юноши тоже пока не созрели до конца. Там нет полноценной близости, они просто закупоривают душевную дырку. Эмоциональный голод, отсутствие телесного контакта с родителями, заставляет их сближаться.

Заранее готовиться к переходному возрасту

Хорошо подростков в спорт вовлекать, только позаботиться об этом надо не в 15 лет, а пораньше, к переходному возрасту надо готовиться уже лет в семь. Попробовать лёгкую атлетику, спортивную гимнастику, акробатику, лыжи, биатлон, танцы, бассейн. Начнёт ходить в маленьком возрасте и потом в трудный период взросления, спорт окажет хорошую услугу. Гиперандрогения будет сублимироваться в правильное русло, сексуальная энергия направится в достижение спортивных целей. Или в творчество, если со спортом опоздали или не дружите. Может, ребёнок стихи пишет или играет на музыкальном инструменте — развивайте это, поддерживайте. Помните, раньше на гитаре у подъезда молодёжь бренчала? Соседи ругали и гоняли шумных музыкантов. Это был тоже выход сексуальной избыточной энергии.

Если семья верующая, отличный выход отправить подростков на послушание в монастыри — они там и помогать, и строить, и готовить будут. У них будет наставник, что очень важно. Поскольку с 13 лет родители естественным образом свергаются с пьедестала неоспоримого авторитета в глазах ребёнка, то важно, чтобы это место занял достойный человек. Подумайте заранее, кто им может стать.

Волонтёрские движения особенно полезны юным. Общение с пожилыми в домах престарелых, помощь детским домам, озеленение дворов и другие важные благотворительные дела помогают развиваться душевной чуткости, а также находить себе друзей по духу.

Даже озорные мальчишки любят танцы.

Ещё раз подчеркну, об этом позаботиться нужно раньше. В 15 лет они уже слушать не будут. Идёт сепарация от родителей, взрослые теряют свой авторитет.

Каким бы ни был отец хорошим, успешным (пусть даже занимает самый высокий пост), но для сына или дочери сваливается с пьедестала. Мы сами всё это проходили. До 10 лет для ребёнка и мама самая красивая, нарядная, и папа самый сильный, умный. В глазах взрослеющих чад отец занимается не тем, мать не так одевается, оба всё делают неправильно.

Такое происходит, потому что дети ищут собственную дорогу, хотят проявить самостоятельность. Если бы этого этапа не было, мы бы не смогли своих детей отпустить, женить и выдать замуж. Появляется импульс: чтобы поставить на ноги детей, их надо снять со своей шеи. Тут можно мотивировать подростка — будешь хорошо учиться, поступишь в вуз, получишь специальность, сможешь снять квартиру и отдельно жить, станешь от нас независимым. Здесь важно уважать границы и держать иерархию. Я уважаю твои интересы, но пока ты с нами, мы решаем, что кушать, что надевать, какие моральные ориентиры держать, во сколько приходить домой. Не надо совсем их отпускать в свободное плавание. Кто сказал, что уважать границы подростка это значит не уважать свои собственные границы.

Из семейного архива Александры: В фигурном катании «чувство льда», в семье — чувство локтя, тепло, поддержка.

Он пока иждивенец, вы заботитесь о хлебе насущном. Он не может диктовать свой режим дня, свои правила. Мягко напоминать надо, что, когда будешь жить самостоятельно, будешь определять свои правила. Не надо делать слишком комфортные условия, иначе нет стимула расти, стараться. Когда подростку нечем заняться, он занимает себя рукоблудием. Мы уже говорили о ребятах дошкольного возраста, то же самое и здесь: безделье ведёт к разрушительным мыслям и действиям. А когда у подростка есть цель — вырваться из-под родительского крыла, есть дела, интересные занятия.

Не принижайте ценность его интересов. Если слушает каких-то блогеров, не надо их высмеивать. Послушайте с ним, обсудите. Потом молодые люди сами через год-два понимают несостоятельность любимых героев. Но надо вырасти из этого возраста, пройти через свои собственные ошибки и заблуждения.

Помогайте подростку, но поддерживать его, не значит во всём потакать. Например, прогулял урок, пусть получит замечание, не выучил задание, пусть получит плохую оценку, не стоит выгораживать его и писать объяснительные записки. Так развивается ответственность.

В то же время, если он попал в плохую ситуацию, когда самостоятельно исправить не может, надо прийти на помощь. Помнить о том, что даже мы, взрослые, тоже делаем ошибки. И нам порой нужна бывает помощь родных и друзей.

«Золотая» середина необходима. Когда проходишь вместе с ребёнком этот непростой период, становишься и дипломатом, и переговорщиком, вникаешь в их интересы, подростковую моду. Мы тоже растём вместе со своими детьми. Это наши родительские университеты. Считаю, что родителям нужно вручать дипломы о ещё одном высшем образовании после того, как их ребёнку исполняется 18 лет.

Ранняя «взрослая» жизнь

Если же всё-таки подростки вступают в отношения, чем это чревато, кроме беременности вне брака? Половая жизнь отнимает много энергии, не хватает сил учиться.

Пациентка рассказывала о себе. В 15 лет она начала жить с молодым человеком, прогуливала школу, у неё не было сил делать уроки. Это не только формальное отсутствие на занятиях, это и минус интеллектуальному развитию. В 17 лет девушка забеременела, вышла замуж. Ребёнком не способна была заниматься, роль мамы на себя взяла бабушка. Малыш рос в дефиците материнской любви, внимания.

К сожалению, сегодня нередко сторонники ранней половой жизни и внебрачных связей говорят о том, что интимная связь нужна для здоровья. Данное утверждение абсурдно. Всегда спрашиваю, о каком здоровье идёт речь? Физическом? При связях вне брака легко инфекцию получить — хорошо для здоровья?

Причём инфекции, генитальный герпес, вирус папилломы человека (ВПЧ) онкогенные штаммы, гепатиты В и С, хламидии и другие, лечатся тяжело и до конца могут и не уйти. Практически каждая девушка, которая начинает интимную жизнь вне брака, что-нибудь из списка получает. Приходят пациентки, дрожат и просят направления на анализы, потому что боятся, что заразились от своих партнёров, сожителей.

Для психологического здоровья и спокойствия? А как же депрессия по поводу очередного расставания, волнения, что наступит беременность, и мужчина бросит, или просто передумает и уйдёт к другой?

Да и у мужчин психологических переживаний не меньше. Случайная партнёрша не только может «одарить» инфекцией, но и «ляпнуть» что-то невпопад, обидное. Ведь если связь не по взаимной любви, то и партнёры могут быть не только не бережными, но и грубыми, а что ещё хуже обесценивающими. Вот вам и комплексы на всю жизнь. Просто мужчины свои проблемы не озвучивают. Женщины могут подругам рассказать, с гинекологами в женской консультации поговорить, в конце концов. У сильной половины даже мужской консультации нет.

Начало половой жизни ведёт к тому, что половые органы начинают развиваться, кровоснабжение усиливается, уровень гормонов повышается, соответственно и у женщины и у мужчины больше влечения появляется. Если это не супружество, то партнёр побыл, побыл и ушёл, а уже потребность в интимной жизни есть.

У нас физиологически и психологически заложена моногамия. Вышла замуж, пожалуйста, супружеские отношения обеспечены. Запечатление первого партнера идёт глубоко, причём как у женщины, так и у мужчины.

Представим: два человека сохранили целомудрие до брака. Они могут постепенно, необязательно в первый же день, на протяжении нескольких дней, а то и больше подходить к первой близости.

Девственный мужчина испытывает столько эмоций, такой восторг от первой близости со своей любимой женщиной, что запоминает этот день навсегда. Запоминает образ возлюбленной во всех деталях: цвет волос, глаз, аромат кожи, дыхания, ощущения осязательные от прикосновений. Помнит их всю свою жизнь. Даже если его возлюбленная поседела, и морщинки избороздили тело и лицо её, образ по-прежнему прекрасен для него.

Тоже и с женщиной: любимый всегда в её душе и восприятии будет тем пылким и нежным юношей, каким она запомнила его в первый раз. Это эмоциональное запечатление происходит под действием тех же гормонов, что и запечатление образа ребёнка в сознании матери: окситоцин и эндорфины, которых выделяется огромное количество в первый час после родов. Благодаря им мы на всю жизнь влюбляемся в своего малыша. Те же самые гормоны выделяются после телесного союза.

Именно эти вещества обеспечивают нашу взаимную привязанность на всю жизнь. Наличие этого сильнейшего гормонального механизма свидетельствует о том, что в нашей изначальной природе заложена моногамия. В ней человек удовлетворён, спокоен и счастлив.

Когда друг друга запечатлели, узнали на таком эмоциональном подъёме, то им не нужен никакой другой партнёр. Первая близость будет скреплять этот брак. Легче пройдут через все кризисы, особенно первый год брака — когда розовые очки спадают, когда видят недостатки друг друга, притирка, бытовые неурядицы — редко, кто начинает жизнь с материального достатка, рождение первенца — ещё один кризис, формирование ролей. Все испытания пройдут. Потому что у них есть чистота брака, первая ночь.

Как растить детей если нет моногамии?

Мифический опыт

Ещё важная деталь: бытует мнение, что мужчина должен до брака набраться некоего опыта. Опять же ошибочное мнение. Мужчина с одной дамой «учился», а как эти навыки ему пригодятся при близости с другой? У новой женщины всё по-другому. Примерно, как побывал на Марсе, потом остановился на Сатурне, как опыт с одной планеты пригодится на другой?

Более того, эти умения будут мешать. Предыдущей женщине нравилось так и так, а новую это не устраивает. Он возмущается: что такое, всем нравится, а тебе нет? Будет пытаться доказать, что она неправильная. Мужчины быстро привыкают к какому-то штампу: у него был такой опыт, закрепился в сознании, теперь он считает, что так должно быть. Представители сильной половины трудно меняют свои паттерны поведения. Это не зря, потому что природой создано так: у мужчины будет одна женщина, не надо будет их менять и заново подстраиваться. Зачем же себе жизнь усложнять мифическим опытом?

Пары, которые вступают в брак целомудренными, есть — и я всегда радуюсь, когда встречаю подобные семьи. Люди, которые хранят чистоту до брака, поступают не только правильно, но и умно. У них нет проблем со здоровьем, и у их детей — тоже. Они не тратят денег на андрологов, репродуктологов, инфекционистов. Живут полноценной семейной жизнью.

Об этапах формирования материнства (видео)

Интервью с акушером-гинекологом Анной Мустафиной

Чтобы посмотреть видео — сканируйте QR-код или перейдите по ссылке — https://youtu.be/rKZ1iFfboHE

— о четырёх этапах онтогенеза материнства;

— о том, как восполнить несостоявшиеся этапы;

— и о новых формах школы родительства.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Счастье быть женщиной. Беседы с врачом акушером-гинекологом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я